Инвентаризация

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2013 в 00:09, курсовая работа

Краткое описание

Актуальной проблемой стабилизации финансовой независимости предприятий на современном этапе является обеспечение сохранности хозяйственных ресурсов, их рационального и экономического использования, предотвращение непроизводственных расходов сырьевых, топливных и других материальных ценностей. Организации и предприятия торговли, и других видов деятельности, имеют убытки по причине недостач и хищений, краж и потерь.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ИНВЕНТАРИЗАЦИИ
3
1.1 Понятие и цели инвентаризации
6
1.2 Классификация инвентаризаций, проводимых в организации
9
1.3 Инвентаризация отдельных видов имущества
13
ГЛАВА 2. ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ И ОТРАЖЕНИЯ В УЧЕТЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ИНВЕНТАРИЗАЦИИ ИМУЩЕСТВА

16
2.1 Инвентаризационные комиссии
16
2.2 Составление плана инвентаризации
19
2.3 Подготовка имущества, денежных средств, денежных документов и бланков строгой отчетности к инвентаризации
20
2.4 Порядок проведения инвентаризации в организации.
23
2.5 Инвентаризационные описи, акты и сличительные ведомости
2.6 Бухгалтерский учет результатов инвентаризации
25
ГЛАВА 3. РАСЧЁТНАЯ ЧАСТЬ
31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
36
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
38
ПРИЛОЖЕНИЯ
40
ПРИЛОЖЕНИЕ А «Содержание работ, выполняемых при проведении инвентаризации»

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая бух уч.docx

— 84.25 Кб (Скачать файл)

 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ИНВЕНТАРИЗАЦИИ

3

1.1 Понятие и цели инвентаризации

6

1.2 Классификация инвентаризаций, проводимых в организации

9

1.3 Инвентаризация отдельных видов имущества

13

ГЛАВА 2. ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ И ОТРАЖЕНИЯ В УЧЕТЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ИНВЕНТАРИЗАЦИИ ИМУЩЕСТВА

 

16

2.1 Инвентаризационные комиссии

16

2.2 Составление плана инвентаризации

19

2.3 Подготовка имущества, денежных средств, денежных документов и бланков строгой отчетности к инвентаризации

20

2.4  Порядок проведения инвентаризации в организации.

23

2.5 Инвентаризационные описи, акты и сличительные ведомости

2.6  Бухгалтерский учет результатов инвентаризации                                      

25

ГЛАВА 3. РАСЧЁТНАЯ ЧАСТЬ

31

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

36

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

38

ПРИЛОЖЕНИЯ

40

ПРИЛОЖЕНИЕ А «Содержание работ, выполняемых при проведении инвентаризации»

 

40

   
   

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

В данной курсовой работе рассматривается  один из элементов метода бухгалтерского учета – инвентаризация. Инвентаризация лежит в основе бухгалтерского учета, и без нее очень трудно представить  работу бухгалтера. На протяжении многих десятилетий бухгалтеры спорят о  ее месте в учете.

Актуальной проблемой  стабилизации финансовой независимости  предприятий на современном этапе  является обеспечение сохранности  хозяйственных ресурсов, их рационального  и экономического использования, предотвращение непроизводственных расходов сырьевых, топливных и других материальных ценностей. Организации и предприятия  торговли, и других видов деятельности, имеют убытки по причине недостач и хищений, краж и потерь. С учётом этого, значительно возрастает роль изучения причин и условий, влияющих на сохранность собственности, разработки действенных мероприятий, направленных на устранение или же предупреждение тех обстоятельств, которые способствуют негативным изменениям в системе  торговли.

Инвентаризация как метод бухгалтерского учета насчитывает не менее шести тысяч лет, однако само слово «инвентаризация» появилось в 1931 г. в журнале «Вестник Академии наук» (№ 8). До этого пользовались другими терминами: проверка, пересчет, учет, переучет и т. п.

Инвентаризация – сверка фактического наличия имущества  и кредиторской задолженности организации с данными бухгалтерского учета. К инвентаризации также относится уточнение оценки отдельных показателей бухгалтерского учета созданием оценочных резервов (резервы под снижение стоимости материальных ценностей, резервы под обесценение финансовых вложений, резервы по сомнительным долгам). Таким образом, в процессе проведения инвентаризации проверяется и документально подтверждается не только наличие имущества и обязательств, но также их состояние и оценка. Отсюда следует, что данные бухгалтерской отчетности должны быть адекватны фактическому положению дел.

