Инвентаризация имущества и обязательств на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2014 в 22:07, творческая работа

Краткое описание

Инвентаризация - способ бухгалтерского учета, представляющий собой регламентную процедуру периодической проверки и документального подтверждения наличия, состояния и оценки имущества и обязательств организации, производимую для подтверждения достоверности данных бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности. Инвентаризация как элемент учетной политики.
Инвентаризация проводится в несколько этапов.
Первый этот - обязательный подсчет, взвешивание, обмер материальных ценностей, оформление инвентаризационных ведомостей или описей. При инвентаризации расчетов с дебиторами и кредиторами составляются контокоррентные выписки (т.е. выписки из карточек счетов с указанием суммы задолженности).

Вложенные файлы: 1 файл

Prezentatsia_R_E_I (1).pptx [Автосохраненный]2.pptx

— 282.04 Кб (Скачать файл)

Инвентаризация имущества и обязательств на предприятии

 

Выполнила: Рамазанова Н

 

Проверила: Нижник О.В.

Инвентаризация - способ бухгалтерского учета, представляющий собой регламентную процедуру периодической проверки и документального подтверждения наличия, состояния и оценки имущества и обязательств организации, производимую для подтверждения достоверности данных бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности. Инвентаризация как элемент учетной политики.

    • Инвентаризация проводится в несколько этапов.

Первый этот - обязательный подсчет, взвешивание, обмер материальных ценностей, оформление инвентаризационных ведомостей или описей. При инвентаризации расчетов с дебиторами и кредиторами составляются контокоррентные выписки (т.е. выписки из карточек счетов с указанием суммы задолженности).

 Второй этап - оценка  выявленных, подсчитанных и описанных  средств по первоначальной или  измененной стоимости (например, при  ухудшении качества материалов).

Третий этап - выявление расхождений фактического наличия с данными бухгалтерского учета, установление причин расхождений, заполнение сличительной ведомости. Четвертый этап - оформление результатов инвентаризации и отражение выявленных расхождений в учете и отчетности того месяца, в котором закончена инвентаризация, а по годовой инвентаризации - в годовом бухгалтерском отчете. Излишки увеличивают доход предприятия. Недостачи в пределах норм естественной убыли относят на расходы отчетного периода, сверх норм - к взысканию с виновных лиц.

Понятие, виды, цели инвентаризации

 

Понятие инвентаризации

    • Основным способом бухгалтерского наблюдения за состоянием и движением хозяйственных средств является документация, что, однако, не исключает возможности расхождения учетных записей с фактическими остатками средств организации.

       Чтобы обеспечить контроль за  сохранностью хозяйственных средств  и для полного соответствия  данных учета фактическим остаткам, для обеспечения реальности показателей  бухгалтерского учета используется  элемент метода бухгалтерского  учета - инвентаризация, т.е. установление  фактического наличия средств  и их источников, произведенных  затрат и т. д. путем пересчета  остатков в натуре или проверки  учетных записей. Инвентаризация  является эффективным методом  контроля за сохранностью имущества  организации, соблюдением финансовой  дисциплины, правильностью отражения  операций на счетах бухгалтерского  учета, своевременным обнаружением  и исправлением расхождений между  фактическими данными; полученными  в результате проведения инвентаризации.

 

Основными целями инвентаризации являются:

 

    • 1. Проверка правильности данных текущего учета и выявление допущенных ошибок.
    • 2. Отражение неучтенных хозяйственных и финансовых операций.
    • 3. Контроль сохранности имущества.
    • 4. Контроль за полнотой и своевременностью расчетов по хозяйственным договорам и обязательствам, по уплате налогов и сборов.
    • 5. Проверка условий и порядка хранения товаров.
    • 6. Выявление залежавшихся, неходовых, устаревших товаров.
    • 7. Проверка соблюдения принципа материальной ответственности.
    • 8. Проверка состояния учета и организация движения товарных запасов.
    • 9. Проверка отражения всех хозяйственных операций в документах и в бухгалтерском учете и т. д.

 

 Виды инвентаризации

 

Инвентаризации делятся по объему проверки – на сплошные и выборочные, а по времени – на плановые и внезапные.

    • «Сплошная инвентаризация охватывает проверку всего без исключения наличного имущества финансовых обязательств предприятия, она является весьма трудоемкой работой и поэтому проводится один раз в год, обычно перед составлением годового отчета».
    • «Выборочная - это инвентаризация, при которой проверяются только некоторые (на выборку) ценности у конкретного материально ответственного лица или же охватывает какой-либо один вид средств предприятия, например, только денежные средства в кассе или только материалы на определенном складе».

