Понятие, значение и классификация бухгалтерских документов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2013 в 17:49, реферат

Краткое описание

Бухгалтерский учет является документальным. Отражение хозяйственных операций на счетах производится только на основании документации. Документ - это письменное доказательство действительного осуществления хозяйственной операции и права на ее совершение. Качество бухгалтерского учета зависит, прежде всего, от правильности и своевременности составления документов. Роль и значение документов велики. Они служат для предварительного и последующего контроля за сохранностью имущества, за законностью и целесообразностью хозяйственных операций.

Содержание

ЭССЕ ……………………………………………………………………….4

СКВОЗНАЯ ЗАДАЧА……………………………………………………..17

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………Х

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ ГОТОВАЯ.docx

— 35.24 Кб (Скачать файл)

 

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ 

РОССИЙСКОЙ  ФЕДЕРАЦИИ

 

 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

 

«САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ЭКОНОМИКИ И ФИНАНСОВ»  (СПбГУЭФ)

 

 

Кафедра бухгалтерского учета и аудита

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

По дисциплине «Бухгалтерский учет» 

 

 

 

 

 

 

Выполнил (а):

Студент: Рязанская Екатерина

Группа:  Э-207

 

 
Научный руководитель: 
к.э.н., ст.преподаватель кафедры бухгалтерского учета и аудита

Елкина А.А.

 

 

 

 

 

Санкт-Петербург 

2012

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

  1. ЭССЕ ……………………………………………………………………….4

 

  1. СКВОЗНАЯ ЗАДАЧА……………………………………………………..17

 

  1. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………Х

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ 

РОССИЙСКОЙ  ФЕДЕРАЦИИ

 

 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

 

«САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ЭКОНОМИКИ И ФИНАНСОВ»  (СПбГУЭФ)

 

 

Кафедра бухгалтерского учета и аудита

 

 

 

 

 

 

ЭССЕ

По дисциплине «Бухгалтерский учет» на тему:

«Понятие, значение и классификация бухгалтерских  документов»

 

 

 

 

 

Выполнил (а):

Студент : Рязанская Екатерина

Группа: Э-207 

 

 

 
Научный руководитель: 
к.э.н., ст.преподаватель кафедры бухгалтерского учета и аудита

Елкина А.А.

 

 

 

Санкт-Петербург 

2012

 

Бухгалтерский учет является документальным. Отражение  хозяйственных операций на счетах производится только на основании документации. Документ - это письменное доказательство действительного осуществления  хозяйственной операции и права  на ее совершение. Качество бухгалтерского учета зависит, прежде всего, от правильности и своевременности составления  документов. Роль и значение документов велики. Они служат для предварительного и последующего контроля за сохранностью имущества, за законностью и целесообразностью хозяйственных операций.

Тема  организации работы с документами  в современных условиях имеет  сейчас большую актуальность, так  как от правильного выбора технологии работы зависит успех  любой организации. В современных условиях для повышения  эффективности управления необходимо совершенствование работы с документами, так как всякое управленческое решение  всегда базируется на информации, на служебном  документе.

Организация работы с документами влияет на качество работы аппарата управления, организацию  и культуру труда управленческих работников. От того, насколько профессионально  ведется документация, зависит успех  управленческой деятельности в целом. Документация - основной способ бухгалтерского наблюдения за хозяйственной деятельностью организаций, ее первичного контроля. Каждая операция, независимо от объема и содержания, в момент ее совершения оформляется документом и является первым этапом учета.

Предварительный контроль осуществляется руководящими работниками организаций, при подписании документа на основании которого совершается определенная хозяйственная операция (выплата денег из кассы, прием и выдача материалов и т.д.). Подписывая документ, работник берет на себя ответственность за законность и целесообразность данной хозяйственной операции. Это возлагает на каждого работника, подписавшего документ, личную ответственность за данное разрешение. Последующий контроль производится, главным образом, в форме документальных ревизий, путем проверки в бухгалтерии всех поступающих документов, а также при аудиторской проверке.

