Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2011 в 16:21, реферат
Родоначальниками бухгалтерского учета принято считать итальянские города-государства XIY-XV вв., которые распространили "итальянский метод двойной бухгалтерии" сначала на остальную Европу, а затем и на весь мир. Начиная с 19в. на развитие теории и практики бухгалтерского учета значительное влияние оказывали Англия и Шотландия, которые ввели концепцию "правильный и справедливый подход".
1.1 Предпосылки возникновения МСФО. Применение МСФО в России
Родоначальниками
бухгалтерского учета принято считать
итальянские города-государства XIY-XV
вв., которые распространили "итальянский
метод двойной бухгалтерии" сначала
на остальную Европу, а затем и
на весь мир. Начиная с 19в. на развитие
теории и практики бухгалтерского учета
значительное влияние оказывали
Англия и Шотландия, которые ввели
концепцию "правильный и справедливый
подход". В наше время все большую
роль в области учета играют США.
Т.е. техника и концепция
- англо-американская
- ориентация отчетности на
- континентальная
(европейская) модель. Объединяет
национальные учетные системы
стран Европы и примкнувшей
к ним Японии. Особенности модели:
отчетность ориентирована на
удовлетворение информационных
потребностей налоговых и др.
органов государственной
- южно-американская модель. Ориентирована на налоговые государственные интересы, в связи с чем бухгалтерский учет законодательно унифицирован. Особенность - раскрытие методологии бухгалтерского учета в условиях инфляции.
Причины различий
техники и концепции
1. Социально-экономические:
характер развития рынков
2. Правовая система.
В странах с законодательством
общеправовой ориентации (США, Индия,
Австралия) учетные стандарты
не регулируются государством, а
определяются различными
3. Географическое
положение. Так, учетная
Различают следующие учетные стандарты:
- национальные учетные стандарты - разрабатываются каждой страной самостоятельно;
- региональные
- например, стран - членов ЕЭС,
Федерация европейских
- международные
- тенденция к глобализации
Цель разработки международных стандартов и их использования - гармонизация (согласование) национальных систем учета и отчетности в направлении повышения потребительских качеств финансовой отчетности хозяйствующего субъекта. МСФО нацелены на их использование в качестве универсального языка бизнеса, т.е. удобным средством общения между предприятиями (банками) различных стран.
IAS представляют собой документы, определяющие общий подход к составлению финансовой отчетности и предлагающие варианты учета отдельных средств или операций предприятия (банка). Они не являются обязательными и носят рекомендательный характер.
МСФО разрабатываются Комитетом по международным стандартам финансовой отчетности (КМСФО) (International Accounting Committee), который был создан в 1973г. соглашением между профессиональными организациями бухгалтеров из 10 стран (Австралия, Канада, Франция, Германия, Япония, Мексика, Нидерланды, Великобритания, Ирландия и США). В настоящее время этот Комитет включает более 100 членов-организаций.
В 1997г. при КМСФО был учрежден Постоянный комитет по интерпретациям (Standing Interpretation Committee - SIC / ПКИ). Целью деятельности ПКИ является разъяснение отдельных положений МСФО в виде интерпретаций.
Некоторые страны стали регулировать бухгалтерский учет по МСФО (Сингапур, Кипр, Казахстан, Киргизия). В ряде стран они стали основой для национальных стандартов (Египет, Индия, Украина). Но такое решение является специфической, чем всеобщей практикой. Развитые страны предпочитают сохранять национальные учетные системы, регулируя их в соответствии с МСФО. В целом, каждая страна сейчас использует 2 учетные системы - национальную и международную (GAAP). Одной из серьезных проблем стандартизации бухгалтерского учета на международном уровне является проблема взаимодействия национальных бухгалтерских стандартов США (GAAP) и Международных стандартов финансовой отчетности (МСФО), которые концептуально различаются по некоторым аспектам.
Международная
стандартизация охватывает также правила
аудита, так как национальные различия
проверки отчетности и профессиональной
подготовки аудиторов приводят к
различной оценке ее надежности и
достоверности. Международные стандарты
аудита (International Auditing Guidelines and Auditing Standards
- IAG AS) ориентированы на единство оценки
отчетности и критериев профессионального
образования аудиторов. Стандарты аудита
разрабатывает Комитет по международной
аудиторской практике (IAPS). http://cde.osu.ru/demoversion/
Международные стандарты финансовой отчетности, сокращенно МСФО, разрабатываются начиная с 1973 года Комитетом по международным стандартам, впоследствии преобразованном в Совет по международным стандартам финансовой отчетности. Должности 14 членов совета являются выборными и включают в себя мировых специалистов с многолетней экспертной практикой в области финансового учета и отчетности, досконально знакомых с принципами ведения современного бизнеса.
