Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2014 в 17:42, курсовая работа
Международная торговля стала самой первой формой внешнеэкономических связей. Причинами ее роста в настоящее время служат возникновение новых отраслей и реконструкция старых; индустриализация развивающихся стран; углубление специализации; либерализация. Наиболее динамично развивается торговля наукоемкими товарами и продукцией высоких технологий. Также, структура мировой торговли отражает потребность экономик в научно-техническом прогрессе и технологической специализации производства, когда разные стадии технологического производства находятся в разных странах, что существенно снижает издержки и увеличивает доход. В современных условиях внешнеэкономическая деятельность является важной составляющей, формирующей структуру, динамику, устойчивость национальной экономики.
Введение 4
Глава 1. Государственное регулирование внешнеторговой деятельности 5
1.1. Сущность и основные принципы государственного регулирования внешней торговли 5
1.2. Методы государственного регулирования внешней торговли 8
Глава 2. Особенности государственного регулирования внешней торговли 12
2.1. Механизмы регулирования внешней торговли 12
2.2. Органы государственного регулирования внешней торговли 15
Глава 3. Конкурентоспособность и приоритеты России во внешней торговле 21
3.1.Конкурентоспособность на современном этапе развития 21
3.2 Приоритеты и направления развития внешней торговли России 23
Заключение 25
Список используемой литературы 26
Оглавление
Международная торговля стала самой первой формой внешнеэкономических связей. Причинами ее роста в настоящее время служат возникновение новых отраслей и реконструкция старых; индустриализация развивающихся стран; углубление специализации; либерализация. Наиболее динамично развивается торговля наукоемкими товарами и продукцией высоких технологий. Также, структура мировой торговли отражает потребность экономик в научно-техническом прогрессе и технологической специализации производства, когда разные стадии технологического производства находятся в разных странах, что существенно снижает издержки и увеличивает доход. В современных условиях внешнеэкономическая деятельность является важной составляющей, формирующей структуру, динамику, устойчивость национальной экономики.
Сегодня ни одно государство в мире не может успешно развиваться без эффективной системы внешнеэкономических отношений, позволяющих интегрироваться в мировое хозяйство. Вместе с тем, несмотря на тенденцию к интеграции, мировая экономика остается конгломератом хозяйств с различными уровнями развития и несовпадающими, а подчас и прямо противоположными интересами. Поэтому каждой стране крайне важно оценивать свое нынешнее и возможно будущее место в мировом сообществе с учетом собственных интересов и специфических целей развития. В этих условиях особое значение приобретает государственное регулирование внешнеэкономической деятельности как совокупности мер и институтов, способствующих осуществлению внешнеэкономической политики страны в отношении взаимосвязей с зарубежными партнерами.
Государственное регулирование экономики — система институтов и мероприятий в рамках государства, служащая устойчивому функционированию и развитию экономической системы страны в соответствии с социально-экономическими целями, одобренными обществом.1
Торговая политика Российской Федерации является составной частью экономической политики Российской Федерации. Целью торговой политики Российской Федерации является создание благоприятных условий для российских экспортеров, импортеров, производителей и потребителей товаров и услуг.
Основная задача государства в области внешней торговли – это оказание содействия экспорту отечественной продукции и защита внутреннего рынка от иностранных поставщиков.
На сегодняшний день перед Россией стоит неотложная задача расширения внешней торговли для обеспечения экономического развития. Развитие экспорта и импорта дает возможность получить выгоды от участия в международной торговле, обеспечивает доступ к достижениям научно-технического прогресса, создает условия для участия в конкуренции на мировых рынках - в борьбе за более выгодные условия сбыта товаров.
Однако, без активного использования импорта невозможно формирование и поддержка экспортной специализации страны. Импорт, являясь естественным элементом стратегии внешнеторговой деятельности, должен обеспечить повышение конкуренции на внутреннем рынке.
На объемы, структуру и региональное распределение российского экспортно-импортного обмена заметное влияние оказывают меры государства по регулированию внешней торговли.