Порядок проведения инвентаризации

 

    • Инвентаризация имущества и обязательств - это периодическая проверка их наличия, состояния и оценки. Имеющееся у организации имущество может не соответствовать данным бухгалтерского учета. Например, материальные ценности подвергаются естественным природным воздействиям - испарению, усушке, порче и т.д. В результате их количество и стоимость существенно уменьшаются. На предприятии могут быть выявлены злоупотребления, допущенные при учете, - хищения, обмеры, обвесы и т.д. Инвентаризация, таким образом, позволяет проверить соблюдение правил и условий хранения материальных ценностей, денежных средств, ведения складского хозяйства и реальность данных учета, содержания и эксплуатации машин, оборудования, других объектов основных средств организации, а также предотвращает такие негативные явления, как хищения имущества работниками предприятия.
    • Кроме того, при документировании фактов хозяйственной деятельности организации и при их отражении в бухгалтерском учете допускаются различные ошибки, описки, неточности и исправления. Поэтому проверять полноту и достоверность бухгалтерского учета нужно - только в ходе полной инвентаризации можно установить, насколько содержание учетных данных и первичных документов соответствует фактическим объему и стоимости имущества организации.
    • Для проведения инвентаризации в организации создается постоянно действующая инвентаризационная комиссия. При малом объеме работ и наличии в организации ревизионной комиссии проведение инвентаризаций допускается возлагать на нее. При большом объеме работ для одновременного проведения инвентаризации имущества и финансовых обязательств создаются рабочие инвентаризационные комиссии. Персональный состав постоянно действующих и рабочих инвентаризационных комиссий утверждает руководитель организации.

 

 Выявление результатов инвентаризации и отражение их в учете

 

    • Результаты инвентаризации должны быть отражены в учете и отчетности того месяца, когда была закончена инвентаризация, а по годовой инвентаризации - в годовом бухгалтерском отчете. Выявленные при инвентаризации расхождения фактического наличия имущества с данными бухгалтерского учета регулируются в следующем порядке:
    • - основные средства, материальные ценности, денежные средства и другое имущество, оказавшиеся в излишке, подлежат  зачислению соответственно на финансовые результаты организации с последующим установлением причин возникновения излишка и виновных лиц;
    • - убыль ценностей в пределах норм, утвержденных в законодательном порядке, списывается по распоряжению руководителя организации соответственно на затраты (расходы на продажу) организации.

 

    •   Нормы убыли могут применяться лишь в случаях выявления фактических недостач. Убыль ценностей в пределах установленных норм определяется после зачета недостач ценностей излишками по пересортице. В том случае, если после зачета по пересортице, проведенного в установленном порядке, все же оказалась недостача, нормы естественной убыли должны применяться только к тем ценностям, по наименованию которых установлена недостача. При отсутствии норм убыль рассматривается как недостача сверх норм. Недостачи материальных ценностей, денежных средств и другого имущества, а также порча сверх норм естественной убыли относятся на виновных лиц.
    • Взаимный зачет излишков и недостач в результате пересортицы может быть допущен только в виде исключения за один и тот же проверяемый период, у одного и того же проверяемого лица, в отношении товарно-материальных ценностей одного и того же наименования и в тождественных количествах. О допущенной пересортице материально ответственные лица представляют подробные объяснения инвентаризационной комиссии. В том случае, когда при зачете недостач излишками по пересортице стоимость недостающих ценностей выше стоимости ценностей, оказавшихся в излишке, эта разница в стоимости относится на виновных лиц.
    • Предложения о регулировании выявленных при инвентаризации расхождений фактического наличия ценностей и данных бухгалтерского учета представляются на рассмотрение руководителю организации. Окончательное решение о зачете принимает руководитель организации.
    • Рассмотрим корреспонденцию счетов по результатам инвентаризации.
    • 1. Отражение на счетах излишков, выявленных при инвентаризации:
    • Дт 01 «Основные средства», 10 «Материалы», 41 «Товары», 43 «Готовая продукция», 50 «Касса».
    • Кт 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет 1 «Прочие доходы».
    • 2. Отражение на счетах недостачи, выявленной при инвентаризации:
    • а) Дт 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей»,
    • Кт 01 «Основные средства», 10 «Материалы», 41 «Товары», 43 «Готовая продукция», 50 «Касса»;
    • б) в розничных торговых организациях:
    • Дт 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей».
    • Кт 41 «Товары», 42 «Торговая наценка»

 

    • Списание недостачи в пределах норм естественной убыли:

   Дт 20 «Основное производство»,

23 Вспомогательные производства»,

25 «Общепроизводственные расходы»,

26 «Общехозяйственные расходы»,

29 «Обслуживающие производства»,

44 «Расходы на продажу».

    • Кт 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей».

 

  Заключение 
 

 

    • Инвентаризация преследует ряд задач и целей. Существуют случаи когда инвентаризация должна проводится в обязательном порядке. Как мы видим роль инвентаризации очень велика - с ее помощью проверяется правильность данных текущего учета материальных и денежных средств, выявляются ошибки, допущенные в учете, принимаются на учет не учтенные хозяйственные объекты, контролируется сохранность хозяйственных средств, которые числятся у материально ответственных лиц.

 

    • Инвентаризация имеет большое значение для правильного определения затрат на производство продукции, выполненных работ и оказанных услуг, для сокращения потерь товарно-материальных ценностей, предупреждения хищений имущества и т. п. Инвентаризация содействует укреплению предприятия, предупреждает возможные имущественные потери.
    • Она или подтверждает данные бухгалтерского учета, или выявляет неучтенные ценности и допущенные потери, хищения, недостачи. Поэтому при помощи инвентаризации контролируется не только сохранность материальных ценностей, но и проверяются полнота и достоверность данных бухгалтерского учета и отчетности.
    • Только благодаря этому методу бухгалтерского учета можно установить соответствие между количеством и качеством имущества указанного в бухгалтерском балансе и имущества в действительности находящимся на предприятии.

 

    СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ 


Информация о работе Инвентаризация имущества и обязательств на предприятии