Бухгалтерский учет кассовых операций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2012 в 17:05, контрольная работа

Краткое описание

В процессе осуществления своей деятельности предприятия вступают в хозяйственные связи с разными предприятиями, организациями и лицами. Постоянно совершающийся кругооборот хозяйственных средств вызывает непрерывное возобновление многообразных расчётов.
Правильная организация расчетных операций обеспечивает устойчивость оборачиваемости средств организации, укрепление в ней договорной и расчетной дисциплины и улучшение ее финансового состояния.
Расчеты осуществляются в денежной форме.

Содержание

Введение 3 1 Понятие, экономическая сущность денежных счетов, задачи и принципы учета 42 Бухгалтерский учет операций на расчетных счетах по безналичному и наличному расчету 8
3 Бухгалтерский учет кассовых операций 20 Заключение 28 Список использованной литературы 30

Вложенные файлы: 1 файл

лаб. практи. учетД,С.docx

— 55.23 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение                                                                                                                   3                1 Понятие, экономическая сущность денежных счетов, задачи и принципы учета                                                                                                                          4                                                                                                                                  2 Бухгалтерский учет операций на расчетных счетах по безналичному и наличному расчету                                                                                                  8 
3 Бухгалтерский учет кассовых операций                                                          20                               Заключение                                                                                                            28      Список использованной литературы                                                                   30
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение.

В процессе осуществления  своей деятельности предприятия  вступают в хозяйственные связи  с разными предприятиями, организациями  и лицами. Постоянно совершающийся  кругооборот хозяйственных средств  вызывает непрерывное возобновление  многообразных расчётов.  
Правильная организация расчетных операций обеспечивает устойчивость оборачиваемости средств организации, укрепление в ней договорной и расчетной дисциплины и улучшение ее финансового состояния.  
Расчеты осуществляются в денежной форме. Денежные средства – это финансовые ресурсы организации, самые высоко ликвидные активы, возможные обеспечить выполнение обязательств любого уровня и вида. От их наличия зависит своевременность погашения кредиторской задолженности предприятия. Между организациями большинство расчетов производится безналично. Безналичные расчеты ведутся путем перечисления денежных средств со счета плательщика на счет получателя с помощью различных банковских операций, замещающих наличные деньги в обороте. Поэтому большое значение имеет учет денежных средств и контроль за их обращением на расчетных и валютных счетах в банках.  
Наличными средствами, как правило, ведутся внутренние расчеты. Движение наличных денег совершается посредством кассовых операций. В условиях рыночной экономики следует исходить из принципа, что умелое использование денежных средств может приносить предприятию дополнительный доход, и следовательно, необходимо постоянно думать о рациональном вложении временно свободных денежных средств для получения дополнительной прибыли. Поэтому бухгалтерский учет денежных средств имеет важное значение для правильной организации денежного обращения, организации расчетов и кредитования.  
 

1. Понятие, экономическая сущность денежных счетов, задачи и принципы учета.

