Моделирование патологических процессов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Сентября 2014 в 14:59, реферат

Краткое описание

Патологическая физиология – это наука о причинах возникновения, механизмах развития и исходах патологических процессов, основным методом которой является эксперимент на животных. Другими словами, патологическая физиология – это экспериментальная медицина.
Патофизиология изучает причины и механизмы развития болезней человека, занимая, таким образом, пограничное положение между теорией и клиникой.

Вложенные файлы: 1 файл

потофизиология 1.docx

— 44.95 Кб (Скачать файл)

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Орловский государственный университет

Медицинский институт

 

 

Кафедра общей патологии и физиологии

 

Заведующий кафедры:

Барсуков Владимир Сергеевич

 

 

Реферат на тему:

«Моделирование патологических процессов»

 

 

Выполнила:

Студентка 3 курса 7 группы

Пугина Анжела Витальевна

Преподаватель:

доцент Лысенко Вадим Вячеславович

 

 

 

 

 

Орел – 2014 г.

 

Патологическая физиология – это наука о причинах возникновения, механизмах развития и исходах патологических процессов, основным методом которой является эксперимент на животных. Другими словами, патологическая физиология – это экспериментальная медицина.

Патофизиология изучает причины и механизмы развития болезней человека, занимая, таким образом, пограничное положение между теорией и клиникой.

Патологическая физиология изучает патогенез, то есть механизмы развития заболевания, и саногеиез, то есть механизмы защиты от повреждающего агента, направленные на восстановление нарушенной этим агентом саморегуляции организма. Саногеиез и патогенез представляют собой две стороны одного процесса и находятся в тесном единстве, взаимно переходя друг в друга. В основе этого перехода лежит закон диалектического единства и борьбы противоположностей.

Патологическая физиология исследует болезнь в целом, ее отдельные стадии, механизмы выздоровления, соотношение социальных и биологических факторов в болезни и намечает методы ее лечения.

В патофизиологию как учебную дисциплину входят 3 основных раздела:

 

1. Нозология (от греч. nosos - болезни и logos - учение) - учение о сущности болезни, формирующее основные понятия и категории патологии, включает общую этиологию (учение о причинах и условиях возникновения болезней) и общий патогенез (учение о механизмах возникновения, развития и исхода болезней, а также о механизмах устойчивости организма к действию патогенных факторов).

2. Общая патофизиология.

3. Патофизиология органов и систем (частная патофизиология).

 

Общая патофизиология изучает типовые патологические процессы, к которым относятся расстройства местного кровообращения, воспаление, наиболее общие нарушения обмена веществ, аллергия и опухоли. Типовыми эти патологические процессы называются потому, что любое заболевание представляет собой либо один из этих процессов, либо их различные комбинации. Частная патологическая физиология изучает те же вопросы, но уже применительно к конкретным заболеваниям органов и систем.

 

Патологическая физиология решает 6 задач:

1) изучение проблем общей  патологии - создание общего учения  о болезни или общая нозология,

2) изучение причин болезни  и создание общего учения о  причинности в патологии - то есть  законов, управляющих причинами - это  общая этиология,

3) изучение общих механизмов  возникновения, развития и прекращения  болезней и патологических процессов - общий патогенез - это главная  задача,

4) изучение типовых патологических  процессов - фундамент болезни (их  около 20 в различных комбинациях),

5) изучение общих закономерностей  нарушения и восстановления деятельности  отдельных физиологических систем  и органов - частная патофизиология, где наиболее важным является  изучение показателей недостаточности  системы или органа,

6) обоснование новых методов  лечения - это создание учения  о принципах патогенетической  терапии - то есть воздействия  на механизмы развития болезни  на основе знаний патогенеза.

 

Патологическая физиология для изучения указанных вопросов применяет методы исследования других наук: физиологические, биохимические, биофизические, морфологические. Но она имеет и свой собственный, присущий только ей метод: экспериментальное моделирование патологических процессов у животных, то есть создание в эксперименте модели болезни человека. Применение этого метода требует соблюдения определенных правил, что дает возможность максимально приблизить патологический процесс, который вызывается у животного, к болезни человека и разработать новые методы диагностики и лечения.

Родоначальником применения экспериментального метода в медицинских исследованиях считают великого древнеримского врача Клавдия Галена (ок. 130 – ок. 200). Гален создал учение о болезни, которое использовалось врачами на протяжении почти полутора тысячелетий и было оставлено лишь в связи с дальнейшим развитием науки и получением новых клинических и экспериментальных данных. Гален сделал ряд точных анатомических описаний и первым стал ставить опыты на животных, з том числе – на обезьянах, которых называл «смешной копией человека».

