Инвентаризация материальных ценностей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2013 в 14:18, курсовая работа

Краткое описание

Для оценки реального финансового состояния организации необходимо иметь достоверные данные о всем имуществе, находящемся в ее распоряжении: наличии, количестве, состоянии, в котором это имущество находится, и правильности его стоимости. Это реальное состояние необходимо сравнить с данными бухгалтерского учета. Такой процесс проверки имущества и обязательств называется инвентаризацией. Инвентаризация – это контрольная функция учета, позволяющая выявить случаи необоснованного уменьшения капитала компании, вложенного в различные виды имущества (активов).

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3
1. Порядок проведения инвентаризации материальных ценностей…………5
1.1 Сроки и цели инвентаризации……………………………………………...5
1.2 Этапы инвентаризации материальных ценностей………………………...8
2. Отражение результатов инвентаризации в учете…………………………..13
2.1 Инвентаризация в учетной политике……………………………………...13
2.2 Оформление результатов инвентаризации………………………………..14
Заключение……………………………………………………………………...23
Список используемых источников…………………………………………….24

Вложенные файлы: 1 файл

инвентаризация.doc

— 119.50 Кб (Скачать файл)


 

Введение…………………………………………………………………………3

1. Порядок проведения  инвентаризации материальных ценностей…………5

1.1 Сроки и цели инвентаризации……………………………………………...5

1.2 Этапы инвентаризации  материальных ценностей………………………...8

2. Отражение результатов  инвентаризации в учете…………………………..13

2.1 Инвентаризация в учетной  политике……………………………………...13

2.2 Оформление результатов  инвентаризации………………………………..14

Заключение……………………………………………………………………...23

Список используемых источников…………………………………………….24

Приложение……………………………………………………………………..26

 

Введение

 

Для оценки реального финансового  состояния организации необходимо иметь достоверные данные о всем имуществе, находящемся в ее распоряжении: наличии, количестве, состоянии, в котором  это имущество находится, и правильности его стоимости. Это реальное состояние необходимо сравнить с данными бухгалтерского учета. Такой процесс проверки имущества и обязательств называется инвентаризацией.

Инвентаризация – это контрольная  функция учета, позволяющая выявить  случаи необоснованного уменьшения капитала компании, вложенного в различные виды имущества (активов).

Инвентаризация – это механизм, позволяющий убедиться в достоверности  учета. Учет и отчетность могут быть правильными на бумаге, но их достоверность  можно выявить только путем инвентаризации.

Законодательство предоставляет  организациям широкие возможности  для использования инвентаризации в качестве действенного механизма  регулирования и контроля порядка  ведения бухгалтерского учета финансово-хозяйственной  деятельности организации в целях подготовки достоверной информации о ее финансовом положении в бухгалтерской отчетности.

Каждая организация обязана  провести инвентаризацию своего имущества  до начала составления годовой отчетности – эта обязанность установлена  ст. 12 Федерального закона от 21.11.96 г. №129-ФЗ «О бухгалтерском учете». Порядок проведения инвентаризации имущества и обязательств организации необходимо прописать в учетной политике – это необходимо сделать в начале года, руководствуясь п. 3 ст. 6 Закона №129-ФЗ.

Целью курсовой работы является исследование порядка проведения инвентаризации материальных ценностей и отражения ее результатов в учете. Для достижения поставленной цели в курсовой работе необходимо решить следующие задачи:

- рассмотреть порядок проведения  инвентаризации материальных ценностей;

- изучить отражение результатов  инвентаризации в учете;

- определить какие изменения  произойдут в порядке проведения  инвентаризации материальных ценностей  и отражении ее результатов  в учете в результате вступления  в силу Федеральный закон от 6.12.11 г. №402-ФЗ «О бухгалтерском учете» с 1 января 2013 г.

Объектом исследования в курсовой работе является бухгалтерский учет.

Предметом исследования в курсовой работе является инвентаризация материальных ценностей.

Базой для написания курсовой работы послужили законодательные и нормативные акты, а также публикации по теме исследования в периодических изданиях и Интернет.

 

 

1. Порядок проведения инвентаризации  материальных ценностей

1.1 Сроки и цели инвентаризации

 

Инвентаризация представляет собой определенную последовательность практических действий по документальному подтверждению наличия, состояния и оценки имущества и обязательств организации с целью обеспечения достоверности данных учета и отчетности.

