Моделирование бизнес-процессов страховой компании с помощью современных информационных технологий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июля 2013 в 07:55, доклад

Краткое описание

IT охватывает новые области науки, техники, бизнеса. Яркий пример — сфера страхового бизнеса. Внедрение и использование современных информационных технологий становится закономерностью. В первую очередь это связано с возрастающим потоком информации, который необходимо накапливать, хранить и обрабатывать. Рост объемов документооборота страховой компании приводит:
— к увеличению числа сотрудников страховой компании;
— к увеличению расходов на ведение страхового бизнеса;
— к отсутствию гибкости в управлении страховой компанией;
— к росту цен на страховые услуги компании и, как следствие, снижению ее конкурентоспособности.

Вложенные файлы: 1 файл

Моделирование бизнес-процессов2.docx

— 23.42 Кб (Скачать файл)

Моделирование бизнес-процессов  страховой компании с помощью  современных информационных технологий

Моделирование бизнес-процессов  страховой компании с помощью  современных информационных технологий

Опубликовано в журнале "Менеджмент в России и за рубежом" №1 год - 2007

Ручкин  К.А.

канд. физ.-мат. наук,  
доцент кафедры «Программное обеспечение и интеллектуальные системы»,  
Донецкий государственный институт искусственного интеллекта

Ручкина В.Н.,  
аспирант Донецкого национального университета

IT охватывает новые области  науки, техники, бизнеса. Яркий  пример — сфера страхового  бизнеса. Внедрение и использование  современных информационных технологий  становится закономерностью. В  первую очередь это связано  с возрастающим потоком информации, который необходимо накапливать,  хранить и обрабатывать. Рост  объемов документооборота страховой  компании приводит: 
— к увеличению числа сотрудников страховой компании; 
— к увеличению расходов на ведение страхового бизнеса; 
— к отсутствию гибкости в управлении страховой компанией; 
— к росту цен на страховые услуги компании и, как следствие, снижению ее конкурентоспособности.

Способность страховой компании своевременно обрабатывать и извлекать  большие объемы информации напрямую зависит от уровня автоматизации  ее деятельности.

Оптимальным результатом  работ по развитию автоматизации  деятельности страховой компании является разработка и внедрение компьютерной информационной системы (КИС) обработки  данных, нацеленной на охват всех основных элементов технологического процесса и гарантирующий полную безопасность данных на всех этапах обработки информации.

Процесс перехода страховой  компании к компьютерным информационным системам включает три этапа: разработка и проектирование системы, ее программирование и внедрение.

Первым шагом на этапе  разработки и проектирования КИС  является процесс построения идеальной  и реальной моделей бизнеса СК («программирование бизнеса»). Проектирование бизнес-процессов проводится как  с помощью классических (SADT) технологий, так и с помощью современных (UML) технологий. Подходы имеют преимущества и недостатки, но позволяют формализовать  и упростить понимание деятельности компании и отдельных ее участков.

Классическая методология  структурного анализа и проектирования SADT («Structured Analysis& Design Technique») позволяет описать деятельность компании с функционально-структурной точки зрения. Диаграммы, построенные с помощью этого подхода, отражают систему бизнес-процессов компании как набор функций, процедур и задач, выполняемых в компании, и описывают принципы использования потоков данных. Такие диаграммы просты для понимания специалистами различных уровней управления компании.

Методология объектно-ориентированного анализа и проектирования с помощью  унифицированного языка моделирования UML («Unified Modeling Language») позволяет отразить динамику процессов компании.

Следующим шагом на этом этапе является выбор средств  и систем моделирования бизнеса. Системы CASE («Computer-Assisted Software Engineering») наиболее подходят для этого. Выбор CASE зависит от выбранной методологии моделирования. Технология классического структурного моделирования полностью реализуется с помощью системы BPWin, входящей в комплекс программ Computer Associates AllFusion Modeling 4.1. В системе BPWin создаются модели процессов следующих стандартов (нотаций): IDEF0, DFD и IDEF3.