В дальнейшем, на протяжении многих столетий эксперименты на животных, называемые в то время вивисекцией, то есть анатомированием живого организма в целях изучения его строения, ставились в основном с анатомическими целями, физиологические опыты и, тем более, эксперименты в области патологии практически не проводились. Лишь в первой половине XVII в. английский хирург и анатом Гарвей (1578-1657) поставил фундаменты или физиологический эксперимент на – квотных с целью доказательства ошибочности утверждения Галена об образовании и движении в организме крови. Гален утверждал, что кровь образуется в тканях внутренних органов, притекает к сердцу, которое гонит ее в мышцы, где кровь полностью утилизируется. Движение крови по Галену осуществляется как по венам, так и по артериям одновременно: во время систолы сердца – от него к органам и тканям, а во время диастолы – от тканей и органов к сердцу.

Гарвей пересек крупную артерию и установил, что кровь вытекает из центрального ее конца; при пересечении вены кровотечение происходило из периферического конца вены, причем и в том и в другом случае вытекала вся кровь. Таким образом Гарвей установил ограниченность объема крови в организме, а также направление ее движения: от сердца -* по артериям, а к сердцу – по венам. В сочетании с анализом анатомических данных это дало Гарвею основание утверждать, что система кровообращения является замкнутой.

После опытов Гарвея физиологический эксперимент занял прочное место в биологии и медицине.

Первый эксперимент с целью моделирования патологического процесса был осуществлен в 1823 г. французским физиологом Франсуа Мажанди (1783-1855), который показал, что при перерезке у кролика тройничного нерва через несколько дней на роговице глаза, расположенного на стороне операции, появлялась язва, которая в течение нескольких дней увеличивалась в размерах и приводила к гибели глаза. Так были открыты трофические нервы, оказывающие влияние на обмен веществ в тканях.

 

Структура эксперимента сложна и имеет ряд своих особенностей. Эксперимент бывает острый и  хронический. Острый эксперимент (вивисекция) основан на оперативном вмешательстве в организм животного. Он позволяет изучать острые расстройства в организме, например шок, коллапс, краш-синдром, острая недостаточность дыхания, кровообращения, почек и др.

Хронический эксперимент — длительный, дает возможность изучать динамику развития болезни. Его используют для моделирования хронических болезней, например атеросклероза, артериальной гипертензии, сахарного диабета, язвенной болезни и др.

 

 

Фазы эксперимента:

1. Исследование исходного  фона.

2. Получение "модели" болезни  и исследование ее патогенеза, механизмов болезни;

3. Патогенетическая терапия (регуляция механизмов патогенеза).

 

Выделяют следующие основные методы моделирования.

 

1. Эксперимент на живых объектах: на различных видах лабораторных животных, изолированных органах, культурах клеток и тканей. При моделировании на живых объектах всегда нужно помнить, что организм человека намного сложнее даже самых высокоорганизованных животных и находится под постоянным влиянием социальных факторов, в связи с чем получить «полную копию» болезни человека практически невозможно. Тем не менее отдельные симптомы, синдромы и наиболее важные звенья патогенеза человека могут быть изучены на животных. Например, нельзя смоделировать на животных гипертоническую болезнь человека в полном объеме, но можно воспроизвести наиболее важный ее симптом - стойкое повышение кровяного давления (гипертонию). Необходимо также знать, что ряд заболеваний человека (психические болезни, подагру, рак желудка и некоторые другие виды опухолей, бронхиальную астму, корь, скарлатину и др.) воспроизвести в эксперименте вообще невозможно.

При моделировании патологических процессов на живых объектах большое значение имеет принцип подбора лабораторных животных, в каждом случае следует учитывать их видовые и родовые особенности. Так, например, при изучении особенностей влияния на организм различного рода токсических веществ предпочтительнее проводить опыты на животных, метаболизм которых наиболее близок метаболизму человека, - в первую очередь это свиньи, затем собаки и крысы. Для изучения иммуногенности анатоксинов рекомендуются только мыши. Аллергические реакции, анафилактический шок лучше всего моделировать на морских свинках, опухоли - на мышах, неврозы - на собаках. Авитаминоз С можно моделировать только на морских свинках и только в определенном возрасте - от 8 дней до наступления половой зрелости, позднее они уже способны синтезировать витамин С. Инфекционные процессы нужно изучать на кроликах и мышах, но не на крысах, которых отличает повышенная функциональная активность надпочечников, обусловливающая их высокую естественную (в том числе противоинфекционную) резистентность.

