Бухгалтерский баланс, его содержание и порядок составления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июля 2014 в 12:39, курсовая работа

Краткое описание

Центральной формой бухгалтерской отчетности является баланс. Даже беглое его чтение может дать опытному аналитику достаточно полную картину о текущем финансовом состоянии организации, устойчивости ее положения, возможных перспективах. В связи с этим существенно расширяется круг пользователей бухгалтерской отчетности, поскольку умение читать баланс необходимо не только профессиональным бухгалтерам, но и руководителям организаций, акционерам, налоговым инспекторам, финансовым и банковским работникам и т.п.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….. 3
1. Сущность бухгалтерского баланса………………………………………… 5
1.1 Понятие бухгалтерского баланса, его содержание……………………..... 5
1.2 Порядок составления бухгалтерского баланса……………………………10
2 Национальные бухгалтерские системы и Международные стандарты финансовой отчетности………………………………………………………... 17
2.1 Различия в построении бухгалтерского учета различных государств…...17
2.2 Международные стандарты финансовой отчетности……………………..21
Практическая часть…………………………………………………………….. 24
Заключение……………………………………………………………………... 33
Список литературы…………………………………………………………….. 36

Вложенные файлы: 1 файл

БФО.doc

— 795.50 Кб (Скачать файл)

Образовательная автономная некоммерческая организация

Высшего профессионального образования

Волжский университет имени В.Н. Татищева (Институт)

 

 

 

 

 

Факультет – Экономический

Специальность – «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»

Кафедра – Бухгалтерский учет, анализ и аудит

 

 

 

                                    

 

                                     Курсовая  работа

по дисциплине Бухгалтерская (финансовая) отчетность

Тема: Бухгалтерский баланс, его содержание и порядок составления

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила:

                                                         Студентка 4 курса заочной формы

                                                          обучения группы ЭБЗС – 401

                                                          Матвеева А.П.

                                                           Преподаватель:

                                                                   Уртенкова И.В.

 

 

 

 

Дата сдачи:________

 

Оценка:___________

 

 

 

 

                                           Тольятти 2012

 

Содержание.

Введение……………………………………………………………………….. 3

1. Сущность бухгалтерского баланса………………………………………… 5

1.1 Понятие бухгалтерского баланса, его содержание……………………..... 5

1.2 Порядок составления бухгалтерского баланса……………………………10

2 Национальные бухгалтерские системы и Международные стандарты финансовой отчетности………………………………………………………... 17

2.1 Различия в построении бухгалтерского  учета различных государств…...17

2.2 Международные стандарты финансовой  отчетности……………………..21

Практическая часть…………………………………………………………….. 24

Заключение……………………………………………………………………... 33

Список литературы…………………………………………………………….. 36

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

В условиях рыночной экономики большое значение имеют изучение и использование в практической работе экономических методов управления.

Предпринимательская деятельность на современном этапе все больше зависит от экономической информации. От качества такой информации зависит получение прибыли в результате принимаемых решений, в том числе определения круга клиентов, поставщиков и возможных партнеров.

Информационное обеспечение процесса управления включает в себя бухгалтерскую отчетность, статистическую отчетность, оперативные данные.

При этом большое значение придается полноте, достоверности и прозрачности информации. Самым значительным источником такой информации является бухгалтерская (финансовая) отчетность.

Центральной формой бухгалтерской отчетности является баланс. Даже беглое его чтение может дать опытному аналитику достаточно полную картину о текущем финансовом состоянии организации, устойчивости ее положения, возможных перспективах. В связи с этим существенно расширяется круг пользователей бухгалтерской отчетности, поскольку умение читать баланс необходимо не только профессиональным бухгалтерам, но и руководителям организаций, акционерам, налоговым инспекторам, финансовым и банковским работникам и т.п.

Необходимость составления бухгалтерской отчетности обусловлена принципом непрерывности деятельности организации. Согласно этому принципу организация будет продолжать функционировать в обозримом будущем. Поэтому для целей анализа, контроля, налогообложения, а также для принятия управленческих решений необходимо периодически иметь сводные данные об имущественном положении организации и финансовых результатах ее деятельности. Кроме того, такое обобщение информации диктуется интересами собственников. Все это приводит к необходимости составления бухгалтерской отчетности.