В рыночной экономике  денежные средства образуют основу расчетов всех хозяйственных операций и действий. 
Денежные средства - это средства, которые быстро и легко преобразуются в любые другие материальные ценности, и потому служат показателем их ликвидности. 
Денежные средства - это финансовые ресурсы организации, самые высоколиквидные активы, возможные обеспечить выполнение обязательств любого вида и уровня.  
В системном бухгалтерском учёте основной категорией денежного капитала являются денежные средства - средства организации, находящиеся в кассе, на расчётных, валютных и специальных счетах в банках, переводы в пути, а также финансовые вложения организации. Их приумножение, правильное использование, контроль за сохранностью - важнейшая задача бухгалтерии, отмечает. От успешности её решения во многом зависит платёжеспособность организации, своевременность выплаты заработной платы её персоналу, расчётов с поставщиками и подрядчиками:, платежей в бюджет и др.  
Основные задачи бухгалтерского учёта денежных средств, расчётных и кредитных операций: 
- проверка правильности документального оформления и законности операций с денежными средствами, расчётных и кредитных операций, своевременное и полное отражение их в учёте;  
- обеспечение своевременности, полноты и правильности расчётов по всем видам платежей и поступлений, выявление дебиторской и кредиторской задолженности;  
- своевременное выявление результатов инвентаризации денежных средств, денежных документов и расчётов;  
- обеспечение изыскания дебиторской и погашения кредиторской задолженности и ссуд кредитных учреждений в установленные сроки;                      - обеспечение сохранности денежных средств, денежных документов в кассе и других местах их хранения и выдачи, бесперебойное удовлетворение денежной наличностью неотложных нужд организации;  
- изыскание возможностей наиболее рационального вложения свободных денежных средств как источника финансовых инвестиций, приносящих доход;  
- оперативный, повседневный контроль за сохранностью наличных денежных средств и ценных бумаг в кассе предприятия;  
- контроль за использованием денежных средств строго по целевому назначению;  
- контроль за правильными и своевременными расчётами с бюджетом, банками, персоналом;  
- контроль за соблюдением форм расчётов, установленных в договорах с покупателями и поставщиками;  
- своевременная выверка расчётов с дебиторами и кредиторами для исключения просроченной задолженности.  
В условиях рыночной экономики следует исходить из принципа, что умелое использование денежных средств само по себе может приносить организации дополнительный доход; значит нужно думать о рациональном вложении временно свободных денежных средств для получения прибыли (в депозиты банков, государственные ценные бумаги, ценные бумаги других организаций и прочее).  
В процессе финансово - хозяйственной деятельности предприятие использует денежные средства для расчётов с поставщиками за приобретаемые основные средства, материалы, с бюджетом по налогам и другим обязательным платежам, для выплаты заработной платы работникам и т.д. Поступление денежных средств на предприятие осуществляется в форме платежей за отгруженную покупателям продукцию. Доходов по финансовым операциям и др. Такие денежные расчёты выступают важнейшими факторами обеспечения кругооборота средств предприятия, а их своевременное завершение - необходимым условием непрерывного процесса производства. Они совершаются предприятиями в двух формах: путём безналичных платежей через банковскую систему или наличными деньгами.  
Решение этих задач во многом зависит от чёткого соблюдения следующих основных принципов учёта денежных средств:  
- Свободные денежные средства должны храниться только в банке, и их выдача и использование осуществляются в соответствии с целевым назначением.  
- Платежи производятся в безналичном порядке после отгрузки товарно-материальных ценностей, выполнения работ и оказания услуг или одновременно с ними. Предварительная оплата допускается лишь в случаях, предусмотренных законодательством и учётной политикой организации.  
- Платежи производятся с согласия (акцепта) плательщика или по его поручению; без согласия - только в случаях, предусмотренных действующим законодательством.  
- Платежи производятся за счёт собственных средств плательщика или за счёт кредитов банка.  
- Списание со счёта денежных средств в объёме, достаточном для удовлетворения всех предъявляемых к организации требований, осуществляется в порядке поступления распоряжений клиента и других документов на списание.  
- Недостаточность денежных средств на счёте организации для удовлетворения всех предъявляемых к ней требований обуславливает списание этих средств путём применения установленной очерёдности платежей.  
Погашение требований в порядке календарной очерёдности поступления документов предусматривает удовлетворение этих требований путём списания средств, относящихся к одной очереди.  
Пользователи финансовой отчётности часто оперируют терминами, не совпадающими с теми, которые непосредственно отражают бухгалтерские понятия (например, денежные активы, денежные потоки, денежные средства, финансовые средств а, денежные агрегаты и т. п.). В системном бухгалтерском учёте основной категорией денежного капитала являются денежные средства - средства организации, находящиеся в кассе. На расчётных, валютных и специальных счетах в банках, переводы в пути, а также финансовые вложения организации.  
Использование терминов небухгалтерского содержания связано с тем, что денежные категории движения капитала организации активно используются в финансовом планировании, в финансовом контроле и анализе не только в связи с характеристикой ликвидности и платёжеспособности организации, но так же в целях контроля за тем, какое наращение стоимости обеспечивает денежный капитал организации. Это следует учитывать и прежде всего потому, что сами по себе деньги являются недоходообразующими (неприбыльными) активами. Их коммерческая полезность и эффективность проявляется только тогда, когда они вовлечены в хозяйственный оборот. Оставление денежных средств на счетах и в кассе предприятия, иммобилизация денег в недоходообразующие активы и т. п. Рассматривается заинтересованными лицами как факты, приводящие к эрозии капитала[2].  
Попытки максимально полно и точно охарактеризовать оборот денежного капитала за рубежом привели к тому, что помимо собственно денег в бухгалтерском учёте и отчётности рассматриваются также денежные Суррогаты, т. е. такие активы организации, которые обладают высокой Степенью ликвидности (конвертируются в деньги) в кратчайшие сроки (до 30 дней) и без сколько-нибудь заметных потерь стоимости (в сравнении с их Номиналом).  
Деньги (денежные знаки) представляют собой универсальное средство платежа, предельно высоко ликвидный актив, используемый свободно в расчётах между всеми участниками рыночных отношений, - наличные банкноты, монеты и безналичные деньги в банках в национальной и иностранной валюте.  
Денежные средства включают в себя помимо собственно денег также переводы в пути и, таким образом, шире понятия «деньги». В состав монетарных (денежных) активов кроме перечисленного входят прочие краткосрочные финансовые вложения, средства в расчётах с бюджетом и внебюджетными фондами (как зачётные суммы, принимаемые в оценке , налоговых обязательств).  
В соответствии с требованиями российских нормативных актов отчёт о движении денежных средств формируется на основе информации, обобщаемой на бухгалтерских счетах кассы, расчётных счетах и специальных счетах в банках. Таким образом, основная характеристика, учитываемая при составлении отчёта - ликвидность.  
Осуществление практически всех видов финансовых операций предприятия генерирует определенное движение денежных средств в форме их поступления или расходования.