 

Для изучения патологических процессов на живых объектах используют следующие методы эксперимента:

а) метод выключения (удаления или повреждения) какого-либо органа с последующим анализом появившихся симптомов в сравнении с клинической картиной заболевания у человека, при котором обнаруживается поражение соответствующего органа. Например, еще Шарль Броун-Секар пытался создать модель аддисоновой болезни человека путем удаления одного или двух надпочечников у собак и некоторых других видов животных. Модель сахарного диабета у животных можно вызвать либо удалением поджелудочной железы, либо ее повреждением путем введения им аллоксана или дитизона;

б) метод включения - введение в организм животных различных веществ, избыток которых обусловливает развитие того или иного заболевания у человека (например, для изучения тиреотоксикоза можно смоделировать его у животных введением тиреоидных гормонов);

в) метод раздражения - изменение функции того или иного органа путем различных воздействий (например, при раздражении блуждающего нерва возникает брадикардия);

г) метод изолированных органов - установление характера и степени поражения конкретного органа (сердце, легкие, печень и др.) и его вклада в развитие недостаточности кровообращения, дыхания, пищеварения и пр.;

д) метод парабиоза - соединение двух животных (парабионтов) через кровеносную и лимфатическую системы для изучения взаимных гуморальных влияний (гормонов и других метаболитов);

е) метод культуры тканей - выделение и фракционирование клеточных элементов различных органов и тканей, широко используется в последнее время в патофизиологии, гематологии, иммунологии, онкологии, фармакологии и т.п. для изучения роли отдельных клеточных элементов в регуляции кроветворения и иммунопоэза, механизмов малигнизации клеток, установления механизмов цитоповреждающего действия различных фармакологических препаратов и др.;

ж) метод сравнительной патологии - изучение в сравнительном (эволюционном) аспекте особенностей развития и течения различных патологических процессов (воспаление, гипоксия, лихорадка и др.). Основателем сравнительной патологии считается И.И. Мечников, который, в отличие от его предшественников (К. Линней, Р. Вирхов и др.), впервые связал этот метод с эволюционной теорией. Применив метод сравнительной патологии для изучения воспаления, И.И. Мечников показал возможность использования его для понимания сформированных в процессе эволюции механизмов физиологических и патологических реакций и процессов у высших организмов и человека.

Важно подчеркнуть, что патофизиология не располагает какими-то специальными методами экспериментального исследования и пользуется методическими приемами, разработанными в различных областях естествознания (физиология, биохимия, биофизика, иммунология и др.).

 

Таким образом, выделяется ряд особенностей моделирования патологического процесса:

 

Во-первых, необходимо подобрать такой вид животного, у которого данный вид патологического процесса будет развиваться аналогично соответствующему заболеванию человека. Так, например, у лягушки нельзя изучать развитие инфаркта миокарда, поскольку у нее нет коронарных сосудов, и, следовательно, некроз сердечной мышцы при повреждении миокарда будет развиваться совсем не так, как у человека, у которого возникновение инфаркта чаще всего связано с нарушением кровотока по коронарным артериям.

Во-вторых, этиологический (причинный) фактор, вызывающий патологический процесс у животного, должен инициировать динамику этого процесса, близкую к той, которая характерна для соответствующего заболевания человека. Например, широко используемая в экспериментальной кардиологии модель гемодинамической перегрузки сердца с помощью сужения восходящей аорты не является в полной степени адекватной аортальному стенозу у человека, поскольку у последнего процесс развивается постепенно, а у животного в эксперименте возникает одномоментно, что обуславливает различный порядок, характер и время включения в процесс пато – и саногенетических механизмов.

В-третьих, моделируя тот или иной патологический процесс, необходимо учитывать сходство (или различие) метаболизма конкретного вида животных с таковым в организме человека. При несоблюдении этого условия можно получить модель патологического процесса, которая не будет соответствовать заболеванию, развивающемуся у человека, и, следовательно, ценность такого исследования будет невелика. В этом отношении имеется один поучительный пример. В 1913 г. Я. Я. Аничков и С. С. Халатов предложили вызывать у кроликов атеросклероз посредством длительного кормления их холестерином. У животных действительно развивался атеросклероз, и на этой модели были изучены многочисленные механизмы повреждения сосудистой стенки холестерином. Однако данная модель ничего не давала для изучения механизмов развития самого атеросклероза, потому что в отличие от человека у кроликов крайне низка активность ферментов, расщепляющих эк – зогенно вводимый холестерин.

Информация о работе Моделирование патологических процессов