Инвентаризация

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2014 в 21:59, реферат

Краткое описание

Понятие инвентаризация происходит от латинского слова "инвентира", что означает "находить". Прежде чем приступить к составлению годовой отчетности, каждая организация обязана провести инвентаризацию своего имущества. Такая обязанность установлена ст.12 Закона от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете".
В ходе проводимой инвентаризации проверяются и документально подтверждаются наличие имущественных ценностей, состояние расчетов и финансовых обязательств.
Порядок и сроки проведения инвентаризации определяются руководителем организации, за исключением тех случаев, когда проведение инвентаризации является обязательным.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3
1.Понятие и цели инвентаризации………………………………………...5
2.Виды инвентаризации……………………………………………………6
2.1 Инвентаризация имущества и обязательств. Инвентаризация основных средств и нематериальных активов.
2.2 Инвентаризация готовой продукции и товаров.
2.3 Инвентаризация незавершенного производства.
2.4 Инвентаризация материалов.
Инвентаризация финансовых вложений.
2.6 Инвентаризация денежных средств.
3.Проведение инвентаризации……………………………………………24
4.Отражение результатов инвентаризации в учете……………….……..28
Заключение…………………………………………………………………33
Библиография………………………………………………………………34

Вложенные файлы: 1 файл

инвентаризация.doc

— 144.00 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение…………………………………………………………………….3

1.Понятие и цели инвентаризации………………………………………...5

2.Виды инвентаризации……………………………………………………6

2.1 Инвентаризация имущества и обязательств. Инвентаризация основных средств и нематериальных активов.

2.2 Инвентаризация готовой продукции и товаров.

2.3 Инвентаризация незавершенного  производства.

2.4 Инвентаризация материалов.

    1. Инвентаризация финансовых вложений.

2.6 Инвентаризация денежных  средств.

3.Проведение инвентаризации……………………………………………24

4.Отражение результатов инвентаризации в учете……………….……..28

Заключение…………………………………………………………………33

Библиография………………………………………………………………34

 

Введение

Понятие инвентаризация происходит от латинского слова "инвентира", что означает "находить". Прежде чем приступить к составлению годовой отчетности, каждая организация обязана провести инвентаризацию своего имущества. Такая обязанность установлена ст.12 Закона от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете".

В ходе проводимой инвентаризации проверяются и документально подтверждаются наличие имущественных ценностей, состояние расчетов и финансовых обязательств.

Порядок и сроки проведения инвентаризации определяются руководителем организации, за исключением тех случаев, когда проведение инвентаризации является обязательным.

Соответствующее решение может быть оформлено в виде отдельного приказа (распоряжения) по организации, приложения к приказу об учетной политике и т.п. В такого рода документе устанавливаются случаи проведения инвентаризаций (как плановых - ежемесячно, по итогам квартала и т.п., так и проводимых в зависимости от наступления определенных обстоятельств), их сроки (продолжительность), состав инвентаризационной комиссии, а также непосредственно порядок проведения инвентаризации. Результаты инвентаризации обязательно оформляются специальным документом, называемым "Инвентаризационная опись". В ней указывается наименование конкретного объекта учета, обнаруженное его количество в натуральном выражении (или стоимостном). Затем эти описи передаются в бухгалтерию для сверки с данными бухгалтерского учета.

На основании сверенных данных, указанных в инвентаризационной описи с данными бухгалтерского учета составляется сличительная ведомость, где указываются те позиции, по которым обнаружены расхождения. В этой же сличительной ведомости определяется результат инвентаризации - излишки или недостачи, то есть доходы или расходы (счет 91). Все излишки и недостачи приходуются в бухгалтерском учете, то есть оформляются бухгалтерскими записями как результаты инвентаризации.

По результатам инвентаризации составляется акт, в котором указывается общая сумма доходов или расходов, то есть излишков или недостач. Излишки, как правило, приходуются и попадают под налогообложение налога на прибыль по рыночной стоимости. В акте также указываются недостачи, которые решением руководителя могут быть отнесены на материально ответственное лицо (в этом случае должен быть заключен договор о полной материальной ответственности с материально ответственным лицом) или списаны за счет предприятия, то есть как прочие расходы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Понятие и  виды инвентаризации

 

Под  инвентаризацией  понимается  установление  фактического  наличия  на определенную дату активов и  обязательств  организации,  а  также  объектов, учитываемых  на  забалансовых  счетах,  в  регистрах  налогового  учета  или учитываемых  внесистемно  (например,  условные  активы  и  иные  показатели, которые подлежат раскрытию  в  бухгалтерской  отчетности  в  соответствии  с соответствующими Положениями по бухгалтерскому учету).