2. Бухгалтерский учет операций на расчетных счетах по безналичному и наличному расчету.

Денежные средства организации, используемые для безналичных  расчетов с другими юридическими лицами, обязательно должны храниться  в банках. Банки открывают организациям расчетные, текущие, валютные и другие счета. Расчетные счета могут  быть открыты любому юридическому лицу независимо от формы собственности. Расчетные счета в кредитных  организациях открываются на основании  документов, перечень которых установлен действующим законодательством. К таким документам относятся: свидетельство о регистрации, выданное регистрационным органом; копии устава и учредительного договора организации, заверенные нотариально; свидетельства о постановке организации на учет в налоговой инспекции, а также в Пенсионном фонде РФ и других внебюджетных фондах; заявление на открытие расчетного счета; протокол собрания учредителей об избрании руководителя организации; приказ о назначении главного бухгалтера (копия в одном экземпляре); карточка с образцами подписей руководителя и его заместителя, главного бухгалтера и его заместителя; договор на банковское обслуживание, именуемый в ГК РФ как договор банковского счета. Все документы, представляемые банку для открытия счета, в том числе и карточки с образцами подписей руководителя организации и главного бухгалтера (и их заместителей), остаются в банке. После проверки всех указанных документов банк открывает организации расчетный счет и присваивает ему номер. 
Расчетный счет организации представляет собой копию лицевого счета, открываемого банком для конкретного юридического лица. Информация об открытии счета в пятидневный срок передается банком в налоговую инспекцию, в которой состоит на учете данная организация. Обслуживание организации в банке осуществляется согласно договору банковского счета, в котором определяются обязанности банка и клиента, порядок расчетов банка с клиентом, ответственность сторон за обеспечение тайны по операциям расчетного и других счетов, а также указываются реквизиты сторон. 
Затраты организаций на расчетно-кассовое обслуживание согласно договору банковского счета в соответствии с ПБУ 10/99 «Расходы организации» являются прочими расходами; отражаются бухгалтерскими записями: 
Д91 К76, Д76 К51 - на сумму перечислений с расчетного счета за услуги, оказываемые кредитными организациями. 
Договором банковского счета может быть предусмотрено вознаграждение за использование денежных средств, которые остаются на расчетных счетах организаций. Начисленный банком процент на остаток средств по расчетному счету является операционным доходом организации и отражается по дебету счета 51 «Расчетные счета» и кредиту счета 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет 1 «Прочие доходы». 
Процедуры открытия расчетного счета, его переоформления и закрытия регламентируются Законом о банковской деятельности. При переоформлении счета в связи с реорганизацией предприятия в банк представляются те же документы, как и при открытии счета. Так, при изменении наименования или подчиненности организации следует представить заявление владельца счета о соответствующих изменениях и копии документов, подтверждающих эти изменения (устав, учредительные документы). При этом указанные документы должны быть представлены банку не позднее месяца со дня переименования или изменения подчиненности. Закрываются расчетные счета по решению собственника имущества организации, т. е. ее учредителей, или по решению суда или арбитража. В частности, расчетные счета могут быть закрыты при признании организации банкротом, при принятии решения о запрете деятельности данного юридического лица, а также в других случаях, предусмотренных законодательством. 
В настоящее время действующим законодательством организациям разрешается открывать расчетные счета в количестве, необходимом для осуществления расчетных операций. Сведения о расчетных счетах, открытых в различных кредитных организациях, сообщаются в налоговую инспекцию как обслуживающими банками, так и самой организацией. Однако в соответствии с действующими нормативными актами погашение задолженности по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды осуществляется только с одного расчетного счета, который организация указывает по собственному усмотрению. Положение, разрешающее организациям иметь несколько расчетных счетов в различных банковских учреждениях, с одной стороны, свидетельствует о дальнейшем расширении самостоятельности организаций, с другой — указанный порядок затрудняет контроль за использованием наличного денежного оборота организации (так как ни одним нормативным актом не предусматривается реализация действующих положений по контролю за сверхлимитной денежной наличностью), порядком установления лимита наличных денег в кассе при условии нескольких расчетных счетов в различных кредитных учреждениях. 
Операции по расчетным счетам оформляются в соответствии с Положением ЦБ РФ «О безналичных расчетах в Российской Федерации» от 12 апреля 2001 г. № 2-П. Для документального оформления этих операций предусматриваются следующие расчетные документы: платежные поручения, чеки, платежные требования, инкассовые поручения. 
