Организация бухгалтерского дела и аудита в компьютерной среде

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2013 в 22:00, контрольная работа

Краткое описание

Управление предприятием в современных условиях определяется как изменение состояния системы, ведущее к достижению поставленной цели. Система управления предприятием взаимодействует в постоянной взаимосвязи с внешней средой. Взаимосвязь осуществляется посредством информации, которая по потокам прямой связи передает цель функционирования, различные команды управления от системы более высокого уровня к системам низового звена, а по потокам обратной связи – все сведения, необходимые для регулирования информационного процесса.

Содержание

Введение …………………………………………………………………………….…… 3
1. Этапы развития автоматизации бухгалтерского учета …………………………….. 4
2. Информационное обеспечение компьютерной обработки учетных данных бухгалтерского учета ……………………………………………………………….…… 6
3. Характеристика бухгалтерского программного обеспечения ……………….…….. 8
4. Этапы проведения аудиторской проверки ……………..…………………...………. 9
5. Преимущества автоматизации аудиторской деятельности ……………...……….. 13
Заключение …………………………………………………………………………….. 15
Список использованных источников и литературы

Вложенные файлы: 1 файл

к.р. бух.дело.docx

— 56.09 Кб (Скачать файл)

 
МИНОБРНАУКИ РОССИИ  
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение  высшего  
профессионального образования  
«РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» 
(РГГУ) 
 
ФИЛИАЛ В Г. ДОМОДЕДОВО

 

 

 
 
 
Среднее профессиональное образование

 

 

 

 

Жилина Екатерина  Викторовна 
Контрольная работа по бухгалтерскому делу на тему:  
«Организация бухгалтерского дела и аудита в компьютерной среде» 
Студентки 4-го курса очной формы обучения группы ЭК-42/9 

 

 

 

 
Преподаватель: 
Деменева А. В.

 

 

 

 
 
 
Домодедово 2013

 

 

Содержание

Введение …………………………………………………………………………….…… 3 
1. Этапы развития автоматизации бухгалтерского учета …………………………….. 4 
2. Информационное обеспечение компьютерной обработки учетных данных бухгалтерского учета ……………………………………………………………….…… 6 
3. Характеристика бухгалтерского программного обеспечения ……………….…….. 8 
4. Этапы проведения аудиторской проверки ……………..…………………...………. 9 
5. Преимущества автоматизации аудиторской деятельности ……………...……….. 13 
Заключение …………………………………………………………………………….. 15 
Список использованных источников и литературы …………………………………. 16

 

 

Введение.              Управление предприятием в современных условиях определяется как изменение состояния системы, ведущее к достижению поставленной цели. Система управления предприятием взаимодействует в постоянной взаимосвязи с внешней средой.            Взаимосвязь осуществляется посредством информации, которая по потокам прямой связи передает цель функционирования, различные команды управления от системы более высокого уровня к системам низового звена, а по потокам обратной связи – все сведения, необходимые для регулирования информационного процесса. Управленческая информация обслуживает

Процессы производства, распределения, обмена и потребления материальных благ. Важнейшей ее составляющей является экономическая информация, которая отражает производственно-финансовую деятельность любых экономических объектов с помощью системы натуральных, стоимостных показателей. При этом используются количественные величины, цифровые значения.    Эта особенность экономической информации предопределяет возможность широкого применения для ее обработки вычислительной техники. 

 

