Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2013 в 13:16, реферат
Роль государства в экономике конкретизируется в его функциях. Все функции государства в переходной экономике связаны со становлением и развитием рыночных отношений. В зависимости от характера этой связи можно выделить 2 группы регулирующих функций государства. Во - первых, это функции по созданию условий эффективного существования рынка. Во - вторых, это функции по дополнению и корректировке действия собственно рыночных регуляторов. К первой группе относятся функции обеспечения правовой базы функционирования рыночного хозяйства, а также функция стимулирования и защиты конкуренции, как главной движущей силы в рыночной среде.
Маковец Максим гр.211 , 2 курс
РОЛЬ ГОСУДАРСТВА И ЕГО ФУНКЦИИ РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ
Роль государства в
экономике конкретизируется в его
функциях. Все функции государства
в переходной экономике связаны
со становлением и развитием рыночных
отношений. В зависимости от характера
этой связи можно выделить 2 группы
регулирующих функций государства.
Во - первых, это функции по созданию условий
эффективного существования рынка. Во
- вторых, это функции по дополнению и корректировке
действия собственно рыночных регуляторов.
К первой группе относятся функции обеспечения
правовой базы функционирования рыночного
хозяйства, а также функция стимулирования
и защиты конкуренции, как главной движущей
силы в рыночной среде. Ко второй группе
относятся функции перераспределения
доходов, корректировки распределения
ресурсов, обеспечения экономической
стабильности и стимулирования экономического
роста. Названные функции характерны как
для переходной, так и для развитой рыночной
экономики.
К функциям, выполняемым государством
в экономике, относятся, прежде всего,
следующие:
- создание и регулирование правовой основы
функционирования экономики;
- антимонопольное регулирование;
- проведение политики макроэкономической
стабилизации;
- воздействие на размещение ресурсов;
- деятельность в сфере распределения
доходов;
- деятельность государства, как субъекта
имущественных отношений.
Такая классификация достаточно условна,
так как в реальной практике все функции
взаимосвязаны и действуют в комплексе.
Создание и регулирование правовой основы
функционирования экономики.
Прежде всего, на государстве лежит ответственность
за создание законов и правил, регулирующих
экономическую деятельность, а также контроль
за их исполнением. Создание законодательной
базы - это установление правил поведения
экономических агентов, юридических принципов
экономического общения, которых обязаны
придерживаться в своих действиях все
экономические агенты - производители,
потребители и само государство. В числе
этих правил можно отметить законодательные
и нормативные акты, защищающие права
частной собственности и определяющие
формы предпринимательской деятельности,
условия функционирования предприятий,
их взаимоотношения между собой и государством.
Правовые нормы распространяются на проблемы
качества продукции и безопасность труда,
вопросы взаимоотношений профсоюзов и
администрации и др.
Антимонопольное регулирование
К важнейшим законодательным актам, регулирующим
экономическую сферу, выполняющим функцию
защиты конкуренции, следует отнести антитрестовские
(антимонопольные) законы.
Современное антимонопольное законодательство
имеет два принципиальных направления:
контроль за ценами и контроль за слияниями
компаний. Антимонопольное законодательство
в первую очередь запрещает соглашение
по ценам. Незаконным является сговор
между фирмами в целях установления цен.
Законом преследуется демпинговая практика
продаж, когда фирма умышленно устанавливает
более низкие цены, с тем чтобы вытеснить
из отрасли конкурентов.
Макроэкономическая стабилизация
Равновесие в экономической системе, которое
устанавливается на основе рыночной самонастройки
экономики, может сопровождаться высоким
уровнем безработицы или чрезмерной инфляцией.
Поскольку наиболее болезненно инфляция
и безработица сказываются в периоды экономических
кризисов, то политику, направленную на
макроэкономическую стабилизацию, можно
определить как деятельность правительства
по сглаживанию промышленных циклов.
Главные инструменты в решении этой задачи
- фискальная и денежная политика. Каковы
бы ни были последствия, само по себе балансирование
бюджета не происходит, на объем денег
в обращении также влияют действия правительства.
Согласно общим рекомендациям, для проведения
политики стабилизации необходимо увеличивать
государственные расходы и уменьшать
налоги для стимулирования расходов частного
сектора в периоды высокой безработицы
или соответственно сокращать государственные
расходы и повышать налоги с тем, чтобы
сокращал расходы частный сектор в периоды,
когда общество больше всего беспокоит
инфляция. Улучшают или ухудшают ситуацию
те или иные действия правительства, приходится
судить по последствиям. Общепризнанным
достоинством конкурентной рыночной системы
является способность эффективно распределять
ресурсы. Но в определенных ситуациях,
таких как внешние эффекты, общественные
товары, несовершенство конкуренции и
т.д., возникает проблема нерационального
распределения ресурсов, и необходимо
вмешательство государства для социально
справедливого решения этой проблемы.
Перераспределение ресурсов может касаться
промышленного и сельскохозяйственного
производства. В каждом конкретном случае
используются определенные разновидности
государственного воздействия. В качестве
инструментов могут использоваться налоги,
субсидии, непосредственное государственное
регулирование и т. д.
Так, через систему налогов и субсидий
государство может воздействовать на
производство общественных благ и услуг.
В качестве примера можно привести льготное
налогообложение и субсидии в сферы искусства,
фундаментальной науки, образования. Оно
может брать на себя, полностью или частично,
производство общественных благ.
Перераспределение доходов
Не менее важной является и функция, связанная
с перераспределением доходов. Распределение,
которое обеспечивает конкурентный механизм,
приводит к социальному расслоению и бедности
в силу обстоятельств, находящихся вне
контроля человека, неподвластных ему.
Общество берет на себя заботу о неимущих
гражданах через налоговое перераспределение
доходов, принятие программ социальной
защиты. Например, выплаты по социальному
страхованию, медицинской помощи, пособий
по безработице и т.д. Государством финансируются
программы, обеспечивающие возможность
получения образования вне зависимости
от доходов семьи, субсидий на поддержание
цен на ряд сельскохозяйственных продуктов
и т.д.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Антикризисное управление;
от банкротства — к
2. Бузгалин А. В. Переходная экономика — М., Таурус,1994.
3. Бусыгин А. В. Предпринимательство — М., Инфра,1997.
4. Золотарев В. С, Платонов В. С. Рыночная экономика, региональный аспект. Ростов-на-Дону, РИНХД993.
5. Кантор Е. Л., Платонов В. С. Основы экономики предприятий цементной промышленности в условиях перехода к рынку. СПб; 1995.
6. Кэмпбелл Р., Макконкелл. Экономикс. М., Республика ,1992.
Информация о работе Роль государства и его функции регулирования экономики