Понятие хозяйственной операции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2014 в 20:50, контрольная работа

Краткое описание

Цель составления бухгалтерской отчетности – это формирование информационной базы, обеспечивающей принятие управленческих решений лицами, заинтересованными в деятельности компании. Соответственно анализ бухгалтерской отчетности – это процесс интерпретации ее данных с целью получения информации для принятия управленческих решений.
Анализ бухгалтерской отчетности – это, прежде всего, анализ баланса, то есть процесс сопоставления определенных элементов актива и пассива. Принято считать, что бухгалтерский баланс является соотношением комплекса источников формирования средств предприятия (пассив) и направлений вложения этих средств (актив), представленных в единой денежной оценке. При этом именно единая денежная оценка актива и пассива баланса делает сопоставимыми их конкретные элементы.

Содержание

Введение
3
1 Бухгалтерский баланс
4
1.1 Понятие о бухгалтерском балансе, его строение и содержание
5
1.2 Структура баланса
7
1.3 Виды баланса
11
1.4 Информационное содержание баланса, и нюансы его анализа
14
2. Понятие хозяйственной операции.
19
2.1 Типы хозяйственных операций и их влияние на бухгалтерский баланс.
20
2.2 Логическая структура бухгалтерского баланса
26
2.3 Классификация хозяйственных операций
27
Заключение
30
Список использованной литературы
32

Вложенные файлы: 1 файл

Типы хозяйственных операций и их связь с балансом.docx

— 129.83 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение

      3

1 Бухгалтерский баланс

4

1.1 Понятие о бухгалтерском  балансе, его строение и содержание

      5

1.2 Структура баланса

      7

1.3 Виды баланса

     11

1.4 Информационное содержание баланса,  и нюансы его анализа

     14

2. Понятие хозяйственной операции.

     19

2.1 Типы хозяйственных операций  и их влияние на бухгалтерский  баланс.

     20

2.2 Логическая структура бухгалтерского баланса        

      26

2.3 Классификация хозяйственных операций               

      27

Заключение             

      30

Список использованной литературы

      32


   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Бухгалтерская отчетность организации  – это комплекс моделей ее финансового  положения.

Модели эти состоят  из определенных элементов, их формирующих. К таким элементам относятся  активы, прибыль, кредиторская задолженность, доходы и расходы и прочее.

Цель составления бухгалтерской  отчетности – это формирование информационной базы, обеспечивающей принятие управленческих решений лицами, заинтересованными  в деятельности компании. Соответственно анализ бухгалтерской отчетности –  это процесс интерпретации ее данных с целью получения информации для принятия управленческих решений.

Анализ бухгалтерской  отчетности – это, прежде всего, анализ баланса, то есть процесс сопоставления  определенных элементов актива и  пассива. Принято считать, что бухгалтерский  баланс является соотношением комплекса  источников формирования средств предприятия (пассив) и направлений вложения этих средств (актив), представленных в  единой денежной оценке. При этом именно единая денежная оценка актива и пассива  баланса делает сопоставимыми их конкретные элементы.

Возможность анализа хозяйственной  деятельности предприятия на основе бухгалтерского баланса делает тему изучения его принципов, структуры  и типов довольно актуальной, особенно в последнее время, в расцвет  компьютеризированных технологий ведения  бухгалтерской отчетности, когда  программа выполняет большинство  операций за бухгалтера, а многие бухгалтеры не всегда правильно понимают сущность баланса.

Цель данной работы –  показать, что такое есть баланс, какие есть типы хозяйственных операций, и их связь.

  1. Бухгалтерский баланс

1.1 Понятие о бухгалтерском балансе, его строение и содержание

Средства предприятия  участвуют в процессе производства непрерывно. Вещественный состав средств  на разных предприятиях неодинаков, поэтому  для руководства предприятием нужно  знать, какими средствами оно располагает, из каких источников они получены, для какой цели предназначены. На эти вопросы дает ответ бухгалтерский  баланс.

Бухгалтерский баланс –  способ обобщения и группировки  имущества хозяйства и источников его образования на определенную дату в денежной оценке.

Схематично бухгалтерский  баланс представляет собой таблицу, составленную из двух вертикально расположенных  частей: верхняя – актив –  отражает имущество хозяйственного органа, а нижняя – пассив – источники  его образования.

Основное свойство отчёта в том, что суммарные активы всегда равны суммарным пассивам. Это  обусловлено тем, что при отражении  операций на счетах в балансе соблюдается  принцип двойной записи.

