Государственное регулирование внешней торговли

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2014 в 17:42, курсовая работа

Краткое описание

Международная торговля стала самой первой формой внешнеэкономических связей. Причинами ее роста в настоящее время служат возникновение новых отраслей и реконструкция старых; индустриализация развивающихся стран; углубление специализации; либерализация. Наиболее динамично развивается торговля наукоемкими товарами и продукцией высоких технологий. Также, структура мировой торговли отражает потребность экономик в научно-техническом прогрессе и технологической специализации производства, когда разные стадии технологического производства находятся в разных странах, что существенно снижает издержки и увеличивает доход. В современных условиях внешнеэкономическая деятельность является важной составляющей, формирующей структуру, динамику, устойчивость национальной экономики.

Содержание

Введение 4
Глава 1. Государственное регулирование внешнеторговой деятельности 5
1.1. Сущность и основные принципы государственного регулирования внешней торговли 5
1.2. Методы государственного регулирования внешней торговли 8
Глава 2. Особенности государственного регулирования внешней торговли 12
2.1. Механизмы регулирования внешней торговли 12
2.2. Органы государственного регулирования внешней торговли 15
Глава 3. Конкурентоспособность и приоритеты России во внешней торговле 21
3.1.Конкурентоспособность на современном этапе развития 21
3.2 Приоритеты и направления развития внешней торговли России 23
Заключение 25
Список используемой литературы 26

Вложенные файлы: 1 файл

Государственное регулилование внеш торговли.docx

— 62.20 Кб (Скачать файл)

Оглавление

 

 

 

 

Введение

 

Международная торговля стала самой первой формой внешнеэкономических связей. Причинами ее роста в настоящее время служат возникновение новых отраслей и реконструкция старых; индустриализация развивающихся стран; углубление специализации; либерализация. Наиболее динамично развивается торговля наукоемкими товарами и продукцией высоких технологий. Также, структура мировой торговли отражает потребность экономик в научно-техническом прогрессе и технологической специализации производства, когда разные стадии технологического производства находятся в разных странах, что существенно снижает издержки и увеличивает доход. В современных условиях внешнеэкономическая деятельность является важной составляющей, формирующей структуру, динамику, устойчивость национальной экономики.

Сегодня ни одно государство в мире не может успешно развиваться без эффективной системы внешнеэкономических отношений, позволяющих интегрироваться в мировое хозяйство. Вместе с тем, несмотря на тенденцию к интеграции, мировая экономика остается конгломератом хозяйств с различными уровнями развития и несовпадающими, а подчас и прямо противоположными интересами. Поэтому каждой стране крайне важно оценивать свое нынешнее и возможно будущее место в мировом сообществе с учетом собственных интересов и специфических целей развития. В этих условиях особое значение приобретает государственное регулирование внешнеэкономической деятельности как совокупности мер и институтов, способствующих осуществлению внешнеэкономической политики страны в отношении взаимосвязей с зарубежными партнерами.

 

 

 

Глава 1. Государственное регулирование внешнеторговой деятельности

 

    1. Сущность и основные принципы государственного регулирования внешней торговли

Государственное регулирование экономики — система институтов и мероприятий в рамках государства, служащая устойчивому функционированию и развитию экономической системы страны в соответствии с социально-экономическими целями, одобренными обществом.1

Торговая политика Российской Федерации является составной частью экономической политики Российской Федерации. Целью торговой политики Российской Федерации является создание благоприятных условий для российских экспортеров, импортеров, производителей и потребителей товаров и услуг.

Основная задача государства в области внешней торговли – это оказание содействия экспорту отечественной продукции и защита внутреннего рынка от иностранных поставщиков.

На сегодняшний день перед Россией стоит неотложная задача расширения внешней торговли для обеспечения экономического развития. Развитие экспорта и импорта дает возможность получить выгоды от участия в международной торговле, обеспечивает доступ к достижениям научно-технического прогресса, создает условия для участия в конкуренции на мировых рынках - в борьбе за более выгодные условия сбыта товаров.

Однако, без активного использования импорта невозможно формирование и поддержка экспортной специализации страны. Импорт, являясь естественным элементом стратегии внешнеторговой деятельности, должен обеспечить повышение конкуренции на внутреннем рынке.

На объемы, структуру и региональное распределение российского экспортно-импортного обмена заметное влияние оказывают меры государства по регулированию внешней торговли.

