Организация бухгалтерского учета на предприятиях транспорта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2013 в 19:08, реферат

Краткое описание

Под организацией бухгалтерского учета понимается система построения учетного процесса с целью своевременной обработки поступающей первичной учетной информации и составления на её основе отчетности.
Законодательство Республики Беларусь о бухгалтерском учете и отчетности должно обеспечивать:
- единообразие ведения учета активов, обязательств и хозяйственных операций всеми организациями;
- сопоставимость учетной информации различных организаций;

Вложенные файлы: 1 файл

БухУчет.doc

— 54.00 Кб (Скачать файл)

Организация бухгалтерского учета на предприятиях транспорта

Под организацией бухгалтерского учета понимается система построения учетного процесса с целью своевременной обработки поступающей первичной учетной информации и составления на её основе отчетности.

Законодательство  Республики Беларусь о бухгалтерском  учете и отчетности должно обеспечивать:

- единообразие ведения учета активов, обязательств и хозяйственных операций всеми организациями;

- сопоставимость учетной информации различных организаций;

- достоверность учетной информации каждой организации.

За организацию  бухгалтерского учета в соответствии с Законом РБ «О бухгалтерском учете и отчетности»  несет руководитель организации.

Руководитель  организации обязан организовать бухгалтерский  учет и создать необходимые условия для правильного его ведения.

Руководитель  организации должен обеспечить неукоснительное  выполнение всеми подразделениями  и работниками, имеющими отношение  к учету, требований главного бухгалтера в части соблюдения правил ведения  бухгалтерского учета, оформления и представления для учета документов и сведений.

Руководитель  организации вправе в зависимости  от объема учетной работы:

- создать бухгалтерскую службу как структурное подразделение, возглавляемое главным бухгалтером;

- ввести в штат должность бухгалтера;

- передать на договорных началах ведение бухгалтерского учета организации, оказывающей услуги по ведению бухгалтерского учета и отчетности, специалисту-бухгалтеру, являющемуся индивидуальным предпринимателем;

- вести учет лично в случаях, предусмотренных настоящим Законом или иными законодательными актами Республики Беларусь.

         Бухгалтерия - подразделение организации, которая обеспечивает ведение учета, составление отчетности и контроль за соблюдением финансовой дисциплины. Возглавляет бухгалтерию и руководит бухгалтерским учетом в организации главный бухгалтер.

Согласно Закону «О бухгалтерском учете и отчетности» на должность главного бухгалтера назначается лицо, имеющее высшее специальное образование, а в исключительных случаях на должность главного бухгалтера может быть назначено лицо, не имеющее высшего специального образования, при наличии у него специального образования и стажа работы по специальности бухгалтера не менее 5 (пяти) лет.

Главный бухгалтер назначается на должность и освобождается от должности руководителем организации в соответствии с ее учредительными документами.

Главный бухгалтер, возглавляющий бухгалтерскую службу, действует в соответствии с Законом Республики Беларусь «О бухгалтерском учете и отчетности» и другими нормативными актами по бухгалтерскому учету. Главный бухгалтер, осуществляющий руководство бухгалтерским учетом в организации, непосредственно подчиняется ее руководителю.

В сферу компетенции главного бухгалтера входит формирование учетной политики, организация учета, своевременное представление полной и достоверной с точности. Указания и распоряжения главного бухгалтера в пределах компетенции обязательны для всех структурных подразделений и работников организации. Главный бухгалтер устанавливает служебные обязанности для подчиненных ему работников, чтобы каждый работник знал круг своих обязанностей и нес ответственность за их выполнение.

Согласно статье 7 Закона без подписи главного бухгалтера денежные и расчетные документы, финансовые и кредитные обязательства считаются недействительными и не должны приниматься к исполнению. Эта норма предусматривает особые последствия ее несоблюдения - недействительность сделки.