Обязанность организаций проводить инвентаризацию имущества и обязательств, необходимую для обеспечения достоверности данных бухгалтерской отчетности, установлена:

- статьей 12 Федерального закона  от 21.11.1996 г. N 129-ФЗ "О бухгалтерском  учете" (далее – Закон N 129-ФЗ);

- пунктом 26 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного Приказом Минфина Российской Федерации от 29.07.1998 г. N 34н (далее – Положение N 34н).

Согласно названным документам порядок и сроки проведения инвентаризации определяет руководитель организации, за исключением случаев, когда проведение инвентаризации обязательно.

В п. 2 ст. 12 Закона №ФЗ-129 представлены случаи, когда инвентаризация обязательна:

  • при передаче имущества в аренду, выкупе, продаже, а также при преобразовании государственного или муниципального унитарного предприятия;
  • перед составлением годовой бухгалтерской отчетности;
  • при смене материально ответственных лиц;
  • при выявлении фактов хищения, злоупотребления или порчи имущества;
  • в случае стихийного бедствия, пожара или других чрезвычайных ситуаций, вызванных экстремальными условиями;
  • при реорганизации или ликвидации организации;
  • в других случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Порядок проведения инвентаризации имущества  и финансовых обязательств организации и оформления ее результатов определен Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденными Приказом Минфина Российской Федерации от 13.06.1995 г. N 49 (далее – Методические указания N 49).

В соответствии с данными указаниями инвентаризации подлежит все имущество  организации независимо от его местонахождения  и все виды финансовых обязательств, в том числе не принадлежащие  организации на праве собственности, но числящиеся в бухгалтерском учете на забалансовых счетах.

При этом под имуществом организации  понимаются основные средства, нематериальные активы, финансовые вложения, производственные запасы, готовая продукция, товары, прочие запасы, денежные средства и  прочие финансовые активы, а под финансовыми обязательствами – кредиторская задолженность, кредиты банков, займы и резервы1.

Проводится инвентаризация по местонахождению  имущества и по материально-ответственным  лицам.

Инвентаризация драгоценных металлов и драгоценных камней осуществляется в соответствии с Инструкцией о порядке учета и хранения драгоценных металлов, драгоценных камней, продукции из них и ведения отчетности при их производстве и обращении, утвержденной Приказом Минфина Российской Федерации от 29.08.2001 г. N 68н.

Согласно пункту 2.2. Методических указаний N 49 для проведения инвентаризации в организации создается постоянно действующая инвентаризационная комиссия.

При большом объеме работ для  одновременного проведения инвентаризации имущества и финансовых обязательств создаются рабочие инвентаризационные комиссии.

При малом объеме работ и наличии  в организации ревизионной комиссии проведение инвентаризаций допускается  возлагать на нее.

Персональный состав постоянно  действующих и рабочих инвентаризационных комиссий утверждает руководитель организации.

В состав инвентаризационной комиссии включаются представители администрации  организации, работники бухгалтерской  службы, другие специалисты (инженеры, экономисты, техники и т.д.).

В состав инвентаризационной комиссии можно включать представителей службы внутреннего аудита организации, независимых аудиторских организаций.

Участие материально ответственных  лиц при проведении инвентаризации обязательно. Если в организации  отсутствует материально ответственное  лицо, то им является руководитель организации.

Отсутствие хотя бы одного члена  комиссии при проведении инвентаризации служит основанием для признания  результатов инвентаризации недействительными.

Основными целями инвентаризации являются: выявление фактического наличия  имущества; сопоставление фактического наличия имущества с данными бухгалтерского учета; проверка полноты отражения в учете обязательств.2

 

 

1.2 Этапы инвентаризации  материальных ценностей

 

Процедура проведения инвентаризации состоит из нескольких этапов. Формы по учету результатов инвентаризации утверждены постановлением Госкомстата России от 18.08.98 г. №88 (в ред. от 27.03.2000 г.).

Первый этап – подготовительный:

  • подготовка имущества (например, товарно-материальных ценностей) к проведению инвентаризации;
  • подготовка документов, необходимых для проведения инвентаризации; издание приказа (постановления, распоряжения) о проведении инвентаризации по форме №ИНВ-22;
  • формирование списка сотрудников для проведения инвентаризации;
  • определение сроков проведения и видов инвентаризируемого имущества;
  • распечатка инвентаризационных описей товарно-материальных ценностей (форма №ИНВ-3) отдельно на каждое материально ответственное лицо3.

