Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2013 в 18:25, реферат
Цель: Углубить и расширить знания о видообразовании как результате эволюции; закрепить знания о разных путях и стадиях видообразования; раскрыть и охарактеризовать роль и виды изоляции; продолжить формирование умения составлять схемы определенных процессов (в данном случае видообразования) и сравнивать способы видообразования, продолжить формирование у школьников убежденности в необходимости сохранения видового многообразия растений и животных.
Введение……………………………………………………………………. 3
Глава 1.Видообразование. Этапы Видообразования …………………………. 4
Глава 2.Формы видообразования. ……. 5
Глава 3.Генетические аспекты видообразования ………………… 7
Глава 4.Экологические аспекты видообразования ………………… 9
Глава 5.Незавершенное видообразование и гибридогенез …………………… 10
Заключение………………………………………………………………. 11
Список литературы……………………………………………………. 12
НОУ Лицей ТГУ
Видообразование. Формы видообразования.
Томск 2013
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава 1.Видообразование. Этапы Видообразования …………………………. 4
Глава 2.Формы видообразования. ……. 5
Глава 3.Генетические аспекты видообразования ………………… 7
Глава 4.Экологические аспекты видообразования ………………… 9
Глава 5.Незавершенное видообразование и гибридогенез …………………… 10
Заключение……………………………………………………
Список
литературы……………………………………………………
Введение
Моя исследовательская работа посвящена изучению видообразованию и формам видообразования: выявлению их форм. Выбранная тема актуальна в наше время тем, что она является неотъемлемой частью биологических наук.
Цель: Углубить и расширить знания о видообразовании как результате эволюции; закрепить знания о разных путях и стадиях видообразования; раскрыть и охарактеризовать роль и виды изоляции; продолжить формирование умения составлять схемы определенных процессов (в данном случае видообразования) и сравнивать способы видообразования, продолжить формирование у школьников убежденности в необходимости сохранения видового многообразия растений и животных.
При выполнении работы мною были использованы: прочтение книг, энциклопедий, немалая часть моей работы написана на основе выводов практических исследовательских работ. Работа состоит из: введения, шести глав, заключения, списка литературы и приложения.
Глава1. Видообразование. Этапы Видообразования.
Видообразование – это сложный эволюционный процесс возникновения нового вида. Вновь возникший вид прерывает связи с родительским видом и превращается в обособленную совокупность организмов. Скрещивание особей нового и старого видов становится невозможным.
Представление о механизмах
видообразования впервые было высказано
Ч. Дарвином. Он исходил из того, что
внутривидовая борьба за существование
и вытекающий из нее естественный
отбор служат главной причиной расхождения
популяций, заставляют виды максимально
широко и разнообразно использовать
природные условия. По мнению Ч. Дарвина
в пределах одного вида часто возникают
популяции, которые приспосабливаются
к разным условиям обитания: влажным
или сухим, равнинным или горным
местообитаниям, потреблению определенной
пищи. Именно благодаря этому виды
с наибольшей полнотой используют ресурсы
среды своего обитания. Следовательно,
естественный отбор благоприятствует
все более полному
Видообразование может быть
рассмотрено в территориальном
и филогенетическом аспектах. Новый
вид может возникнуть из одной
или группы смежных популяций, расположенных
на периферии ареала исходного вида.
Такое видообразование
Глава 2.Формы видообразования
Согласно общепринятой точке зрения, в основе видообразования лежит принцип дивергенции. В результате дивергенции увеличивается число видов.
Дивергенция (от лат. divergo – отклоняюсь, отхожу) – это расхождение признаков организмов в ходе эволюции разных групп (филетических линий), возникших от одного предка. Дивергенцией называют также разделение в процессе эволюции единого таксона на два или несколько. Термин «дивергенция признаков» введён Ч. Дарвином (1859).
Схема видообразования. Каждая отдельная веточка — популяция: А — уровень исходного единого вида; Б — момент незавершенного разделения видов; В — два новых вида
В больших стационарных популяциях
(мегапопуляциях) видообразование затруднено.
Существует несколько типов первичной изоляции, которым соответствуют разные формы видообразования:
1. Пространственная,
или географическая –
формируются изолирующие барьеры в виде
горных цепей, водных преград, перешейков,
ледников, пустынь и т.д. Этот тип изоляции
является универсальным для всех видов.
Пространственная изоляция приводит к географическому,
или аллопатрическому видообраз
2. Экологическая –
формируются изолирующие барьеры в виде
разрывов между экологическими нишами.
Этот тип изоляции характерен для паразитических,
узкоспециализированных и малоподвижных
видов. Экологическая изоляция приводит
кэкологическому,
или симпатрическому видообразо
3. Генетическая –
формируются изолирующие барьеры в виде
хромосомных и геномных мутаций. Этот
тип изоляции характерен для растений
(при полиплоидизации) и некоторых животных
(при хромосомных перестройках и анеуплоидизации).
