Метод бухгалтерского учета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 10:17, реферат

Краткое описание

На современном языке бухгалтерский учет можно назвать информационной системой. Это сложная, но вместе с тем упорядоченная система, внутри которой действуют строгие правила. Для того чтобы система бухгалтерского учета эффективно выполняла возложенные на нее задачи, используется специальная методика или метод бухгалтерского учета, который включает в себя определенные способы и приемы, совокупность которых называется методом бухгалтерского учёта.
Метод бухгалтерского учета представляет собой совокупность приемов регистрации (документация и инвентаризация, стоимостного измерения (оценка и калькуляция), текущей группировки (стоимость счетов и двойная запись) и итогового обобщения (баланс и отчетность) фактов хозяйственной деятельности.

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат методы бухучета.doc

— 77.00 Кб (Скачать файл)

 


 

 

Введение

 

На современном  языке бухгалтерский учет можно  назвать информационной системой. Это  сложная, но вместе с тем упорядоченная  система, внутри которой действуют  строгие правила. Для того чтобы  система бухгалтерского учета эффективно выполняла возложенные на нее задачи, используется специальная методика или метод бухгалтерского учета, который включает в себя определенные способы и приемы, совокупность которых называется методом бухгалтерского учёта.

Метод бухгалтерского учета  представляет собой совокупность приемов регистрации (документация и инвентаризация, стоимостного измерения (оценка и калькуляция), текущей группировки (стоимость счетов и двойная запись) и итогового обобщения (баланс и отчетность) фактов хозяйственной деятельности.

Все приемы и способы, используемые как метод ведения бухгалтерского учета, взаимосвязаны и дополняют друг друга. Они позволяют осуществлять бухгалтерскому учету его основные функции в системе управления деятельностью экономического субъекта: контрольную, информационную, обратной связи, аналитическую и др.

 

 

 

Метод бухгалтерского учета

 

Задачи бухгалтерского учёта (отражение в учёте хозяйственной  деятельности) решаются посредством  использования различных способов и приемов, совокупность которых  называется методом бухгалтерского учёта.

 

 

Рис. 1 - Классификация элементов бухгалтерского учета

 

Метод бухгалтерского учета включает в себя следующие способы и приемы, которые принято называть элементами метода бухгалтерского учета: документация и инвентаризация, оценка и калькуляция, система счетов и двойная запись, бухгалтерский баланс и отчетность (рис.1).

 

 

 

 

 

 

ДОКУМЕНТАЦИЯ

В бухгалтерском учете  каждая хозяйственная операция в  обязательном порядке должна быть оформлена  документально. Документ является письменным распоряжением на выполнение каких-либо хозяйственных операций либо письменным подтверждением совершения операции.

Бухгалтерские документы  имеют юридическую силу, поэтому  должны быть правильно оформлены  и содержать соответствующие  реквизиты: наименование документа, дату составления, содержание хозяйственной операции, измерители операции в натуральном и стоимостном выражении, а также наименование и подписи лиц, ответственных за совершение операции и правильность оформления документа.

Документирование всех хозяйственных операций позволяет осуществлять сплошное и непрерывное наблюдение за всеми хозяйственными процессами, а для обеспечения достоверности отражения хозяйственных операций периодически проводится инвентаризация, т. е. проверка соответствия данных бухгалтерского учета фактическому наличию имущества и обязательств.     Документация — это первичная регистрация хозяйственных операций с помощью документов в момент и в местах их совершения. Обязательным условием отражения хозяйственных операций в системном бухгалтерском учете является оформление их первичными документами, обладающими определенными характеристиками и отвечающими соответствующим требованиям, предъявляемым к ним (они должны быть достоверными, ясными, объективными и др.).

Классификация документов.

1. По порядку составления:

  • на первичные, которые составляются сразу после совершения хозяйственной операции (приходно-кассовый ордер, платежное поручение, счет-фактура);
  • сводные, которые составляются на основании первичных документов (авансовый отчет, приемный акт).

2. По методу составления:

  • внутренние (приходный, расходный кассовые ордера);
  • внешние, которые составляются за пределами данного предприятия (счет-фактура).

3. По структуре и назначению:

  • оправдательные, подтверждающие совершившуюся хозяйственную операцию (счет-фактура, акт выполненных работ);
  • распорядительные - дают указание на совершение хозяйственной операции (приказ на переоценку).

Выделяют документы бухгалтерского оформления - различные расчеты, справки, которые составляет бухгалтер. Обработанные документы разносятся в книги, карточки, журналы, которые называют учетными регистрами.

