Конституция США

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2012 в 11:47, реферат

Краткое описание

Конституция Соединенных Штатов Америки - основной действующий закон, выработанный Конституционным конвентом в Филадельфии. Конституция утвердила республиканскую демократическую форму правления и федеративное устройство США. Конституция США вступила в силу после утверждения специальными ратификационными конвентами 9 из 13 штатов 21 июня 1788 года.

Содержание

Введение
1. Взаимодействие конституции США и ее политической системы
2. Функции конституции США
Заключение
Список использованных источников

Вложенные файлы: 1 файл

Конституция США.docx

— 24.03 Кб (Скачать файл)

по  теме: «Конституция США»

Содержание

Введение

1. Взаимодействие  конституции США и ее политической  системы

2. Функции конституции  США

Заключение

Список использованных источников

Введение

Конституция Соединенных  Штатов Америки - основной действующий  закон, выработанный Конституционным  конвентом в Филадельфии. Конституция  утвердила республиканскую демократическую  форму правления и федеративное устройство США. Конституция США  вступила в силу после утверждения  специальными ратификационными конвентами 9 из 13 штатов 21 июня 1788 года.

Конституция США  базируется на принципах разделения властей (законодательной, исполнительной и судебной), «сдержек и противовесов» (каждая из трех ветвей власти располагает  рычагами воздействия на двух других), федерализма (первенства федеральной  юрисдикции над юрисдикцией штатов), судебного конституционного надзора. Конституция является документом прямого  действия: судьи, вынося решения, обязаны  руководствоваться в первую очередь  Конституцией и лишь во вторую прочими  законами; этот принцип провозглашен Верховным судом США еще в 1803 году.

Изменения в  Конституции и дополнения к ней  производились путем принятия поправок к основному тексту. В 1789-1992 гг. принято 27 поправок (Аrticles of Amendments). Первые 10 - Билль о правах приняты в 1791 г. Остальные уточняли избирательные правила, нормы экономической и политической жизни страны. XI поправка (1798 г.) лишала сторонников Англии права обращаться в суд с требованием компенсации за собственность, конфискованную в ходе Войны за независимость. XII поправка (1804 г.) регламентировала порядок выборов президента и вице-президента США путем раздельного голосования за них, допуская принадлежность последних к разным партиям, что впоследствии было отменено. XIII (1865 г.), XIV (1868 г.) и XV (1870 г.) поправки, принятые в результате победы северян в Гражданской войне в США, были направлены на ликвидацию расовой дискриминации и создание законной основы для преобразований Реконструкции. XVI поправка (1913г.) вводила более жесткие правила взымания подоходного налога независимо от источника и места получения совокупного дохода. XVII поправка (1913г.) в противовес усилению контроля партийных боссов над избирательным процессом вводила прямые выборы сенаторов США. XVIII (1919г.) и отменившая ее XXI поправка (1933 г.) отразили неудачный опыт введения «сухого закона» в США. XIX (1920 г.), XXIV (1964 г.) и XXVI (1971г.) поправки распространяли избирательные права на женщин, малоимущих и лиц в возрасте от 18 лет до установленного штатами более высокого возрастного ценза. ХХ поправка (1933 г.) сокращала почти вдвое промежуток между избранием президента и вступлением его в должность, перенеся день инаугурации с 4 марта на 20 января. В условиях «великой депрессии» 1929-33 гг. это позволяло вновь избранному президенту Ф.Д. Рузвельту скорее приступить к исполнению своих обязанностей и реализации намеченных преобразований. На протяжении полутора столетий со времени принятия Конституции действовало неписаное правило, что президент избирается не более, чем на 2 срока. Оно было нарушено Ф.Д. Рузвельтом, избиравшимся 4 раза. Однако XXII поправка (1951 г.) восстановила конституционным путем старое правило, ограничив возможность пребывания на посту президента 2 сроками. XXV поправка (1967 г.) изменила порядок преемственности президентской власти, замещения вакансии вице-президента и права конгресса США в решении этих вопросов. Последняя XXVII поправка (1992 г.) была предложена еще Дж. Медисоном вместе с Биллем о правах, она была принята конгрессом, но не ратифицирована необходимым количеством штатов. В соответствии с принципами англо-американского права, закон, принятый позже, обладает большей юридической силой. Поэтому поправки получали преимущественное значение, отменяя противоречившие им положения Конституции.

Данная работа посвящена конституции США, ее политической системе и их взаимодействию.

1. Взаимодействие конституции  США и ее политической  системы

Процесс взаимосвязи  и взаимодействия конституции и  политической системы - это весьма сложный, двусторонний процесс, предполагающий не только прямое, но и обратное воздействие  данных институтов друг на друга. Оказывая активное влияние на политическую систему  страны, конституция сама, в свою очередь, подвергается со стороны последней  обратному воздействию. Чтобы убедиться  в этом, достаточно напомнить, что  политическая система (через государственные  рычаги и непосредственно) оказывает  огромное влияние на процесс выработки  и принятия конституции, на процесс  реализации заложенных в ней государственно-правовых велений и ее адаптации к изменяющейся среде, наконец, на осуществление контроля и обеспечение гарантий соблюдения конституционных положений.