Инвентаризация – это  не что иное, как средство установления истины в данных бухгалтерского учета. Первичные документы несут информацию о произошедших фактах хозяйственной  жизни. Однако бухгалтер оказывается отделен от этих фактов барьером первичной документации. Поэтому инвентаризация позволяет бухгалтеру проверить правильность и полноту отражения в бухгалтерском учете фактов хозяйственной жизни.

Инвентаризация обеспечивает достоверность данных бухгалтерского учета, позволяет проанализировать реальность всех статей бухгалтерского баланса и отчетности предприятия. Вот почему предприятия организационно-правовых форм и видов деятельности обязаны  в соответствии с “Законом о бухгалтерском  учете и отчетности” проводить  сплошную инвентаризацию материальных ресурсов перед составлением годового отчета.

Целью курсовой работы является углубленное изучение общей характеристики инвентаризации. Систематизация и закрепление  знаний по данной теме, развитие навыков  самостоятельного исследования и обобщение  выводов.

По мнению многих экономистов, инвентаризация является общим элементом  метода хозяйственного контроля и бухгалтерского учёта, благодаря чему её контрольные  функции в деле сохранности имущества  существенно усиливается.

Тема «Инвентаризация  имущества и учет ее результатов» очень актуальна сегодня, т.к. инвентаризация является эффективным методом контроля за сохранностью имущества организации, соблюдением финансовой дисциплины, правильностью отражения операций на счетах бухгалтерского учета, своевременным обнаружением и исправлением расхождений между фактическими данными, полученными в результате ее проведения. Объектом данной курсовой работы являются экономические отношения, возникающие при инвентаризации имущества, предметом – инвентаризация имущества и учет ее результатов.

Цель данной курсовой работы – выявить роль инвентаризации имущества  и учет ее результатов.

Исходя из данной цели, были поставлены следующие задачи:

- раскрыть содержание  понятия «инвентаризация»;

- определить экономическую  сущность инвентаризации имущества; 

- выявить функции и  роль инвентаризации;     

- дать характеристику  отдельным видам инвентаризации  имущества;

- определить порядок проведения  и отражения в учете результатов  инвентаризации.

В работе были использованы следующие методы: метод анализа, синтеза, дедукции и индукции, исторический метод, метод научной абстракции, диалектический метод.

Основой данной работы послужили  нормативно-правовые акты (Налоговый Кодекс РФ, Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету кассовых операций, по учету результатов инвентаризации и др.)[1], а также работы ученых, занимавшихся исследованием интересующего нас вопроса, а именно В. А. Быкова, Я. В. Соколова, Л. С. Коваль, Н. П. Кондракова, Ю. А. Бабаева, Е. П. Козловой и др.[2]

Структура работы представляет собой: введение, три главы по несколько параграфов в каждой, заключение и список литературы.

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ  ИНВЕНТАРИЗАЦИИ

1.1. Понятие и цели инвентаризации

 

Основным способом бухгалтерского наблюдения за состоянием и движением хозяйственных средств является документация, что, однако, не исключает возможности расхождения учетных записей с фактическими остатками средств организации.

Правила проведения инвентаризации определены Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденными Приказом Минфина РФ от 13.06.1995 г. № 49[3] в соответствии с рядом принятых нормативных актов.

Количество инвентаризаций в отчетном году, дата их проведения, перечень имущества и финансовых обязательств, проверяемых при каждой из них, устанавливаются руководителем организации, кроме случаев, когда проведение инвентаризации обязательно.

Обязательные инвентаризации проводятся:

- при передаче имущества  организации в аренду, выкупе, продаже, а также в случаях, предусмотренных законодательством при преобразовании государственного или муниципального унитарного предприятия;

- перед составлением годовой бухгалтерской отчетности, кроме имущества, инвентаризация которого проводилась не ранее 1 октября отчетного года. Инвентаризация основных средств может проводиться раз в 3 года, а библиотечных фондов – раз в 5 лет. В районах, расположенных на Крайнем Севере и приравненных к ним местностях, инвентаризация товаров, сырья и материалов может проводиться в период их наименьших остатков;

- при смене материально  ответственных лиц (на день приемки-передачи дел);

- при установлении фактов  хищений или злоупотреблений,  а также порчи ценностей;

- в случае стихийных  бедствий, пожара, аварий или других  чрезвычайных ситуаций, вызванных экстремальными условиями;

- при ликвидации (реорганизации) организации перед составлением ликвидационного (разделительного) баланса и в других случаях, предусматриваемых законодательством Российской Федерации или нормативными актами Министерства финансов Российской Федерации;

- при коллективной (бригадной) материальной ответственности инвентаризации проводятся при смене руководителя коллектива (бригадира), при выбытии из коллектива (бригады) более 50% его членов, а также по требованию одного или нескольких членов коллектива (бригады).

