Инвентаризация имуществ и обязательств

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2012 в 19:48, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является углубленное изучение общей характеристики инвентаризации. Систематизация и закрепление знаний по данной теме, развитие навыков самостоятельного исследования и обобщение выводов.
Главной задачей первой главы курсовой работы является определить роль и значение инвентаризации. Здесь так же будет рассмотрена инвентаризация как способ первичного наблюдения за сохранностью собственности, излагаются цели инвентаризации, отмечаются причины расхождения фактических данных с данными бухгалтерского учета. Раскрывается связь инвентаризации с другими элементами бухгалтерского учета.
Задачей второй главы является рассмотрение видов инвентаризации, порядок ее проведения, а также документальное оформление. Раскрываются результаты (недостачи, излишки) инвентаризации, причины их возникновения и порядок отражения в учете.

Содержание

Введение………………………………………………………………………...2
Роль и значение инвентаризации………………………………………......4
Инвентаризация как способ первичного наблюдения……………………4
Связь инвентаризации с другими элементами метода
бухгалтерского учета…………………………………………………...........6
Виды инвентаризации…………………………………………………….....8
Виды инвентаризации…………………………………………………….....8
Порядок проведения инвентаризации………………………………….....10
2.3 Ошибки проведения инвентаризации и их последствия……………....13
Заключение…………………………………………………………………….16
Список используемой литературы……………………………………………19
3 Практическая часть………………………………………………………….20

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая 2 3Б.docx

— 43.40 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

 

     Введение………………………………………………………………………...2

  1. Роль и значение инвентаризации………………………………………......4
    1. Инвентаризация как способ первичного наблюдения……………………4
    2. Связь инвентаризации с другими элементами метода

          бухгалтерского  учета…………………………………………………...........6

  1. Виды инвентаризации…………………………………………………….....8
    1. Виды инвентаризации…………………………………………………….....8
    2. Порядок проведения инвентаризации………………………………….....10

     2.3 Ошибки проведения инвентаризации  и их последствия……………....13

       Заключение…………………………………………………………………….16

      Список используемой  литературы……………………………………………19

     3   Практическая  часть………………………………………………………….20

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Инвентаризация обеспечивает достоверность  данных бухгалтерского учета, позволяет  реальность всех статей бухгалтерского баланса и отчетности предприятия. Вот почему предприятия организационно-правовых форм и видов деятельности обязаны  в соответствии с “Законом о бухгалтерском  учете и отчетности” проводить  сплошную инвентаризацию материальных ресурсов перед составлением годового отчета.

Целью курсовой работы является углубленное изучение общей характеристики инвентаризации. Систематизация и закрепление знаний по данной теме, развитие навыков самостоятельного исследования и обобщение выводов.

Главной задачей первой главы курсовой работы является определить роль и значение инвентаризации. Здесь так же будет  рассмотрена инвентаризация как  способ первичного наблюдения за сохранностью собственности, излагаются цели инвентаризации, отмечаются причины расхождения  фактических данных с данными  бухгалтерского учета. Раскрывается связь  инвентаризации с другими элементами бухгалтерского учета.

Задачей второй главы является рассмотрение видов инвентаризации, порядок ее проведения, а также документальное оформление. Раскрываются результаты (недостачи, излишки) инвентаризации, причины  их возникновения и порядок отражения  в учете.

Следует отметить, что с инвентаризацией  человек столкнулся давным-давно. Первые следы развитых систем учета были найдены на востоке, в долине рек  Нил, Тигр и Ефрат (Древний Египет). Для возникновения письменного учета, для ведения первичных документов и регистров необходимы были определенные условия.

Во-первых - существование достаточно развитого  хозяйства. Учетная система Древнего Египта была частью механизма централизованного  управления экономикой. Хозяйства производили  продукты, а государственные органы собирали их, хранили на складах  и перераспределяли.

Во-вторых - наличие письменности и умение вести счет. Несколько тысяч лет  тому назад люди научились делать папирус. К этому времени относят  начало учета и регистрации фактов хозяйственной жизни (хозяйственные  операции). На  свитках папируса (свободных  листах) прежде всего составляли инвентаризацию. Перепись всего имущества привела к возникновению инвентаризационной описи. Основным учетным приемом была инвентаризация. Следует отметить, что в инвентаре отражался запас имущества на определенный учетный момент.