Конституция, как  известно, отражает и закрепляет не только существующий экономический, но и социальный, духовный, политический строй того или иного общества. В силу уже одного этого она  должна рассматриваться соответственно не только в «чисто» правовом или  материальном, но и во всех других, отражающих различные стороны жизни общества, аспектах, в особенности в политико-идеологическом аспекте. Справедливыми являются замечания  отечественных ученых, занимающихся проблемами государственного права  США и других стран о том, что  конституция неизменно выступает  в виде политико-юридического и политико-идеологического  акта Мишин А.А. Государственное  право США. М., 1976. С. 10-35.

Политический, а  вместе с тем и идеологический характер Конституции США находит  свое конкретное выражение в том, что с помощью норм, содержащихся в этом основополагающем правовом документе, а также в актах, изданных на его  основе и в его развитие, опосредствуется, в конечном счете, вся сеть политических институтов, политических связей и  отношений, существующих между ними, система политико-правовых ценностей, включающих в себя значительное число принципов, лозунгов, правил, максим, заклинаний, заповедей и т.д.

Исходя из сложившейся  в отечественной и зарубежной юридической литературе классификации  существующих конституций на писанные и неписанные, гибкие и жесткие, формально-юридические и «живые», конституцию США предпочтительнее рассматривать в последнем плане.

Такой подход обусловлен тем, что подразделение конституций  современных государств по иным признакам, кроме степени их соответствия реальной действительности, отличается большей  мерой условности и неопределенности.

Подразделение существующих конституций на формально-юридические  и «живые» дает возможность, отталкиваясь от основного текста и поправок к  конституции, исследовать в то же время все те явления и составные  части политической системы общества, которые возникли и существуют в  реальной действительности если не вопреки, то, во всяком случае, помимо главных  положений, зафиксированных в Основном законе. Данное замечание относится, в первую очередь, к Конституции Соединенных Штатов Америки, где реальная политическая система во многом создавалась, а ее структурные подразделения институционализировались помимо текста Основного закона страны.

В подтверждение  сказанного можно сослаться на процесс  образования политических партий, различных  объединений бизнеса (Комитет экономического развития, Национальная ассоциация промышленников, Ассоциация американских банкиров и  др.), системы комитетов Конгресса, исполнительного аппарата при президенте и ряда других государственных и  общественно-политических институтов, о которых нет даже упоминаний в тексте ныне действующей Конституции.

Понятие реальной или «живой» конституции признается и достаточно широко используется не только в отечественной и зарубежной юридической и политологической литературе. Красноречивыми в этом отношении являются высказывания западных авторов относительно того, что в настоящее время только «не в меру прямолинейный, юридический ум может свести понятие и содержание Конституции США лишь к одному единственному документу - ее письменному тексту», что конституционное право - это не только выражение того, что записано в конституции ее создателями, но и продукт процесса непрерывного изменения социально-политических ценностей и результат их повседневной «конституционной интерпретации». Конституция Соединенных Штатов Америки, заключают западные политологи и социологи, находится в состоянии постоянного изменения и приспособления к действительности, «во многих отношениях она заново пишется каждым новым поколением».

Разумеется, данное представление о динамике, а, следовательно, и о характере Конституции  США не следует абсолютизировать, ибо наряду с ним в специальной  литературе существуют и противоположные  мнения, стремящиеся свести конституцию  и закрепленные в ней принципы к чисто юридической трактовке. Кроме того, судебная практика, особенно на уровне отдельных штатов, не всегда идет по пути безоговорочного признания  факта существования «живой»  конституции, отражающей процесс непрерывного изменения и развития политической системы общества, не всегда рассматривает  «соответствующие концепции и политическую практику как составную часть  конституции».

Однако, несмотря на это, все более прочные позиции  среди американских юристов и  политологов завоевывает точка  зрения, согласно которой «слова, составившие  еще в 1787 г. текст старейшей в мире конституции - Конституции США, плюс выражения, определившие содержание 26 поправок к ней, соотносятся со словами и содержанием конституции сегодняшних дней лишь метафорически ... Основные рамки и ограничения в отношении системы государственного управления, предусмотренные в тексте Конституции США, ныне сохраняют свою силу только в области теории. Что же касается практики и фактов современной американской общественно-политической жизни, то они совсем иные. В силу этого, хотя слова, составляющие текст Конституции США, по-прежнему остаются одними и теми же, но содержание их весьма существенно изменилось».

Среди других исходных посылок, касающихся механизма взаимодействия Конституции США с политической системой, следует выделить положение  о том, что не все разделы Основного  закона имеют одинаковое отношение  к политической системе общества. Одни из них имеют прямые, непосредственные связи с политической системой и  ее составными элементами, другие - косвенные, опосредствованные.