Двойная запись – способ ведения бухгалтерского учёта, согласно которому каждое изменение наличия  и состояния средств предприятия  влияет на итоги по крайней мере двух счетов. Взятые средства записываются в кредит одних счётов, полученные – в дебет других.

Таким образом, при ведении  учёта методом двойной записи действует закон сохранения (баланс): сумма дебетов всех счетов (актив) всегда равна сумме кредитов всех счетов (пассив). Это позволяет легко  контролировать правильность ведения  учёта: если баланс не сходится, то где-то есть ошибка, которую надо найти  и исправить. Если у появившихся  средств нет реального источника, то для соблюдения формальности всё  равно кредитуется некоторый  счёт, с названием, например, «Прибыль».

Существует исключение для  группы так называемых «забалансовых» счетов. Данные счета не участвуют  в балансе и служат для учета  активов или пассивов, либо не принадлежащих организации, либо таких, оценка которых в учете затруднена.

Основным элементом бухгалтерского баланса является балансовая статья, которая соответствует конкретному  виду имущества, обязательств, источников формирования имущества.

Балансовые статьи объединяются в группы (разделы баланса). Объединение  балансовых статей в группы или разделы  осуществляется исходя из их экономического содержания. Каждая строка (статья) баланса  имеет свой порядковый номер, что  облегчает ее нахождение, и ссылки на отдельные статьи. Для отражения  состояния средств бухгалтерский  баланс предусматривает две графы  для цифровых показателей: на начало и на конец отчетного периода. Во второй графе показывается состояние  средств и их источников на дату составления баланса.

Бухгалтерский баланс может  быть брутто и нетто, на практике чаще всего применяется последний. Баланс-брутто включает в себя регулирующие статьи; используется для научных исследований, совершенствования информационных функций баланса и др. Баланс-нетто  – баланс, из которого исключены  регулирующие статьи: «Амортизация основных средств», «Амортизация нематериальных активов» и др. в современных условиях возросло значение баланса-нетто, так  как он позволяет определить реальную величину активов организации. В  настоящее время баланс-нетто  является действующей отчетной формой.

Существуют различные  виды бухгалтерского баланса, которые  классифицируют по различным признакам. По времени составления бухгалтерские  балансы могут быть вступительные, периодические и годовые, ликвидационные, разделительные, объединительные. Периодические (текущие) балансы составляют периодически в течение всего времени существования  предприятия.

По источникам составления  бухгалтерские балансы подразделяются на инвентарные, книжные и генеральные. Инвентарные балансы составляют только на основании инвентаризации. Книжный бухгалтерский баланс – только на основании книжных записей без предварительной проверки их путем инвентаризации. Генеральный баланс основывается на учетных записях и данных инвентаризации. По объему информации балансы подразделяются на единые и сводные. Единый бухгалтерский баланс отражает деятельность только одного предприятия. По формам собственности различают балансы государственных, муниципальных, смешанных и совместных, частных предприятий, а также общественных организаций. По объекту отражения бухгалтерские балансы делятся на самостоятельные и отдельные.

Бухгалтерский баланс должен отвечать следующим требованиям: правдивость, реальность, единство, преемственность, ясность. Условие правдивости баланса  – обоснование его показателей  документами, записями на бухгалтерских  счетах, бухгалтерскими расчетами и  инвентаризацией. Под реальностью  баланса понимают соответствие оценок его статей объективной действительности. Единство баланса заключается в  построении его на единых принципах  учета и оценки. Это означает применение во всех структурных подразделениях предприятия единой номенклатуры счетов бухгалтерского баланса, одинаковое содержание счетов, их корреспонденции и т.п. Преемственность баланса на предприятии, существующем несколько лет, выражается в том, что каждый последующий  баланс должен вытекать из баланса  предыдущего.

 

 

 

 

1.2 Структура баланса

Все статьи актива и пассива  баланса исходя из их экономической  однородности сведены в определенные разделы баланса.

Актив баланса содержит два  раздела:

I Внеоборотные активы; II Оборотные активы.

Пассив баланса состоит  из трех разделов:

III Капитал и резервы; IV Долгосрочные обязательства;V Краткосрочные  обязательства.

Разделы в активе баланса  расположены по возрастанию ликвидности, а в пассиве – по степени  закрепления источников.

Состав разделов баланса  и порядок группировки в них  статей регламентируются нормативными актами.

В бухгалтерском балансе  содержится совокупность моментных  показателей, характеризующих активы хозяйства и источники их формирования на определенную дату.