В расчетных документах должны содержаться следующие реквизиты: наименование расчетного документа, его номер, число, месяц и год его выписки; вид платежа; наименование плательщика, номер его счета, идентификационный номер налогоплательщика (ИНН); наименование и место нахождения банка плательщика (БИК), номер корреспондентского счета или субсчета; наименование получателя средств, номер его счета, идентификационный номер налогоплательщика (ИНН); наименование и место нахождения банка получателя (БИК), номер корреспондентского счета или субсчета; назначение платежа с выделением отдельной строкой налога, подлежащего уплате, либо с указанием того, что налог не уплачивается; сумма платежа, обозначенная прописью и цифрами. 
Платежное поручение - документ, оформляющий поручение организации своему банку перевести сумму, указанную в документе, на счет получателя либо произвести депонирование указанной суммы для последующего перечисления средств на счет получателя. Оно действительно в течение 10 дней со дня его выписки (день выписки при этом в расчет не берется) и оформляется в трех экземплярах при совершении операции в рамках одного кредитного учреждения, в остальных случаях - в четырех экземплярах. 
Платежные поручения используются для оформления широкого спектра расчетов с поставщиками и подрядчиками, с государственными внебюджетными фондами, с работниками организации при перечислении заработной платы на их счета в другие кредитные организации, при платежах налогов и сборов, при уплате банку комиссионных и т. д. 
Платежные поручения принимаются к исполнению независимо от наличия средств на счете плательщика. Если товары уже получены или оказаны услуги, что подтверждается соответствующими документами (приходными ордерами, накладными, актами приемки выполненных работ), то банк принимает платежные поручения покупателя и при отсутствии средств на расчетном счете. В этом случае принятые платежные поручения банк помещает в картотеку № 2 «Расчетные документы, не оплаченные в срок». Такие платежные поручения банк оплачивает по мере поступления средств на счет покупателя в установленной очередности. 
При отражении содержания операции, проводимой платежным поручением, необходимо обратить особое внимание на следующие моменты, которые определяют правильность корреспонденции счетов и в значительной мере оказывают влияние на методологию отражения операций по счетам синтетического учета. 
Например, при отражении назначения платежа необходимо указывать, за какие товарно-материальные ценности, работы или услуги и на основании каких документов произведен данный платеж. При этом в платежном поручении важно отразить, в какой срок осуществляется перечисление средств, т. е. в порядке предварительной оплаты или в форме авансового платежа, и в соответствии с каким договором. 
Особое внимание в платежном поручении необходимо обращать на выделение суммы НДС. Если платежная сумма подлежит обложению НДС, то указывается сумма НДС; если вид платежа не подлежит обложению НДС, то следует отметить «НДС не облагается». Правильность оформления платежных поручений позволяет обеспечить достоверность синтетического учета списания денежных средств с расчетного счета и получить полную информацию о сумме НДС по приобретенным ценностям. 
Платежное требование - расчетный документ, который содержит требование кредитора (получателя средств) к должнику (плательщику) произвести уплату денежной суммы через банк в соответствии с основным договором. Применяется для оформления расчетов за товары, выполненные работы и услуги в соответствии с договором организации с поставщиком. В платежном требовании отмечаются условие оплаты, срок для акцепта, дата вручения плательщику документов в соответствии с договором, а также наименование товара (выполненных работ и услуг), номер и дата договора, номера приемо-сдаточных документов с указанием даты их составления, подтверждающих поступление товара или приемку выполненных работ и услуг. 
Платежное требование выписывается на одну или несколько отгрузок товаров в адрес одного покупателя. Получатель средств представляет в банк платежное требование при реестре переданных на инкассо расчетных документов, составленное в двух экземплярах. Инкассо - это банковская операция получения платежа от плательщика, которая совершается банком по поручению клиента на основании расчетных документов. 
Расчеты платежными требованиями осуществляются с предварительным акцептом и без акцепта плательщика. Акцептованным считается то платежное требование, по которому покупатель не заявил обслуживающей его кредитной организации обоснованный отказ от платежа в течение трех рабочих дней, установленных для акцепта. Такое платежное требование подлежит оплате со счетов плательщика на следующий рабочий день после истечения срока акцепта при условии наличия денежных средств. 
Плательщик имеет право отказаться от акцепта платежного требования полностью или частично в случаях нарушения поставщиком условий договора поставки (некачественная продукция, изменение продажных цен, арифметические ошибки в расчетных документах и т. д.). Отказ плательщика от оплаты платежного требования оформляется заявлением об отказе от акцепта.  
Безакцептное списание денежных средств имеет место в случаях, установленных законодательством, и если такой порядок расчетов предусматривается условиями договора банковского счета. При этом в платежном требовании получатель средств проставляет «без акцепта» и дает ссылку на основание, по которому осуществляется взыскание платежа. 