По способу записи они могут быть хронологическими (журнал регистрации доверенностей), систематическими (главная книга), комбинированными (журналы-ордера). При заполнении документов не допускаются свободные строки, стирание, наклеивание.

 

ИНВЕНТАРИЗАЦИЯ

 

Инвентаризация — способ проверки соответствия фактического наличия имущества по данным бухгалтерского учета. Инвентаризация проводится с целью обеспечения достоверности показателей бухгалтерского учета и сохранности имущества организации. Инвентаризации подлежат основные средства, товарно-материальные ценности, незавершенное производство, незавершенное строительство, денежные средства, расчеты и др.

Инвентаризация проводится в установленные сроки, при смене  материально ответственных лиц, по требованию следственных органов  и т.п. Инвентаризация позволяет  выявить недостачи, хищения, неучтенные ценности и ошибки, допущенные в  бухгалтерском учете. Документация и инвентаризация являются приемами первичного наблюдения за объектами бухгалтерского учета.

ОЦЕНКА И КАЛЬКУЛЯЦИЯ

Одной из особенностей бухгалтерского учета является то, что все хозяйственные  операции и хозяйственные средства предприятия должны быть представлены в единой денежной оценке. Оценка — это способ измерения в денежном выражения имущества предприятия и источников его образования. В процессе оценки натуральные и трудовые показатели переводятся в денежные с помощью цен, тарифов, должностных окладов и т.д.

Правильность оценки имущества имеет важное значение для построения всей системы бухгалтерского учета, поэтому оценка должна быть реальной и устанавливаться по единым правилам. Реальность оценки выражается, прежде всего, в том, что все хозяйственные средства отражаются в учете по фактической стоимости. Например, первоначальная стоимость приобретенных основных средств формируется с учетом затрат, которые связаны с их приобретением, а основные средства, полученные безвозмездно, оцениваются по реальной рыночной стоимости.

Нормативными документами  установлены единые правила оценки хозяйственных средств предприятия, т.е. единообразие отражения стоимости  средств, которое выражается в том, что одни и те же объекты в учете  одинаково оцениваются на всех предприятиях в течение всего срока службы.

С оценкой хозяйственных  средств тесно связана калькуляция, которая в переводе с латинского calculatio означает — счет, расчет. Калькуляция  лежит в основе оценки объектов бухгалтерского учета. Однако назначение калькуляции состоит не только в оценке хозяйственных средств, но и в том, чтобы дать оценку хозяйственным процессам, т. е. произвести их расчет.

Так как процессы снабжения, производства и реализации представлены большим числом отдельных операций, то калькуляция позволяет рассчитать все виды затрат, связанных с приобретением, производством и реализацией, а на основе расчета общей суммы затрат определить себестоимость объектов учета, например, фактическую стоимость приобретенных товарно-материальных ценностей, себестоимость готовой продукции по видам и себестоимость единицы продукции.

Таким образом, калькуляция — это способ группировки и обобщения затрат, на основе которого определяется себестоимость материальных ценностей, готовой продукции, выполненных работ и т.п. Кроме того, калькуляция используется не только для расчета себестоимости объектов учета, но и для контроля за величиной затрат, формирующих эту себестоимость.

СИСТЕМА СЧЕТОВ И ДВОЙНАЯ  ЗАПИСЬ

Управление хозяйственной  деятельностью требует постоянной информации о ходе производственных процессов и протекающих хозяйственных операциях. Для этого сведения, содержащиеся в первичных документах, группируются и систематизируются на счетах бухгалтерского учета. Бухгалтерский счет открывается на каждый объект учета и является источником информации о наличии, поступлении и выбытии хозяйственных средств. Число счетов, их названия определяются Планом счетов, а структура счетов зависит от объектов учета.

Счета делятся на активные, пассивные и активно-пассивные счета.

На активных счетах отражают состояние и движение хозяйственных средств предприятия: основных средств, материалов, готовой продукция, товаров, кассы, валютных счетов, расчетных счетов и т. д.

На пассивных счетах отражают источники формирования и целевое назначение средств: уставного капитала, добавочного капитала, резервного капитала, кредитов, расчетов с персоналом по оплате труда и т. д.

Активно-пассивные счета отражают какие-либо расчеты (с учредителями, дочерними предприятиями, дебиторами и кредиторами и т. д.). Результат по этим расчетам может быть положительным и отрицательным. Такие счета могут иметь как одно, так и два сальдо. Либо это счета, с помощью которых подводятся итоги. Это счет «Прибыли и убытки», а также счета «Продажи» и «Прочие доходы и расходы».

