Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2013 в 16:03, реферат
Поскольку каждая аудиторская проверка ограничена во времени, аудитору всегда важно четко определить ее цели, безошибочно выбрать исследуемые объекты проверки, грамотно спланировать свои действия, применить эффективные аудиторские процедуры и собрать необходимые доказательства для формулирования объективного заключения. Для успешной реализации целей конкретной аудиторской проверки необходимо, чтобы последовательно выполнялись основные этапы проведения аудита. Анализ экономической литературы не позволяет сделать однозначный вывод об основных этапах технологии аудита.
2 Основные этапы аудита
Поскольку каждая
аудиторская проверка ограничена во
времени, аудитору всегда важно четко
определить ее цели, безошибочно выбрать
исследуемые объекты проверки, грамотно
спланировать свои действия, применить
эффективные аудиторские процед
Анализ экономической литературы не позволяет сделать однозначный вывод об основных этапах технологии аудита. Среди ученых-экономистов нет единого мнения по вопросу количества этапов. Зарубежные и отечественные специалисты в области теории и практики аудита выделяют различные этапы аудита. Например, выделяют следующие этапы аудиторской проверки:
- Исследование рынка аудиторских услуг
- Заключение договора на оказание аудиторских услуг (проведение аудита)
- Составление протокола согласования цены
- Планирование аудита
- Составление программы аудита
- Сбор информации об аудируемом лице
Однако, самым популярным выделением этапов аудита является следующее:
1. Предплановая (преддоговорная) деятельность;
2. Планирование аудита;
3. Проведение аудиторской проверки с оформлением рабочих документов аудитора в соответствии с внутрифирменными стандартами;
4. Завершение
и оформление результатов
Учитывая особую значимость технологических этапов аудиторской проверки, отдельно остановимся на их содержании.
Предплановая (преддоговорная) деятельность - это деятельность до момента получения заказа на проведение аудита. Например, незнакомый аудитору заказчик предлагает провести аудиторскую проверку бухгалтерской отчетности за год и при этом сам определяет сроки проведения проверки и дату предоставления аудиторского отчета и заключения, то аудитор, прежде чем принять заказ, обязан тщательно проанализировать, может ли он в установленные сроки предоставить данную аудиторскую услугу. Только в этом случае гарантируется соблюдение принципа добросовестности при проведении проверки. Необходимой предпосылкой предоставления аудиторских услуг является независимая и безупречная деятельность сотрудников аудиторской фирмы. Гарантии и обеспечение действительной независимости сотрудников аудиторской фирмы - предпосылка предоставления независимого аудиторского заключения.
На данном этапе происходит определение объема аудиторской проверки, стоимости ее проведения, которые должны найти отражение в заключаемом между аудиторской организацией, аудитором — индивидуальным предпринимателем договоре на оказание аудиторских услуг. Договору может предшествовать письмо-обязательство исполнителя о согласии на проведение аудита. Организация-клиент, сделав свой выбор, направляет в аудиторскую организацию (к аудитору-индивидуальному предпринимателю) в письменной форме предложение о проведении аудита (или уведомляет их о готовности к сотрудничеству иным способом). В обращении должна быть представлена исчерпывающая информация о клиенте: полное его наименование, дата и номер государственной регистрации, виды деятельности, состав учредителей, участников и собственников имущества, юридический адрес и др. Согласно ст. 405 Гражданского Кодекса Республики Беларусь такое предложение называется офертой. Офертой признается адресованное одному или нескольким конкретным лицам предложение, достаточно определенное и выражающее намерение лица, сделавшего предложение, считать себя заключившим договор с адресатом, которым будет принято предложение. Оферта должна содержать существенные условия договора.
Принимая заказ аудитор обязан проверить, сможет ли он предоставить свои услуги в заранее определенном заказчиком периоде времени, т.е. проверить следующее:
- имеется ли
необходимое количество
- может ли фирма в случае необходимости привлечь к проведению проверки других специалистов (внутренние и внешние возможности).
Аудитор обязан отказаться от предложенного ему заказа, если он не может гарантировать выполнение всех указанных условий. О проведенных процедурах аудитор составляет рабочий документ, подтверждающий выполнение данных действий.
Кроме того, аудитор должен учесть дополнительные аспекты для оценки степени риска, связанного с выполнением данного заказа:
Отрасль хозяйственной деятельности заказчика;
Текучесть сотрудников за последний год;
Финансовое положение заказчика и возможности преодоления вероятных финансовых проблем;
Уровень квалификации сотрудников бухгалтерии, финансового отдела и отдела электронной обработки информации, а также соответствие систем бухгалтерского учета;
Темпы роста производства и их перспективы.
Планирование - один из важнейших этапов аудита, так как без разработки общей стратегии и детального подхода невозможен качественный аудит. Планирование состоит из разработки общего плана с указанием ожидаемого объема работ и сроков проведения аудита, а также аудиторской программы, определяющей объем, виды и последовательность осуществления аудиторских процедур, необходимых для формирования аудитором объективного и обоснованного мнения о бухгалтерской (финансовой) отчетности организации, и осуществляется в соответствии с правилом «Планирование аудита», утвержденным постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 04.08.2000 г. № 181 с учетом изменений и дополнений.