Целью данной работы является составление бухгалтерского баланса на основе данных хозяйственной деятельности предприятия. Задачами данной работы является рассмотрение сущности баланса, его содержания, изучения нормативных документов по бухгалтерской отчетности, рассмотрение порядка и правил составления баланса, рассмотрение Международных стандартов финансовой отчетности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Сущность бухгалтерского баланса

 

1.1 Понятие бухгалтерского баланса, его содержание

Прежде чем говорить о бухгалтерском балансе, следует разобрать понятие «баланс» вообще.

Термин «баланс» происходит от латинских слов bis – дважды и lanx –чаша весов, буквально означает двучашие и употребляется как символ равновесия, равенства. Этот термин принят в экономической науке, как правило, для обозначения системы интервальных показателей, характеризующих источники образования каких-либо ресурсов и направление их использования за определенный период (интервал). Балансовый метод как способ представления данных в виде двусторонних таблиц с равными итогами широко используется в планировании, учете и экономическом анализе.

В бухгалтерском учете слово «баланс» имеет двоякое значение.

1. Равенство итогов, когда равны  итоги записей по дебету и  кредиту счетов, итоги записей  по аналитическим счетам и  соответствующему синтетическому  счету, итоги актива и пассива  бухгалтерского баланса и т.д.

2. Наиболее важная форма бухгалтерской отчетности, показывающая состояние средств организации в денежной оценке на определенную дату. Равные итоги формы по активу и пассиву располагаются, по большей части, на одном уровне, занимая строго горизонтальное положение. В отличие от балансов, используемых при планировании и анализе, бухгалтерский баланс представляет собой систему моментальных показателей, характеризующих состояние средств предприятия на определенную дату (момент).

Значение бухгалтерского баланса настолько велико, что его часто выделяют в самостоятельную отчетную единицу, дополнением к которой является отчет, т.е. совокупность всех других форм бухгалтерской отчетности. Роль отчета состоит в дополнении, расшифровке тех данных, которые содержатся в балансе, баланс – стержень, вокруг которого группируются, в качестве приложений к нему, все остальные формы бухгалтерской отчетности, составляющие в совокупности бухгалтерский отчет. В основу построения бухгалтерского баланса положена классификация хозяйственных средств.

В бухгалтерском балансе показывается состояние средств организации в денежной оценке на определенную дату. Эти средства классифицируются по составу, источникам формирования, размещению, юридической принадлежности. Бухгалтерский баланс построен в соответствии с классификацией хозяйственных средств, т.е. он состоит из двух равновеликих частей: в одной отражаются средства по их составу (основные средства, производственные запасы, готовая продукция, касса и др.), а в другой – по источникам формирования (уставный капитал, займы, кредиты, задолженность поставщикам). Первая часть баланса называется активом, а вторая – пассивом. Важнейшей особенностью бухгалтерского баланса является равенство итогов актива и пассива, поскольку и в активе, и в пассиве отражается одно и то же – хозяйственные средства организации, но с разных сторон: в активе показывается состав средств, а в пассиве – источники, за счет которых они сформированы.

Существует множество видов бухгалтерских балансов в зависимости от цели их составления. Признаки классификации бухгалтерских балансов: время составления, источник составления, объем информации, характер деятельности, форма собственности, объект отражения, способ очистки.

По времени составления бухгалтерские балансы могут быть: вступительные, текущие, ликвидационные, разделительные, объединительные.

Вступительный баланс составляют на момент возникновения организации. Он определяет сумму ценностей, с которыми организация начинает свою деятельность.

Текущие балансы составляют периодически в течение всего времени существования организации. 

Ликвидационный баланс формируют при ликвидации организации. Эти балансы составляют в течение всего периода ликвидации.

Разделительные балансы составляют в момент разделения крупной организации на несколько более мелких структурных единиц или передачи одной либо нескольких структурных единиц данной организации другой организации.

Объединительный баланс формируют при объединении (слиянии) нескольких организаций в одну или при присоединении одной или нескольких структурных единиц к данной организации.

По источникам составления балансы подразделяются на инвентарные, книжные и генеральные.