Перед тем как начать проверку остатков имущества, инвентаризационная комиссия должна получить последние на момент инвентаризации приходные и расходные документы или отчеты о движении материальных ценностей и денежных средств, а председатель инвентаризационной комиссии обязан их завизировать с указанием «до инвентаризации на «_______» (дата)». Кроме того, материально ответственные лица организации должны дать расписки в том, что к началу инвентаризации они сдали в бухгалтерию или передали комиссии все расходные и приходные документы на имущество, а также в том, что все ценности, поступившие под их ответственность, оприходованы, а выбывшие – списаны в расход. Аналогичные расписки дают и лица, которым были выданы подотчетные суммы для покупки имущества или доверенности на его получение.

Приказ (постановление, распоряжение) (форма №ИНВ-22) является письменным заданием, конкретизирующим содержание, объем, порядок и сроки проведения инвентаризации проверяемого объекта, а также персональный состав инвентаризационной комиссии. Приказ (постановление, распоряжение) подписывается руководителем организации и вручается председателю инвентаризационной комиссии. Приказ регистрируется в Журнале учета контроля за выполнением приказов (постановлений, распоряжений) о проведении инвентаризации (форма №ИНВ-23).

Рекомендуем не приступать к выполнению второго этапа инвентаризации, пока не будет правильно оформлен первый этап.

В инвентаризации процедура очень  важна, так как нередко в результате инвентаризации могут быть выявлены реальные недостачи, что повлечет за собой санкции для материально  ответственных лиц. Необходимо, чтобы эти лица уже заранее были готовы к тому, что их работу проверяют, чтобы, например, весь товар находился на вверенном им складе, был оприходован и проверен, т.е. они обязаны расписаться на заглавном листе инвентарной описи №ИНВ-3 и быть ознакомлены с приказом по форме №ИНВ-22.

Перед инвентаризацией следует  проверить также наличие договоров  о личной или коллективной материальной ответственности, сроки действия этих договоров.

Второй этап – собственно инвентаризация (т.е. выявление и проверка фактического наличия товаров, а также заполнение соответствующих граф в инвентаризационных описях). Фактическое наличие имущества при инвентаризации комиссия определяет путем его обязательного физического пересчета, взвешивания и перемеривания.

Сведения о фактическом наличии имущества и реальности учтенных финансовых обязательств записываются в инвентаризационные описи, которые составляются в двух экземплярах. На выявленные при инвентаризации негодные или испорченные материалы и готовые изделия составляются соответствующие акты.

При автоматизированной обработке  данных по учету результатов инвентаризации форма №ИНВ-3 выдается комиссии на бумажных или машинных носителях информации с заполненными графами с 1-й по 9-ю. В описи ответственные лица комиссии заполняют графу 10 о фактическом наличии товарно-материальных ценностей в количественном выражении. Графа 9 «Номер паспорта» заполняется на материальные ценности, содержащие драгоценные металлы и камни.

При выявлении материальных ценностей, не отраженных в учете, комиссия должна включить их в инвентаризационную опись.

В описях не допускается оставлять  незаполненные строки, на последних  страницах незаполненные строки прочеркиваются. Описи подписывают  все члены инвентаризационной комиссии и материально ответственные  лица. В конце описи материально ответственные лица дают расписку, подтверждающую проверку комиссией имущества в их присутствии, об отсутствии к членам комиссии каких-либо претензий и принятии перечисленного в описи имущества на ответственное хранение.

Третий этап – это сопоставление данных инвентаризационных описей с данными бухгалтерского учета. На данном этапе выявляются расхождения в учете с фактическими остатками. Руководитель организации совместно с сотрудниками, проводившими инвентаризацию, определяет причины расхождений, при необходимости сверяется движение товарно-материальных ценностей за период с момента предыдущей инвентаризации. Сличительные ведомости (формы №ИНВ-18, ИНВ-19) применяются для отражения результатов инвентаризации основных средств, нематериальных активов, товарно-материальных ценностей, готовой продукции и прочих материальных ценностей, по которым выявлены отклонения от данных учета.

В сличительных ведомостях отражаются результаты инвентаризации, т.е. расхождения  между показателями по данным бухгалтерского учета и данными инвентаризационных описей.

На ценности, не принадлежащие организации, но числящиеся в бухгалтерском учете (находящиеся на ответственном хранении или арендованные, полученные для  переработки), составляются отдельные  сличительные ведомости.

Информация о работе Инвентаризация материальных ценностей