Планирование аудиторской проверки включает:
а) планирование проверки по существу - составление комплекса вопросов, включая перечень статей баланса, по которым проводится проверка;
б) планирование персонального состава, т.е. кто именно проверяет отдельные участки;
в) составление календарного графика проверки, т.е. когда и с какими затратами времени будут проводиться отдельные аудиторские процедуры.
Планирование аудита подразделяется на:
-предварительное планирование,
-подготовку и составление общего плана и программы аудита.
Основные работы по планированию аудита проводятся после согласия аудитора на выполнение договора. По итогам предварительного планирования аудиторская фирма окончательно решает вопрос о возможностях проведения аудита и заключения договора, определяет количественный и качественный состав группы специалистов для проведения аудита, а также стоимость аудиторских услуг. После написания письма на проведение аудиторской проверки аудиторская организация и предприятие заключают договор на оказание аудиторских услуг. Договор может быть заключен на длительный срок. Предметом такого договора могут быть одновременно аудиторские услуги и сопутствующие аудиторские услуги, не запрещенные законодательством в области аудита.
Закон «Об аудиторской деятельности» определяет, что договор оказания аудиторских услуг заключается в письменной форме и должен включать следующие существенные условия: предмет договора; сроки выполнения аудиторских услуг; стоимость оказываемых услуг; права и обязанности сторон; ответственность сторон за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных до говором; иные условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение. Структура конкретных договоров может несколько различаться, однако его форма в целом должна соответствовать общепринятой в Республике Беларусь форме составления договоров. В преамбуле договора после указания наименования и номера договора, места и даты его подписания, должны быть приведены наименования сторон, заключивших договор (заказчик и исполнитель) и фамилии должностных лиц, подписавших договор от имени каждой из сторон.
Разработка
и составление программы аудита
является завершающей стадией
Проверка финансовой (бухгалтерской) отчетности. Во время проверки отчетности члены аудиторской группы проводят указанные в плане и программе аудита проверочные процедуры. Эти процедуры выполняются в соответствии с требованиями правил (стандартов) аудиторской деятельности.
Знакомство с системой бухгалтерского учета включает в себя изучение, анализ и оценку сведений о таких сторонах хозяйственной деятельности проверяемой организации, как:
- учетная политика и основные принципы ведения бухгалтерского учета;
- организационная
структура подразделения,
отчетности;
- распределение обязанностей и полномочий между работниками, принимающими участие в ведении учета и подготовки отчетности;
- организация подготовки, оборота и хранения документов, отражающих хозяйственные и финансовые операции;
- порядок отражения хозяйственных операций в регистрах бухгалтерского учета, а также формы и методы обобщения данных таких регистров;
- порядок подготовки
периодической бухгалтерской
- роль и место
средств вычислительной
- критические
области учета, где риск
- средства контроля, предусмотренные в отдельных областях системы учета.
Аудиторская организация в ходе аудита обязана:
- проверить соответствие организации системы бухгалтерского учета проверяемого клиента действующим нормативным документам и отразить в рабочей документации аудитора случаи отмеченных нарушений;
- ознакомиться
с внутренними документами
К концу проверки руководитель аудиторской группы (проекта) обобщает результаты проверки годовой бухгалтерской отчетности клиента на основе рабочих документов всех членов аудиторской группы. Заявление об ответственности заказчика имеет очень большое значение для аудитора, поэтому он должен проследить за тем, чтобы заказчик предоставил ему подписанное заявление об ответственности в случае ограничения допуска к информации. Заявление подтверждает, что членам аудиторской группы были предоставлены все необходимые для проведения проверки годовой бухгалтерской отчетности документы, сведения и информация.
Завершение и оформление результатов аудита. На заключительном этапе аудиторского процесса происходит обобщение результатов аудита и формирование мнения о достоверности бухгалтерской отчетности, затем составляется и представляется клиенту аудиторское заключение как итог проделанной работы. После окончания проверки аудитор оценивает характер и достаточность собранных аудиторских доказательств, обобщает выводы, сделанные в результате отдельных проверочных процедур. При этом необходимо определить, содержит ли годовая бухгалтерская отчетность существенные искажения и неточности. Аудитор должен окончательно оценить и взвесить влияние ошибок на годовую бухгалтерскую отчетность, т.е. в какой степени отдельные ошибки или их совокупность искажают оценку показателей отчетности и фактического финансового положения организации или же нарушают действующее законодательство.
Обобщив всю полученную информацию, аудитор формирует свое мнение о достоверности отчетности и выражает его в форме аудиторского заключения - безусловно положительного, условно положительного или отрицательного, либо отказывается от выражения своего мнения в аудиторском заключении.
Кулакова А.В., ФП, ДПХ-3, 5 к., 27.10.2013