Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 00:09, курсовая работа
Аудит в нашей стране можно охарактеризовать как молодой, но быстро развивающийся рынок профессиональных услуг. На сегодняшний день рынок аудита России является самостоятельным сегментом бизнеса с годовым оборотом в несколько десятков миллиардов рублей и количеством занятых специалистов 30 000 человек.
Характерной особенностью рынка аудита России является то, что он представляет собой два относительно самостоятельных сегмента: внешне ориентированный аудит, представленный иностранными аудиторскими фирмами, прежде всего компаниями "большой четверки", и внутренний аудиторский рынок.
Введение 3
1.1 История возникновения 4
1.2 Аудит в настоящее время 4
1.3 Анализ аудита в России 15
Вывод 20
Список использованной литературы 21
Содержание
Введение 3
1.1 История возникновения 4
1.2 Аудит в настоящее время 4
1.3 Анализ аудита в России 15
Вывод 20
Список использованной литературы 21
Введение
Аудит в нашей стране можно охарактеризовать как молодой, но быстро развивающийся рынок профессиональных услуг. На сегодняшний день рынок аудита России является самостоятельным сегментом бизнеса с годовым оборотом в несколько десятков миллиардов рублей и количеством занятых специалистов 30 000 человек.
Характерной особенностью рынка аудита России является то, что он представляет собой два относительно самостоятельных сегмента: внешне ориентированный аудит, представленный иностранными аудиторскими фирмами, прежде всего компаниями "большой четверки", и внутренний аудиторский рынок.
Основной тенденцией изменений аудиторской деятельности в нашей стране был и остается курс на законодательное и методологическое сближение этих двух относительно самостоятельных сегментов, что отражено, в частности, в Концепции развития бухгалтерского учета и отчетности Российской Федерации на среднесрочную перспективу. При этом под сближением понимается внедрение в практику работы российских специалистов и коммерческих фирм правил деятельности, выработанных и апробированных мировым аудиторским сообществом, а не попытки крупных иностранных аудиторских фирм "подмять под себя" весь рынок аудита России. Такие попытки не имеют ничего общего с цивилизованным рынком. По своей сути они бесперспективны, так как становление реального цивилизованного рынка в каждой конкретно взятой стране невозможно без активного использования национального творческого и интеллектуального потенциала. А в России он велик.
Представляется необходимым
1.1 История возникновения
Профессия аудитора известна с глубокой древности. Еще примерно в 200 г. до н.э. квесторы, должностные лица, ведавшие финансовыми и судебными делами Римской империи, осуществляли контроль за государственными бухгалтерами на местах. Отчеты квесторов направлялись в Рим и заслушивались экзаменатором. Подобная практика и дала термин "аудитор" (от лат. – слушать). Законодательной родиной аудита считается Великобритания, а в России звание аудитора ввел Петр I, но в действительности это должность совмещала в себя обязанности прокурора, делопроизводителя и секретаря. Самая первая аудиторская фирма – АО "Инаудит" – была образована в 1987 г. в соответствии с постановлением Совмина СССР в связи с появлением совместных предприятий в различных отраслях народного хозяйства.
Иностранные инвесторы были заинтересованы в сохранности и прибыльности своих вложений, а следовательно, в получении объективной информации о финансовом положении совместных предприятий, не доверяя сложившейся системе контроля. Тем самым иностранные инвесторы оказали заметное влияние на возникновение и дальнейшее развитие аудита в нашей стране. Правовая база аудиторской деятельности появилась позднее – лишь в конце 1993 г., когда указом президента РФ от 22 декабря 1993 г. №2263 "Об аудиторской деятельности в Российской Федерации" были утверждены "Временные правила аудиторской деятельности в Российской Федерации".
1.2 Аудит в настоящее время
Рынок аудиторских услуг
очень специфичен и в настоящее
время российские власти всерьез
задумались над качеством услуг,
предоставляемых аудиторскими компаниями
в России. Сегодня этот вопрос очень
актуален, поскольку рынок аудиторских
услуг в России на текущий момент
очень неоднороден, и каждый из его
сегментов развивается по-
Наибольшими темпами (на 30-40%
в год) растет сегмент международного
аудита. Его заказчики - крупные платежеспособные
фирмы, уже являющиеся публичными компаниями
на рынке с положительной деловой
репутацией. Они, безусловно, заинтересованы
в получении квалифицированного
заключения, составленного по международным
нормам и подписанного желательно именитыми
составителями. В основном это российские
"голубые фишки", компании, которые
готовятся выйти или выходят
на рынки внутренних и внешних
заимствований. "В этом сегменте
спрос даже опережает предложение,
так как в России пока немного
фирм, способных обслуживать таких
клиентов на должном уровне. Это "большая
четверка", которая лидирует в
этом сегменте, и еще несколько
российских компаний - членов международных
сетей. По мнению экспертов, рынок международного
аудита продолжит расти высокими
темпами как минимум в
Скромнее выглядит на этом фоне рынок российского аудита - темпы его роста не намного превышают темпы роста российской экономики. Эту часть рынка можно разделить на два больших, принципиально различных по функциям сегмента. Первый - рынок аудиторских услуг для среднего звена - компаний, нуждающихся в качественном заключении, но еще не доросших до международных стандартов. Этот рынок меняется в основном структурно: на нем все большую долю занимают не просто аудиторские, а консалтинговые услуги. Рентабельность традиционных аудиторских услуг в России, исключая международные, сейчас достаточно низкая, поэтому большинство фирм повышают выручку с помощью оказания консультационных услуг. Уже сейчас более половины деятельности "большой четверки" в России составляют консультационные услуги, цены на которые растут в два-три раза быстрее цен на классический аудит.
