Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2011 в 17:50, реферат
Аудит — одна из форм финансового контроля, потребность в котором возникла одновременно с зарождением и развитием товарообменных и денежных отношений. Первой страной, создавшей систему финансового контроля, был Китай около 700 г. до н. э.
История аудита
Аудит — одна
из форм финансового контроля, потребность
в котором возникла одновременно
с зарождением и развитием
товарообменных и денежных отношений.
Первой страной, создавшей систему
финансового контроля, был Китай
около 700 г. до н. э.
Развитие аудита
было тесно связано с особенностями
финансово-промышленной истории отдельных
стран и , определялось прежде всего
характером развития рынка капитала.
Аудит был известен
в Европе уже в Средневековье,
однако как наука и вид экономической
деятельности активно развивается с XIX
века. В Средние века по просьбе контрагентов
купцов (как правило, других купцов или
банковских институтов) аудиторы проверяли
бухгалтерские книги купцов и свидетельствовали
их достоверность. В XIX веке основными
заказчиками аудита стали, помимо кредиторов,
собственники компании — что связано
с активным развитием акционерных и ограниченных
компаний, в которых собственники не занимались
текущим управлением и, соответственно,
нуждались в периодической проверке нанятых
управляющих.
Глобализация
экономики, создание транснациональных
корпораций с множеством подразделений,
разбросанных зачастую по всей стране,
а то и по всему миру, значительно
усилили потребности бизнеса
в независимых ревизорах. Кроме
того, по мере роста государственного
вмешательства в экономику и усложнения
системы налогообложения, компании стали
испытывать необходимость в независимых
специалистах, которые могли проверить
бухгалтерскую и налоговую отчётность
фирмы с целью выявления ошибок и искажений
отчётности и предотвращения санкций
со стороны государственных органов.
В XX веке в связи
с активным развитием фондового
рынка появилась новая
С середины XX века аудиторы стали расширять сферу своих интересов и начали осуществлять деятельность не только по подтверждению бухгалтерской отчётности, но и стали сами вести бухгалтерский учёт для сторонних организаций, выступая в роли коллегиального корпоративного бухгалтера и юриста, а также инвестиционного консультанта и доверительного управляющего для своих клиентов. Кроме того, научно-техническая революция вынудила аудиторские компании освоить функции по внедрению современных технологий по управлению предприятием, автоматизации учёта, внедрению систем контроля качества и других смежных работ.
Виды аудита.
В XX веке аудит разделился на 2 большие группы:
финансовый/инвестиционный аудит;
промышленный аудит.
Финансовый и
инвестиционный аудит
Финансовый — это и есть аудит в классическом понимании, то есть проверка финансовой отчётности и выражение мнения о её достоверности. Близко примыкает к нему и инвестиционный аудит — заключение о целевом и эффективном использовании инвестиционных ресурсов и аудит профессиональных участников инвестиционной деятельности (бирж, инвестиционных и строительных компаний). Также вплотную к финансовому аудиту примыкает ревизионная деятельность и деятельность по проведению инвентаризации. В зависимости от того, проводится ли аудит отчетности компании независимым аудитором или собственными сотрудниками, принято различать независимый (аудит в классическом понимании) и внутренний аудит.
Промышленный
аудит.
Промышленный
аудит более сложное явление, так как
включает в себя элементы финансового
(в части формирования себестоимости изделий,
подтверждения обоснованности тарифов
на услуги — например, услуги ЖКХ) и чисто
технического аудита.
Под техническим
аудитом понимают проверку независимыми
специалистами системы организации производства,
системы контроля и управления качеством,
применяемых технических и технологических
решений, а также проверку технического
состояния машин оборудования, механизмов,
зданий и сооружений, инженерных коммуникаций,
систем и сетей, также проверку технической
и проектной документации с выражением
мнения относительно обоснованности применяемых
технических/технологических решений,
способов управления производством и
соответствия технического состояния
инженерно сложных систем и оборудования
требованиям нормативных актов.
Вплотную к
промышленному аудиту примыкает
инспекционная деятельность — то
есть деятельность по техническому надзору
(за изготовлением, строительством, сборкой,
пуском-наладкой) технически сложных изделий,
имеющих так называемые скрытые работы
(работы, которые невозможно увидеть и
принять по качеству в будущем — например,
фундаментные работы) и деятельность по
независимой приёмке технически сложных
изделий (кораблей, турбин, технологических
комплексов) и подтверждению достижения
проектных параметров, а также приёмке
партий товаров с подтверждением их свойств,
количества и качества.