Важно понимать,
суть стандартов МСФО является именно
в предоставлении максимально открытой,
надежной и сопоставимой информации
о коммерческом предприятии. Таким
образом, не стоит совершать общепринятую
ошибку и считать стандарты МСФО
принципами ведения учета на предприятии.
Международные стандарты
Для того чтобы обозначить основу стандартов
МСФО, стоит отметить, что до 2001 года, стандарты,
составляемые Советом по МСФО, назывались
IAS (International Accounting Standards) то есть Международные
бухгалтерские стандарты. Однако кризис
2001 года, повлекший за собой многомиллиардные
убытки инвесторов доверившихся компаниям,
обнародовавшим информацию согласно IAS,
показал, что существующие принципы предоставляют
недостаточно надежную и прозрачную информацию
о коммерческом предприятии всем заинтересованным
субъектам. В последствии, начиная с 2001
года, Совет по Международным стандартам
финансовой отчетности начал работу над
стандартами под названием IFRS (International
Financial Reporting Standards) то есть Международные
стандарты финансовой отчетности, действующие
по сей день.
Таким образом, на сегодняшний день в мире
действуют 9 стандартов IFRS и 29 стандартов
IAS. Однако, помимо вышеназванных, для коммерческих
предприятий применяющих стандарты составления
отчетности на базе МСФО, обязательными
являются также ряд стандартов, или толкований,
которые объясняют действие и область
применения принятых IAS и IFRS.
Целью стандартов
МСФО является в первую очередь составления
максимально прозрачной, надежной и
высококачественной отчетности. Основной
характеристикой международных
стандартов, является их сопоставимость,
то есть возможность максимально
точно сравнить отчетность, а значит
и результаты деятельности, коммерческих
компаний из различных уголков мира,
а также результаты деятельности
различных периодов одной компании.
Таким образом, решается в первую
очередь проблема сравнения эффективности
и рентабельности предприятий.
С точки зрения коммерческих предприятий,
применение стандартов МСФО вызвано необходимостью
наиболее полно и доверительно обнародовать
финансовую информацию, которая способна
заинтересовать потенциального инвестора.
Кроме того, применение Международных
стандартов финансовой отчетности позволяет
наиболее эффективно оценить систему
внутреннего менеджмента, и соответственно
максимально оперативно реагировать на
возникновения возможных конфликтных
для предприятия ситуаций.
Исходя из целей применения стандартов
МСФО – привлечения потенциальных инвесторов
путем максимального раскрытия информации
– стоит отметить, что внедрение международных
стандартов является в первую очередь
в интересах компаний, стремящихся к выходу
на интернациональную арену и котирующихся
на международных биржах. Речь идет о крупных
компаниях и финансовых структурах, чья
заинтересованность в постоянных инвестициях
напрямую влияет на дальнейшее развитие
и само существование данных бизнес-единиц.
Яркими примерами обязательного применения
стандартов МСФО являются транснациональные
американские корпорации, и европейские
компании, чьи ценные бумаги котируются
на международных финансовых биржах. Для
вышеназванных экономических агентов,
обязательное применение МСФО было http://www.msfo-mag.ru/
|
:: МСФО ::
Дата создания: 24.07.2007
Данной статьей мы открываем серию публикаций, посвященных содержанию МСФО. В предлагаемой статье М.Л. Пятов, И.А. Смирнова, Н.В. Генералова, Санкт-Петербургский Государственный университет, рассказывают об идее МСФО и их методологической основе, структуре Совета по МСФО и его целях, порядке создания МСФО и структуре стандартов, порядке применения МСФО в учетной практике, роли МСФО в российской экономике.
МСФО, Международные стандарты финансовой отчетности - эти слова все основательнее входят в нашу жизнь. В отечественных нормативных документах появляются категории явно заимствованные из МСФО. При этом нередко говорят, что учет в России не соответствует МСФО и переход к МСФО - это процесс еще далеко не завершенный. И следует признать, что многое, касающееся МСФО, для большинства наших коллег по сей день остается туманным и не до конца понятным.