1. Этапы развития автоматизации бухгалтерского учета.     Основными причинами, предопределяющими применение вычислительной техники в организации бухгалтерского учета, являются большие объемы информации, многочисленные группировки, жесткие сроки обработки, высокие требования к точности и достоверности. Бухгалтерские задачи ранее других экономических задач стали обрабатываться техническими средствами. Компьютеризация бухгалтерского учета тесно связана с вышеназванными причинами, позволяющими на этом пути выделить два этапа – механизированный и автоматизированный.            1-ый этап (50 – 60-е г.г.) – механизированный – характеризуется использованием электронно-механических перфорационных машин, организацией машинных станций на крупных предприятиях, где основную роль играла комплексная механизированная обработка учетных записей таблично – перфокарточной системе счетоводства на базе типовых программ.   Переход ко 2-му этапу – автоматизированному (с начала 70 г.г.) – был вызван появлением ЭВМ, приспособленных для решения задач в сфере экономики. Этап автоматизации насчитывает несколько периодов в своем развитии, зависящих в первую очередь от изменения форм взаимодействия машины и пользователя, а также режимов работы ЭВМ. Начальный период связан с централизованной обработкой бухгалтерских задач на вычислительном центре, где применялся однопрограммный режим работы ЭВМ. Бухгалтер имел возможности влиять на ход решения задачи. Оператор, получив учетную документацию, обрабатывал ее на ЭВМ по программе и возвращал пользователю бухгалтерские данные – ведомости аналитического и синтетического учета, на основании которых принимались управленческие решения. Развитие архитектуры ЭВМ и их операционных систем создали предпосылки для взаимодействия пользователя с программой. Получив результаты расчетов, он оперативно принимал решения о дальнейшей работе с программой.           Появление в начале 80-х г.г. ПЭВМ, обладавших высоким быстродействием, большой емкостью оперативной и внешней памяти на жестком магнитном диске, широким выбором внешних устройств ввода-вывода информации, ориентированных на выполнение функций формирования первичных документов и учетных регистров, позволило по-новому подойти к вопросам организации машинной обработки бухгалтерских задач. Начинается переход от централизованной обработки бухгалтерской информации на ВЦ предприятий к децентрализованной, предусматривающей установку ПЭВМ на рабочем месте бухгалтера. Важнейшим преимуществом АРМ является возможность использования компьютеров на малых и средних предприятиях. Это обеспечивает доступ небольших предприятий к электронной технике, что полностью исключалось при централизованной обработке информации. В условиях децентрализованной обработки появляется возможность решения отдельных учетных задач на автоматизированных местах бухгалтеров (АРМ) и передачи полученных результатов на компьютер более высокого уровня для составления сводных регистров бухгалтерского учета и отчетности.   

 

2. Информационное обеспечение компьютерной обработки учетных данных бухгалтерского учета.            Информационное обеспечение компьютерной обработки данных бухгалтерского учета состоит из внемашинного и внутримашинного.  Основными носителями внешней информации при автоматизированной обработке являются входные и выходные документы, то есть носители информации утвержденной формы, имеющие юридическую силу. Входная документация содержит первичную необработанную информацию, отражающую состояние объекта управления; заполняется вручную либо при помощи технических средств. Выходная документация включает сводные, сгруппированные данные, полученные а результате автоматизированной обработки, и изготавливается, главным образом на печатающих устройствах.        Внутримашинное информационное обеспечение включает все виды специально организованной информации, представленной в форме, удобной для восприятия техническими средствами. Это файлы, базы и банки данных, базы знаний, а также их системы. Информация записывается на магнитном диске в памяти компьютера. По содержанию внутримашинное информационное обеспечение представляет собой совокупность фактических сведений, используемых в хозяйственной деятельности объекта. Его состав и структура определяется способами организации файлов, баз и банков данных, взаимодействием между ними, развитием их во времени.    Пофайловая организация информационного обеспечения состоит в формировании различных массивов.        Все виды массивов составляют информационный фонд компьютерной системы, представляющей собой динамичную совокупность взаимосвязанных элементов информации. Для поиска файлов на магнитном диске создаются каталоги. Каталоги представляют собой оглавление диска, в который записываются краткие сведения о файле.           База данных – это специальным образом организованное хранение информационных ресурсов в виде интегрированной совокупности файлов, обеспечивающее удобное взаимодействие между ними и быстрый доступ к данным. Банк данных – автоматизированная система, составляющая совокупность информационных, программных технических средств и персонала, обеспечивающих хранение, накопление, обновление, поиск и выдачу данных. Главными составляющими данных являются база данных и программный продукт, называемый системой управления базой данных.        К информационному обеспечению бухгалтерского учета относятся ряд типовых отечественных информационно – справочных систем (ИСС): СПС «КонсультантПлюс», «Гарант», «Налоги России», «Юридический справочник» и др. В настоящее время на рынке информационно – справочных систем работает довольно много компаний – создателей ИСС и очень большое число сервисных фирм, осуществляющих поставку и текущее обслуживание компьютерных правовых баз.               Степень распространенности продуктов той или иной компании на российском рынке весьма различна и в настоящее время точно оценить ее не представляется возможным, а данные, иногда публикуемые самими компаниями, могут быть довольно субъективными. Тем не менее среди частных компьютерных фирм, которые разрабатывают и предлагают на рынке правовые базы, можно выделить несколько наиболее популярных компаний: «КонсультантПлюс» и «Гарант». 

