Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2013 в 13:49, контрольная работа
В данной работе я рассмотрю тему "Взаимосвязь бюджетного и денежно-кредитного регулирования национальной экономики". В процессе перехода от жестко планируемой экономики к рыночной экономической системе необходимо использовать широкий набор средств и методов государственного воздействия на экономику, постепенно переходя от методов прямого вмешательства государства в экономику к более мягким методам косвенного регулирования.
Введение
Теоретические основы денежно-кредитной политики в национальной экономике
Сущность, цели и задачи денежно-кредитной политики в национальной экономике
Инструменты денежно-кредитной политики в национальной экономике
Теоретические основы бюджетно-налоговой политики
Бюджетно-налоговая политика и ее роль в стабилизации экономики
Заключение
Список использованных источников
Содержание
Введение
Заключение
Список использованных источников
Введение
В данной
работе я рассмотрю тему "Взаимосвязь
бюджетного и денежно-кредитного регулирования
национальной экономики". В процессе
перехода от жестко планируемой экономики
к рыночной экономической системе необходимо
использовать широкий набор средств и
методов государственного воздействия
на экономику, постепенно переходя от
методов прямого вмешательства государства
в экономику к более мягким методам косвенного
регулирования. Актуальность четкой взаимосвязи
таких инструментов государственного
регулирования, как бюджетное и денежно-кредитное
регулирование, не вызывает сомнений.
Цель моей работы - показать эту взаимосвязь,
проанализировать механизмы бюджетного
и денежно-кредитного регулирования, оценить
воздействие на национальную экономику,
которое достигается благодаря этим методам
регулирования.
При рассмотрении инструментов государственного
регулирования экономики выделяются методы:
- прямого вмешательства
в экономическую жизнь страны,
к числу которых относятся
государственные закупки
- косвенного, но достаточно жесткого воздействия
государства на экономику, типа предоставления
государственных гарантий под инвестиционные
кредиты частных организаций;
- наконец, методы гибкого
рыночного воздействия,
Задачи государственного регулирования
экономики - набор целевых установок, стоящих
перед органами власти при регулировании
экономических отношений. К их числу относятся
следующие составляющие:
экономический рост и экономическое развитие;
полная и эффективная занятость; ориентация,
на достижение экономической эффективности;
стабильный уровень цен; экономическая
свобода; справедливое распределение
доходов; сбалансированность внешнеторгового
баланса страны.
В лучшем случае необходимо увязать задачи
государственного регулирования в единое
целое, в виде, например, "многоугольника"
целей.
Многоугольники целей государственного
регулирования - взаимосвязанный набор
важнейших целевых установок социально-экономического
развития. Наиболее распространен так
называемый "магический четырехугольник",
т.е. четыре взаимосвязанные цели, за реализацию
которых государство несет ответственность:
- экономический рост;
- высокий уровень занятости;
- стабильность цен или устойчивость денег;
- внешнеэкономическое
Могут быть и другие варианты
представления задач
Под бюджетной политикой
понимают определение государством
- источников формирования доходов государственного
бюджета;
- приоритетных направлений расходов бюджета;
- допустимых пределов разбалансированности бюджета;
- источников финансирования бюджетного дефицита;
- принципов взаимоотношений
между отдельными звеньями
В свою очередь, в составе
бюджетной политики приобретают
относительную
Под кредитно-денежной политикой
понимают обеспечение устойчивости
денежного обращения через
В кредитно-денежной политике относительную
самостоятельность приобретают эмиссионная
политика, ценовая политика, валютная
политика, кредитная политика - а в ней,
в свою очередь, например, процентная политика
и инвестиционная политика. Следует отметить,
что если в практике бюджетных отношений
под инвестициями понимают финансирование
прироста и модернизации основных фондов,
то в банковской практике под инвестициями
понимают формирование портфеля ценных
бумаг.
Вопрос о включении кредитно-денежной
политики в состав финансовой политики
не бесспорен, но взаимосвязь между ними
и их взаимозависимость бесспорны. Корректность
включения в финансовую политику наряду
с бюджетной и кредитно-денежной политики
подтверждает анализ причин современного
финансового кризиса как в Российской
Федерации, так и в странах Юго-Восточной
и Восточной Азии, который, как известно,
начался с кризиса на финансовых рынках,
сфера деятельности которых - кредитно-денежные
операции.
О взаимоувязке и взаимозависимости
бюджетно-налоговой и кредитно-денежной
политики и объединении их в один финансовый
узел говорят и многочисленные правительственные
программы по выходу из финансового кризиса
в России на протяжении уже нескольких
лет и в том числе антикризисные предложения
по выходу из кризиса осени 1998 г., разработанные
Центральным банком и Министерством финансов
Российской Федерации.
