Изучение и анализ состояния учета продажи продукции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2012 в 20:30, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является изучение и анализ состояния учета продажи продукции, выявление путей его совершенствования.
Для ее достижения необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть ведения учета процесса продаж в рыночных условиях;
- изучить состояние учета продажи готовой продукции, то есть ознакомиться с синтетическим учетом;

Вложенные файлы: 1 файл

kursovaya_peredelannaya_BU.doc

— 290.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

В современных  условиях становления рыночной экономики  и совершенствования управления, выработки новой стратегии развития предприятий усиливаются роль и  значение системы бухгалтерского учета.

Одним из наиболее емких участков бухгалтерского учета являются учет выпуска, отгрузки, затрат на производство и продажу продукции, выполняемых работ или оказанных услуг, а также продаж выпущенной продукции.

Именно от его  тщательного изучения и успешного  практического применения будет зависеть рентабельность производства и продаж, определение цен на продукцию.

Поэтому целью  данной курсовой работы является анализ состояния и путей совершенствования  учета продажи продукции (работ, услуг).

Для достижения поставленной цели были выделены и решены следующие задачи:

– рассмотреть теоретический аспект учета отгрузки, затрат на продажу и учета продаж;

– проанализировать организацию учета отгрузки, затрат на продажу и продаж готовой продукции на примере конкретного предприятия;

– предложить собственные пути совершенствования организации учета отгрузки, затрат на продажу и продажи готовой продукции.

Целью данной курсовой работы является изучение и анализ состояния учета продажи продукции, выявление путей его совершенствования.

Для ее достижения необходимо решить следующие задачи:

- рассмотреть ведения учета процесса продаж в рыночных условиях;

- изучить состояние  учета продажи готовой продукции,  то есть ознакомиться с синтетическим учетом;

- проанализировать  процесс продажи продукции в  изучаемом хозяйстве;

- предложить пути совершенствования ведения учета продаж готовой продукции и расходов на продажу.

Экономический анализ произведен по данным взятым за 2008-2010 года.

В процессе написания  работы были использованы учебники, учебные  пособия, материалы периодической печати, нормативные акты, годовые отчеты изучаемого предприятия.

Объектом изучения данной работы является ОАО «Белебеевский молочный комбинат»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Теоретическое обоснование

учета продаж готовой продукции и расходов на продажу

 
1.1 Мнения авторов по учету продажи готовой продукции

 

Изучению вопросов бухгалтерского учета выпуска и продажи готовой продукции организаций посвящены исследования ряда российских и зарубежных ученых. Среди российских авторов можно выделить работы Р.А Алборова., Т.Н. Бабченко, П.С. Безруких, М.А. Вахрушиной, Н.Л. Вещунову, А.Ф.Фомину, И.Е. Глушкова, Н.П. Кондракова, В.Ф. Палия, Д.А. Панкова, Л.В. Поповой, Р.С. Сайфулина, А.Д. Шеремета и ряда других ученых. Значительное влияние на развитие отечественной экономической мысли оказали такие зарубежные ученые как К. Друри, М. Карренбауэр, Р.Мюллендорф, Дж. Сигел, Дж. Фостер, Ч.Т. Хорнгрен, Дж. Шим и др. Однако, эти исследования носят фрагментарный или общетеоретический характер, не раскрывая взаимосвязь учета и анализа продаж готовой продукции. 

Все операции по движению (поступление, перемещение, продажа) готовой продукции должны оформляться  первичными учетными документами, уточняет Гиляровская, Л.Т. [16, с. 5].

Важное значение имеет анализ реализации продукции и поэтому многие авторы занимаются вопросами его изучения.

Шеремет А.Д. говорит о важности реализации продукции и выделяет факторы, которые влияют на процесс  реализации. По его мнению, в условиях рыночной экономики это один из важнейших  этапов работы всего предприятия и каждого работника.

Сбыт продукции оказывает влияние  на ход производства. Для создания четкой, ритмичной работы предприятия  следует уделять внимание равномерному распределению объемов производства по кварталам и месяцам с тем, чтобы продукция ритмично поступала в товаропроизводящую сеть. В конечном итоге результативность хозяйственной деятельности предприятия определяется выполнением договоров по номенклатуре и срокам поставок.