Инвентаризация производится путем физического пересчета инвентаризируемых объектов, проверки учетных записей,  проверки  соответствия  учетной  оценки объектов  требованиям  нормативных  документов  по  бухгалтерскому  учету  и внутренних нормативных  документов  организации,  анализа  событий  в  жизни организации для выявления объектов,  подлежащих  отражению  в  бухгалтерском учете и финансовой отчетности, а также путем сопоставления учетных данных  с внешней  информацией  (данными   контрагентов,   государственных   структур, биржевых котировок и т.п.).

 Основными целями инвентаризации  являются:

- проверка полноты и  правильности отражения  инвентаризируемых  объектов  в учете,

- проверка фактического  наличия активов и контроль  их сохранности,

-  проверка  состояния  товарно-материальных  ценностей  (их   фактического соответствия стандартам по качеству) и условий хранения таких ценностей,

- приведение  учетной  оценки  объектов  инвентаризации  в  соответствие  с  внешними  и  внутренними  нормативными  документами  и соответствующими  рыночными показателями,

 

 

2. Виды инвентаризаций

 

Инвентаризации делятся на:

Обязательные - проводится в обязательном порядке в соответствии с законодательством РФ;

Инициативные - проводится по решению руководителя;

Плановые - проводится в установленные порядком проведения инвентаризации сроки;

Внеплановые - проводится по решению руководителя организации вне утвержденного плана для обеспечения дополнительного контроля над сохранностью отдельных видов имущества, либо если необходимость ее проведения предусмотрена законодательством;

Полная - инвентаризации подвергаются все объекты имущества и обязательств;

Частичная - проверке подлежит один или несколько видов имущества и обязательств

Натуральная - состоит в непосредственном наблюдении объектов и определении их количества путем подсчета, взвешивания, обмера и т.п.

Документальная - состоит в проверке документального подтверждения наличия объектов.

 

2.1 Инвентаризация имущества и обязательств.

Инвентаризация основных средств и нематериальных активов

 

Проведение инвентаризации основных средств и отражение ее результатов в учете осуществляются согласно Методическим указаниям по инвентаризации имущества и финансовых обязательств.

Целью инвентаризации является подтверждение фактического наличия основных средств в натуре по местам их эксплуатации или нахождения данным бухгалтерского учета.

Инвентаризация основных средств проводится один раз в три года, а книжного фонда библиотек – один раз в пять лет. Другие сроки инвентаризации вправе устанавливать руководитель организации.

Перед проведением инвентаризации проверяется правильность оформления первичной учетной документации по движению и наличию основных средств (инвентарные книги или карточки, технические паспорта и т.д.).

Перед началом проведения инвентаризации материально ответственные лица должны написать расписку о том, что все приходные и расходные документы на основные средства сданы в бухгалтерию, принятые объекты оприходованы, а выбывшие списаны в расход.

При инвентаризации основных средств инвентаризационная комиссия производит осмотр объектов и заносит в описи их полное наименование, назначение, инвентарные номера и основные технические или эксплутационные показатели.

При инвентаризации сооружений, зданий и другой недвижимости комиссия проверяет наличие документов, которые подтверждают нахождение указанных объектов в собственности организации. Также проверяется наличие документов на земельные участки, водоемы и другие объекты природных ресурсов, которые находятся в собственности предприятия.

Если при инвентаризации выявляются объекты, которые не отражены в учете, а также объекты, по которым в регистрах бухгалтерского учета отсутствуют или указаны неправильные данные, которые их характеризуют, то комиссия должна включить в опись правильные сведения и технические показатели по этим объектам. Оцениваются эти объекты с учетом рыночных цен, а износ определяется по действительному техническому состоянию объектов с оформлением сведений об оценке и износе соответствующими актами.

Если в процессе инвентаризации комиссия установила, что по отдельным объектам изменилась первоначальная стоимость, например, пристройка новых помещений, надстройка этажей, которые никак не отражены в бухгалтерском учете, то комиссия должна на основе соответствующих документов определить уменьшение или увеличение первоначальной стоимости объекта и отразить в описи. При этом нужно составить акт и указать причины и лиц, которые виновны в несвоевременном отражении соответствующих изменений в учетных регистрах.

Для учета результатов инвентаризации объектов основных средств используется инвентаризационная опись(форма № ИНВ. – 1), которая утверждена постановлением Госкомстата России. Все итоги в опись заносятся ручным или автоматизированным способом. Опись составляется в двух экземплярах.