С документацией тесно связаны  другие элементы метода бухгалтерского учета, в том числе счета и  инвентаризация. Бухгалтерский счет - это основания единица хранения информации, которая после обобщения всей бухгалтерской информации необходима для принятия управленческих решений. Счета бухгалтерского учета - это способ текущего взаимосвязанного отражения и группировки имущества по составу и размещению, по источникам его образования, а так же хозяйственных операций по качественно однородным признакам, выраженных в натуральных, денежных, и трудовых измерителях. Инвентаризация – это проверка и документальное подтверждение фактического наличия средств и их источников, а также выявление отклонений фактических данных от учетных и принятие решений по внесению изменений в данные бухгалтерского учета.

Бухгалтерские документы являются важным источником сведений о преступлениях против собственности и могут использоваться в качестве доказательств по уголовным делам. Большое значение в предупреждении, обнаружении раскрытии хищений и должностных преступлений имеет знание работниками правоохранительных органов классификации документов.  
 Численность и разнообразие документов, используемых в бухгалтерском учете, требуют их классификации. Классификация бухгалтерских документов- это группировка по определенным признакам бухгалтерских документов с целью их изучения и правильного использования.  В экономической литературе есть немало классификаций, которые имеют некоторые отличия. Так, для выбора наиболее рациональных форм, видов при оформлении тех или иных операций все документы классифицируют:

  • по назначению;
  • по порядку отражения операций;
  • по способу охвата операций;
  • по количеству учетных записей;
  • по месту составления.

По назначению документы делятся на распорядительные и оправдательные.

Распорядительными называют документы, которые содержат распоряжение (приказ, инструкция и т.п.) на осуществление хозяйственного факта-операции. Они еще не подтверждают хозяйственный факт, а является основанием для его осуществления. Поэтому их нельзя принимать для записи в регистры бухгалтерского учета. Документом, который подтверждает факт осуществления сделки, является исполнительный документ. К распорядительным документам относятся приказы, распоряжения о предоставлении отпуска, платежные поручения банку на перечисление средств, доверенность на получение материальных ценностей и т.п. 

Оправдательными являются бухгалтерские документы, которые подтверждают факт совершения хозяйственной операции. Они содержат данные о ее выполнении. К таким документам относятся акты, накладные на передачу материальных ценностей, кассовый расходный ордер и т.д.

По месту написания документы делятся на внутренние и внешние. Внутренние - документы, которые состоят в хозяйствах соответственно проводимых ими операций. К этим документам относятся требования, накладные, кассовые ордера, различные акты и т.п.

Внешние - это такие документы, которые поступают в хозяйство от других предприятий, учреждений и организаций. К этой группе относятся также документы, которые пишут в одном хозяйстве, но они обращаются между различными хозяйствами. Сюда относятся все банковские документы - платежные требования, поручения, квитанции об заготовку сельскохозяйственного сырья и т.п.

По масштабу охвата количества операций документы делятся на разовые и накопительные.

Разовые - это документы, которыми оформляются хозяйственные факты (операции) в момент их осуществления. Характерной особенностью этих документов является их одноразовое использование для начальной регистрации хозяйственных операций.

Накопительные документы - это такие, которые дают возможность в течение дня, декады, недели, месяца фиксировать однородные хозяйственные операции по мере их осуществления (например, лимитно-заборной карты, дорожные письма, многодневные наряды на выполнение работ, ведомость расхода кормов и т.п.). Накопительные документы окончательно оформляются только после окончания срока их действия. Они значительно сокращают количество документов и является одним из средств уменьшения рутинной учетной работы. Но не у всех хозяйственных операциях возможно их использование. 

По степени обобщения хозяйственных фактов бухгалтерские документы делятся на первичные и сводные.

К первичным документам относятся такие, в которых фиксируются хозяйственные операции в момент их осуществления. Это первое формальное доказательство того, что хозяйственный факт - явление или процесс, т.е. операция, состоялся. Все хозяйственные операции оформляются первичными документами. Они могут быть разовыми и накопительными.

Сводные это такие документы, которые написаны на основании первичных документов по признаку групп и других признаков обобщения. Возведение первичных данных в документах значительно сокращает учетную работу.

Первичные и сводные учетные документы  могут составляться на бумажных и  машинных носителях информации. В последнем случае организация обязана изготовлять за свой счет копии таких документов на бумажных носителях для других участников хозяйственных операций, а также по требованию органов, осуществляющих контроль в соответствии с законодательством Российской Федерации, суда и прокуратуры (ст. 9 Федеральный закон "О бухгалтерском учете" от 21.11.96г. № 129-ФЗ, в ред.  от 28.03.2002г. № 32-ФЗ).