В период эволюционного развития общественной
жизни и стабильного государственного
устройства внутренняя и внешняя финансовая
политика государства решает одну главную
задачу - обеспечение сохранения и упрочения
существующей в государстве системы общественных
отношений.
Рассмотрим подробнее бюджетное и денежно-кредитное
регулирование государственной экономики
и их взаимосвязь.
1. Теоретические основы денежно-кредитной политики
Основополагающей целью
денежно-кредитной политики является
помощь экономике в достижении общего
уровня производства, характеризующегося
полной занятостью и стабильностью
цен. Денежно-кредитная политика состоит
в изменении денежного
Государственное регулирование денежно-кредитной сферы может осуществляться достаточно успешно лишь в том случае, если государство через центральный банк способно эффективно воздействовать на масштабы и характер частных институтов, так как в развитой рыночной экономике именно последние являются базой всей денежно-кредитной системы.
Денежно-кредитная политика
в промышленно развитых странах
рассматривается как инструмент
«тонкой настройки» экономической
конъюнктуры, как оперативное и
гибкое дополнение бюджетной политики.
Сложившаяся мировая практика показывает,
что через денежно-кредитную
Нерегулируемая деятельность коммерческих банков может привести к циклическим колебаниям деловой активности, т.е. в периоды инфляции им выгодно увеличивать денежное предложение, а в период депрессии - уменьшать, усугубляя тем самым кризис. Поэтому необходима взвешенная государственная политика регулирования денежного обращения. Эту роль главного координирующего и регулирующего органа всей денежной системы страны выполняет центральный (эмиссионный) банк.
Главная задача кредитно-денежной политики центрального банка - поддержание стабильной покупательной силы национальной валюты и обеспечение эластичной системы платежей и расчетов. В то же время политика центрального банка является одной из важнейших частей регулирования всей экономики государства.
Нужно отметить, что с
помощью кредитного регулирования
государство стремится смягчить
экономические кризисы, сдержать рост
инфляции, в целях поддержания
конъюнктуры государство
Исходным при определении
целей денежной и кредитной политики
является вопрос о субординационных
связях (соподчиненности) различных
компонентов экономической
Важно прояснить вопрос об
определении базовых понятий. Традиционным
является употребление термина “денежно-кредитная
политика”. Является ли, однако, понятие
“кредитная” простым
Суть проблемы определения
цели денежной политики сводится к
выявлению того конкретного способа,
посредством которого именно денежная
политика обеспечивает (должна обеспечить)
продвижение к заданному
Целью денежной политики является
обеспечение экономики
Целью кредитной политики является регулирование доступности кредита исходя из задач стабильного экономического роста. Кредитную цену денег можно регулировать по линии предложения денег. Тем самым регулируется и доступность самого кредита.
В денежной политике процентная ставка по кредитам (ставка рефинансирования Центрального банка) должна обеспечить искомый результат в виде достижения определенного объема (прироста, снижения объема) денежной массы. Для кредитной политики основное – доступность кредита; объем денежной массы непосредственно не является задачей этой политики.
Решение, целью которого является изменение объема денежной массы, является решением в сфере денежной политики. Арсенал инструментов денежной политики значительно богаче и включает в себя процентные ставки. Решения в сфере кредитной политики на общеэкономическом уровне могут касаться исключительно процентных ставок.
Решение в одной из областей монетарной сферы оказывает влияние на все другие области.
В связи с этим принципиальный выбор между денежной, кредитной и валютной политикой должен осуществляться на альтернативной основе, а количественные параметры в рамках избранной политики задаются на базе компромисса. При этом избранная сторона политики, касающаяся регулирования движения стоимости в денежной форме на принципах рынка, является доминирующей. Другие составляющие являются субординационно подчиненными.
Денежно-кредитная политика базируется на принципах монетаризма и имеет ряд преимуществ перед фискальной политикой. Прежде всего, она обладает быстротой и гибкостью, а поскольку проводится Центральным Банком, а не парламентом страны, то в значительной мере изолирована от политического лоббизма.
Сильные стороны кредитно-денежной политики:
Отрицательные моменты денежно-кредитной политики заключаются в том, что она оказывает лишь косвенное влияние на коммерческие банки с целью регулирования динамики предложения денег и, соответственно, не может напрямую заставить их сократить или расширить кредиты.
Недостатки и проблемы кредитно-денежной политики:
Информация о работе Контрольная работа по государственному регулированию