Государственное регулирование внешнеторговой деятельности основывается на Конституции Российской Федерации2 и осуществляется в соответствии с Федеральным законом «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» от 8 декабря 2003 года N 164-ФЗ3 (далее – Федеральный закон), другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.
В целях интеграции экономики России в мировую экономику, Российская Федерация в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права участвует в международных договорах о таможенных союзах и свободных экономических зонах со всеми вытекающими отсюда последствиями.
В соответствии со статьей 4 Федерального закона основными принципами государственного регулирования внешнеторговой деятельности являются:
Участниками внешнеторговой деятельности могут быть любые российские лица – юридические лица созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации, физические лица, имеющие постоянное или преимущественное место жительства на территории Российской Федерации, являющееся гражданами Российской Федерации или имеющие право постоянного проживания в Российской Федерации либо зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей в соответствии с законодательством Российской Федерации и иностранные лица – физические лица и юридические лица или не являющаяся юридическим лицом по праву иностранного государства организация, которые не являются российскими лицами4.
Российская Федерация, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования осуществляют внешнеторговую деятельность только в случаях, установленных федеральными законами.
В соответствии со статьей 12 Федерального закона5 в Российской Федерации применяются следующие методы государственного регулирования внешнеторговой деятельности:
Тарифные методы направлены на регулирование внешнеторговых отношений при помощи системы таможенных пошлин.
Таможенная пошлина - разновидность акцизного налога, взимаемого таможенными органами при перемещении товаров через государственную границу. Таможенная пошлина выполняет три основные функции: фискальную (пополнение госбюджета); протекционистскую (защита отечественных производителей); регулирующую (регулирование товарных потоков в страну и из страны).
Таможенные пошлины базируются на таможенных тарифах, которые представляют собой перечень ставок таможенных пошлин, применяемых к товарам, ввозимым на таможенную территорию страны (импортный таможенный тариф) или вывозимым с нее (экспортный таможенный тариф).
Таможенный тариф - инструмент торговой политики и государственного регулирования внутреннего рынка страны при его взаимодействии с внешним рынком.
Существуют различные виды классификации таможенных пошлин:
Нетарифные барьеры - ограничения внешней торговли, не связанные с применением таможенных пошлин.
В наиболее общем виде среди нетарифных методов можно выделить следующие группы6:
Особое место в ряду нетарифных методов занимают паратарифные барьеры. Паратарифные барьеры это разновидность нетарифных барьеров, которые увеличивают стоимость импортируемого товара сверх таможенной пошлины (внутренние налоги и сборы, которыми облагаются импортируемые товары, различные таможенные сборы, не имеющие внутреннего аналога,в том числе сборы за таможенное оформление, хранение, таможенное сопровождение, а также регистрационный сбор на импортные транспортные средства и другие сборы).
Не допускаются иные методы государственного регулирования внешнеторговой деятельности путем вмешательства и установления различных ограничений органами государственной власти.
Механизм регулирования внешней торговли – это иерархический механизм целенаправленного воздействия на систему товарно-финансовых потоков, которая характеризуется переменной структурой, формируемой в условиях функционирования7.
Можно выделить три механизма регулирования внешней торговли:
Так, за счет взаимного воздействия всех регуляторов повышается эффективность внешней торговли. Объектом регулирования является система товарно-финансовых потоков в сфере внешней торговли. В модели механизма регулирования формируется и реализуется эффективная внешнеэкономическая стратегия.
Связи между механизмами, а также каналы информационного взаимодействия разбиваются на три типа:
Адаптация механизма регулирования внешней торговли представляет собой создание обновленного механизма, направленного на формирование
Механизм государственного регулирования внешней торговли реализуются с помощью различных форм и методов, преимущественно экономического характера. В современной практике наиболее применимыми способами государственного регулирования являются:8
Межгосударственное регламентирование внешней торговли обеспечивается двусторонними и многосторонними соглашениями и вопросами:
Информация о работе Государственное регулирование внешней торговли