Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2013 в 21:24, реферат
Указами Президента Российской Федерации от 07 мая 2012 года «О долгосрочной экономической политике» и «О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг» поставлены задачи по разработке прогнозов долгосрочного социально-экономического развития на период до 2030 года, обеспечивающих достижение высоких целевых показателей, внедрению долгосрочных тарифов на жилищно-коммунальные услуги, а также развитию конкуренции на данных рынках. Одним из инструментов в достижении поставленных задач является тарифная политика.
О необходимости концепции тарифной политики в регионе
к.э.н. И.Г. Даянов (ulf-good@mail.ru)
к.э.н. С.В. Федотушкин
Указами Президента Российской
Федерации от 07 мая 2012 года «О долгосрочной
экономической политике» и «О
мерах по обеспечению граждан
Российской Федерации доступным
и комфортным жильем и повышению
качества жилищно-коммунальных услуг»
поставлены задачи по разработке прогнозов
долгосрочного социально-
В обозримой перспективе не представляется возможным свободное ценообразование как на продукцию естественных монополий, так и коммунальные услуги. Даже с учетом государственного регулирования данные сферы показывают рост тарифов, существенно превосходящий индекс потребительских цен и инфляцию на протяжении последнего десятилетия и более.
Следует отметить, что в
ведущих регионах России уже приняты
и успешно реализуются
Если в других регионах
происходит объединение в одном
ведомстве всех задач по тарифному
и ценовому регулированию, в нашем
регионе функции регулирования
еще остаются распыленными по разным
ведомствам, что существенно снижает
как качество регулирования, так
и его эффективность. В настоящее
время функции
Наличие таких структур свидетельствует как о существовании разных подходов к вопросам тарифной и ценовой политики в регионе, так и отсутствии цельной картины как механизма, так и перспективного видения сферы регулирования. Компанейский подход к вопросам цен чреват какими-либо кратковременными эффектами при долгосрочных аффектах и негативных последствиях.
Раньше основные ценовые
и тарифные решения принимались
Правительством региона. При принятии
решения на уровне Правительства
документы готовились тарифным органом,
однако решение согласовывалось
всеми заинтересованными
В настоящее время этот институт принятия решений эффективно не работает. Решения по тарифам, утверждаемым Госкомтарифом РБ, принимаются органом самостоятельно, без согласования с ведомствами и потребителями.
Институт экспертного совета при регуляторе также ликвидирован. В результате возникает ситуация, когда для регулятора создаются уникальные возможности принятия кулуарных решений, которые не согласованы с обществом и с потребителями услуг.
Отношение Правительства
региона к вопросам тарифообразования
также имеет свои особенности. В
России орган тарифного регулирования
- Федеральная служба по тарифам
России - находится под прямым подчинением
Председателя Правительства. В РБ в
настоящее время тарифный орган
курируется заместителем премьер-министра
– министром промышленности, который
отвечает за энергетику, т.е. формально
заинтересован в интересах
На наш взгляд, можно
констатировать, что в регионе
отсутствует достаточное
Существующая система
тарифообразования имеет
Тарифное регулирование,
осуществляемое на федеральном уровне,
не учитывает в полной мере региональные
особенности территорий. По ряду объективных
и субъективных причин (в том числе
из-за безответственности или некомпетентности
отдельных регуляторов) в стране
возникли территории с заниженными
тарифами на коммунальные услуги, однако
существующий механизм принятия решений
не допускает отклонений роста тарифов
выше предельных процентов роста
по стране. В результате получается
противоречивая картина – существует
ряд территорий с тарифами, которые
близки к экономически обоснованным
значениям и предприятия
Перекрестное субсидирование
(удешевление тарифов для
В отдельных регионах остается
тяжелой ситуация с перекрестным
субсидированием в тарифах на
тепловую энергию. Здесь можно указать
соседний Татарстан, где объем перекрестного
субсидирования в тарифах на тепловую
энергию ОАО «Татэнерго»
В нашем регионе перекрестное субсидирование в тепловой энергии, вырабатываемой комбинированным способом, также присутствует, но в гораздо меньших объемах от приведенного примера, и создает аналогичные проблемы.
Тарифообразование в регионе
оторвано от вопросов энерго- и ресурсосбережения,
хотя федеральным законодательством
четко обозначено тесное переплетение
вопросов тарифообразования и
Таким образом, представляется, что должно существенно измениться отношение региона к вопросам тарифообразования в сторону усиления внимания, так как это один из эффективных инструментов государственного регулирования, серьезно влияющих на экономику и жизнь региона. И одним из первых шагов в этом направлении должно быть возвращение к разработке и принятию Концепции тарифной политики региона.
Концепция тарифной политики региона должна представлять собой стратегию развития системы государственного тарифно-ценового регулирования на территории республики в целях обеспечения социальной защиты населения, стабилизации и развития экономики, а также сохранения и повышения конкурентоспособности республики.
Экономическая и финансовая неопределенность, вызываемая мировым кризисом, предъявляет требования к созданию новой архитектуры и инновационных подходов к системе государственного ценового регулирования на региональном уровне.
Совершенствование системы государственного тарифного регулирования должно охватывать четыре взаимосвязанных направления:
- усиление защиты интересов потребителей;
- повышение эффективности
деятельности регулируемых
- рост энергоэффективности как энергопроизводителей, так и потребителей;
- совершенствование системы
регулирования, а также
Целью государственной тарифной политики должно являться совмещение приоритетов повышения конкурентоспособности и качества жизни.
Для достижения этой цели необходимо решение взаимосвязанных задач, которые сочетают комплексное экономическое регулирование и конкурентную политику:
- совершенствование механизмов согласования баланса экономических интересов поставщиков (исполнителей) и потребителей регулируемых видов товаров и услуг;
- обеспечение справедливого
доступа потребителей к
- определение стратегических
направлений деятельности в
-создание экономических
стимулов, обеспечивающих повышение
эффективности деятельности
- повышение инвестиционной
привлекательности
- повышение
Для эффективного развития регулируемых секторов, одним из основных приоритетов является эффективное непротиворечивое сочетание мер антимонопольного регулирования и комплексного экономического регулирования.
Достижение данного приоритета возможно, если:
- антимонопольное регулирование
направлено на защиту
- комплексное экономическое
регулирование направлено на
развитие конкуренции в
Конкурентная политика, особенно в части регулируемых видов деятельности, должна быть согласована с другими задачами государственного регулирования: надежности и безопасности поставок, универсальности услуг, ценовой доступности для уязвимых слоев потребителей, экологических аспектов.