Безналичный расчёт

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2013 в 22:53, контрольная работа

Краткое описание

Безналичные расчеты — это платежи, осуществляемые без использования наличных денег, посредством перечисления денежных средств по счетам в кредитных учреждениях и зачетов взаимных требований.

Вложенные файлы: 1 файл

бух учёт.docx

— 27.57 Кб (Скачать файл)

Безналичные расчеты — это платежи, осуществляемые без использования наличных денег, посредством перечисления денежных средств по счетам в кредитных учреждениях и зачетов взаимных требований.

Безналичные расчеты осуществляются в основном через банковские, кредитные  и расчетные операции. Их применение позволяет существенно снизить  расходы на денежное обращение, сокращает  способность в наличных денежных средствах, обеспечивает их более надежную сохранность. 

Безналичные расчеты осуществляются по товарным и нетоварным операциям. К товарным операциям относят куплю-продажу сырья, материалов, готовой продукции и т. п. Их учитывают на счетах 60 – «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», 62 – «Расчеты с покупателями и заказчиками», 45 – «Товары отгруженные» и др. 

К нетоварным операциям относят расчеты с коммунальными учреждениями, научно-исследовательскими учреждениями, учебными заведениями и т. п. Их учитывают на счете 76 – «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами».

Формы безналичных расчетов определены статьей 862 ГК РФ и Положением Центрального банка РФ (8)

1) расчеты платежными поручениями;  

2) расчеты по инкассо;

3) расчеты по аккредитиву;

4) расчеты чеками.

Формы безналичных расчетов избираются организациями самостоятельно и предусматриваются в договорах, заключаемых организациями с  банками. В рамках безналичных расчетов в качестве участников расчетов рассматриваются  плательщики и получатели средств (взыскатели), а также обслуживающие  их банки и банки-корреспонденты.  

Все операции по банковским счетам осуществляются только на основании  расчетных документов.

Расчетный документ – это  оформленное на бумажном носителе или  в электронном виде(E-mail, факс) распоряжение:  

плательщика – о списании денежных средств со своего  счета и перечислениях на счет получателя; 

получателя – о списании денежных средств со счета 

плательщика и перечисления на счет, указанный 

получателем.

 

Рассмотрим формы безналичных расчетов по отдельности:

1.Расчеты платежными  поручениями

Платежным поручением является распоряжение владельца счета (плательщика)обслуживающему его банку перевести определенную денежную сумму на счет получателя средств, открытый в этом или в  другом банке. 

Расчеты платежными поручениями  являются наиболее распространенной формой расчетов. 

Платежными поручениями  могут производиться перечисления денежных средств:

- за поставленные товары, выполненные работы, оказанные услуги;

- в бюджеты всех уровней  и во внебюджетные фонды;

- в целя возврата / размещения  кредитов и займов, депозитов  и уплаты процентов по ним;

- по распоряжению физических  лиц или в пользу физических  лиц;

- в других целях, предусмотренных  законодательством или договором.

В соответствии с условиями  основного договора платежные поручения  могут использоваться для предварительной  оплаты товаров, работ, услуг или  для осуществления периодических  платежей. Платежные поручения принимаются  банком независимо от наличия денежных средств на счет плательщика. При  отсутствии или недостаточном количестве денежных средств на счете плательщика платежные поручения оплачиваются по мере поступления средств в очередности, установленной законодательством. 

2.Расчеты по  инкассо

Расчеты по инкассо– это  банковская операция, посредством которой  банк по поручению и за счет клиента на основании расчетных документов осуществляет действия по получению от плательщика платежа. 

Расчеты по инкассо производятся на основании платежных требований и инкассовых поручений. 

Платежные требования применяются  при расчетах за товары (работы, услуги), а также в иных случаях, предусмотренных  договором плательщика с его  контрагентом. 

Платежное требование является расчетным документом, содержащим требования кредитора (получателя средств) по основному  договору к должнику (плательщику) об уплате определенной денежной суммы  через банк. 