Модели на основе стандарта IDEF0 необходимы для выявления основных, не дублируемых, не избыточных и эффективных  работ и правильно распределенных ресурсов. Диаграммы потоков данных (DFD) описывают функции обработки  информации, документы, объекты, а также  сотрудники и подразделения. При  этом используется набор элементов  для источников, приемников и хранилищ данных. Для логики взаимодействия информационных потоков используется IDEF3. С его помощью дают характеристику как отдельной постановке реализации бизнес-процесса, так и полной последовательности действий.

Созданные с применением  BPWin диаграммы позволяют точнее сформулировать постановку задачи и наметить этапы ее решения.

Рассмотрим процессы организации  учета и обслуживания договоров  страхования, а также урегулирования убытков по ним. В качестве субъектов  в этих процессах выступают: клиент (физическое или юридическое лицо) и персонал страховой компании. Объектом выступает деятельность по учету  и обслуживанию договоров страхования, а также урегулированию убытков  по ним.

Учет договоров страхования  включает следующие процессы: 
— прием входящих документов; 
— регистрация страхователя, существенных условий договора страхования; 
— обработка договоров страхования; 
— вычисление задолженности страхователя (при уплате страховых платежей по графику); 
— регистрация выплат; 
— вычисление остатка страховой суммы; 
— формирование исходящих документов; 
— выдача исходящих документов.

Обслуживание договоров  страхования включает следующие  процессы: 
— прием входящих документов; 
— обработка данных по договорам на расторжение; 
— обработка данных по договорам на продление; 
— формирование исходящих документов (писем на продление договора или уплате очередного взноса); 
— расчет скидок в результате продления договора и с учетом положительной страховой историей клиента; 
— выдача исходящих документов.

Урегулирование убытков  по договорам страхования включает следующие процессы: 
— прием входящих документов; 
— регистрация страхователя (застрахованного лица); 
— регистрация страхового случая; 
— оценка страхового случая; 
— ведение истории страховых случаев по договору страхования; 
— ведение истории страховых случаев по страхователю (застрахованному лицу); 
— калькуляция страхового возмещения (страховых выплат); 
— составление страхового акта и его регистрация; 
— регистрация страховых выплат; 
— составление ведомости страховых выплат (возмещений) в целом по компании с учетом различных классификационных признаков; 
— формирование исходящих документов; 
— выдача исходящих документов.

После определения основных организационных процессов деятельности необходимо стандартизировать документооборот  страховой компании. Компьютерная информационная система эффективна в том случае, когда определены организационные  процессы деятельности компании, а  также стандартизирован документооборот.

На заключительном шаге этапа  разработки и проектирования КИС  составляется техническое задание. Техническое задание должно содержать  общие требования к системе, подробные  требования к задачам и функциям системы, другую техническую документацию. Чем точнее будут сформулированы требования к разрабатываемой системе, тем точнее они будут реализованы.

Современная компьютерная информационная система страховой компании —  это система для ввода, обработки  и хранения информации, которая охватывает все основные подразделения, службы, рабочие участки компании и отвечает требованиям оперативности, достоверности, функциональной полноты, ясности, доступности  и надежности.

Оперативность — на ввод и обработку первичных документов должно затрачиваться как можно  меньше времени, так как ценность информации с каждым днем убывает.

Достоверность достигается  благодаря компьютерной информационной системе, на которую перекладываются  функции проверки правильности ввода  данных.

Функциональная полнота  — учет максимального объема информации, а также соответствие данных, содержащихся в первичной документации, требованиям  нормативных актов и инструкций, внутренних стандартов и соглашений.

Ясность — данные, вводимые с первичной документации, которые  используют отделы компании, должны быть непротиворечивы и согласованы, а в случае несогласованности должны предусматриваться контрольные механизмы и процедуры коррекции данных.

Должна соблюдаться доступность  данных для проведения необходимого объема работ по проверке учетной  информации, а также для получения  информации по документам, которые  не требуются для текущей работы отделов компании.

Надежность — обеспечение  минимальной потери данных с последующим  их восстановлением в случаях  сбоя в системе, вызванного объективными и субъективными факторами.

