Значение конкуренции в развитии экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2014 в 19:12, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: рассмотреть понятие конкуренции, ее видов, функций в экономике и определить роль и значение конкуренции в развитии экономики.

Задачи работы:
- изучить теоретические основы конкуренции – понятие, теории, виды;
- изучить модели рынков в условиях совершенной и несовершенной конкуренции;

Содержание

Введение……………………………………………………………………………..стр 2
Глава 1. Конкуренция. Виды конкуренции……………………………………….стр 3
Понятие и условия возникновения конкуренции………………………….стр 5
1.2. Функции конкуренции……………………………………………………….стр 6
1.3. Виды конкуренции……………………………………………………………стр 8
1.4. Положительные и отрицательные стороны конкуренции………………….стр10
Глава 2. Модели рынков совершенной и несовершенной конкуренции………стр12
2.1. Совершенная (чистая) конкуренция…………………………………………стр 12
2.2. Монополистическая конкуренция…………………………………………...стр 14
2.3. Олигополия…………………………………………………………………..стр15
2.4. Чистая монополия…………………………………………………………….стр 16
Глава 3. Значение конкуренции в развитии экономики…………………………стр 20
Заключение…………………………………………………………………………..стр 26
Библиографический список………………………………………………………..стр 28

Вложенные файлы: 1 файл

готовая курсовая по теме конкуренция, её виды и значение для развития экономики.doc

— 155.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

 

Введение……………………………………………………………………………..стр 2

Глава 1. Конкуренция. Виды конкуренции……………………………………….стр 3

    1. Понятие и условия возникновения конкуренции………………………….стр 5

1.2.  Функции конкуренции……………………………………………………….стр 6

1.3. Виды конкуренции……………………………………………………………стр 8

1.4.   Положительные и отрицательные стороны конкуренции………………….стр10

Глава 2. Модели рынков совершенной и несовершенной конкуренции………стр12

2.1.  Совершенная (чистая) конкуренция…………………………………………стр 12

2.2.  Монополистическая конкуренция…………………………………………...стр 14

2.3.  Олигополия…………………………………………………………………..стр15

2.4.  Чистая монополия…………………………………………………………….стр 16

Глава 3. Значение конкуренции  в развитии  экономики…………………………стр 20

Заключение…………………………………………………………………………..стр 26

Библиографический список………………………………………………………..стр 28

 

Введение

 

В системе рыночных отношений покупатели свободно обмениваются благами на многих конкурентных рынках. Конкуренция является механизмом, который решает все экономические проблемы общества.

Рыночный характер экономических отношений означает свободу выбора для покупателя и продавца. Механизм рынка действует через соотношение спроса и предложения, что предполагает необходимую подвижность цен, конкуренцию товаров и, значит, товаропроизводителей. Конкуренция – это неотъемлемая частью рыночной среды, необходимое условие развития предпринимательской деятельности.

Поддержание конкурентной среды в РФ, как и во всех развитых странах в настоящее время, стало важной задачей государственного регулирования экономики. А значит, изучение конкуренции, ее роль в развитии рыночных отношений является в настоящий момент важнейшей задачей экономических исследований в нашей стране.

Темой данной работы является обсуждение понятия конкуренции, ее видов, методов и значений для развития экономики.

Актуальность данной темы состоит в том, что в настоящее время конкуренция играет основополагающую роль в экономике любой страны. На первое место для потребителя сегодня выходит уже не само наличие дефицитного ранее товара, а его характеристики, важнейшими из которых являются качество и цена. Это совершенно по-новому определяет стратегию поведения отечественных фирм-производителей, ведь в ситуации либерализации  внешнеэкономической деятельности им приходится выдерживать значительную конкуренцию со стороны иностранных фирм, работающих на соответственных сегментах рынка.

   Цель работы:  рассмотреть  понятие конкуренции, ее видов, функций в экономике и определить роль и значение конкуренции в развитии экономики.

   

Задачи работы:

- изучить теоретические основы конкуренции – понятие, теории, виды; 
    - изучить модели рынков в условиях совершенной и   несовершенной   конкуренции;

-рассмотреть значение конкуренции в развитии рыночной экономики.  
      Содержание курсовой работы состоит из введения, трех глав и заключения. В первой главе дается общее определение понятию конкуренции, её видов, функций. Во второй главе ведется речь о видах конкуренции по состоянию рынка – совершенной и несовершенной конкуренции. В рамках несовершенной конкуренции рассмотрены такие виды конкуренций, как монополия, олигополия и монополистическая конкуренция. В третьей главе рассматривается значение конкуренции для развития экономики стран.