Таким образом, бухгалтерский  баланс – это способ группировки  активов хозяйства по видам и  источникам их образования в стоимостном  выражении по состоянию на определенную дату.

Группировка экономических  ресурсов в активе баланса представлена в таблице 1.1.

Таблица 1.1 – Актив бухгалтерского баланса (сокращенный)

Номер раздела

Наименование разделов

Группа статей

I

Внеоборотные активы

Нематериальные активы

Основные средства

Долгосрочные финансовые вложения

Незавершенное строительство

Итого по разделу I

 

II

Оборотные активы

Запасы

Дебиторская задолженность

Денежные средства

Итого по разделу II

 

В разделе I актива баланса  «Внеоборотные активы» представлены все долгосрочные активы хозяйствующего субъекта: нематериальные активы, основные средства, долгосрочные финансовые вложения, капитальные вложения.

Статьи группы «Нематериальные  активы» оцениваются в балансе  по остаточной стоимости. Остаточная стоимость  данной группы активов определяется как разность между первоначальной (восстановительной) стоимостью и величиной  начисленного износа.

Также оцениваются статьи группы «Основные средства» за исключением  статьи «Земельные участки». Износ  по этому виду активов не начисляется. В балансе все основные средства и нематериальные активы представлены в одном разделе, независимо от сферы  эксплуатации.

По статьям группы «Финансовые  вложения» отражаются вложения денежных средств и другого имущества  в другие хозяйственные органы на срок более одного года; по статье «Капитальные вложения» – фактические затраты  в незавершенном строительстве.

В разделе II актива баланса  «Оборотные активы» отражаются текущие  активы несколькими группами. В группе «Запасы» отдельными статьями представлены оборотные активы сферы производства. Сырье и материалы оцениваются  в балансе по фактической заготовительной  себестоимости. Затраты в незавершенном  производстве могут быть оценены  по нормативной себестоимости, по сумме  прямых затрат или по фактической  производственной себестоимости. В  этом же разделе отражаются и предметы обращения: готовая продукция и  товары отгруженные, расходы будущих  периодов, которые должны оцениваться  по фактической себестоимости.

Вторую группу текущих  активов представляют краткосрочные  финансовые вложения в другие организации. Группа «Денежные средства» представлена статьями «Касса», «Расчетные счета», «Валютные счета», «Прочие денежные средства».

В этом же разделе актива отражается и дебиторская задолженность  как других организаций и лиц, так и работников данного хозяйствующего субъекта.

Пассив баланса состоит  из трех разделов (таблица 1.2). Раздел III баланса представлен собственным  капиталом, а в разделах IV и V отражается привлеченный капитал.

Таблица 1.2 – Пассив бухгалтерского баланса (сокращенный)

Номер раздела

Наименование разделов

Группа статей

III

Капитал и резервы

Уставный капитал

Добавочный капитал

Резервный капитал

Прибыль прошлых лет

Непокрытый убыток прошлых лет

Нераспределенная прибыль отчетного  года

Непокрытый убыток отчетного года

Итого по разделу III

 

IV

Долгосрочные обязательства

Заемные средства

Прочие пассивы

Итого по разделу IV

 

V

Краткосрочные обязательства

Заемные средства

Кредиторская задолженность

Доходы будущих периодов

Резервы предстоящих расходжв

Итого по разделу V

 

 

В разделе III баланса «Капитал и резервы» самостоятельными статьями отражены собственные источники  образования имущества – уставный капитал, добавочный капитал, резервный  капитал. В этом же разделе приведена  нераспределенная прибыль предприятия  прошлых лет и отчетного года. Самостоятельными статьями представлен  непокрытый убыток.

Статьи раздела IV баланса  «Долгосрочные обязательства» характеризуют  задолженность перед банками  по кредитам и займам, полученным от других организаций на срок более  одного года.

Раздел V баланса «Краткосрочные обязательства» объединяет несколько  групп краткосрочной задолженности: заемные средства, кредиторскую задолженность, резервы предстоящих расходов, доходы будущих периодов.

По группе «Заемные средства»  самостоятельными статьями отражается задолженность перед банками  по краткосрочным ссудам и займам перед другими предприятиями.

По статьям группы «Кредиторская  задолженность» отражается задолженность  поставщикам и подрядчикам за поступившие от них товарно-материальные ценности, дочерним и зависимым предприятиям, работникам организации, бюджету, социальным фондам.

Информация о работе Понятие хозяйственной операции