Назначение, увольнение и перемещение материально ответственных лиц (кассиров, заведующих складов и др.) производится по согласованию с

главным бухгалтером.

Права и обязанности главного бухгалтера определены в Законе Республики Беларусь «О бухгалтерском учете и отчетности» и детализируются в должностной инструкции, утверждаемой руководителем предприятия. Примерная форма должностной инструкции главного бухгалтера приведена в приложении Г.

Главный бухгалтер несет ответственность в случаях:

  • недостоверного и несвоевременного учета и контроля за совершением и регистрацией операций, движением имущества, исполнением обязательств, следствием чего явились ошибки в учете, искажения и несвоевременное составление и представление установленной отчетности;
  • несоблюдения учетной политики, направленной на предупреждение недостач, растрат, незаконного расходования средств организации;
  • неправильного исчисления налогов, сборов и других обязательных платежей, предусмотренных законодательством;
  • неправильного проведения инвентаризации всех статей баланса и отражения в учете ее результатов.

Бухгалтеру следует помнить, что ч. 11 ст. 7 Закона РБ «О бухгалтерском учете и отчетности» устанавливает, что в случае возникновения разногласий между руководителем организации и главным бухгалтером по вопросам совершения отдельных хозяйственных операций документы по ним должны быть приняты к исполнению главным бухгалтером по письменному распоряжению руководителя этой организации. В таком случае только руководитель несет всю полноту ответственности за последствия совершения таких операций.

Государственное регулирование бухгалтерского учета и отчетности

Государственное регулирование бухгалтерского учета  и отчетности осуществляется Президентом  Республики Беларусь, Национальным собранием  Республики Беларусь, Советом Министров  Республики Беларусь и иными государственными органами в пределах их компетенции в целях достижения единообразия ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности, повышения достоверности и своевременности учетной и отчетной информации.

Министерство финансов Республики Беларусь в соответствии с законодательством Республики Беларусь осуществляет общее методологическое руководство бухгалтерским учетом и отчетностью и принимает обязательные для исполнения организациями нормативные правовые акты по бухгалтерскому учету и отчетности, а также утверждает нормативные правовые акты по бухгалтерскому учету и отчетности, разработанные и внесенные в установленном порядке государственными организациями, подчиненными Совету Министров Республики Беларусь.

Республиканские органы государственного управления, подчиненные Совету Министров Республики Беларусь и осуществляющие регулирование и управление в определенной отрасли экономики, осуществляют методологическое руководство бухгалтерским учетом и отчетностью организаций соответствующих отраслей экономики и принимают нормативные правовые акты по бухгалтерскому учету и отчетности, не противоречащие нормативным правовым актам по бухгалтерскому учету и отчетности Министерства финансов Республики Беларусь.

Национальный  банк Республики Беларусь осуществляет методологическое руководство бухгалтерским учетом и отчетностью в банковской системе, разрабатывает и утверждает методики ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности для Национального банка Республики Беларусь, а также для банков и небанковских кредитно-финансовых организаций (далее – банки), принимает обязательные для исполнения банками нормативные правовые акты по бухгалтерскому учету и отчетности.

Ведение бухгалтерского учета в организации осуществляется согласно учетной политике организации, сформированной в соответствии с законодательством Республики Беларусь и утвержденной решением руководителя организации. Организации, руководствуясь нормативными правовыми актами по бухгалтерскому учету и отчетности, самостоятельно формируют свою учетную политику исходя из их структуры, отраслевых и иных особенностей хозяйственной деятельности.

Учетная политика организации

Учетная политика организации включает в себя:

- описание принятых методов и способов ведения бухгалтерского учета;

-    план счетов бухгалтерского учета;

- применяемые организацией самостоятельно разработанные и утвержденные первичные учетные документы при отсутствии утвержденных в соответствии с настоящим Законом типовых форм (форм) или недостатке содержащейся в них информации;

-   применяемые организацией регистры бухгалтерского учета;

- регламентацию движения первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета.