Списание денежных средств в бесспорном порядке со счетов плательщиков оформляется инкассовым поручением. Используется оно в случаях, установленных законом, в том числе при взыскании денежных средств органами, выполняющими контрольные функции; для взыскания по исполнительным документам; в случаях, если договором банковского счета предусматривается право обслуживающего банка производить списание денежных средств со счета плательщика без его разрешения. В инкассовом поручении во всех случаях должна быть дана ссылка на основании взыскания денежных средств в бесспорном порядке со счетов плательщика. 
Взнос наличными денежных средств на расчетный счет оформляется объявлением на взнос наличными, которое означает приказ организации принять на ее расчетный счет наличные деньги. Используется оно при сдаче выручки на расчетный счет, оплате банковских услуг наличными деньгами, при взносе уставного капитала в соответствии с учредительными документами, при внесении депонентских сумм и других операциях. Объявление заполняют в одном экземпляре с указанием источника взноса денежных средств. Оно состоит из трех частей: верхняя - остается в банке, средняя (квитанция) - передается кассиру, нижняя (ордер) - возвращается кассиру, но только после проведения банком соответствующей операции и вместе с банковской выпиской. Таким образом, объявление на взнос наличными используется для оформления сдачи наличных денег из кассы в банк, что является основанием для отражения таких хозяйственных операций бухгалтерской записью: 
Д51 К50 
Получение денежных средств с расчетного счета в кассу оформляется денежным чеком, в котором указываются цели данной операции: выдача заработной платы, пособий, командировочных расходов, на хозяйственные нужды и др. Денежный чек подписывается руководителем и главным бухгалтером организации, его реквизиты полностью повторяются в корешке, который остается для подтверждения записей по кассовым операциям в учетных регистрах. Чеки (25 или 50 чеков) содержатся в специальной чековой книжке, которая выдается по заявлению владельца счета. Чековые книжки являются бланками строгой отчетности и хранятся в сейфе организации. 
Использование наличных денег с расчетного счета предусматривается кассовым планом, подписанным руководителем организации и главным бухгалтером. Этот план сдается в банк в установленные сроки - за 60 дней до планируемого квартала. При этом, кроме выплаты заработной платы, пенсий, пособий, существуют нормы выдачи наличных средств на хозяйственные нужды, командировочные расходы. 
Денежные средства со счета организации списываются банком на основе распоряжения владельца счета, и только в отдельных случаях - в порядке бесспорного их взыскания. Основанием для этого являются: решение суда на списание по исполнительным листам, установленные законом нормы безакцептного порядка расчетов за услуги коммунальных, энергетических и водопроводно-канализационных предприятий, а также условия, предусмотренные договором банковского счета между клиентом и банком. 
При наличии на счете денежных средств, сумма которых достаточна для удовлетворения всех требований, предъявленных к счету, эти средства со счета организации списываются в порядке поступления распоряжения клиента и других документов на списание. В настоящее время установлена календарная очередность платежей согласно ГК РФ (ст. 855). Так, при недостаточности денежных средств на счете для удовлетворения всех предъявленных требований денежные средства списываются в следующей очередности: 
- по исполнительным документам, предусматривающим перечисление или выдачу денежных средств со счета с целью удовлетворения требований о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью, а также требований о взыскании алиментов; 
- по исполнительным документам, предусматривающим перечисление или выдачу денежных средств для расчета по выплате выходных пособий и оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору, контракту, авторскому договору; 
- по платежным документам, предусматривающим платежи во внебюджетные фонды; 
- по платежным документам, предусматривающим платежи в бюджет, и по исполнительным документам, предусматривающим удовлетворение других денежных требований; 
- по другим платежным документам в порядке календарной очередности. 
Средства со счета по требованиям, которые относятся к одной очереди, списываются в порядке календарной очередности поступления документов. 
Сведения о движении денежных средств на расчетном счете содержатся в выписке с расчетного счета, которая представляет собой копию записей по расчетному счету конкретной организации. Форма выписки с расчетного счета в различных учреждениях банка зависит от технологии обработки банковской документации, однако независимо от форм выписки она содержит такие обязательные реквизиты: входящие и исходящие остатки, дата, номер документа, шифры и коды совершаемых операций с указанием сумм по дебету или кредиту расчетного счета. При обработке данного документа списание или выдача денежных средств с расчетного счета отражается в выписке по дебету, а поступление или взнос денег на расчетный счет, а также начальные и конечные остатки - по кредиту. Это объясняется тем, что выписка с расчетного счета показывает задолженность учреждения банка по денежным средствам перед организацией. Поэтому расчетный счет организации для банка является пассивным. Следовательно, остатки задолженности банка (остатки денежных средств на расчетном счете организации) и ее увеличение (поступление денежных средств на расчетный счет организации) показываются по кредиту, а уменьшение (списания денежных средств с расчетного счета организации) - по дебету.