Инвентарные балансы составляют только на основании инвентаря (описи) средств; они представляют собой сокращенный и упрощенный его вариант. Такие балансы требуются или при возникновении новой организации на существовавшей ранее имущественной основе, или при изменении хозяйством своей формы (например, превращение его из государственного в акционерное).

Книжный баланс составляют на основании только книжных записей (данных текущего бухгалтерского учета), без предварительной проверки их путем инвентаризации.

Генеральный баланс составляют на основании учетных записей и данных инвентаризации. Согласно последней уточняются остатки средств, тем самым повышается реальность баланса.

По объему информации балансы подразделяются на единичные  и сводные. Единичный баланс отражает деятельность только одной организации. Сводные балансы получаются путем механического сложения сумм, числящихся на статьях нескольких единичных балансов, и подсчета общих итогов актива и пассива. Разновидностью сводных балансов являются консолидированные балансы. Консолидированные балансы представляют собой объединение балансов организаций, юридически самостоятельных, но взаимосвязанных в экономическом и финансовом отношениях.

По характеру деятельности балансы могут быть основной и неосновной деятельности. Основной называется деятельность, соответствующая профилю организации, ее уставу. Подразделения организации, занимающиеся неосновной деятельностью, могут иметь отдельные балансы.

По формам собственности различают балансы государственных, муниципальных, кооперативных, коллективных, частных, общественных организаций. Они различаются в основном, по источникам образования собственных средств.

По объекту отражения балансы делятся на самостоятельные и отдельные. Самостоятельный баланс имеют только организации, являющиеся юридическими лицами. Отдельный баланс составляют структурные подразделения организаций (филиалы).

По способу «очистки» могут быть балансы-брутто и балансы-нетто.

Баланс-брутто – это баланс, включающий в себя регулирующие статьи. Регулирующими называют статьи, суммы по которым при определении фактической себестоимости (или остаточной стоимости) средств вычитаются из суммы той или иной статьи. Баланс-нетто – это баланс, из которого исключены регулирующие статьи. Исключение из баланса регулирующих статей называется его «очисткой».

К бухгалтерскому балансу предъявляются следующие требования: правдивость (верность), реальность, единство, преемственность, ясность.

Правдивым является баланс, составленный на основании записей, сделанных по всем документам, отразившим факты хозяйственной жизни организации за отчетный период. Условие правдивости баланса – обоснование его показателей документами, записями на бухгалтерских счетах, бухгалтерскими расчетами и инвентаризацией.

Документальная обоснованность показателей баланса подразумевает, что информационной базой баланса служат документы, в которых отражаются факты хозяйственной жизни, имеющие место в организации.

Правдивость баланса определяется полнотой и качеством документов. Если не все факты хозяйственной жизни отчетного периода своевременно оформлены документами, то баланс не отражает действительных итогов работы организации. Непременное условие правдивости баланса – сверка записей по счетам аналитического и синтетического учета перед его составлением. Для этого необходимо по всем аналитическим счетам подсчитать обороты и сальдо на конец отчетного периода, составить оборотные ведомости и сверить итоги последних с записями по соответствующему синтетическому счету. Только выявленные при этом тождества служат гарантией правильности записей на синтетических и аналитических счетах.

Противоположностью правдивости баланса является его вуалирование, т.е. недостоверное отображение состояния средств, искажение результатов работы организации путем приукрашивания отдельных сторон деятельности. Вуалирование не всегда умышленно, иногда это следствие незнания или неряшливости составителей баланса. Однако в большинстве случаев оно делается преднамеренно, «вуаль» набрасывается на те статьи баланса, правильность показателей по которым по тем или иным причинам стараются скрыть.

Единство баланса заключается в построении его на единых принципах учета и оценки. Это означает применение во всех структурных подразделениях организации единой номенклатуры счетов бухгалтерского учета, одинаковое содержание счетов, их корреспонденции. В противном случае, при составлении сводного баланса на основании единичных балансов, будут складываться вместе разнородные величины. Кроме того, статьи во всех балансах должны оцениваться одинаково и в активе и в пассиве.

Информация о работе Бухгалтерский баланс, его содержание и порядок составления