 

3. Характеристика бухгалтерского программного обеспечения.    Важным элементом реализации технологи обработки учетных задач является его программное обеспечение. Российский рынок бухгалтерского программного обеспечения стремительно развивается. Достаточно большое количество фирм занимается созданием бухгалтерских программ и техническим сопровождением своих продуктов.            Можно выделить 3 этапа в развитии отечественного рынка бухгалтерских программ.              1 этап относится к первой половине 80-х г.г., когда поток персональных компьютеров из-за рубежа сопровождался переносом ряда программ с больших ЭВМ и созданием «программ – самоделок».       Второй этап связан с рождением в начале 90-х г.г. большого числа коммерческих структур, что привело к необходимости создания программного обеспечения для ведения простой бухгалтерии. Спрос рынка был удовлетворен рядом фирм, сумевших быстро и достаточно успешно, откликнутся на его потребности. Наибольшее признание получили бухгалтерские программы фирм: «1С» (1С: Бухгалтерия), «Хакерс – Дизайн» (Финансы без проблем), «ДИЦ» (Турбо Бухгалтер). Многие группы программистов разрабатывают в это время различные программы «под заказ». В дальнейшем наиболее успешные из этих разработок появились на рынке, в том числе программные продукты фирмы «Инфософт», «ПоритетСофт», «Инфин», «Парус», «Атлант Информ» и др.    Третий этап развития программного обеспечения относится к концу 90-х г.г. и связан с переходом от упрощенного учета к профессиональному, в том числе управленческому учету. В современных разработках серьезное внимание уделяется возможности работы в компьютерных сетях, накоплению статистики, работе с несколькими планами счетов, анализу финансово-хозяйственной деятельности. В настоящее время рынок программных средств автоматизации бухгалтерского учета продолжает интенсивно развиваться.       

 

