Регулирование, имея универсальный
характер, в бухгалтерском учете
в целом, а также в частности
в бухгалтерском учете финансовых
результатов, обладает высокой социальной
ценностью и организуется посредством
правовых норм, позволяющих соблюсти
интересы государства.Информация, полученная
на основании данных бухгалтерского учета
финансовых результатов, в настоящее время
является основной для большинства пользователей.
Данные учетных регистров, которые сгруппированы
и детализированы по определенным признакам,
позволяют оценивать финансовые риски,
составлять бухгалтерскую и статистическую
отчетность, которые, в свою очередь, формируют
мнение пользователей о финансовом состоянии
организации, перспективах ее развития.предъявляют
повышенные требования к квалификации
и профессионализму учетных работников.Таким
образом, бухгалтерский учет финансовых
результатов представляет сферу общественных
отношений, в которой практическое применение
правовых норм является особо актуальным.Теория
нормативно-правового регулирования бухгалтерского
учета финансовых результатов деятельности
сельскохозяйственных организаций является
одной из неразработанных учетных проблем,
несмотря на актуальность ее базовых положений.В
данной работе мы рассмотрим систему нормативно-правового
регулирования бухгалтерского учета финансовых
результатов. Нормативно-правовые акты
представлены в виде иерархической системы,
что позволяет учетным работникам решать
проблемы, связанные с их взаимными противоречиями,
и отдавать предпочтение нормам, имеющим
большую юридическую силу.Все нормативные
акты, регламентирующие бухгалтерский
учет в целом в определенной степени регулируют
и учет финансовых результатов, в силу
того, что в них определены порядок признания
и оценки различных объектов бухгалтерского
учета, влияющих на величину финансовых
результатов, в частности, доходов и расходов,
основных средств и материальных ценностей,
финансовых вложений и т.д.Совокупность
нормативных документов, регулирующих
бухгалтерский учет в целом и в частности
бухгалтерский учет финансовых результатов
образует систему, состоящую из четырех
уровней:
- Законодательный уровень
- Постановления Правительства РФ
- Методологический уровень
- Организационный уровень
Законодательный уровень представлен законами и иными законодательными
актами, указами Президента РФ и постановлениями
Правительства РФ, регулирующие прямо
или косвенно бухгалтерский учет. К документам
этого уровня относят: Гражданский кодекс
Российской Федерации (части 1 и 2), Налоговый
кодекс Российской Федерации (часть 2)
, Федеральный закон от 06.12.2011 №402-ФЗ «О
бухгалтерском учете».Так, например, в
Налоговом кодексе (ст. 247) указано, что:
«объектом налогообложения по налогу
на прибыль организаций признается прибыль,
полученная налогоплательщиком».Налоговым
кодексом регулируется, что относится
к доходам и расходам при определении
прибыли (ст. 248 п.1, ст.253 п.2).Наиболее важным
документом в первом уровне является Федеральный
закон «О бухгалтерском учете». С 2013 года
вступила в силу обновленная версия данного
закона. Было внесено достаточное количество
изменений и поправок в него, которые свидетельствуют
о стремлении к совершенствованию законодательной
базы в целом и сближению ее к мировым
стандартам. Так, к примеру в статью 14 «Состав
бухгалтерской (финансовой) отчетности»
были внесены изменения в части состава
бухгалтерской отчетности, где указывается,
что теперь она состоит из бухгалтерского
баланса, отчета о финансовых результатах
и приложений к ним, где содержатся основные
показатели финансовых результатов деятельности
организации.На первом, законодательном,
уровне достаточно полно раскрыта информация
по бухгалтерскому учету. К тому же обновленный
закон способствует упрощению способов
ведения бухгалтерского учета.Второй уровень системы
нормативного регулирования бухгалтерского
учета составляют положения (стандарты)
по бухгалтерскому учету. Они призваны
конкретизировать соответствующие Федеральные
Законы. К данному уровню можно отнести
следующие нормативные документы:
- Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации (в ред. от 24.12.2010). Важнейшим документов в бухгалтерском учете является данное Положение. Оно определяет порядок организации и ведения бухгалтерского учета, составления и представления бухгалтерской отчетности юридическими лицами по законодательству Российской Федерации, независимо от их организационно-правовой формы (за исключением кредитных организаций и бюджетных учреждений), а также взаимоотношения организации с внешними потребителями бухгалтерской информации. Также в данном положении разъясняется суть бухгалтерского учета, что является его объектом, ответственность за нарушения.Данное положение регулирует в частности и бухгалтерский учет финансовых результатов деятельности организации. Так в нем даны следующие указания. Бухгалтерская отчетность должна давать достоверное и полное представление об имущественном и финансовом положении организации, о его изменениях, а также финансовых результатах ее деятельности.Бухгалтерская прибыль (убыток) представляет собой конечный финансовый результат (прибыль или убыток), выявленный за отчетный период на основании бухгалтерского учета всех хозяйственных операций организации и оценки статей бухгалтерского баланса.Прибыль или убыток, выявленные в отчетном году, но относящиеся к операциям прошлых лет, включаются в финансовые результаты организации отчетного года.В случае реализации и прочего выбытия имущества организации (основных средств, запасов, ценных бумаг и т.п.) убыток или доход по этим операциям относится на финансовые результаты у коммерческой организации или увеличение расходов (доходов) у некоммерческой организации.В бухгалтерском балансе финансовый результат отчетного периода отражается как нераспределенная прибыль (непокрытый убыток), т.е. конечный финансовый результат, выявленный за отчетный период, за минусом причитающихся за счет прибыли установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации налогов и иных аналогичных обязательных платежей, включая санкции за несоблюдение правил налогообложения.
- Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ 1/2008) ( в ред. от 27.04.2012).Организация должна раскрывать принятые при формировании учетной политики способы бухгалтерского учета, существенно влияющие на оценку и принятие решений заинтересованными пользователями бухгалтерской отчетности.Существенными признаются способы ведения бухгалтерского учета, без знания о применении которых заинтересованными пользователями бухгалтерской отчетности невозможна достоверная оценка финансового положения, движения денежных средств или финансовых результатов деятельности организации.Последствия изменения учетной политики, оказавшие или способные оказать существенное влияние на финансовое положение, движение денежных средств или финансовые результаты деятельности организации, оцениваются в денежном выражении. Оценка в денежном выражении последствий изменений учетной политики производится на основании выверенных организацией данных на дату, с которой применяется измененный способ ведения бухгалтерского учета.Изменения учетной политики, оказавшие или способные оказать существенное влияние на финансовое положение, движение денежных средств или финансовые результаты деятельности организации подлежат обособленному раскрытию в бухгалтерской отчетности. Информация о них должна, как минимум, включать: причину изменения учетной политики; оценку последствий изменений в денежном выражении (в отношении отчетного года и каждого иного периода, данные за который включены в бухгалтерскую отчетность за отчетный год); указание на то, что включенные в бухгалтерскую отчетность за отчетный год соответствующие данные периодов, предшествовавших отчетному, скорректированы