Метод бухгалтерского учета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2013 в 11:03, курсовая работа

Краткое описание

Исходя из написанного в работе, можно отметить, что метод бухгалтерского учета должен обеспечить постоянную, неразрывную взаимосвязь данных, отражающих движение (оборот) хозяйственных средств с показателями, характеризующими источники образования этих средств. Внутренним содержанием такой взаимосвязи является балансовое обобщение итоговых данных в денежном выражении этих двух групп показателей, что составляет основное содержание метода бухгалтерского учета.

Содержание

Введение 3
1. Развитие бухгалтерского учета 4
1.1 Историческая обусловленность бухгалтерского учета 4
1.2 Различные подходы и понятия бухгалтерского учета 6
2. Метод бухгалтерского учета. 7
2.1 Метод бухгалтерского учета. 7
2.2 Составные элементы метода бухгалтерского учета. 14
3. Бухгалтерская обработка документов. 19
Заключение. 22
Списки использованной литературы. 24

Вложенные файлы: 1 файл

Метод бухгалтерского учета.docx

— 42.49 Кб (Скачать файл)

Оглавление

Оглавление

 

Введение 3

1. Развитие бухгалтерского учета 4

1.1 Историческая обусловленность бухгалтерского учета 4

1.2 Различные подходы и понятия бухгалтерского учета 6

2. Метод бухгалтерского учета. 7

2.1 Метод бухгалтерского учета. 7

2.2 Составные элементы метода бухгалтерского учета. 14

3. Бухгалтерская обработка документов. 19

Заключение. 22

Списки использованной литературы. 24

 

Введение

 

Бухгалтерский учет имеет свой предмет и метод. Раскрытие и определение предмета и метода бухгалтерского учета позволяет  установить его содержание и отличие  от других предметов.

Содержание предмета бухгалтерского учета раскрывается в экономической сущности учитываемых  объектов.

   Объектами бухгалтерского учета  являются имущество организации,  ее обязательства и хозяйственные  операции, осуществляемые в процессе  финансово-хозяйственной деятельности.

Объекты бухгалтерского учета подразделяются на три взаимосвязанных  раздела: имущество организации  по составу и размещению; имущество  организации по источникам его образования (собственные и заемные обязательства); хозяйственные операции и их результаты, получаемые в сферах снабжения, производства и продажи. Отсюда предмет бухгал- терского учета подразделяется на три аналогичных раздела, каждый из которых включает в себя конкретные виды имущества. В частности, имущество по составу и размещению - внеоборотные и оборотные активы, имущество по источникам образования (собственные и заемные обязательства) — капитал и резервы, долгосрочные обязательства, краткосрочные обязательства; хозяйственные операции (процессы) и их результаты — снабжение, производство, продажа и финансовые результаты.

В свою очередь метод бухгалтерского учета представляет собой совокупность способов и приемов, с помощью  которых непрерывно изучается и  обобщается хозяйственная деятельность предприятия .

 

 

  1. Развитие  бухгалтерского учета

    1. Историческая  обусловленность бухгалтерского учета

 

Зарождение  двойной записи в учете, применимой в разных модификациях в настоящее  время, пришлось на период Итальянского Ренессанса. Известны современные учетные  записи шестисотлетней давности. Но есть свидетельства ведения учетных  записей и в боле ранние времена.

Неизвестно, кто был изобретателем бухгалтерского учета. Можно лишь утверждать, что  система двойной записи начала появляться в 13-14 веках в некоторых торговых центрах Северной Италии.

Впервые систематизация бухгалтерского учета была проведена  французским монахом Лукой Пачоли. В его книге «Сумма арифметики, геометрии, учения о пропорциях и отношениях» раскрывает смысл учетных записей, а ее толкования актуальны и до наших дней.

Сравнивая современный  бухгалтерский учет и учет времен Луки Пачоли, можно установить следующее:

1)  до 16 века главной целью бухгалтерского учета было обеспечение информацией единоличного собственника, поэтому данные бухгалтерских счетов держались в секрете, а стандартов, регламентированных бухгалтерским учетом, характерных для нашего времени, не существовало;

 

2)  четкой границей между личной собственностью и имуществом предприятия не проводилось, не был распространен принцип хозяйствующей единицы;

 

3)  понятия отчетного периода и действующего предприятия не существовало. Большинство предприятий продолжало свою деятельность только до достижения определенной коммерческой цели, поэтому прибыль исчисляется по завершении предприятия, а без понятия прибыли отчетного периода не было необходимости в операции начислений. Так как основные средства не играли заметной роли, не было необходимости и в расчете амортизации.

