Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 00:08, курсовая работа
1. ЗНАЧЕНИЕ БУХГАЛТЕРСКОЙ ОТЧЕТНОСТИ КАК ЭЛЕМЕНТА ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИЕЙ.
1.1. Бухгалтерская (финансовая) отчетность, ее состав и значение.
1. ЗНАЧЕНИЕ
БУХГАЛТЕРСКОЙ ОТЧЕТНОСТИ КАК ЭЛЕМЕНТА
ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИЕЙ.
1.1. Бухгалтерская
(финансовая) отчетность, ее состав и значение.
Бухгалтерская отчетность представляет собой систему показателей, полученных на основе данных учета, отражающих имущественное и финансовое положение предприятия на отчетную дату, а также финансовые результаты его деятельности за отчетный период. Ее составляют все субъекты хозяйствования, независимо от их организационно – правовых форм и форм собственности на основании данных бухгалтерского учета. Она должна отражать состав имущества и источники его формирования, а также финансовое положение предприятия.
Отчетность является важнейшим источником информации для контроля и руководства предприятия. Качество отчетности определяется ее полнотой, своевременностью и правильностью (достоверностью, точностью) данных.
Бухгалтерская отчетность должна составляться в соответствии с законодательством Республики Беларусь и давать достоверное и полное представление об имущественном и финансовом положении организации.
Отчетным годом для всех организаций является календарный год и охватывает период с 1 января по 31 декабря включительно.
При составлении бухгалтерской отчетности за отчетный год (далее - годовая бухгалтерская отчетность) организации заполняют бухгалтерский баланс, отчет о прибылях и убытках, отчет об изменении капитала, отчет о движении денежных средств, отчет об использовании целевых средств, приложение к бухгалтерскому балансу, пояснительную записку.
Организация должна составлять бухгалтерскую отчетность за месяц и квартал (далее - промежуточная бухгалтерская отчетность).
Бухгалтерская отчетность за месяц состоит из бухгалтерского баланса, за квартал - из бухгалтерского баланса и отчета о прибылях и убытках.
В дополнение к промежуточной квартальной бухгалтерской отчетности по решению руководителя организации могут составляться формы отчетности, утвержденные приказом руководителя организации.
Некоммерческие организации,
Состав годовой бухгалтерской отчетности дополняется пояснительной запиской.
Республиканские
органы государственного управления и
иные государственные организации,
подчиненные Правительству
Организации, являющиеся учредителями унитарных предприятий, также составляют сводную бухгалтерскую отчетность, включающую показатели по собственной деятельности и деятельности учрежденных ею предприятий.
Сводная бухгалтерская
В
состав квартальной сводной
Состав годовой сводной бухгалтерской отчетности дополняется пояснительной запиской. В пояснительной записке к сводной бухгалтерской отчетности указывается наименование организаций, показатели бухгалтерской отчетности которых включены в сводную бухгалтерскую отчетность, их местонахождение, размер их уставных фондов.
Таким
образом бухгалтерская
Состав
годовой бухгалтерской
- бухгалтерского баланса - ф. № 1;
- отчета о прибылях и убытках - ф. № 2;
- отчета об изменении капитала - ф. № 3;
- отчета о движении денежных средств - ф. № 4;
- приложения к бухгалтерскому балансу – ф. № 5;
- отчета о целевом использовании полученных средств – ф. № 6.
- пояснительная записка.
1.2.
Порядок составления,
представления и утверждение
бухгалтерской (финансовой)
отчетности.
Правила составления, сроки представления, порядок рассмотрения и утверждения бухгалтерских отчетов и балансов регламентированы Законом «О бухгалтерском учете и отчетности» и письмами Министерства финансов о составлении годовой и квартальной отчетности.
Процесс подготовки бухгалтерской отчетности включает два этапа: подготовительные работы по составлению годовой отчетности и непосредственное составление баланса и других отчетных форм. Подготовительные работы включают:
До
составления отчетов в
После реформации баланса становится ясен результат работы предприятия за год. Если получена прибыль, ее нужно распределить. А если убыток, то, возможно, придется искать источники, за счет которых можно его покрыть.
Организация составляет бухгалтерскую отчетность за месяц, квартал и год нарастающим итогом с начала отчетного года, если иное не установлено законодательством Республики Беларусь. При этом месячная и квартальная бухгалтерская отчетность являются промежуточными.
Бухгалтерская отчетность должна быть составлена на русском или белорусском языке. Показатели бухгалтерской отчетности должны быть составлены в белорусских рублях.
Основное направление совершенствования организации работы по составлению отчетности заключается не в отнесении ее на конец отчетного периода, а в постепенном накапливании в ходе текущего учета данных для выведения отчетных показателей. При такой схеме удается значительно, сокращать сроки представления квартальных и годовых отчетов, выполнять их более качественно, а также своевременно предоставлять учетную информацию руководителям всех уровней предприятий и вышестоящей организации.
В бухгалтерской отчетности не должно быть никаких подчисток и помарок. В случаях исправления ошибок делают соответствующие оговорки, которые заверяют лица, подписавшие отчет.
Бухгалтерская отчетность подписывается руководителем и главным бухгалтером организации, либо в порядке, установленном учредительными документами.
Организации представляют
День представления организацией бухгалтерской отчетности определяется по дате ее почтового отправления или дате фактической передачи по принадлежности.
В
случаях, предусмотренных
1.3.
Особенности содержания
финансовой отчетности
в зарубежных странах.
В международной практике применяют два вида финансовой отчетности: статическую и динамическую.
Под статической отчетностью понимают бухгалтерский баланс. Его еще называют отчетом о финансовом положении предприятия. Он характеризует имущественное и финансово-экономическое состояние предприятия на определенный момент времени.
Под динамической отчетностью понимают отчет о прибылях и убытках. Он отражает результат проведения совокупности хозяйственных операций за определенный период времени. В отечественной практике преимущество отдается статической отчетности, при которой основной формой отчетности является бухгалтерский баланс.
В
бухгалтерском балансе
В международной практике данное равенство трактуется с двух точек зрения:
- как равенство сумм хозяйственных средств и их источников;
- как соответствие сумм ресурсов предприятия и требований кредиторов или учредителей по отношению к этим ресурсам.
В соответствии с первой точкой зрения каждый рубль, вложенный в активы предприятия, предоставляется либо кредиторами, либо учредителями, а каждый полученный рубль вкладывается в определенный актив.
Согласно второй точке зрения, активы предприятия - это его экономические ресурсы на дату составления баланса, а обязательства и капитал — требования кредиторов предприятия или учредителей. Подобная точка зрения особенно актуальна при ликвидации предприятия в связи с его банкротством.
В международной практике применяются две формы бухгалтерского баланса: горизонтальная и вертикальная.
При горизонтальной форме активы показываются в левой части баланса, а пассивы в правой: при вертикальной — активы и пассивы в балансе располагаются последовательно, т.е. сначала актив, затем пассив.
В отличие от отечественной практики, где баланс выделяется в качестве основной формы финансовой отчетности, в экономически развитых странах некоторый приоритет отдается динамической отчетности, включающей главным образом отчет о прибылях и убытках. Именно эта форма приводится первой в годовом отчете фирмы. Такой подход связан с тем, что для западных предпринимателей важнейшим показателем деятельности фирмы является прибыль, в связи с чем ее стремятся в первую очередь продемонстрировать внешним пользователям.