Инвентаризация в системе
первичного учета
Витичак Анна
32 гр. ФЭФ
Инвентаризация - способ наблюдения, следующей регистрации
хозяйственных операций, которые не охватываются
в момент их осуществления; это способ
подтверждения правильности и достоверности
бухгалтерского учета и отчетности.
Инвентаризация имущества
предприятия проводится путем:
- описывания,
- пересчета,
- взвешивания,
- измерения и оценивания остатков и сравнения полученных результатов с данными бухгалтерского учета.
Основными заданиями инвентаризации являются:
- выявление фактического наличия хозяйственных средств, в частности материальных ценностей в натуре;
- установление остатка или недостатка ценностей и их регулирования и отражения в учете;
- выявления товарно-материальных ценностей, которые потеряли свое первобытное качество, устарели и не используются;
- проверка соблюдения условий и порядка хранения хозяйственных средств;
- проверка достоверности и реальности стоимости зачтенных на баланс активов и пассивов предприятия.
Инвентаризации подлежат
:
- основные средства,
- нематериальные активы,
- товарно-материальные ценности,
- денежные средства,
- документы и расчеты.
Инвентаризация может
быть:
Наиболее эффективными
являются внезапные частичные
инвентаризации, поскольку они повышают
ответственность материально ответственных
лиц относительно своевременного
оприходования и списания материальных
ценностей, правильности их хранения,
предотвращают злоупотреблением.
Проведение инвентаризации обязательно
в следующих случаях:
- перед складыванием годовой финансовой отчетности;
- при передаче имущества государственного предприятия в аренду, в случае приватизации государственного предприятия, превращения государственного предприятия в акционерное общество;
- в случае изменения материально ответственных лиц(на день принятия-передачи дел);
- в случае установления фактов краж или злоупотреблений, порчи ценностей, а также за предписанием судебно-следственных органов;
- в случае пожара, стихийного бедствия или техногенной аварии;
- в случае ликвидации предприятия, а также в иных случаях, предусмотренных законодательством.
Инвентаризационные комиссии состоят
из:
- руководителей структурных подразделений,
ответственных лиц.
Данные инвентаризационных
описаний сравнивают с данными
бухгалтерского учета и складывают
сравнительные сведения, где определяют
результат инвентаризации. В результате такого сравнения
устанавливают соответствие или несоответствие
учетных и фактических данных, то есть:
- а) фактическая и бухгалтерская запись сбегаются;
- б) фактический остаток меньше учетного - недостаток;
- в) фактический остаток больше учетного - излишек.
Результаты инвентаризации
отображают в учете в таком
порядке:
- излишки основных средств, товаров и материалов, ценных бумаг, средств, другого имущества подлежат оприходованию и зачислению в соответствии с доходами деятельности или увеличения финансирования;
- недостаток ценностей в пределах утвержденных норм естественного убытия списывают по решению руководителя предприятия на расходы или на уменьшение финансирования;
- сверхурочные недостатки ценностей, а также потери от порчи относят на винные лица по ценам, за которыми рассчитывают размер вреда;
- сверхурочные потери и недостатки материальных ценностей и готовой продукции, если виновные не установлены, засчитывают на убытки или уменьшения финансирования.
Спасибо за внимание!