Генетическая изоляция приводит к генетическому,
или парапатрическому видообраз
Глава 3.Генетические аспекты видообразования
Каждая изолированная популяция обладает собственной эволюционной судьбой, то есть эволюционирует независимо от других популяций. Эволюция таких популяций включает три группы процессов.
I. В первую очередь
происходит дивергенция популяций по
непосредственно адаптивным признакам,
которые определяют (лимитируют) само
существование популяции в данных условиях.
При этом в каждой популяции действует
собственное давление движущего отбора.
Например, в популяции, обитающей на равнине,
сохраняется только аллель, обеспечивающий
покровительственную окраску, а в горной
или низкоширотной популяции – аллель,
обеспечивающий черную окраску (как средство
защиты от избыточного ультрафиолета).
Этот начальный этап видообразования
протекает сравнительно легко и быстро
(за десятки поколений), что связано с рядом
обстоятельств:
II. Если популяции достаточно малы, то в каждой из них происходит накопление адаптивно нейтральных мутаций. Эти процессы определяются действием ЭЭФ, отбор в этом случае играет вспомогательную роль (ясно, что мутации, заметно снижающие приспособленность организмов, будут отсеиваться отбором). При длительной первичной изоляции возможно полное замещение исходных аллелей новыми вариантами. Такое изменение в генофондах популяций создает предпосылки для возникновения межпопуляционной посткопуляционной изоляции (например, возникают хромосомные наборы или иммунные системы, совместимые при скрещивании особей из одной популяции, но не совместимые при скрещивании особей из разных популяций). Дивергенция по указанным признакам происходит далеко не всегда: известны виды, которые различаются по многим критериям, но в искусственных условиях успешно скрещиваются и дают полноценное потомство, например, зубры и бизоны, различные виды птиц, многие растения. Данный этап видообразования наименее изучен, поскольку требует очень длительной и неоднократной изоляции малых и сверхмалых популяций – именно в этих случаях срабатывает «эффект бутылочного горлышка».
III. В изолированных популяциях создаются предпосылки для прекопуляционной изоляции. Например, в одной популяции сроки размножения смещаются на начало весны, а в другой – на начало лета. Дивергенция по таким признакам происходит как под воздействием элементарных эволюционных факторов (то есть совершенно случайно), так и под воздействием движущей формы отбора (то есть закономерно). При этом не обязательна полная элиминация (утрата) исходных аллелей. Рассматриваемый этап видообразования протекает сравнительно быстро (за десятки и сотни поколений) в популяциях любого размера. На этом этапы видообразования, требующие обязательной изоляции популяций, завершаются. Для завершения видообразования требуется устранение первичной изоляции. Например, при географическом видообразовании исчезают преграды в виде водных пространств, перешейков, ледников, пустынь и т.д. Процесс объединения ранее изолированных популяций иногда называют вторичной интерградацией (подробнее этот термин будет рассмотрен ниже). В смешанной популяции существуют предпосылки для репродуктивной изоляции. Если скрещиваются особи из разных популяций, то их аллели не смогут перейти в последующие поколения из-за посткопуляционной изоляции, возникшей случайным образом в изолированных популяциях. В результате аллели, способствующие скрещиванию особей из сестринских популяций, будут элиминироваться из смешанной популяции, а аллели, препятствующие такому скрещиванию, будут сохраняться. Таким образом, заключительные этапы видообразования протекают при участии дизруптивного отбора по признакам, определяющим прекопуляционную изоляцию. Процессы, направленные на предотвращение межвидовой гибридизации в природных условиях, иначе называются «процессами Уоллеса». В результате смешанная популяция окончательно распадается на популяции, которые уже могут считаться популяциями разных видов. В простейшем случае исходный вид дает начало вееру сестринских видов. На практике ситуация оказывается более сложной, например, возможно сохранение исходного вида, а дочерние виды могут возникать как одновременно (параллельно), так и последовательно.
Глава 4.Экологические аспекты видообразования.
Вновь образовавшиеся симпатрические
виды вступают в жесткие конкурентные
отношения между собой, поскольку
они происходят непосредственно
от одного предка (сестринские виды,
виды-сибсы) и, следовательно, их экологические
ниши сходны, и в этом случае вступает
в игру принцип конкурентного исключения
(принцип Гаузе). Формирование экологической
ниши нового вида, его «встраивание» в
новое сообщество – сложный и мало изученный
(даже в теоретическом отношении) процесс.
Возможны следующие результаты конкурентной
борьбы между зарождающимися сестринскими
видами.