Просмотров: 40276
Идея МСФО заключается
в том, чтобы сделать сопоставимой
отчетность компаний разных стран. XX век
в истории экономической жизни
общества стал веком зарождения и
распространения
Однако существование таких страновых различий делало отчетность компаний, составляемую в разных государствах, несопоставимой. Это стало серьезной проблемой. Возникла необходимость в создании, по выражению Л.З. Шнейдмана "единого мирового языка финансовой отчетности". Реальные предпосылки этого процесса появились после Второй мировой войны: все более значимую роль в экономике стали играть транснациональные корпорации, активно развивались международные финансовые рынки и мировая торговля.
В 1973 году общественные бухгалтерские и аудиторские организации ряда стран (в том числе Австралии, Великобритании, Германии, Канады, США, Франции) создали международную профессиональную, неправительственную организацию - Комитет по Международным стандартам финансовой отчетности (КМСФО) (International Accounting Standards Committee, IASC), который приступил к разработке и пропаганде принципиально новой системы документов, определяющих содержание бухгалтерской отчетности.
Хотя в целом такая система сложилась к концу 80-х годов, она не нашла широкого распространения и не получила практически никаких властных полномочий. Поэтому Комитет МСФО в рамках проекта обеспечения сопоставимости бухгалтерской отчетности пересмотрел целый ряд уже принятых стандартов, сместив акцент с отчета о прибылях и убытках на бухгалтерский баланс и сократив число возможных альтернатив формирования отчетных показателей. Постепенно к середине 90-х МСФО начинают играть все более значимую роль на крупнейших мировых рынках. Международная организация комиссий по ценным бумагам (IOSCO) рекомендовала использовать МСФО для международного листинга. Активно поддержал внедрение стандартов Базельский комитет по банковскому надзору.
К декабрю 1998 года была завершена работа по созданию "основного комплекта" стандартов (в настоящее время действует 37).
А затем последовали
организационные
Таким образом, МСФО сегодня - это объективная реальность, это очередной, значимый шаг в развитии практики бухгалтерского учета во всем мире.
Просмотров: 40276
http://www.buh.ru/document-
1
История создания международных
стандартов финансовой
отчетности
Крах
1929 года на мировых фондовых рынках,
породивший многолетний глобальный
экономический кризис в индустриально
развитых странах и регионах, выявил
недостаточность применявшейся
системы бухгалтерского учета и
финансовой отчетности. Концептуальные
принципы составления финансовой отчетности
в разных странах и даже в разных
компаниях одной страны существенно
отличались друг от друга. Отчетность
разных компаний не всегда правильно
понималась пользователями. Она оказывалась
несопоставимой, непригодной для
серьезного делового анализа, приводила
к ошибочным и неоднозначным
выводам о результатах
В
начале 1930-х годов в США начали
разрабатывать систему
Национальные общепризнанные стандарты бухгалтерского учета (ГААП), зародившиеся в США, получили распространение в Канаде, Англии, Мексике, Италии и др. ГААП в каждой из этих стран имели свои особенности, но везде обеспечивали определенное единство и стабильность подходов к ведению бухгалтерского учета и составлению финансовой отчетности, гарантировали ее сопоставимость с отчетностью других национальных компаний. Достоверность и надежность отчетной информации повысились, возросло доверие к ней со стороны разных пользователей. Европейская комиссия издала Четвертую и Седьмую директивы, унифицирующие финансовую отчетность стран Европейского Союза.
Возникновение и развитие МСФО. Национальные ГААП постепенно, но неуклонно и неотвратимо вытесняются Международными стандартами финансовой отчетности. Хотя МСФО впитали в себя многие «общепризнанные принципы бухгалтерского учета», но пошли дальше последних в разработке стандартных норм по отражению в финансовой отчетности новых явлений в экономике и финансах.
Разработка
проблем МСФО началась в 1960-е годы
под эгидой Центра Организации Объединенных
Наций по транснациональным корпорациям.
Выступая на Генеральной Ассамблее
ООН в начале 1960-х годов, президент
США Джон Кеннеди обратил внимание
мирового сообщества на развитие глобальных
экономических отношений, возникающих
на основе транснациональных корпораций.