Машины, оборудование и транспортные средства заносятся в описи индивидуально с указанием заводского инвентарного номера, организации – изготовителя, года выпуска, назначения, мощности и т.д. Основные средства, которые на момент проведения инвентаризации находятся вне организации(автомашины, отправленные в капитальный ремонт машины и оборудование и т.п.) инвентаризуются до момента временного их выбытия.

На основные средства, которые не подлежат восстановлению, инвентаризационная комиссия составляет отдельную опись с указанием времени ввода в эксплуатацию и причин, приведших эти объекты к непригодности(порча, полный износ и т.д.). одновременно с инвентаризацией собственных средств проверяются средства, которые находятся на ответственном хранение или арендованные. По указанным объектам составляется отдельная опись, в которой дается ссылка на документы, которые подтверждают принятие этих объектов на ответственное хранение или в аренду.

Выявленные при инвентаризации расхождения фактического наличия имущества с данными бухгалтерского учета (на основе инвентарных карточек, описей и других документов) подлежат регулированию. Они обобщаются в ведомости результатов инвентаризации.

Излишки основных средств подлежат оприходованию по рыночной стоимости (на дату проведения инвентаризации) как неучтенные основные средства по дебету счета 01 «Основные средства» и отражаются на финансовых результатах хозяйственной деятельности организации по кредиту счета 91 «Прочие доходы и расходы».

При недостаче и порче объектов основных средств их остаточную стоимость списывают с кредита счета 01 «Основные средства» в дебет счета 02 «Амортизация основных средств». При выявлении конкретных виновников недостающие или испорченные основные средства оценивают по продажным(рыночным) ценам, которые действовавшим в данной местности на день причинения ущерба, и списывают с кредита счета 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей» в дебет счета 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям». Разницу между рыночной ценой и остаточной стоимостью основных средств отражают по дебету счета 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей» и кредиту счета 98 «Доходы будущих периодов». По мере погашения задолжности ее виновником соответствующую часть списывают со счета 98 «Доходы будущих периодов» в кредит счета 91 «Прочие доходы и расходы». Если конкретные виновники не установлены или суд отказал во взыскании убытков с них, то недостающие и испорченные основные средства списывают у организаций с кредита счета 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей» на финансовые результаты у коммерческой организации (счет 91) или увеличение расходов у некоммерческой организации.

При инвентаризации нематериальных активов необходимо проверить наличие документов, подтверждающих права организации на его использование, правильность и своевременность отражения нематериальных активов в балансе.

Нематериальные активы, принятые на учет, организация включает в состав своего имущества.

Для оформления даны инвентаризации нематериальных активов используется инвентаризационная опись нематериальных активов (типовая форма № ИНВ – 1а). Опись составляется комиссией в одном экземпляре. В инвентарных описях фиксируется фактическое наличие объектов нематериальных активов по наименованиям и по назначению.

Для отражения результатов инвентаризации нематериальных активов по которым выявлены отклонения от учетных данных, составляется Сличительная ведомость результатов инвентаризации основных средств ( типовая форма ИНВ – 18). Форма данной сличительной ведомости используется потому, что типовой формы отражения результатов инвентаризации нематериальных активов не разработано. Сличительная ведомость составляется бухгалтером и хранится в бухгалтерии.

Выявленные при инвентаризации расхождения между фактическим наличием нематериальных активов и данными бухгалтерского учета отражаются на счетах бухгалтерского учета в следующем порядке:

  1. излишки нематериальных активов приходуются по рыночной стоимости на дату проведения инвентаризации, и соответствующая сумма зачисляется на финансовые результаты. При этом выясняется, когда и по распоряжению кого были приобретены неучтенные объекты нематериальных активов и куда списаны соответствующие расходы.
  2. недостача объектов нематериальных активов относится за счет виновных лиц.

 Если виновные лица не установлены или суд отказался во взыскании убытков с них, то убытки от недостачи объектов нематериальных активов списываются на финансовые результаты организации.

 Выявленные в ходе  инвентаризации излишки нематериальных  активов принимаются к учету  в составе внереализованных доходов и отражаются проводкой:

Дт 04 «Нематериальные активы»

Кт 91 «Прочие доходы и расходы»

По недостающим объектам нематериальных активов списывается сумма накопленной амортизации:

Дт 05 «Амортизация нематериальных активов»

Кт 04 «Нематериальные активы».

Затем списывается недостача объектов нематериальные активов по остаточной стоимости:

Дт 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей»

Информация о работе Инвентаризация