Особую роль в развитии экономики сыграли  Великие географические открытия, которые  требовали крупных, дорогостоящих  вложений, что, в частности привело  к  созданию акционерных обществ.

После 1800 г. расширение масштабов производства усилило  роль основных средств, составляющих главную  часть капитала, что активизировало использование понятия «амортизация». Потребность в управленческой информации о производственных расходах торговых издержках стимулировало поиск  способов расчета себестоимости.

К концу 19 века система бухгалтерского учета, основы которой заложил Лука Пачоли, претерпела изменения, связанные со следующими специфическими чертами хозяйственной деятельности больших промышленных корпораций:

-         созданы первые компании, отделенные от собственников;

-         возник акционерный капитал;

-         разграничены понятия капитал и прибыль;

-         введено понятие действенного предприятия;

-         стали работать фондовые биржи;

-         развивается промышленность и торговля.

    1. Различные подходы и понятия бухгалтерского учета

 

Существует  бесчисленное множество определений  бухгалтерского учета.

Совершенно  очевидно, что нет и не может быть дефиниции, которая исчерпывающе отражала бы определяемый объект. Пятивековая история позволяет констатировать, что все авторы всегда акцентировали внимание или на методических, или на содержательных аспектах, или же подчеркивали значение конечных результатов, ради которых ведется учет. Можно выделить три группы дефиниций.

1. Это очень общее и процедурное определение. Оно сохранит  популярность на протяжении всей истории бухгалтерского учета.

2.  Отсутствие описания того, что же именно учитывается бухгалтерией. Сторонники содержательного подхода утверждали, что бухгалтерский учет отражает финансовое состояние фирмы. Вот типичная формулировка: «Бухгалтерский учет, - писал знаменитый французский экономист Ж. Фурастье, - есть отрасль современной науки, цель которой сводится к исчислению в денежном выражении стоимости имущества предприятия и определению величины его собственного капитала».

Это определение предполагает существование бухгалтерской процедуры, но не упоминает о том, ради чего выполняется исчисление, т.е. ради чего определяется стоимость имущества  и величина капитала.

3. Целевой  подход. В конце 19 в. многие  выдающиеся представители нашей  профессии стали обращать внимание  на то, что учет нужен не  сам по себе, не в ведении  книг и счетов и не в исчислении  величины имущества и капитала, а прежде всего для целей  управления. Тут следует выделить  определение итальянского бухгалтера  Э. Пизани, считавшего, что «Бухгалтерский учет – это наука, которая, следуя законам права и экономики, пользуется вычислениями, чтобы характеризовать функции управления и чтобы с наименьшими средствами достигать наибольшего экономического эффекта».

  1. Метод бухгалтерского учета.

    1. Метод бухгалтерского учета.

       Метод бухгалтерского  учета - совокупность способов и приемов, с помощью которых познается предмет (объекты) бухгалтерского учета. Он позволяет изучить явления в движении, изменении, взаимосвязи и взаимодействии. Метод бухгалтерского учета зависит от предмета учета, т.е. отражаемых и контролируемых объектов, а также поставленных перед учетом задач и предъявляемых к нему требований. Поэтому метод нельзя рассматривать как нечто застывшее. Изменение экономических отношений, развитие научно-технического прогресса предъявляют новые требования к бухгалтерскому учету, а это вызывает изменение его приемов и способов.    

       Например, применение  ЭВМ приводит к совершенствованию  способов наблюдения, контроля и  регистрации хозяйственных операций, съема информации. Содержание метода  бухгалтерского учета вытекает  из его сущности и особенностей  бухгалтерского учета.

            Метод бухгалтерского учета включает  в себя следующие способы и  приемы, которые принято называть  элементами метода бухгалтерского  учета: 

  • документация и инвентаризация,
  • оценка и калькуляция,
  • счета и двойная запись,
  • баланс и отчетность.