Государственное регулирование внешнеторговой деятельности основывается на Конституции Российской Федерации2 и осуществляется в соответствии с Федеральным законом «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» от 8 декабря 2003 года N 164-ФЗ3 (далее – Федеральный закон), другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.

В целях интеграции экономики России в мировую экономику, Российская Федерация в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права участвует в международных договорах о таможенных союзах и свободных экономических зонах со всеми вытекающими отсюда последствиями.

В соответствии со статьей 4 Федерального закона основными принципами государственного регулирования внешнеторговой деятельности являются:

  1. защита государством прав и законных интересов участников внешнеторговой деятельности, а также прав и законных интересов российских производителей и потребителей товаров и услуг;
  2. равенство и недискриминация участников внешнеторговой деятельности, если иное не предусмотрено федеральным законом;
  3. единство таможенной территории Российской Федерации;
  4. взаимность в отношении другого государства (группы государств);
  5. обеспечение выполнения обязательств Российской Федерации по международным договорам Российской Федерации и осуществление возникающих из этих договоров прав Российской Федерации;
  6. выбор мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности, являющихся не более обременительными для участников внешнеторговой деятельности, чем необходимо для обеспечения эффективного достижения целей, для осуществления которых предполагается применить меры государственного регулирования внешнеторговой деятельности;
  7. гласность в разработке, принятии и применении мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности;
  8. обоснованность и объективность применения мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности;
  9. исключение неоправданного вмешательства государства или его органов во внешнеторговую деятельность и нанесения ущерба участникам внешнеторговой деятельности и экономике Российской Федерации;
  10. обеспечение обороны страны и безопасности государства;
  11. обеспечение права на обжалование в судебном или ином установленном законом порядке незаконных действий (бездействия) государственных органов и их должностных лиц, а также права на оспаривание нормативных правовых актов Российской Федерации, ущемляющих право участника внешнеторговой деятельности на осуществление внешнеторговой деятельности;
  12. единство системы государственного регулирования внешнеторговой деятельности;
  13. единство применения методов государственного регулирования внешнеторговой деятельности на всей территории Российской Федерации.
  14. Развитие внешней торговли в Российской Федерации направлено на решение следующих задач:
  15. Интеграцию страны в мировую экономику;
  16. Поддержку процессов интеграции со странами СНГ;
  17. Выравнивание сальдо внешнеторгового и платежного балансов;
  18. Совершенствование структуры внешней торговли в товарном и географическом аспектах;
  19. Выход на новые международные рынки и диверсификация экспорта на освоенных рынках;
  20. Сохранение экономической, экологической безопасности страны;

Участниками внешнеторговой деятельности могут быть любые российские лица – юридические лица созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации, физические лица, имеющие постоянное или преимущественное место жительства на территории Российской Федерации, являющееся гражданами Российской Федерации или имеющие право постоянного проживания в Российской Федерации либо зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей в соответствии с законодательством Российской Федерации и иностранные лица – физические лица и юридические лица или не являющаяся юридическим лицом по праву иностранного государства организация, которые не являются российскими лицами4.

Российская Федерация, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования осуществляют внешнеторговую деятельность только в случаях, установленных федеральными законами.

 

 

    1. Методы государственного регулирования внешней торговли

В соответствии со статьей 12 Федерального закона5 в Российской Федерации применяются следующие методы государственного регулирования внешнеторговой деятельности:

    1. таможенно-тарифное регулирование: осуществляется путем применения ввозных и вывозных таможенных пошлин.

Тарифные методы направлены на регулирование внешнеторговых отношений при помощи системы таможенных пошлин.

Таможенная пошлина - разновидность акцизного налога, взимаемого таможенными органами при перемещении товаров через государственную границу. Таможенная пошлина выполняет три основные функции: фискальную (пополнение госбюджета); протекционистскую (защита отечественных производителей); регулирующую (регулирование товарных потоков в страну и из страны).

Таможенные пошлины базируются на таможенных тарифах, которые представляют собой перечень ставок таможенных пошлин, применяемых к товарам, ввозимым на таможенную территорию страны (импортный таможенный тариф) или вывозимым с нее (экспортный таможенный тариф).

Таможенный тариф - инструмент торговой политики и государственного регулирования внутреннего рынка страны при его взаимодействии с внешним рынком.