 

 

 

                          Глава 1. Конкуренция. Виды конкуренции

    1. Понятие и условия возникновения конкуренции

 

     Конкуренция – это соперничество, экономическая борьба, состязательность между продавцами – производителями за право получения максимальной прибыли и между покупателями при покупке товаров за большую выгоду.

      Конкурентная борьба способствует эффективному использованию ограниченных ресурсов. Ресурсы распределяются по отраслям и видам производства таким образом, чтобы продукция, полученная от этих ресурсов, приносила им прибыль. Она является регулирующей силой в условиях рынка. Адам Смит назвал ее «невидимой рукой».

     Конкуренция выполняет в рыночной экономике важнейшую функцию – она принуждает производителей учитывать интересы потребителя, а значит, и интересы общества в целом. В ходе конкуренции рынок из множества товаров отбирает только те, которые нужны потребителям. Именно их удается продать. Прочие же остаются невостребованными, и производство их сокращается. Конкуренция представляет собой конкретный механизм, с помощью которого рыночная экономика решает фундаментальные вопросы: что, как и для кого производить?

     Конкуренция играет важную роль в рыночных отношениях. Она стимулирует развитие экономики и самих работников, деятельность самостоятельных единиц. Через нее товаропроизводители как бы контролируют друг друга. Их борьба за потребителя приводит к снижению цен, уменьшению издержек производства, улучшению качества продукции, развитию научно-технического прогресса.

    Конкуренция представляет собой соперничество субъектов хозяйственной деятельности для достижения наиболее высоких результатов в своих интересах. Как экономический закон конкуренция выражает причинно-следственную связь между интересами субъектов хозяйствования и результатами в развитии экономики.

      При наличии конкуренции на рынке производители постоянно стремятся снизить свои производственные затраты, чтобы увеличить прибыль. В результате повышается производительность, снижаются издержки и компания получает возможность уменьшить цены. Конкуренция также побуждает производителей улучшать качество товаров и постоянно увеличивать разнообразие предлагаемых товаров и услуг. Таким образом, производители вынуждены постоянно бороться с конкурентами за покупателей на рынке сбыта путём расширения и улучшения ассортимента высококачественных товаров и услуг, предлагаемых по более низким ценам.   От этого выигрывает потребитель.

    Основные условия возникновения конкуренции:

-полная хозяйственная (экономическая) обособленность каждого товаропроизводителя;

-полная зависимость товаропроизводителя от конъюнктуры рынка;

-противостояние всем другим товаропроизводителям в борьбе за покупательский спрос.

     Конкуренция – важнейший элемент рынка, играющий роль в повышении качества продукции, работ и услуг, снижении производственных затрат, в освоении технических новинок и открытий.

 

1.2. Функции конкуренции

 

     Конкуренция направляет ограниченные ресурсы в те отрасли и виды деятельности, на продукцию и услуги которых имеется спрос. Это называется аллокационной функцией или функцией размещения.

     Инновационная функция конкуренции заключается в стимулировании внедрения достижений науки и техники, новых технологий, выпуска новых видов продукции и услуг, повышения качества продукции и услуг, и т.д.

     Функция конкуренции, заключающаяся в создании условий для получения доходов и прибыли наиболее успешными предприятиями и приводящая к банкротству предприятия, чья продукция и услуги не востребованы потребителем, называется распределительной.

       Конкуренция является инструментом (средством), которое препятствует возникновению и существованию устойчивой монопольной власти на рынке. Например, монополист может назначить цену. В то же время конкуренция предоставляет покупателю возможность выбора среди нескольких продавцов. Чем совершеннее конкуренция, тем справедливее цена. То есть конкуренция обладает контролирующей функцией.

      Конкуренция способствует установлению равновесной цены, уравнению спроса и предложения. На чисто конкурентном рынке отдельные фирмы осуществляют незначительный контроль над ценой продукции, имеют настолько небольшую часть от общего объёма производства, что увеличение или уменьшение её выпуска не будет оказывать ощутимого влияния на цену товара. Производитель, равно как и покупатель, всегда должен ориентироваться на рыночную цену. Таким образом, конкуренция способствует достижению компромисса между продавцами и покупателями. Здесь можно отметить и то, что конкуренция создаёт тождество частных и общественных интересов. Фирмы и поставщики ресурсов, добивающиеся увеличения собственной выгоды и действующие в рамках остро конкурентной борьбы, одновременно как бы направляемые “невидимой рукой”- способствуют обеспечению государственных, или общественных интересов