Обработка полученных выписок с расчетного счета производится в соответствии с прилагаемыми к  ним документами, исходя из содержания которых, производятся записи по счетам бухгалтерского учета в регистрах, предназначенных для отражения  движения денежных средств. Периодичность  получения выписки с расчетного счета предопределяется количеством  операций, произведенных банком за определенный промежуток времени. Каждая выписка, обработанная вышеуказанным  способом, является основанием для  заполнения ведомости по дебету и кредиту расчетного счета. 
Для учета денежных средств в валюте Российской Федерации на расчетных счетах предназначен активный счет 51 «Расчетные счета», по дебету которого отражаются остаток и поступления денежных средств, а по кредиту - списание денежных средств с расчетных счетов организации. 
Многообразие фактов хозяйственной деятельности, отражаемых по счету 51 «Расчетные счета», делает необходимым их группировку в соответствии со структурой и содержанием бухгалтерского баланса. 
Поступление денежных средств на расчетные счета организации отражается по дебету счета 51 «Расчетные счета» в корреспонденции с кредитом различных счетов: 
Д51 К50,52,55 - при сдаче денежной наличности из кассы организации на расчетные счета; при перечислении денежных средств с других расчетных счетов организации, валютных счетов и специальных счетов в банках; 
Д51 К57 - при зачислении на расчетные счета организации сумм, числящихся в пути; 
Д51 К58 - при возврате займов, предоставленных организацией другим юридическим и физическим лицам (кроме работников организации); 
Д51 К68,69 - при возврате излишне перечисленных сумм налогов и сборов в бюджеты всех уровней, а также во внебюджетные фонды; 
Д51 К71,75,76,79 - при поступлении денежных средств от других физических и юридических лиц в результате погашения дебиторской задолженности покупателями и заказчиками, подотчетными лицами, учредителями, разными дебиторами и отдельными структурными подразделениями организации; 
Д51 К66,67 - при зачислении денежных средств на расчетные счета организации в результате предоставленных кредитов и займов; 
Д51 К80 - при получении на расчетные счета организации вкладов от участников простого товарищества в уставный капитал; 
Д51 К86 - при получении средств целевого назначения, используемых в качестве источников финансирования конкретных мероприятий; 
Д51 К90,91 - при зачислении на расчетные счета организации выручки от продажи товаров, работ и услуг, а также при отражении операционных и внереализационных доходов; 
Д51 К76 - при зачислении на расчетные счета денежных средств, не принадлежащих организации и выявленных в процессе проверки и обработки выписки кредитной организации. 
Расходование денежных средств с расчетных счетов организации отражается бухгалтерскими записями[6]: 
Д52,55,57 К51 - при перечислении денежных средств организации с расчетного счета на расчетные счета в других кредитных учреждениях, на валютные счета, специальные счета в банках; 
Д60,67,68,69,70,76,79 К51 - при осуществлении расчетных операций, следствием которых является погашение кредиторской задолженности перед поставщиками и подрядчиками; кредитными организациями, другими заимодавцами по краткосрочным кредитам и займам; перед бюджетами всех уровней по налогам и сборам; перед социальными внебюджетными фондами по страховым взносам; перед персоналом организации по оплате труда; перед разными кредиторами и структурными подразделениями организации; 
Д60,73 К51 - при осуществлении расчетных операций, следствием которых является возникновение дебиторской задолженности (перечисление авансов и предварительная оплата поставщикам и подрядчикам; предоставление по договору работнику организации займа на индивидуальное и кооперативное жилищное строительство и другие цели);  
Д75,80,81 К51 - при списании денежных средств с расчетных счетов организации по прочим операциям (перечисление начисленных сумм доходов учредителям - юридическим и физическим лицам от участия в организации (кроме работников организации); возврат имущества участникам простого товарищества в связи с прекращением его деятельности; выкуп акционерным обществом акций, принадлежащих акционерам); 
Д76 К51 - при списании сумм, ошибочно отнесенных в кредит расчетного счета организации и выявленных при проверке выписок кредитной организации. 
Синтетический учет операций по расчетным счетам осуществляется в условиях компьютерной технологии обработки информации на основании обработанных выписок с расчетных счетов и прилагаемых к ним первичных документов в ведомостях по поступлению и расходованию денежных средств. Аналитический учет по счету 51 «Расчетные счета» ведется организацией по каждому расчетному счету, сумма оборотов по которым должна соответствовать дебетовому и кредитовому оборотам синтетического счета. 
Каждая организация вправе открывать в любом банке расчетные и другие счета для хранения свободных денежных средств и осуществления всех видов расчетных, кредитных и кассовых операций.  
Текущие счета открывают организациям, не обладающим признаками, дающими возможность открыть расчетный счет: производственным (структурным) единицам производственных и научно-производственных объединений; другим хозрасчетным подразделениям организаций, расположенным вне их местонахождения; кооперативам по месту нахождения их филиалов и др. С расчетного счета банк оплачивает обязательства, расходы и поручения организации, проводимые в порядке безналичных расчетов, а также выдает средства на оплату труда и текущие хозяйственные нужды.  
 