Шеремет выделяет следующие факторы, которые влияют на процесс реализации:

  • установленные сроки поставки продукции;
  • увеличение выпуска продукции за счет прироста и улучшения использования производственных мощностей и основных фондов;
  • производительность труда;
  • ввод в действие новых мощностей и оборудования;
  • обеспечение равномерной загрузки производственных подразделений;
  • повышение серийности производства;
  • количество рабочих дней в каждом квартале;
  • сезонность и сменность работы;
  • сезонность реализации продукции [21, с.77].

Патров В.В. раскрывает решение  проблемы повышения надёжности, стабильности и доходности производства. По его мнению, решение этой проблемы диктует необходимость создания действенного структурного подразделения предприятия по реализации продукции. Данное подразделение может быть представлено товаропроизводящей сетью, в состав которой входят магазины оптовой и розничной торговли, сеть фирменных магазинов и товарных баз. Патров В.В. рассматривает реализацию продукции как процесс, состоящий из определенных периодов. Первый период фактически сводится к заключению договоров на поставку продукции. Второй включает составление плана реализации продукции и остатков незавершенной продукции на складе отдела сбыта предприятия. В третьем периоде реализации происходит отгрузка продукции потребителям. Важное значение этот период имеет при оценке выполнения обязательств по реализации продукции с учетом соблюдения предприятием условий подписанных договоров-поставок. Процесс реализации заканчивается четвертым периодом, который характеризуется поступлением денег  на расчетный счет предприятия-поставщика [20,с. 26].

Т.В.Федосова считает, что отгрузка (отпуск) продукции производится в соответствии с заключенными договорами или непосредственно в процессе свободной продажи. У приобретателя право собственности на продукцию по договору возникает с момента ее передачи, если иное не предусмотрено законом или договором (ст.223 ГК РФ) [18, с. 55].

 

1.2 Общие положения учета продаж готовой продукции

 

Отпускаемая со склада продукция оформляется первичными документами. Отдел сбыта (маркетинга) на основании договора поставки и графика отгрузки продукции выписывает приказ-накладную, где указываются покупатель, наименование продукции (изделий), количество продукции, подлежащей отпуску и фактически отпущенной, договорная цена, сумма, стоимость упаковки, оплачиваемой сверх цены на продукцию. Для учета выручки от продажи продукции, ее себестоимости, полученных от покупателей налогов и выявления финансовых результатов по основной деятельности организации используется синтетический счет 90 «Продажи». По дебету указанного счета показывается фактическая себестоимость проданной продукции, а по кредиту - выручка от продажи или поступивший от покупателей платеж. При этом если текущий учет движения продукции, работ, услуг ведется по учетным ценам (плановая или нормативная себестоимость, отпускная цена), то по дебету счета 90 «Продажи» отражается их стоимость по учетным ценам и разница между фактической себестоимостью и учетной стоимостью [6].

Выручка, поступивший  от покупателя платеж отражаются по кредиту счета 90 «Продажи» общей суммой, включающей стоимость продукции по продажным ценам и начисленные к получению с покупателей налоги (акциз, НДС, налог с продаж).

Метод учета  продажи по моменту отгрузки продукции  характеризуется тем, что выручка  от продажи определяется по моменту отгрузки или передачи продукции покупателю независимо от того, поступили к этому моменту в оплату средства или нет.

Проданная продукция  списывается непосредственно со склада на счет 90 «Продажи» по фактической  себестоимости. При использовании в организации учетных цен фактическая себестоимость проданной продукции устанавливается расчетным путем на основе средневзвешенного процента. При расчете процента используются данные о выпуске продукции из производства и ее остатках на складе.

Учет продажи по моменту оплаты продукции используется организациями, когда договором поставки предусмотрен временной разрыв между отгрузкой и переходом к покупателю права собственности (владения, пользования и распоряжения) на продукцию, т.е. право собственности на переданную покупателю продукцию сохраняется за продавцом до момента ее оплаты.

При этом методе учет операций по отгрузке продукции  ведется на счете 45 «Товары отгруженные». На нем отражаются готовые изделия, переданные транспортным, почтовым организациям или отправленные собственным транспортом в адрес покупателя. По дебету счета отражается стоимость отправленной покупателям продукции, а по кредиту происходит ее списание после получения средств.

Как правило, в  текущем учете продукция отражается по продажным ценам (учетным ценам). По окончании отчетного периода исчисляется ее фактическая себестоимость. При этом используются данные об остатках и движении продукции по счету 43 «Готовая продукция» и об объеме отгруженной продукции.