       Конкуренция поддерживает общественно нормальные условия производства и реализации товаров и услуг. Она как бы подсказывает товаропроизводителям, сколько капитала они должны вложить в производство того или иного товара. Предположим, что один продавец затратил на производство какого-нибудь товара больше средств, чем другой. При такой ситуации, когда на рынке установится равновесная цена на данный вид товара, больше прибыли будет иметь последний продавец, то есть тот, кто произвёл товар по более низкой себестоимости. А при избытке данного вида товара произойдёт, как уже отмечалось, резкое падение цен, и продавец, затративший на производство много средств, понесёт убытки.    Таким образом, конкуренция поддерживает нормальные для всего общества условия производства. Макконнелл отмечает, что «в условиях чистой конкуренции руководствующиеся мотивом прибыли предприниматели будут производить каждый товар до той точки, в которой цена и предельные издержки уравниваются». Из этого следует вывод, что в условиях конкуренции ресурсы распределяются эффективно.

       Конкуренция стимулирует научно-технический прогресс и повышение эффективности производства. Так как конкуренция служит «уравнительницей» цен, то можно сделать вывод, что при рыночном соперничестве будет побеждать тот, кто имеет товары высокого качества и максимально низкой себестоимостью. А для этого необходимо постоянно обновлять условия производства, затрачивать большие капиталовложения на совершенствование техники. В настоящее время встречается много находчивых предпринимателей, которые готовы пойти на риск при производстве товаров с применением новой технологии. Следовательно, при развитии конкуренции с каждым годом повышается эффективность производства.

        При противоборстве субъектов рынка усиливается их социально-экономическое расслоение. В конкуренции участвует множество мелких собственников, которые только начинают вести свою хозяйственную деятельность. Многие из них, не имея достаточного капитала, современных средств производства и других ресурсов, не могут выдержать этого соперничества и через некоторое время терпят убытки, разоряются. И лишь немногие из них наращивают свою экономическую мощь, расширяют предприятия и становятся полноправными и довольно значимыми и уважаемыми субъектами рынка.

 

 

1.3. Виды конкуренции

 

     Существует шесть видов конкуренции:

     Функциональная конкуренция – базируется на том, что одну и ту же потребность потребителя можно удовлетворить по-разному;

      Видовая конкуренция – это конкуренция между аналогичными товарами, но разными по оформлению;

     Предметная конкуренция – это конкуренция между аналогичными товарами, но разными по качеству изделия и по притягательности марки;

     Ценовая конкуренция – снижение цены увеличивает продажи, приводит к расширению рынка;

    Скрытая ценовая конкуренция: бывает двух видов

- продажа личного товара по цене конкурента

-  снижение цены потребления товара

    Незаконные методы:

- антиреклама товаров конкурентов;

- производство товаров-имитаторов (подделка).

      Конкуренцию можно разделить по трем признакам: по методам осуществления, по отраслевой принадлежности, по степени свободы.

       По методам осуществления конкуренцию можно подразделить на ценовую и неценовую. Ценовая конкуренция предполагает продажу товаров по более низким ценам, чем у конкурентов. Снижение цены теоретически возможно либо за счет снижения издержек производства, либо за счет уменьшения прибыли. Неценовая конкуренция основана на предложении товаров более высокого качества, с большей надежностью и сроками службы, на использовании методов рекламы и других способов стимулирования сбыта.

     По отраслевой принадлежности различают внутри и межотраслевую конкуренцию. Внутриотраслевая конкуренция — конкуренция между предпринимателями, производящими однородные товары, за лучшие условия производства и сбыта, за получение сверхприбыли. Межотраслевая конкуренция — это конкуренция между предпринимателями, занятыми в различных отраслях производства, из-за выгодного приложения капитала, перераспределения прибыли.

     По степени свободы подразделяют на совершенную (свободную) и несовершенную (монополистическую). Совершенная конкуренция - это свобода, от какой бы то ни было регламентации: свободный доступ к факторам производства, свободное ценообразование и др. При этой конкуренции никто из участников рынка не может оказать решающего влияния на условия реализации товаров. В условиях монополистической конкуренции количество фирм 25-70. Каждая фирма выпускает свой собственный продукт, а все вместе - товары одной товарной группы. Товар, выпускаемый каждой фирмой, несколько отличается от товаров той же группы, выпускаемых другими фирмами. Это, как правило, товары или услуги одного назначения - прохладительные напитки, лекарства, бензин разных марок и т.п. Товары группы являются близкими заменителями, но отличаются один от другого качеством исполнения, упаковкой, дизайном, товарным знаком, послепродажным обслуживанием и т.п. и почти не различаются ценой. Каждая фирма является единственным производителем своего товара и в этом смысле монополистом.

Информация о работе Значение конкуренции в развитии экономики