Операции по зачислению сумм на расчетный счет или списанию с него банк производит на основании письменных распоряжений владельцев расчетного счета (денежных чеков, объявлений на взнос денег наличными, платежных требований). 
 
3. Бухгалтерский учет кассовых операций.

Для приема, хранения и расходования наличных денежных средств предприятие должно иметь кассу. В понятиях современного бухгалтерского учета касса - это обобщенное подразделение, осуществляющее и оформляющее все операции по наличному денежному обороту. На практике касса чаще всего включает в себя главную кассу и ряд оперативных касс. Главная касса выполняет функции приема, выдачи и хранения всех денежных средств и является держателем основополагающих первичных и отчетных документов по их учету. Оперативные кассы служат для приема наличных денежных средств у населения за реализуемые товары (работы и услуги) с применением контрольно-кассовых машин и/или документов строгой отчетности, а в исключительных случаях без того и другого. 
Главная касса должна иметь изолированное специальное помещение, удовлетворяющее требованиям безопасности и надежности в сохранении денежных средств и документов. Она должна быть оснащена техническим оборудованием для работы с денежными купюрами. 
Порядок ведения кассовых операций регламентируется Центральным Банком Российской Федерации (ЦБ РФ). Он же устанавливает требования к помещению главной кассы (в дальнейшем просто кассы). 
Расчеты наличными деньгами в условиях нестабильных рыночных отношений широко распространены, что обусловлено двумя важными обстоятельствами. Во-первых, они гарантируют оперативное и точное исполнение товарных и/или платежных обязательств. Действительно, покупатель получает товар и тут же за него расплачивается. Во-вторых, поступление и расход наличности контролируется главным бухгалтером и руководством предприятия, что при очень жесткой налоговой системе неизбежно провоцирует их не показывать официально весь свой денежный оборот. Кроме этого, проведение кассовых операций контролируют конкретные коммерческие банки, которые обслуживают данное предприятие. Каждый обслуживающий коммерческий банк и предприятие заключают между собой договор. По этому договору банк устанавливает для своего клиента-предприятия еще один лимит, а именно ограничение на остаток денег, который может находиться в кассе на конец дня. Сверх этого лимита деньги в кассе могут находиться только в дни выплаты зарплаты, пенсий, пособий, командировочных сумм и т.п. в течение 3-х рабочих дней, включая день получения денег в банке. 
Предприятия не имеют право накапливать в своих кассах наличные деньги для выдачи заработной платы и выплат социального характера до наступления сроков, установленных и согласованных с обслуживающими банками. 
Следует иметь в виду, что, кроме всего прочего, банки заинтересованы в том, чтобы денежные средства организаций хранились бы на расчетных счетах, что позволяет им использовать их для проведения собственных коммерческих операций. 
Еще одним важным элементом контроля движения наличных денежных средств в государстве является обязательное применение специальных контрольно-кассовых машин (ККМ) при осуществлении денежных расчетов с населением по торговым операциям или по оказанию бытовых услуг. Эти сферы деятельности связаны с массовым наличным денежным оборотом. Исключение составляют только предприятия, которые в силу специфики своей работы используют документы строгой отчетности, заменяющие чеки контрольно-кассовых машин. А также некоторые другие организации в связи с особенностями их местонахождения. 
Документы строгой отчетности используют предприятия и организации, осуществляющие свою деятельность в следующих областях: связь; общественные организации; гостиничное хозяйство; бытовое обслуживание; общественное питание; сбыт; страхование; транспорт; отдых и туризм; ветеринарные учреждения; лесное хозяйство; производство вторичных цветных металлов; некоторые другие. 
Документы строгой отчетности составляются с применением специальных бланков, которые называются бланками строгой отчетности. Бланки имеют точно установленную форму и выпускаются специализированными предприятиями. Им присваиваются определенная серия и индивидуальный номер. У материально ответственных лиц (в том числе у кассира) они числятся на забалансовом счете 006 "Бланки строгой отчетности". Экземпляры документов, составленные на этих бланках, хранятся в местах, определенных документооборотом. Один из них поступает в кассу вместе с денежной суммой. 