Итоговая сумма, записанная по дебету счета - дебетовый оборот. Итоговая сумма, записанная по кредиту счета - кредитовый оборот. В конце месяца по счету выводят обороты и подсчитывают остаток - сальдо.

Все бухгалтерские счета  по структуре и назначению можно  разделить на основные, регулирующие и операционные.

Основные счета.

Их особенность состоит  в том, что сальдо по ним отражается в бухгалтерском балансе (форма  № 1).

Материальные  счета отражают состояние и движение материальных ценностей (основные средства, нематериальные активы, материалы, готовая продукция, товары и т. д.). Счета активные, сальдо дебетовое.

Денежные счета отражают состояние и движение денежных средств предприятия (касса, расчетный счет, валютный счет, специальные счета). Счета активные, сальдо дебетовое.

Фондовые счета отражают состояние и движение фондов предприятия (уставный капитал, резервный капитал, добавочный капитал, нераспределенная прибыль). Счета пассивные, сальдо кредитовое.

Расчетные счета отражают состояние и движение расчетов предприятия (расчеты с поставщиками, расчеты с покупателями и заказчиками). Расчетные счета могут быть активными, пассивными и активно-пассивными (счета 66, 67, 70 - пассивные, счет 73 - активный, счета 60, 62, 71, 75, 76, 79 - активно-пассивные).

Регулирующие  счета.

Их назначение уточнять или регулировать оценку какого-то другого основного счета. Например, амортизация основных средств 02 счет регулирует 01 счет, амортизация нематериальных активов 05 счет регулирует 04 счет, торговая наценка 42 счет регулирует счет 41 счет и т.д.

Операционные  счета.

Операционные счета  предназначены для учета хозяйственных  процессов и выявления результатов.

Калькуляционные: счета 08, 20, 23, 29, 44. По дебету этих счетов отражаются и суммируются затраты, формирующие себестоимость, по кредиту эти затраты списываются. Все калькуляционные счета - активные.

Собирательно-распределительные: счета 25, 26, 97, 28. На них отражаются косвенные затраты, которые в конце месяца (полностью или по частям) списываются на счете 20 (общехозяйственные расходы - счет 26, могут списываться непосредственно на счет 90).

Операционно-результатные: счета 90, 91 (сальдо - нет, активно-пассивные). По Дебету счета 90 отражается фактическая себестоимость реализованной продукции, НДС (налог на добавленную стоимость) извлеченный из выручки и т. д. По Кредиту - выручка от реализации продукции (работ, услуг). В конце месяца счет закрывается, подсчитывается предварительное сальдо, и делаются следующие корреспонденции: если выручка > себестоимости, т. е. получена прибыль, то Дебет 90 Кредит 99, если убыток, то Дебет 99 Кредит 90.

 

 

На бухгалтерских счетах отражается повседневный, текущий учет хозяйственных операций, а любая  хозяйственная операция — это  элементарное действие, вызывающее изменение  состояния хозяйственных средств (их увеличение или уменьшение). При этом любое изменение касается не одного, а всегда двух объектов учета.

Таким образом, каждая хозяйственная  операция обязательно затрагивает  два бухгалтерских счета, которые  используются в этой операции, и  она должна быть отражена одновременно на дебете одного счета и кредите другого. Такое отражение хозяйственных операций на бухгалтерских счетах называется правилом двойной записи.

Двойная запись обеспечивает взаимосвязанное отражение наличия  и движения средств предприятия, а также позволяет контролировать правильность записей на бухгалтерских счетах, так как каждая операция находит отражение по дебету и кредиту взаимосвязанных счетов.

БУХГАЛТЕРСКИЙ БАЛАНС

Бухгалтерский баланс — способ экономической группировки и обобщения информации об имуществе организации по со ставу и размещению и источникам их образования в денежной оценке на определенную дату. Контроль за всей совокупностью объектов в бухгалтерском учете производится путем сопоставления активов с источниками их образования. Такое сопоставление носит название балансового обобщения. Все, что подлежит учету можно рассматривать с двух позиций: что представляет собой данный объект учета, и за счет каких источников он был приобретен. Это и положено в основу балансового метода (приема). Он реализуется следующим образом. Составляется двухсторонняя таблица: левая часть - актив, правая часть - пассив. В активе отражаются все хозяйственные средства по их видам, а в пассиве - источники их приобретения или образования. Итог актива всегда равен итогу пассива, т. к. и в активе, и в пассиве отражаются одни и те же хозяйственные средства, сгруппированные по разным признакам.

Информация о работе Метод бухгалтерского учета