При 1-й  и 2-й династиях (3450-2980) каждые два  года проводились инвентаризации движимого  и недвижимого имущества. При 4-й  династии прерывная инвентаризация была заменена текущим учетом.

Инвентаризационные  описи обеспечивали учет состояния  и отражение содержания объектов учета. Этот прием помогал очень  точно фиксировать предметы. Даже в настоящее время, в части  проверки наличия предметов, подобный учет трудно превзойти по точности и эффективности результата. Однако в инвентарном счете-описи не было учета самих хозяйственных операций.

Ежедневные  инвентаризации или проверки по записям  на ярлыках требовали значительных затрат времени и сил. Инвентарный  учет не позволял динамично управлять  хозяйством. Древние бухгалтеры блистательно решили эту проблему при помощи приходно-расходного учета, а складские операции явились  основой развития этого древнего учета.

 

1 Роль и значение инвентаризации

 

1.1 Инвентаризация как способ  первичного

наблюдения

 

Важным  этапом подготовки к успешному составлению  годового бухгалтерского отчета за год  является своевременное и качественное проведение инвентаризации основных средств, товарно - материальных ценностей, другого имущества, денежных средств и прочих финансовых активов и финансовых обязательств организации.

В тех  организациях где, эта работа проведена  на должном уровне, реальность показателей  баланса на 1 января следующего года, как правило, не вызывает ни каких  сомнений. Наоборот, проведению инвентаризации не уделяется должного внимания (или  она не проводится вообще), показатели баланса по отдельным его статьям  бывают, не реальны.

   Что же такое инвентаризация, в какие сроки она должна проводится, какие имущественные ценности подлежат инвентаризации. Ответы на эти вопросы содержатся п. 1 статья 12 ФЗ "О бухгалтерском учете" устанавливает назначение и содержание инвентаризации имущества и обязательств, которую обязаны осуществлять организации и в МЕТОДИЧЕСКИХ УКАЗАНИЯХ  ПО ИНВЕНТАРИЗАЦИИ ИМУЩЕСТВА И ФИНАНСОВЫХ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ от МИНИСТЕРСТВА ФИНАНСОВ РФ 13 июня 1995 г.

        Сам термин инвентаризация трактуется по разному. Пересмотрев множество литературы, мною было найдено несколько понятий инвентаризации.

     Термин "инвентаризация" (от лат. inventarium - опись имущества) в общем смысле означает периодическую проверку наличия числящихся на балансе ценностей, их сохранности и правил хранения.

      Инвентаризация - это документы, оформленные с соответствии с предъявленными к ним требованиями, обеспечивают систематический контроль за состоянием и изменением хозяйственных средств (активов) и источников их формирования.

Инвентаризация - установление на определенную дату фактических средств в натуральном и денежном выражении и источников их образования путем непосредственного пересчета (снятия остатков) инвентаризуемого объекта в натуре и сличения фактических остатков с данными бухгалтерского учета.

Инвентаризация - прием, который позволяет получить точную информацию о наличии имущества экономического субъекта и получить ориентировочную информацию о состоянии и стоимости такого имущества. Инвентаризации подлежит имущество клиента и его финансовые обязательства. В ходе аудиторской проверки аудиторы могут наблюдать за процессом проведения инвентаризации. Такое наблюдение может помочь аудиторской организации правильно оценить надежность системы бухгалтерского учета и действенность системы внутреннего контроля. 

Инвентаризация имущества и финансовых обязательств - это проверка и документальное подтверждение фактического наличия имущества и финансовых обязательств, выявленные отклонения от учетных данных и принятие решений по внесению изменений в данные бухгалтерского учета.

С помощью инвентаризации проверяется  правильность данных текущего учета  материальных и денежных средств, выявляются ошибки, допущенные в учете, принимаются  на учет не учтенные хозяйственные  объекты, контролируется сохранность  хозяйственных средств, которые  числятся у материально ответственных  лиц. Практика показывает, что отдельных  организациях инвентаризацией охватываются не все имущественные ценности.

Инвентаризация преследует следующие  цели, т.е. выявление фактического наличия  имущества с данными бухгалтерского учета, проверка полноты отражения  финансовых обязательств в учете.