4. Этапы проведения аудиторской проверки.       Подготовительный этап проведения аудиторской проверки.   Здесь выполняются следующие мероприятия:       1. Изучается и записывается в базу данных информация о клиенте: данные Главной книги, показатели бухгалтерской отчетности и другая доступная информация.             2. На основе полученной информации проводятся предварительный финансовый анализ, оценка уровня существенности и аудиторского риска.   3. С учетом полученных результатов разрабатывается общий план аудита и распределяются обязанности между членами аудиторской группы.    Далее аудиторы в соответствии с полученным заданием самостоятельно выполняют следующие работы:          1. Проводят анализ бухгалтерских записей по Главной книге с целью выявления некорректных и нетипичных операций по порученным им разделам.  2. Определяют уровень существенности по своим разделам.    3. Разрабатывают программы аудита по разделам с учетом особенностей экономического субъекта и полученной о нем информации (анализ отчетности и Главной книги).             4. В соответствии с базой правил самостоятельно формируют рабочие таблицы по разделам для тестирования выполнения правил бухгалтерского учета и записывают их в БД, составляя локальную базу правил для своих разделов.   На основе записанных в базу данных показателей бухгалтерской отчетности все расчеты по анализу финансового положения клиента могут выполняться сразу же, однако, до выражения окончательного мнения о достоверности проверяемой отчетности пользоваться этими результатами надо с осторожностью.  Большим удобством при проведении проверки оказывается доступность каждому аудитору данных отчетности и Главной книги непосредственно на своем рабочем месте (компьютере). Просмотр данных может вестись одновременно всеми членами группы, и система должна строиться с учетом того, чтобы они не мешали работе друг друга.           По окончании подготовительного этапа можно приступать непосредственно к проверке.            Проведение аудиторской проверки.       После выполнения мероприятий подготовительного этапа аудитор приступает к проведению проверки своего раздела. Очевидно, что результатом его работы должно быть выражение мнения о достоверности комплекса учетных задач, проверка которого ему поручена в соответствии с общим планом аудита. Разумеется, мнение должно быть обоснованным и выражено в форме, принятой внутренними стандартами аудиторской фирмы. Общая схема работы аудитора может содержать следующие этапы:         1. Планирование.            2. Изучение исходной информации.        3. Выражение мнения аудитора.         4. Составление отчета руководителю.        В ходе проверки аудитор исследует некоторую совокупности хозяйственных операций (величина совокупности определяется внутрифирменными стандартами). При традиционной (неавтоматизированной) технологии аудитор самостоятельно решает, каким справочно-информационным обеспечением он будет пользоваться, как и где будет фиксировать проверенные операции и выполняемые им аудиторские процедуры. Эти вопросы должны регулироваться внутрифирменными стандартами аудита, однако следует отметить, что даже если они должным образом регламентируют эти процессы, как правило, проверка и ее документирование все равно обособлены технологически. Автоматизация же позволяет их совместить.  Исследуя отдельную хозяйственную операцию, аудитор должен иметь следующие возможности:           1. В ходе работы обращаться к сформированной на подготовительном этапе локальной базе правил по своему разделу.        2. Регистрировать в базе данных все проверенные операции и свои комментарии по ним.            3. Регистрировать допущенные ошибки и нарушения по рассматриваемой хозяйственной операции, используя справочник типовых бухгалтерских ошибок. В случае выявления ошибки, отсутствующей в справочнике, его можно оперативно пополнить.              4. Регистрировать в локальной базе правил своего раздела собственные профессиональные суждения о соблюдении (несоблюдении) отдельных правил бухгалтерского учета, при необходимости записывая комментарии.   Таким образом, вся информация по каждому элементу проверяемой совокупности должна записываться в базу данных непосредственно в момент выражения, аудитором частного мнения по проверенной операции. Как правило, в случаях несложных нарушений запись информации об одной операции занимает у опытного аудитора не более 1-2 минут.        Завершающий этап аудиторской проверки.      Здесь аудитор производит оценку и анализ полученной в ходе аудита информации. Автоматизация позволяет ему производить оценку существенности выявленных нарушений по проверяемой совокупности в любой момент времени. Модулем обработки и оценки должен быстро производиться расчет существенности выявленных нарушений на основе данных:        1. О принятом уровне существенности.        2. О проверенных операциях.          3. О сумме выявленных нарушений по счету.       4. О величине проверяемой совокупности (по данным Главной книги).   Одновременно с этим должна формироваться справка о количестве и характере так называемых качественных нарушений по проверенному разделу, т.е. нарушений, не влияющих на сальдо проверяемого счета или по которым невозможно определить величину искажения отчетности. Примером может служить отсутствие расшифровки подписей должностных лиц.      Кроме того, в любой момент может быть затребован и получен отчет о выявленных нарушениях по заданному разделу (счету). Такой отчет обычно содержит перечень хозяйственных операций, в которых были выявлены нарушения, структурированный по видам нарушений. Применительно к каждому виду нарушений рассчитываются сумма нарушений по каждой операции и общая величина нарушения. На основе полученных отчетов аудитор выражает свое мнение о достоверности раздела.          Итогом проверки раздела для аудитора является выражение мнения о достоверности проверенного раздела, документирование проведенной проверки и подготовка отчета руководителю.         Руководителю проверки также должны быть доступны отчеты аудиторов по всем разделам аудита, а кроме того, необходимо иметь и сводные отчеты о результатах проверки экономического субъекта в целом.     Стандартом «Документирование аудита» предусмотрены лишь общие правила документирования проверки. Конкретные формы отчетных документов о проведении аудита должны быть установлены внутренними стандартами аудиторской фирмы. Вот, например, некоторые возможные отчеты, которые могут быть приняты в качестве стандартных при документировании проверки:   1. План и программа аудита.          2. Сводная справка о финансовом положении экономического субъекта.  3. Главная книга с комментариями - выводит результаты анализа бухгалтерских записей в Главной книге с замечаниями и комментариями аудиторов. 4. Оценка существенности нарушений по счету - расчет существенности выявленных суммовых нарушений по проверенному разделу (счету).    5. Сводный отчет о достоверности проверенных разделов общего плана аудита.              6. Отчет о выявленных нарушениях по проверенным операциям.    7. Отчет о выявленных нарушениях по счету.       8. Отчет об использовании рабочего времени и др.     Для вывода отчетов на просмотр может использоваться, к примеру, Internet Ехр1огег, далее отчет может быть напечатан или открыт в MS Word для дальнейшего редактирования. Внешний вид отчетов настраивается и или модифицируется пользователем.          В принципе любая информация, записанная в базу данных, может документироваться, должна быть доступна средствам построения стандартных отчетов или передана через буфер обмена в MS Word или другие приложения. 