При формировании учетной политики организации необходимо исходить из:

- обособленности учета активов и обязательств организации от активов и обязательств других юридических и физических лиц;

- непрерывности деятельности организации;

- последовательности применения учетной политики;

- временной определенности фактов хозяйственной деятельности.

Учетная политика организации должна соответствовать требованиям полноты, осмотрительности, приоритета содержания перед формой, непротиворечивости и рациональности.

Изменения в  учетной политике организации в  целях обеспечения сопоставимости данных бухгалтерского учета должны вводиться с начала отчетного  года, быть обоснованными и оформленными соответствующим решением руководителя организации.

Изменения в  учетной политике организации могут  иметь место в случаях:

- реорганизации (слияния, присоединения, разделения, выделения, преобразования) организации;

- изменения законодательства Республики Беларусь;

- изменения условий деятельности.

Представительства иностранных организаций, находящиеся  на территории Республики Беларусь, могут  формировать свою учетную политику исходя из правил, установленных в  стране нахождения этих организаций, если эти правила не противоречат международным стандартам бухгалтерского учета и отчетности, а также законодательству Республики Беларусь.

Налоговый аспект учетной политики

Налоговый учет ведется исключительно в целях  налогообложения и осуществления налогового контроля.

Налоговый учет основывается на данных бухгалтерского учета и (или) на иных документально  подтвержденных данных об объектах, подлежащих

налогообложению либо связанных с налогообложением.

При этом ни в  Налоговом кодексе Республики Беларусь, ни в иных нормативных правовых актах не содержится требований о том, что организации должны составлять две учетные политики: одну — для целей бухгалтерского учета, другую — для целей налогового учета.

Поэтому при  составлении учетной политики для целей налогообложения необходимо понимать, что это не отдельный документ, а составная часть всей учетной политики организации, которая утверждается одним приказом руководителя. Следовательно, правильнее будет говорить о налоговом аспекте учетной политики, который отражается в ней как отдельный раздел.

Поскольку налоговый  учет основывается на данных бухгалтерского учета, нет необходимости отражать в налоговом аспекте те моменты, которые уже отражены в положении  по учетной политике и применимы  для целей налогового учета.

Следует отметить, что для целей налогового учета  применяется единый метод определения  выручки: по оплате либо по отгрузке. Например, организация не вправе применять  для целей исчисления налога на прибыль  метод определения выручки по мере отгрузки, а для НДС — по оплате. Устанавливается единый метод определения выручки как для целей бухучета, так и для налогообложения (по оплате, либо по отгрузке).

Иногда организации  включают в налоговый аспект учетной  политики правила (методы, способы), которые закреплены в законодательстве как единственно возможные и (или) обязательные для всех организаций. Например, указывают, что при определении прибыли от реализации приобретенных товаров отражаются затраты, приходящиеся на фактически реализованные товары.

В налоговом  аспекте учетной политики необходимо отразить, прежде всего, те моменты, по которым законодательством плательщику  предоставляется право выбора и (или) необходимость соответствующей  записи в учетной политике установлена  законодательством.

В налоговом  учете в отличие от бухгалтерского плательщику не предоставляется  много возможностей для выбора. Вместе с тем налоговый учет основывается на данных бухгалтерского. Поэтому  учетной политикой необходимо осуществить  выбор одного способа из нескольких, допускаемых законодательством. В свою очередь налоговый учет будет основываться на выбранном способе, если налоговым законодательством не установлено иное.

Следует еще раз отметить, что отдельное положение по учетной  политике для целей налогового учета составлять не нужно (это не предусмотрено нормативными правовыми актами). Однако в положении по учетной политике обязательно необходимо предусмотреть налоговый аспект. Об этом также свидетельствуют отдельные нормы законодательства по исчислению налогов, приведенные ниже по конкретному налогу.

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Организация бухгалтерского учета на предприятиях транспорта