Расчеты посредством платежных  требований могут осуществляться с  предварительным акцептом и без  акцепта плательщика. Срок для акцепта  платежных требований определяется сторонами по основному договору (но не менее 5 рабочих дней). При отсутствии в договоре такого срока сроком для  акцепта считают 5 рабочих дней. 

Плательщик в праве  отказаться полностью или частично от акцепта платежного требования по основаниям, предусмотренным в договоре.  

 

При расчетах платежными поручениями  и расчетах по инкассо расчеты  у поставщиков отражают как продажу  продукции, т. е. с применением счетов 45 – «Товары отгруженные», 90 –  «Продажи», 62 – «Расчеты с покупателями и заказчиками» и др. Покупатель использует счета 60 и 51 соответственно «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»  и «Расчетные счета» и др.

 

 

3. Расчеты  по аккредитиву.

Аккредитивная форма расчетов применяется в двух случаях: когда  она установлена договором и  когда поставщик переводит покупателя на эту форму расчетов в соответствии с положениями о поставщиках  продукции производственно-технического назначения и товаров народного  потребления. 

Аккредитив– это условное денежное обязательство, принимаемое  банком-эмитентом по поручению плательщика, произвести платежи в пользу получателя средств по предъявлении последним  документов, соответствующих условиям аккредитива, или предоставить полномочия другому банку произвести такие  платежи. 

Аккредитив может быть выставлен за счет собственных средств  и за счет банковского кредита. В  первом случае выставление аккредитива  оформляют следующей бухгалтерской  записью: 

Дебет счета 55 – «Специальные счета в банках», Кредит счета 52 – «Расчетные счета» 

Когда аккредитив выставляют за счет банковского кредита, составляют следующую запись: 

Дебет счета 55 – «Специальные счета в банках», Кредит счета 66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам». 

Оплату счетов поставщиков  с аккредитивного счета оформляют  следующей записью: 

Дебет счета 60 «Расчеты с  поставщиками и подрядчиками»; 

Кредит счета 55 «Специальные счета в банках».

4.  Расчеты чеками.

Расчетный чек содержит письменное поручение владельца счета обслуживающему его банку на перечисление указанной в чеке суммы денег с его счета на счет получателя средств. Данная форма расчетов в последние годы все шире используется при одногородних расчетах (особенно для расчетов с транспортными организациями). 

Порядок и условия использования  чеков в платежном обороте  регулируется Гражданским кодексом РФ, а в части, им не урегулированной, другими законами и устанавливаемыми в соответствии с ними банковскими  правилами. 

Бланки чеков являются бланками строгой отчетности. Их хранение осуществляется в порядке, установленном  нормативными актами Банка России. 

В соответствии с Положением (8) для осуществления безналичных  расчетов могут применяться чеки, выпускаемые кредитными организациями. Эти чеки могут использоваться клиентами  данной кредитной организации, а  также в межбанковских расчетах при наличии корреспондентских  отношений. Вместе с тем они не могут применяться для расчетов через подразделения расчетной  сети Банка России. 

При поступлении товаров (оказании услуг) плательщик выписывает чек из книжки и передает представителю  поставщика или подрядчика, который  становиться чекодержателем. Чекодержатель  представляет вписанный чек в  свое учреждение банка, как правило, на следующий день со дня выписки  для зачисления денег на его расчетный  счет. 

Депонирование средств при  выдаче чековых книжек у плательщика  учитывается на счете 55 «Специальные счета в банках», «Чековые книжки», с кредита счетов 51 «Расчетные счета», 66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам» и других подобных счетов. По мере оплаты задолжности чеками их списывают с кредита счета 55 в дебет счета 76 «Расчеты с разными  дебиторами и кредиторами» и других подобных счетов. 