Основными целями инвентаризации являются:

1. Проверка правильности данных текущего учета и выявление допущенных ошибок.

2. Отражение не учтенных хозяйственных и финансовых операций.

3. Контроль сохранности  имущества.

4. Контроль за полнотой и своевременностью расчетов по хозяйственным договорам и обязательствам, по уплате налогов и сборов.

5. Проверка условий и  порядка хранения товаров.

6. Выявление залежавшихся, неходовых, устаревших товаров.

7. Проверка соблюдения  принципа материальной ответственности.

8. Проверка состояния  учета и организация движения товарных запасов.

9. Проверка отражения  всех хозяйственных операций в документах и в бухгалтерском учете и т. д.

Необходимость инвентаризации обусловлена рядом причин, основными  из которых являются:

1. Выявление возможных  ошибок в учете, которые могут  привести к серьезным материальным  потерям – штрафам за сокрытие  прибыли.

2. Изменение физических  свойств товарно-материальных ценностей. Некоторые материальные ценности (например, продукты питания) в результате естественной убыли меняют свои физические свойства (масса, объем и т. д.) или просто приходят в негодность. С помощью инвентаризации выявляется действительное положение дел, что отражается документально.

3. Стихийные бедствия, пожар,  авария и т. д.

4. Кражи, злоупотребления.

5. Недоверие к материально  ответственному лицу.

6. Проведение ревизий,  аудиторских проверок.

7. В случае смены бригадира  при бригадной материальной ответственности.

8. По требованию судебно-следственных  органов.

В районах, расположенных  на Крайнем Севере и приравненных к ним местностях, инвентаризация товаров, сырья и материалов может  проводиться в период их наименьших остатков.

Путем проведения инвентаризации выявляются и документируются изменения  в составе хозяйственных средств, которые не были зарегистрированы в  тот момент, когда они произошли. Например, уменьшение величины материальных ценностей в результате их естественной убыли. Инвентаризация не может проводится без оценки, в основе которой лежит калькуляция, которая позволяет определить фактическую себестоимость объектов.

Результаты инвентаризации находят свое отражение на счетах.

Периодическое обобщение  информации по годовой инвентаризации отражается в годовом бухгалтерском  отчете, а текущие - в отчетности того месяца, в котором была окончена инвентаризация.

Таким образом, чтобы обеспечить контроль за сохранностью хозяйственных  средств и для полного соответствия данных учета фактическим остаткам, для обеспечения реальности показателей  бухгалтерского учета используется элемент метода бухгалтерского учета  – ин­вентаризация, т.е. установление фактического наличия средств и  их источников, произведенных затрат и т. д. путем пересчета остатков в натуре или проверки учетных  записей.

 

1.2. Классификация инвентаризаций, проводимых в организации

 

Самая подробная классификация  инвентаризаций была дана в 1934 г. выдающимся итальянским бухгалтером Пьетро д'Альвизе[4]. Он выделил восемь классификационных оснований: по объему (полные, частичные); по принадлежности (имущество в организации и вне ее); по цели (вступительные, последующие, при передаче ценностей, ликвидационные); по последовательности (от объекта к регистру, от регистра к объекту); по субъекту (ординарные – инициатива собственника; экстраординарные – инициатива внешних органов: судебных, финансовых и т.п.); по использованию данных (информативные и доказательные); по степени агрегирования (дифференцированные, интегрированные); по форме описи (устные, письменные, на механических носителях); по способу проведения.

Разберем подробнее эти  классификации.

По объему, разделить инвентаризации очень трудно, т.к. совершенно не ясно, что такое полная инвентаризация. Объективный критерий тут один – тотальная проверка наличия всего имущества, имеющегося в стране, как в организациях, в учреждениях, так и у всех граждан. Совершенно очевидно, что такая инвентаризация невозможна. Поэтому любая инвентаризация, в сущности, носит частичный и одновременно полный характер. Отсюда вытекают два вывода первостепенной важности:

Информация о работе Инвентаризация