       Документация - письменное свидетельство о совершенной хозяйственной операции или о праве на ее совершение. Каждая хозяйственная операция оформляется документами. Документ служит не только основанием для фиксирования операций, но и способом первичного наблюдения и регистрации их. Документация служит целям контроля, даст возможность проводить документальные проверки, обеспечивает сохранность имущества.

      Инвентаризация - способ проверки соответствия фактического наличия хозяйственных средств в натуре данным учета; как элемент метода бухгалтерского учета — средство наблюдения и последующей регистрации явлений и операций, неотраженных первичной документацией в момент их совершения. Поэтому инвентаризация является дополнением документации.

           Документация  и инвентаризация являются приемами  первичного наблюдения за объектами  бухгалтерского учета.

         Оценка - способ, с помощью которого хозяйственные средства получают денежное выражение. Оценка хозяйственных средств каждого хозяйствующего субъекта базируется на их фактической себестоимости. Этим достигается реальность оценки.

         Для руководства  хозяйственными процессами требуется  знать все затраты, связанные  с их осуществлением. При этом  исчисляется не только величина  каждого вида затрат, но и общая  их сумма, относящаяся к определенному  объекту, т.е. исчисляется себестоимость учитываемых объектов. Себестоимость объектов учета исчисляется при помощи калькуляции, используемой для контроля за величиной затрат.

          Для  постоянного контроля за хозяйственными процессами предприятия, за состоянием средств и источников их образования необходимо все хозяйственные операции учитывать непрерывно по отдельным стадиям, а также в разрезе отдельных групп и видов хозяйственных средств. В бухгалтерском учете такое отражение хозяйственных средств и процессов производится путем наблюдения за изменениями, происходящими с различными видами имущества и источниками его образования, за всеми затратами, производимыми в том или ином хозяйственном процессе.

           Экономическая  группировка объектов бухгалтерского  учета, позволяющая получать о  них показатели, необходимые для  текущего наблюдения за хозяйственной  деятельностью, обеспечивается также  системой счетов. Необходимость  в счетах объясняется тем, что  сведения, имеющиеся в документах, дают только разрозненную характеристику  объектов учета. 

          Счета в бухгалтерском учете позволяют производить группировку и получать обобщенные характеристики объектов учета.

Отражение хозяйственных операций в системе счетов осуществляется при помощи двойной записи, сущность которой заключается во взаимосвязанном  отражении различных явлений, вызываемых хозяйственными операциями.       

         Например, на счетах бухгалтерского учета  процесс поступления на предприятие  купленных материалов увязывается  с расходованием денежных средств,  уплаченных продавцу этих материалов. Такой способ записей раскрывает  их экономическое содержание, позволяет  более глубоко изучать хозяйственную  деятельность предприятий.

          Контроль за всей совокупностью объектов в бухгалтерском учете производится путем сопоставления хозяйственных средств с источниками их образования. Такое сопоставление носит название балансового обобщения. Балансовое обобщение характеризуется равенством общей суммы видов средств и суммы источников их образования. Равенство это сохраняется постоянно. Балансовое обобщение позволяет осуществлять строгий контроль за наличием и использованием средств любого хозяйствующего субъекта.

            Результаты хозяйственной деятельности, а также конкретизация отдельных  показателей баланса содержатся  в отчетности. Бухгалтерская отчетность - единая система информации о  финансовом положении хозяйствующего  субъекта за определенный период  времени. К отчетности, как элементу  метода бухгалтерского учета,  предъявляется целый ряд требований:

  • достоверность
  • целостность;
  • сопоставимость;
  • последовательность;
  • отчетный период;
  • оформление.

      В данной курсовой  работе мы подробнее рассмотрим  метод документации и первичный  учет.

 

Документы должны составляться четко, разборчиво с помощью  ручной записи, с применением пишущей машинки  или вычислительной техники.     Каждый документ должен быть заполнен  выбранным способом от начала и до конца. Для документов, как  правило, используются типовые формы, изготавливаете; виде бланков, образцы которых утверждены Госкомстатом РФ.

Что предпринять, если допущена ошибка в первичном документе?

       Можно применить  способ отрицательной, или сторнировочной, записи. При этом ошибочная запись повторяется красными чернилами или стандартным цветом (синий, черный) с заключением ее в прямоугольную рамку. Красный цвет или прямоугольная рамка аннулируют ошибочную запись, после чего делается правильная запись;

Информация о работе Метод бухгалтерского учета