Более точно техническое  задание может быть составлено с  учетом схем и диаграмм, спроектированных на этапе разработки и проектирования системы с помощью современного инструментария бизнес — интеллекта.

Первый шаг на этапе  программирования предусматривает  выбор и проектирование модели хранения данных. ERWin, входящий в набор Computer Associates AllFusion Modeling 4.1, позволяет спроектировать выбранную модель данных с использованием диаграмм DFD.

На следующем шаге этапа  программирования определяется система  или язык программирования. Затем  создается серверная и клиентская части системы или язык программирования интерфейса. Далее происходит составление  запросов и формирования шаблонов для  отчетов.

Последним шагом на этапе  программирования является тестирование и отладка как отдельных частей программы, так и всей системы.

Основные этапы внедрения  предусматривают установку и  наладку компьютерной информационной системы. Далее происходит уточнение  первичных документов и форм отчетов. Адаптация системы предполагает доведение ее от уровня As Is до уровня To Be, вплоть до корректировки самих бизнес-процессов.

Компьютерная информационная система должна содержать модули (подсистемы), соответствующие основным участкам работы внутри компании: договор, обслуживание договоров, выплаты, анализ, бизнес-ядро, эксперт. Все эти блоки  ориентируются на предоставление оперативной  и достоверной информации руководству  компании для принятия обоснованных управленческих решений.

Рассмотрим подробнее  работу экспертного блока. Этот блок представляет собой экспертную систему (ЭС) способную решать основные задачи компании, такие, как: 
— оперативность принятия решения по выбору продукта страхования для клиента по заданным условиям страхования; 
— возможность проведение андеррайтенговой политики в режиме on-line для структурных подразделений компании, которые удалены от головного офиса компании; 
— анализ и прогнозирование тарифной политики по видам страхования, страховым продуктам компании; 
— анализ деятельности компании на отчетную дату по заданным классификационным параметрам (например, поступления платежей по продающим подразделениям компании, по видам страхования, по страховым продуктам; оперативная информация по заявленным убыткам по компании, по видам страхования, по страховым продуктам; оперативная информация по фактическим выплатам; информация о техническом результате деятельности компании на любую дату). 
Экспертная система оперирует как со знаниями, выработанными в области страхования, так и данными, накапливаемыми страховой компании. Программа решает поставленные задачи посредством логического вывода, имея доступ к системе фактов, и выводит заключения из информации, имеющейся в базе знаний. База знаний (БЗ) состоит из трех частей:

1. Правила, описывающие  отношения и методы для решения  задач области применения. БЗ  составляется из фактических  знаний, хранящихся в базе данных  на носителе и знаний, используемых  для вывода других знаний.

2. Механизм вывода. Содержит  принципы и правила работы, выбирает  способ применения правил для  решения задач. Определяет, какие  правила нужно вызвать, организуя  к ним доступ в БЗ. Механизм  вывода определяет, когда найдено  приемлемое решение и передает  его.

3. Система пользовательского  интерфейса. Может помочь пользователям  при работе с ЭС, даже если  они не знают, как она организована; объясняет пользователю, как получить  результат.

Профессионально структурированная  компьютерная информационная система  увеличит конкурентное преимущество страховой  компании, информационные потоки которой  с каждым днем увеличиваются. Процесс  перехода страховой компании к компьютерным информационным системам включает этапы  разработки, программирования и внедрения. Данная система позволит автоматизировать ввод информации получения отчетов  деятельности компании, централизованно  вести учет и обработку данных, осуществлять электронную обработку  данных и обмен информацией, оперативно анализировать деятельность с последующим  определением тактики компании, прогнозировать и планировать деятельность компании. Трудности перехода к компьютерным информационным системам — прежде всего временные затраты на разработку и внедрение системы, высокие  денежные затраты (дорогостоящий процесс  по стандартизации и описанию бизнес-процессов  страховой компании), изменение устоявшихся  традиций компании. Тем не менее, они  в идеале экономически оправданы  и позволяют конкурентоспособно трудиться на рынке финансовых услуг.


 

 

 

 


Информация о работе Моделирование бизнес-процессов страховой компании с помощью современных информационных технологий