Разновидностями
промышленного аудита являются экологический
аудит (подтверждение нагрузок на природную
среду), энергетический аудит, аудит затрат
на эксплуатацию и подтверждение тарифов
(применяется в основном для обоснования
цен на продукцию естественных и иных
монополий) и иные виды специальных аудитов
.
В России аудит
бухгалтерской отчётности появился с
конца 1980-х гг. (не считая дореволюционной
эпохи) и был тесно связан с деятельностью
вновь возникших совместных предприятий.
До середины 90-х гг. XX в. рынок складывался
стихийно, хотя определённый порядок внесло
принятие Президентом Временных правил
аудиторской деятельности в 1993 году. Характерная
черта этого времени — профессия формировалась
из бывших советских ревизоров и бухгалтеров.
С конца 1994 была введена обязательная
аттестация аудиторов, а начиная с 1995 —
лицензирование аудиторских организаций
и частных аудиторов.
В 2001 был принят
и с 2002 года вступил в силу Федеральный
Закон РФ «Об аудиторской деятельности»,
который оказал определённое воздействие
на рынок финансового аудита и
его движение в сторону более цивилизованных
стандартов работы. В частности, закон
установил специальную правоспособность
для аудиторских организаций (аудиторские
фирмы имеют право заниматься только аудитом
и сопутствующими услугами). Была введена
минимальная численность штата аудиторских
фирм. Был закрыт доступ индивидуальных
аудиторов на рынок обязательного аудита.
В законе были допущены и «ляпы» — как
технического характера (в первоначальной
редакции содержались ссылки на отсутствующие
части статей), так и по существу (предусматривалась
обязательное страхование ответственности
аудитора по договору с аудируемым клиентом,
что довольно абсурдно; в мировой практике
принято страховать ответственность аудитора
за причинение вреда).
Начиная с 2003 по
инициативе Минфина, представителей аудиторской
профессии, иных заинтересованных лиц
велась подготовка новой редакции закона
«Об аудиторской деятельности», которая
изрядно затянулась из-за столкновения
противоположных мнений относительно
ряда моментов (главным образом, из-за
отмены лицензирования и требований к
СРО).
Наконец, в декабре 2008 был принят и с 1 января 2009 (отдельные статьи — с 1 января 2010) вступил в силу новый федеральный закон «Об аудиторской деятельности» № 307-ФЗ, в соответствии с которым лицензирование аудиторов заменено обязательным членством в аудиторских СРО. Членами СРО должны быть также физические лица-аудиторы. Минимальное число членов — 700 аудиторов или 500 аудиторских организаций. Законом восстановлено забытое было требование о наличии в капитале аудиторских организаций большинства у квалифицированных аудиторов или аудиторских организаций. Индивидуальным аудиторам частично возвращен доступ к проведению обязательного аудита. Страхование ответственности заменено механизмом компенсационных фондов СРО.
Количественные
характеристики рынка аудита
В настоящее
время Минфином РФ зарегистрированы
в реестре 6 аудиторских СРО (данные
на конец 2009).
Число аттестованных
аудиторов составляет 38.8 тыс. чел. Из
них только 0.7 тыс. чел оказывают
аудиторские услуги непосредственно,
остальные являются сотрудниками аудиторских
фирм, количество которых в свою очередь
составляет 6.2 тыс. шт. (все данные на начало
2009).
По состоянию на 25.02.2010 количество аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов, внесенных в контрольный экземпляр реестра Минфина, составило соответственно 4.2 тыс. фирм и 21.1 тыс. чел. (данные официального сайта Минфина)
Обязательный
аудит
Обязательный
аудит — обязательная ежегодная
проверка бухгалтерской отчетности
открытых акционерных обществ, банков,
бирж, фондов, организаций с долей уставного
капитала, принадлежащей иностранному
инвестору, крупных предприятий и других
организаций, перечень которых установлен
нормативными актами.
Законом «Об аудиторской деятельности» и рядом других федеральных законов установлены случаи, в которых компании обязаны провести независимый аудит своей бухгалтерской или иной отчетности. Это относится к компаниям определенных секторов: кредитные организации, инвестиционные компании и фонды и т. д.; к количественным характеристикам компаний: выручка свыше 50 млн руб, активы свыше 20 млн руб; к статусу компаний — ОАО; к предприятиям-банкротам. В остальных случаях проводимый аудит, согласно сложившейся практике, именуется «инициативным».
В России
применяются федеральные