Прямые связи  проявляются, например, в ст. I (разд.1) конституции, провозглашающей, что  «все установленные здесь полномочия законодательной власти принадлежат  Конгрессу Соединенных Штатов, который  состоит из Сената и Палаты представителей»; в ст. II (разд.1), устанавливающей, что  «исполнительная власть осуществляется Президентом Соединенных Штатов Америки»; в ст. III (разд.1) Конституции, закрепляющей, что «судебная власть Соединенных Штатов осуществляется Верховным Судом и теми низшими  судами, которые будут время от времени учреждаться Конгрессом».

Что же касается других статей и поправок к Конституции  США, то их взаимоотношения с политической системой общества и ее отдельными структурными элементами носят косвенный  характер. Взаимосвязь и взаимодействие конституционной системы с политической в данном случае выступает не прямо, а через посредство экономической, социальной, духовной, правовой и других систем, в той или иной мере закрепляемых с помощью норм, содержащихся в  конституции.

В качестве примеров можно сослаться на такие статьи и разделы Конституции США, имеющие  лишь опосредствованное отношение  к политической системе общества, как ст. I (разд.7), гласящая, что «все билли по сборам поступлений дохода, исходят от Палаты представителей, но Сенат может предлагать поправки к ним и участвовать в их обсуждении, как и по другим биллям»; ст. IV (разд.1), устанавливающая, что «в каждом штате должны пользоваться уважением и полным доверием публичные акты, официальные документы и судебные решения всякого другого штата»; ст. VI, провозглашающая, что «настоящая Конституция и законы Соединенных Штатов, изданные в ее исполнение, равно как и все договоры, которые заключены или будут заключены Соединенными Штатами, являются высшими законами страны, и судьи каждого штата обязаны к их исполнению, хотя бы в Конституции и законах отдельных штатов встречались противоречащие постановления»; XVI поправка к Конституции, закрепляющая, что «Конгресс имеет право устанавливать и взимать налоги с доходов, из какого бы источника они ни происходили, вне зависимости от их распределения между отдельными штатами и безотносительно к каким-либо переписям или исчислениям населения» и др.

Разумеется, подразделение  взаимосвязей, существующих между Конституцией и политической системой США, на прямые и косвенные, носит условный характер. Помимо статей Конституции, имеющих прямое или косвенное отношение к политической системе США, существуют такие ее составные части, которые практически не поддаются классификации.

В числе таковых  можно назвать, например, III поправку к Конституции США, устанавливающую, что «в мирное время ни один солдат не должен помещаться на постой в какой-либо дом без согласия его владельца; во время же войны это допускается  только в порядке, установленном  законом»; VIII поправку, декларирующую, что «не должны требоваться непомерно большие залоги, взыскиваться чрезмерные штрафы, налагаться жестокие и необычные наказания»; и др.

2. Функции конституции  США

Конституция США  закрепляет, сложившееся в обществе, соотношение социально-классовых  сил и характер взаимоотношений  отражающих их общественно-политических институтов. Речь идет о соотношении  сил и характере взаимосвязей, существующих между различными общественно-политическими  институтами и движениями.

Применительно к политической системе и Конституции  США последнее проявляется, в  частности, в том, что конституция  закрепляет «систему разделения законодательной, исполнительной и судебной властей», а также характер взаимоотношений  облеченных властными полномочиями институтов, «устанавливает различные  организационные формы деятельности данных институтов, предусматривает  определенный порядок и процедуру  избрания или назначения должностных  лиц, а также различные виды и  формы их ответственности».

Конституция США  создает политико-правовые гарантии прав и свобод граждан, но в тоже время закрепляет и охраняет экономическую, социально-политическую и духовную власть правящего эстаблишмента. Разумеется, Конституция США, подобно конституциям других государств, всячески избегает прямого и открытого закрепления власти последнего. Более того, в преамбуле, ряде статей и поправок она последовательно стремится представить власть господствующих кругов и механизм реализации этой власти как систему властвования всех слоев общества, всего американского народа.

Об этом говорят, в частности, такие зафиксированные  в ней положения и формулировки, которые прямо или косвенно прокламируются от имени всего народа. «Мы, народ  Соединенных Штатов, - говорится, например, в преамбуле Конституции США, - в целях образования более  совершенного Союза, утверждения правосудия, охраны внутреннего спокойствия, организации  совместной обороны, содействия благосостоянию и обеспечения нам и нашему потомству благ свободы, учреждаем  и вводим эту Конституцию для  Соединенных Штатов Америки». Именем народа, «принадлежностью» ему прав и свобод оперирует также поправка II к Конституции, прокламирующая неограниченность права народа хранить и носить оружие; поправка IV, провозглашающая  «право народа на охрану личности, жилища, бумаг и имущества от необоснованных обысков или арестов ...», и другие составные части Конституции  США.

Информация о работе Конституция США