 

5. Преимущества  автоматизации аудиторской деятельности.     В ходе проверки аудитор находится в принципиально иной информационной среде, чем при обычных методах проведения аудита. Каждому аудитору должна быть доступна информация, содержащаяся и бухгалтерской отчетности и Главной книге клиента, а также результаты ее обработки.      Собранная в ходе проверки всеми членами аудиторской группы информация должна записываться в единую базу данных, а результате вся она доступна всем членам группы, что дает возможность аудитору (руководителю проверки) использовать результаты работы своих коллег.        В международной практике применяются два подхода к организации аудита: пообъектный и циклический. При пообъектном подходе хозяйственные операции исследуются с точки зрения обособленного получения доказательств в отношении отдельных счетов бухгалтерского учета. Здесь одна и та же хозяйственная операция может исследоваться несколько раз разными экспертами, что как минимум нерационально с точки зрения снижения затрат на проведение аудита. При циклическом подходе объектом аудиторского исследования являются взаимосвязи между объектами учета, образующиеся при проведении хозяйственных операций.  Исследуя, как проведены в учете хозяйственные операции, аудитор выражает частное мнение о достоверности отражения каждой проверяемой операции как минимум по двум счетам рабочего плана счетов. Частные мнения аудитора фиксируются в базе данных.           Например, один аудитор отслеживает расчеты с поставщиками, а второй – учет основных средств. При проверке расчетов с поставщиками будет неизбежно рассмотрена правомерность отражения оборотов по дебету счета 08 «Капитальные вложения». В то же время аудитором, проверяющим основные средства, будут рассмотрены операции, отражаемые по кредиту счета 08. Их мнения запишутся в базу данных, и аудитор, проверяющий достоверность отражения в учете капитальных вложений, при выражении собственного мнения использует и результаты проверки смежных разделов, что, несомненно, повысит качество проверки. Исходя из особенностей проверяемого экономического субъекта, руководитель проверки может принять решение о сплошной проверке операций, отражаемых бухгалтерскими записями: Дебет - 08 Кредит - 60; Дебет - 01 Кредит - 08, а также Дебет – 04 Кредит - 08- В этом случае счет 08 также будет проверен сплошным порядком, усилиями двух (трех) аудиторов.      В качестве аналогичного примера следует отметить счета затрат: счета 20, 23, 25, 26, на которых собирается очень большой объем информации, полученной при аудите других разделов.          Принятый способ обработки информации является и хорошим средством контроля качества аудита. В случае если аудитор отмечает факт нарушения по какой-либо хозяйственной операции, зафиксированное им нарушение повлияет, как правило, на оценку достоверности и по другому разделу, который проверяет другой специалист. Он в свою очередь может согласиться или не согласиться с мнением коллеги. В этом случае они самостоятельно разрешают возникшее противоречие, а при необходимости обращаются к руководителю проверки.   Аналогично обстоит дело и с заполнением базы правил (тестовых таблиц) по выполнению правил бухгалтерского учета. Если разные аудиторы выразили противоположное мнение по одному из правил, программа должна выдать руководителю проверки необходимое сообщение.      Таким образом, программа может автоматически поддерживать целостность и непротиворечивость собранной в ходе аудита информации, обеспечивая руководителю проверки вывод обобщенных данных по экономическому субъекту в целом с возможностью их детализации до уровня отдельной хозяйственной операции. 

Информация о работе Организация бухгалтерского дела и аудита в компьютерной среде