Существуют различные виды классификации таможенных пошлин:

    1. по объекту обложения: импортные, экспортные, транзитные;
  1. по способу взимания: адвалорные (взимается в процентах от таможенной стоимости товара), специфические (взимаются в денежных единицах с определенного количества товара), комбинированные (при этом пошлина рассчитывается по адвалорной и специфической ставке, а применяется та из двух ставок, которая дает наиболее крупную сумму пошлины).
    1. нетарифное регулирование: осуществляется путем введения количественных ограничений и иных запретов и ограничений экономического характера.

Нетарифные барьеры - ограничения внешней торговли, не связанные с применением таможенных пошлин.

В наиболее общем виде среди нетарифных методов можно выделить следующие группы6:

  1. -меры прямого ограничения, связанные с количественным контролем, включающие следующие инструменты: квотирование, контингентирование, лицензирование, соглашения о добровольных ограничениях экспорта, антидемпинговые пошлины, компенсационные пошлины и сборы;
  2. меры косвенного ограничения, носящие неколичественный характер.

Особое место в ряду нетарифных методов занимают паратарифные барьеры. Паратарифные барьеры это разновидность нетарифных барьеров, которые увеличивают стоимость импортируемого товара сверх таможенной пошлины (внутренние налоги и сборы, которыми облагаются импортируемые товары, различные таможенные сборы, не имеющие внутреннего аналога,в том числе сборы за таможенное оформление, хранение, таможенное сопровождение, а также регистрационный сбор на импортные транспортные средства и другие сборы).

    1. запреты и ограничения внешней торговли услугами и интеллектуальной собственности;
    2. меры экономического и административного характера, способствующих развитию внешнеторговой деятельности.

Не допускаются иные методы государственного регулирования внешнеторговой деятельности путем вмешательства и установления различных ограничений органами государственной власти.

 

Глава 2. Особенности государственного регулирования внешней торговли

 

    1. Механизмы регулирования внешней торговли

 

Механизм регулирования внешней торговли – это иерархический механизм целенаправленного воздействия на систему товарно-финансовых потоков, которая характеризуется переменной структурой, формируемой в условиях функционирования7.

Можно выделить три механизма регулирования внешней торговли:

  1. государственный;
  2. межгосударственный;
  3. механизм саморегулирования.

Так, за счет взаимного воздействия всех регуляторов повышается эффективность внешней торговли. Объектом регулирования является система товарно-финансовых потоков в сфере внешней торговли. В модели механизма регулирования формируется и реализуется эффективная внешнеэкономическая стратегия.

Связи между механизмами, а также каналы информационного взаимодействия разбиваются на три типа:

  1. связи и каналы, характеризующие ситуацию во внешней торговле
  2. связи и каналы, по которым осуществляется взаимное регулирование механизмов внешнеэкономической деятельности;
  3. связи и каналы, определяющие направление реализации стратегии регулирования внешней торговли.

Адаптация механизма регулирования внешней торговли представляет собой создание обновленного механизма, направленного на формирование

  1. на международном уровне: двухсторонних и многосторонних договоров по регулированию внешней торговли; системы информационного мониторинга мировой сферы внешней торговли; системы правовых основ межгосударственного регулирования внешней торговли;
  2. на государственном уровне: системы мер тарифного и нетарифного регулирования внешней торговли; системы информационного мониторинга внешней торговли; правовых основ регулирования внешней торговли; системы таможенных режимов; комплекса таможенных процедур и технологий;
  3. - на корпоративном уровне: системы информационного мониторинга внешней торговли, включая средства оперативного мониторинга, их анализ и прогноз; системы правил и норм управления внешней торговлей; комплекса методического обеспечения для обоснования рациональных методов управления внешней торговлей.

Механизм государственного регулирования внешней торговли реализуются с помощью различных форм и методов, преимущественно экономического характера. В современной практике наиболее применимыми способами государственного регулирования являются:8

  1. долгосрочное прогнозирование и среднесрочное планирование;
  2. меры кредитного и фискального характера;
  3. административные и организационно-правовые формы;
  4. демонополизация рыночной конкуренции.

Межгосударственное регламентирование внешней торговли обеспечивается двусторонними и многосторонними соглашениями и вопросами:

Информация о работе Государственное регулирование внешней торговли