Вторая часть этого
сегмента рынка (его еще часто
называют серым) - оказание услуг заказчикам,
для которых аудиторское
Сейчас российские власти
создают предпосылки для того,
чтобы уже устоявшаяся
В законопроекте же предлагается все вышеперечисленные функции передать СРО, которых на данный момент в Минфине зарегистрировано семь. Правда, одна из них - Ассоциация бухгалтеров и аудиторов "Содружество" документов на продление регистрации в этом году не подала - своих аудиторов она собирается объединить с Аудиторской палатой России. По слухам, еще целый ряд объединений подумывает о слиянии, поскольку "проходной балл", назначенный Минфином, - не менее 1500 аудиторских фирм - членов организации или 3000 частных аудиторов. Теоретически СРО обязаны исключать особо нерадивых членов за несоблюдение стандартов качества работы, правда, до сих пор такие случаи единичны. Однако беда в том, что в России пока не так много аудиторских фирм и частных практикантов.
Вообще в случае прохождения законопроекта СРО придется серьезно поработать, хотя бы для того, чтобы организовать достойную систему контроля качества аудиторских услуг. Существующая сейчас, по признанию самих участников рынка, в большинстве своем разительно отличается от западных аналогов. К примеру, по словам Б. Соколова, Аудиторской палате России при получении статуса и функций саморегулируемого профессионального аудиторского объединения придется увеличить штатную численность как минимум вдвое [2]. "Необходимо значительно увеличить отдел контроля качества аудиторской деятельности, сформировать отдел реестра аудиторов и аудиторских организаций, отдел по работе с аудиторами и т. д.", - поясняет он. Сейчас основной официальный доход СРО - членские взносы, которые сильно варьируются от одной организации к другой и зависят от объемов деятельности фирмы-участника. Однако по нашему законодательству СРО разрешено также заниматься коммерческой деятельностью, но исключительно направленной на достижение целей организации. Это в основном издание методической литературы, проведение "круглых столов" и семинаров, организация подготовки к аттестации и т. д. Кроме того, СРО зарабатывают на проведении контроля своих членов, который по закону осуществляется раз в три года.
Обязательность членства
в СРО может привести к росту
вступительных взносов и
Есть и другие прогнозы экспертов - особого роста цен на рынке, исключая международный аудит, не будет, так как довольно велика конкуренция, особенно между "большой четверкой" и крупными российскими компаниями. Такую точку зрения разделяют многие средние и крупные аудиторские фирмы. Представители небольших компаний нервничают больше, но ровно настолько, чтобы рассуждать о переквалификации, то есть превращении из формальных аудиторов в реальных налоговых консультантов. В целом же все понимают: чтобы не только найти средства, разработать и внедрить систему контроля качества аудиторских услуг, но и опробовать ее на своих членах, СРО понадобится никак не меньше двух-трех лет упорной работы. Пока же многие эксперты говорят о том, что российские СРО к той ответственной задаче, которую собирается возложить на них Минфин, еще не готовы.
Та система контроля аудиторского
рынка, которую сейчас пытаются выстроить
в России, больше всего напоминает
старую американскую модель. Именно в
США традиционно функции по разработке
аудиторских стандартов, ведению
реестра аудиторских
Таким образом, новое законодательство может кардинально изменить ситуацию на рынке аудиторских услуга, а ужесточение контроля существенно повлияет на повышение качества аудиторских услуг. От закона ожидают скорее положительного эффекта, но в настоящее время инструментарий закона еще сырой.
Крупные игроки единодушны
в своем одобрении
Если в действиях СРО возобладает популистская логика, то задача повышения качества услуг может быть отодвинута на второй план. Также крайне важным является формирование СРО реальных приоритетов своей деятельности и построение эффективного механизма отношений СРО и регулятора – Министерства финансов.
Информация о работе Анализ современного состояния рынка аудиторских услуг в России