Задачи инвентаризации:

    1. установление фактического наличия хозяйственных ресурсов;
    2. контроль за сохранностью основных средств, материальных ценностей и денежных  средств путем сопоставления их фактического наличия с данными бухгалтерского учета;
    3. выявление сверхнормативных и неиспользуемых материальных ценностей с целью их реализации, а также материальных ценностей, полностью или частично потерявшие  свои качества;                         
    4. поверка состояния складского хозяйства, условий хранения материальных ценностей и эксплуатации машин, оборудования, зданий  и других основных средств;
    5. проверка реальности дебиторской и кредиторской задолженностей, незавершенного производства, расходов будущих периодов, резервов предстоящих расходов и других статей баланса.

Не вдаваясь в подробности перечисления положений, изложенных в Методических указаниях, хотелось бы обратить внимание на пункт 1.4, где приводятся случаи, когда инвентаризация проводится в  обязательном порядке.

    1. При смене собственника или реорганизации предприятия  (учреждения);
    2. При ликвидации предприятия  (учреждения);
    3. Перед составлением годовой отчетности;
    4. При смене руководителя предприятия  (учреждения) или другого материально ответственного лица;
    5. При смене материально ответственных лиц (на день приема-передачи дел);
    6. При установлении фактов хищения, ограбления или злоупотребления, а также порчи ценностей;
    7. После пожара или стихийных бедствий;
    8. По решению контролирующих, судебных и других уполномоченных на то органов.

К сожалению, эти требования часто  не выполняются, в результате чего после увольнения материально-ответветственных лиц нередко вскрываются значительные суммы недостач материальных и денежных средств, иски на взыскание которых впоследствии к виновным не предъявляются, и списываются эти суммы в конце года в большинстве случаев на финансовые результаты, что делать категорически запрещено.

Выборочные инвентаризации и контрольные  проверки в                      течение года дисциплинируют работников предприятия, позволяют    своевременно вскрыть нарушения, злоупотребления  и факты хищения, содействуют  сохранности имущества предприятия. Там, где материально ответственные  лица чувствуют жесткий контроль за своей работой со стороны работников бухгалтерской службы, вероятность злоупотребления и фактов хищения имущества сводится к минимуму.

В деле обеспечения сохранности  материальных ценностей и денежных средств важное значение имеют подбор, расстановка и воспитание работников, занимающих должности, связанных с материальной ответственностью.

В целях усиления ответственности  лиц за сохранность вверенных  им материальных ценностей и денежных средств администрация предприятия  заключает письменные договоры о  полной ответственности с работниками, достигшими 18-летнего возраста, занимающими  должности или выполняющими работы, непосредственно связанные с  хранением, обработкой, продажей (отпуском), перевозкой или применением в  процессе производства переданных им ценностей.

Назначение, увольнение, перевод и  перемещение  работников, с       которыми заключается   или заключены  письменные договоры о полной материальной ответственности, производятся по согласованию  с                                                                                                                            главным бухгалтером (лицом, его  заменяющим).

             

1.2 Связь инвентаризации  с другими элементами метода                бухгалтерского учета

 

Все явления в природе и обществе находятся во взаимосвязи и взаимно  обусловленности. Это в полной мере относится к объектам бухгалтерского учета, которые находят отражение  во взаимной связи и постоянном движении. Возможность получить показатели, взаимно связанно отражающие величину хозяйственных средств и их движения в процессе деятельности предприятия,  обеспечивает метод бухгалтерского учета. Для метода бухгалтерского учета характерным является использование целого ряда приемов и способов, каждый из которых дает возможность получить информацию об отдельных сторонах изучаемого предмета, а в совокупности обеспечивают его сплошное и непрерывное отражение.

Составные элементы метода бухгалтерского учета обеспечивают проведение наблюдения за объектами, их измерение, группировку  и обобщение учетных данных.

 Элементы метода бухгалтерского учета:

  • документация;
  • инвентаризация;
  • оценка;
  • калькуляция;
  • счета и двойная запись;
  • бухгалтерский баланс и отчетность.

Все перечисленные элементы метода бухгалтерского учета представляют собой единую систему.  Бухгалтерский  учет может выполнить предназначенные  ему функции в системе управления производством только в том случае, если он будет применять все эти  элементы, во-первых, в совокупности; во-вторых, в последовательности, предопределенной методологией сбора, регистрации, систематизации и передачи информации о хозяйственной  деятельности предприятия. 

Информация о работе Инвентаризация имуществ и обязательств