Поступления денежных средств, применяется счет 45 «Товары отгруженные», а при определении выручки по моменту отгрузки продукции - счет 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками». На обоих счетах отражается задолженность получателей продукции с той лишь разницей, что на счете 45 «Товары отгруженные» она показывается по себестоимости, а на счете 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» - по продажным ценам. При этом счет 45 «Товары отгруженные» по дебету корреспондирует со счетом 43 «Готовая продукция», по кредиту - со счетом 90 «Продажи», а счет 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» корреспондирует по дебету с кредитом счета 90 «Продажи», а по кредиту - со счетами учета денежных средств [10].

 

1.3Общие положения  учета расходов на продажу

 

Расходами на продажу  называются выраженные в денежной форме текущие затраты живого и овеществленного труда на планомерную организацию доведения и реализации товаров потребителям. Они обусловлены необходимостью оплаты труда работников, транспортирования и хранения, подготовки товаров к продаже. Расходы требуются на управление торговыми организациями и предприятиями, на ведение учета.

Расходами на продажу  принято называть расходы на реализацию и доведение товаров до потребителей при общественно нормальных условиях купли-продажи, среднем уровне интенсивности труда работников, соблюдении установленных требований к качеству торгового обслуживания.

Расходы на продажу  учитываются на всех стадиях ценообразования, начиная от производства, когда в  себестоимость продукции включаются расходы по сбыту, и заканчивая розничной продажей, когда в розничной цене отражаются издержки оптовой и розничной торговли.

Расходы характеризуются  суммой и уровнем. Их уровень в  розничной торговле определяется в  процентах к розничному товарообороту, в оптовой - в процентах к оптовому товарообороту с участием в расчетах, в общественном питании - в процентах к валовому товарообороту общественного питания. Уровень издержек обращения - важный качественный показатель торговой деятельности[10].

Расходы условно  подразделяются на две группы: чистые и дополнительные.

Чистые расходы - это затраты по организации процесса купли-продажи, содержанию административно-управленческого  персонала, расходы на учет и отчетность. Дополнительные расходы обусловлены  продолжением процесса производства в  торговле (фасовка, упаковка), преобразованием производственного ассортимента в торговый.

Доля чистых расходов в оптовой торговле (по данным экспертов) составляет 10 - 12%, в  розничной торговле продовольственными товарами – до 40, в розничной торговле непродовольственными товарами – около 50%. Соотношение между чистыми и дополнительными расходами не является постоянным.

С развитием  производства, увеличением доли фасованных товаров, улучшением транспортных связей, приближением промышленных предприятий  к потребителю, совершенствованием материально-технической базы торговли, повышением качества торгового обслуживания, сокращением непроизводственных затрат доля дополнительных расходов будет падать.

Состав расходов на продажу разнообразен и зависит  от сферы деятельности организации, условий договоров, на основании которых осуществляется поставка товаров, выполнение работ, оказание услуг.

Учетная номенклатура статей расходов на продажу и их содержание. Построение системы счетов учета затрат в организации зависит  от многих факторов: технологии производственного процесса, организационной структуры предприятия, осуществляемой деятельности, видов выпускаемой продукции (работ, услуг), варианта сводного учета затрат.

В организациях, осуществляющих промышленную деятельность, на счете 44 "Расходы на продажу" могут быть отражены следующие расходы: на затаривание и упаковку изделий на складах готовой продукции; по доставке продукции на станцию (пристань) отправления, погрузке в вагоны, суда, автомобили и другие транспортные средства; комиссионные сборы (отчисления), уплачиваемые сбытовым и другим посредническим организациям; по содержанию помещений для хранения продукции в местах ее продажи и оплате труда продавцов в организациях, занятых сельскохозяйственным производством; на рекламу; на представительские расходы; другие аналогичные по назначению расходы.

В организациях, осуществляющих торговую деятельность, на счете 44 "Расходы на продажу" могут быть отражены, следующие расходы (издержки обращения): на перевозку  товаров; на оплату труда; на аренду; на содержание зданий, сооружений, помещений и инвентаря; по хранению и подработке товаров; на рекламу; на представительские расходы; другие аналогичные по назначению расходы.

Информация о работе Изучение и анализ состояния учета продажи продукции