Бланк представляет собой специальный документ, отпечатанный типографским способом, в котором предусмотрены необходимые реквизиты и выходные данные (краткое название типографии, место ее размещения, номер заказа и год его выполнения, тираж). Требования, которые предъявляются к изготовлению бланков строгой отчетности, изложены в письме Министерства финансов Российской Федерации от 23.08.2001  № 16-00-24/70. 
Использование бланков не установленных образцов не допускается. 
Бланки приобретаются непосредственно у поставщика или через почтовые и посреднические организации. В бухгалтерском учете они отражаются на счете 10 "Материалы" по наименованию, количеству и фактической стоимости покупки. Их учет и расходование должны сопровождаться двойным контролем. Следует обеспечить: 
1) количественный складской учет, при котором в приемных ордерах содержатся сведения о количестве, наименовании, серии и номерах; 
2) суммовой бухгалтерский учет, при котором в специальной книге учета в кассе организации отражаются сведения о стоимости, наименовании, серии и номерах. 
Книга учета документов строгой отчетности должна быть пронумерована, прошнурована, опечатана и подписана руководителем и главным бухгалтером организации. 
При выдаче бланков в подразделения предприятия они списываются бухгалтером на счет 25 "Общепроизводственные расходы" и одновременно приходуются на забалансовый счет 006 "Бланки строгой отчетности". Механизм их бухгалтерского учета может быть представлен следующей совокупностью проводок: 
Д60 К51 - произведена оплата поставщику бланков строгой отчетности; 
Д10 К60 - отражена учетная стоимость бланков (без НДС); 
Д19 К60 - учтена сумма НДС по приобретенным бланкам; 
Д68 К19 - осуществлен зачет с бюджетом по НДС; 
Д25 К10 - отражена передача бланков в подразделения; 
Товарные отчеты, книги учета бланков строгой отчетности и прилагаемые к ним документы, относящиеся непосредственно к сфере учета указанных бланков, хранятся в течение 5-ти лет. Затем они списываются по акту и уничтожаются, либо передаются на утилизацию организациям - заготовителям вторсырья. 
Любое наличное денежное поступление (выручка от кассира-операциониста ККМ и из палаток розничного товарооборота, суммы от подотчетных лиц и покупателей, займы физических лиц, деньги из банка по чеку и т.п.) оформляется приходным кассовым ордером. Ордер выписывается на основании соответствующих оправдательных документов, на которые кассир ставит штамп с надписью "Получено" и датой. После проверки соответствия записей приходный кассовый ордер подписывает главный бухгалтер. В учете это отражается одной из следующих проводок: 
Д50 К51,62,66,71,73,75,76 - отражен приход денег в кассу, 
где: счет 50 "Касса", счет 51 "Расчетные счета", счет 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками", счет 66 "Расчеты по краткосрочным кредитам и займам", счет 71 "Расчеты с подотчетными лицами", счет 73 "Расчеты с персоналом по прочим операциям", счет 75 "Расчеты с учредителями", счет 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами". 
Выдача денег из кассы производится по расходным кассовым ордерам, по платежным ведомостям, заявлениям на выдачу денег и другим документам, на которых стоят реквизиты расходного кассового ордера. Документы на выдачу денег подписывают руководитель предприятия и главный бухгалтер. 
Выдача оформляется одной из следующих проводок: 
Д20,26,44,51,60,66,70,71,73,75,76 К50 - отражен расход денег из кассы, где: счет 20 "Основное производство", счет 26 "Общехозяйственные расходы", счет 44 "Расходы на продажу", счет 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками", счет 66 "Расчеты по краткосрочным кредитам и займам", счет 70 "Расчеты с персоналом по оплате труда", счет 73 "Расчеты с персоналом по прочим операциям", счет 75 "Расчеты с учредителями", счет 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами". 
В настоящее время бухгалтерские проводки типа: Д20,26,44 К50, связанные с выплатами из кассы физическим лицам и представителям других предприятий за услуги, оказанные производственным подразделениям организации, рекомендуется оформлять совокупностью следующих проводок: 
Д60,76 К50 - оплачены из кассы услуги сторонних физических лиц и предприятий; 
Д20,26,44 К60,76 - списаны на себестоимость продукции наличные расходы по услугам физических лиц и сторонних предприятий, где: счет 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками", счет 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами". (При незначительных суммах дополнительные учетные записи, на наш взгляд, являются избыточными.)

Информация о работе Бухгалтерский учет кассовых операций