Документы необходимы для, того, чтобы в течение определенного  времени можно было пользоваться необходимой управленческой информацией  для самых различных целей.

По характеру оформления бухгалтерские документы делятся на документы бухгалтерского, не бухгалтерского и комбинированного оформления.

Документы бухгалтерского оформления полностью пишут работники бухгалтерии. К этим документам относятся мемориальные ордера, бухгалтерские записи, различные расчеты, распределения обобщенных данных и т.д. Основное назначение этих документов - техническая подготовка записей для бухгалтерского учета.

Документы не бухгалтерского оформления пишут работники производственных подразделений: кладовщика, мастера, прорабы. Главным признаком таких документов является то, что в них работники бухгалтерии записывают только бухгалтерское проведения.

Документы комбинированного оформления - это такие документы, в которых часть данных заполняется не бухгалтером, а часть - сотрудниками бухгалтерии. Например, акты на ввод в эксплуатацию основных средств заполняет комиссия, а стоимостные данные записывают в бухгалтерии. За техникой написания и обработки бухгалтерские документы делятся на такие, которые пишут вручную, на клавишных, перфорационных машинах или на ЭВМ. Несмотря на то, что в настоящее время применяется большое количество вычислительной и организационной техники, немало бухгалтерских документов пишут вручную. Эти документы представляют собой традиционные бумажные листы. их заполняют чернилами, химическим карандашом или печатной машинкой. Часть бухгалтерских документов может быть написана с помощью фактурных машин или других клавишных машин, имеющих алфавитное устройство.

 

При использовании ЭВМ документы пишут автоматически с определенными программами. К этой группе относятся также документы, которые получают с помощью датчиков и терминалов.

Документы бухгалтерского оформления заполняются  бухгалтером для оправдания записей, не имеющих других документальных подтверждений. Это различные расчеты и справки, которые играют вспомогательную  роль и составляются для облегчения и ускорения работы бухгалтерии (справка бухгалтерии на сторнирование  ошибочно сделанной записи; распределение  прибыли предприятия, общепроизводственных, общехозяйственных, внепроизводственных  расходов и др.). Информация из таких  документов также заносится в  учетные регистры.

Документ, как носитель информации, выступает  в качестве непременного элемента внутренней организации любого учреждения, предприятия, фирмы, обеспечивая взаимодействие их частей. Информация является основанием для принятия управленческих решений, служит доказательством их исполнения и источником для обобщений, а  также материалом для справочно-поисковой  работы. Кроме того, документирование во многих случаях является обязательным, предписывается законом и актами государственного управления, поэтому оно является одним из средств укрепления законности и контроля.

От четкости и оперативности обработки и  движения документов в конечном итоге  зависит быстрота принятия решений. Поэтому в рациональной организации документообороту всегда уделяется большое внимание, особенно в бухгалтерии, где несвоевременная обработка финансовых документов может привести к отрицательным экономическим последствиям.

Ст.9 Федерального закона "О бухгалтерском учете" от 21.11.96г. № 129-ФЗ гласит: "Все хозяйственные  операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами, на основании которых ведется  бухгалтерский учет. Первичные документы  принимаются к учету, если они  составлены по форме, содержащейся в  альбоме унифицированных форм первичной  учетной документации, а документы, форма которых не предусмотрена  в этих альбомах, должны содержать  обязательные реквизиты".

В повседневной работе организаций создаются документы  по различным вопросам производственной, хозяйственной, финансовой и общественной деятельности. Это приказы, решения, письма, акты, договоры, протоколы, заявления, телеграммы, справки и др.

 Бухгалтерские документы группируются по следующим разделам учета:

  • сельскохозяйственная продукция;
  • труд и его оплата;
  • основные средства и нематериальные активы; 
    материалы;
  • работы в капитальном строительстве;
  • работы строительных машин и механизмов;
  • работы в автомобильном транспорте;
  • результаты инвентаризации;
  • кассовые операции;
  • торговые операции.

Информация о работе Понятие, значение и классификация бухгалтерских документов