Учет денежных средств на расчетном счете

Каждая организация вправе открывать в любом банке расчетные  и другие счета для хранения свободных  денежных средств и осуществления  всех видов расчетных, кредитных  и кассовых операций. Счет в банке - сердцевина взаимоотношений организации  с клиентами посредством банковской структуры, а рост суммы средств на счете нередко рассматривается как главный показатель работы организации.

Взаимоотношения между организацией и банком оформляются договором  на расчетно-кассовое обслуживание, в  котором фиксируется: перечень услуг, тарифы комиссионных вознаграждений за услуги, сроки обработки платежных  документов, условия размещения средств, прав, обязанности и ответственность  сторон. За несвоевременное или неправильное списание и зачисление средств владелец счета вправе требовать от банка  уплату штрафа в размере 0,5% суммы  за каждый день задержки, если иное не предусмотрено договором.

Для открытия расчетного счета  организация должна представить  в учреждение выбранного ею банка  следующие документы:

заявление на открытие счета  установленного образца;

нотариально заверенные копии  устава организации, учредительного договора и регистрационного свидетельства;

справку налогового органа о регистрации организации в  качестве налогоплательщика;

карточку с образцами  подписей руководителя, заместителя  руководителя и главного бухгалтера (в случае отсутствия в организации  должности главного бухгалтера на карточке ставится подпись только руководителя организации) с оттиском печати организации  по установленной форме, заверенную нотариально;

копии документов о назначении на должность лиц, имеющих право  первой (руководителя) и второй (главного бухгалтера) подписи;

Следует отметить, что вопрос о количестве расчетных счетов одной  организации решался в различные  годы по-разному. В соответствии с  Указом Президента РФ от 23 мая 1991 г. № 1006 организация могла иметь в  банках только один расчетный (текущий) счет для осуществления операций по основной деятельности.

Данный Указ отменен п. 2 Указа Президента РФ от 21 марта 1995 г. № 291, и организации получили возможность  иметь неограниченное количество рублевых расчетных (текущих) счетов, рассчитываться с бюджетом и производить другие расчеты с любого расчетного счета.

Порядок совершения и оформления операций по расчетным счетам регулируется действующим законодательством, а  также правилами, инструкциями и  положениями Центрального банка  РФ. С расчетного счета банк оплачивает обязательства, расходы и поручения  организации, проводимые в порядке  безналичных расчетов, а также  выдает средства на оплату труда и  текущие хозяйственные нужды. Операции по зачислению сумм на расчетный счет или списанию с него банк производит на основании письменных распоряжений владельцев расчетного счета (денежных чеков, объявлений на взнос денег  наличными, платежных требований) или  с их согласия (оплата платежных  требований поставщиков и подрядчиков). Исключения составляют платежи, взыскиваемые в бесспорном порядке по решению  Государственного арбитража, суда или  фискальных органов.

Денежные средства списываются  с расчетного счета в календарной  очередности, т.е. в порядке поступления  распоряжений клиента и других документов на списание. Не допускается ограничение  прав клиента на распоряжение денежными  ресурсами, находящимися на счете, за исключением  наложения ареста на денежные средства либо приостановления операций по счету  в случаях, предусмотренных законом.

Наложение ареста представляет собой временное прекращение  операций по списанию средств с банковского  счета. При этом договор на расчетно-кассовое обслуживание не расторгается. Законом  РФ от 2 декабря 1990 г. № 395-I «О банках и  банковской деятельности» (в редакции от 17 мая 2007 г. № 83-ФЗ) предусмотрено, что решение о наложении ареста принимается судом, а также органами предварительного следствия с санкции прокурора.

Для учета движения средств  на расчетном счете используется активный балансовый счет 51 «Расчетные счета». В дебет этого счета  записывают поступления денежных средств  на расчетный счет, а в кредит - уменьшение денежных средств на расчетном  счете.

Обязательными реквизитами  выписки являются:

номер счета клиента;

дата предыдущей выписки  и ее исходящий остаток, который  является входящим остатком для последующей  выписки;

Информация о работе Безналичный расчёт