Для нормального
Сегодня уже можно говорить о том, что сложилась глобальная система бухгалтерского учета на базе МСФО. Работающий с 1973 года в Лондоне Комитет по международным стандартам финансовой отчетности (КМСФО) является независимым органом, целью которого признается унификация принципов бухгалтерского учета, используемых компаниями во всем мире для составления финансовой отчетности. К концу XX века в КМСФО были представлены более ста стран мира.
К началу XXI века КМСФО утвердил более 40 стандартов, некоторые из которых претерпели за время существования по две-три редакции, а отдельные были настолько модернизированы, что пришлось изменить их названия. Так что МСФО - это постоянно обновляемая живая система нормативного регулирования бухгалтерского учета во всем мире.
В настоящее время финансовую отчетность в полном соответствии с МСФО добровольно составляют более 40 тыс. транснациональных корпораций, имеющих более 200 тыс. дочерних и зависимых организаций по всему миру. Европейская комиссия заявила о том, что она рассматривает МСФО как подходящую основу для гармонизации финансовой отчетности внутри Европейского Союза. Ряд государств, в том числе и Российская Федерация, решили привести в соответствие с МСФО свои национальные правила бухгалтерского учета и составления финансовой отчетности.
Единая отчетность на финансовых рынках. Особую актуальность приобретает применение МСФО для составления финансовой отчетности компаниями и корпорациями, выступающими со своими финансовыми инструментами на мировых фондовых рынках. В последнее десятилетие существенно расширились каналы финансирования компаний, независимые от банковского кредитования, то есть прямые заимствования путем распространения ценных бумаг на фондовых рынках. Рост биржевых спекуляций инициировал появление на рынке множества «производных ценных бумаг».
Растущая глобализация мировой экономики настоятельно требует единства нормативных предписаний для составления финансовой отчетности, того самого «универсального языка», на котором способны общаться бизнесмены всего мира, независимого от национальности, государственной принадлежности и других частностей.
Многие фондовые биржи мира приняли МСФО для финансовой отчетности компаний, ценные бумаги которых обращаются у них. Международная организация комиссий по ценным бумагам (IOSCO) согласовала с КМСФО план «Основные стандарты». К 1999 году работа над «Основными стандартами» была завершена. Они охватывают все аспекты бухгалтерского учета и отчетности, отличаются высоким качеством. В результате их применения обеспечивается прозрачность и сопоставимость финансовой отчетности, а также полное раскрытие информации. В октябре 1998 года в декларации министров финансов и руководителей центральных банков стран Большой семерки содержался призыв к IOSCO «как можно скорее провести анализ основных стандартов». Такой анализ позволит принять систему МСФО для составления и представления отчетности на всех фондовых биржах мира.
В
апреле 2000 года Европейская комиссия
приняла решение о составлении
сводной финансовой отчетности в
соответствии с МСФО всеми компаниями,
ценные бумаги которых обращаются на
фондовых рынках. Американцы дольше других
держались за национальную систему
ГААП. Но необходимость унификации
стандартов финансовой отчетности в
связи с глобализацией
Российская Федерация не может стоять в стороне от глобализационных тенденций в мировой экономике. В 1998 году Министерство финансов Российской Федерации разрешило российским организациям, представляющим финансовую отчетность зарубежным фондовым биржам, составлять сводную финансовую отчетность в полном соответствии с МСФО и не представлять такую отчетность по нормам российских ПБУ. Но это полумера, так как организации, входящие в консолидированную группу, по которой составляется сводная финансовая отчетность, обязаны составлять и представлять свою бухгалтерскую отчетность только по российским правилам. В этом секторе следует привести отчетность в полное соответствие с МСФО, если в этом имеется необходимость у соответствующих организаций.
Надежность и прозрачность финансовой отчетности. Надежная отчетность полностью соответствует установленным нормам и правилам, достоверно отражает финансовое положение и финансовые результаты деятельности организации. Достоверность отчетности должна быть засвидетельствована авторитетным независимым аудитором. Надежная отчетность должна быть понятной пользователям отчетности и составляться по известным им нормам и правилам. Отступления от норм и правил следует публично объявлять всем потенциальным пользователям финансовой отчетности.
Надежная отчетность позволяет получать надежные результаты анализа и принимать оптимальные решения. Главная черта надежной финансовой отчетности — ее прозрачность.
Высокое качество МСФО, охватывающих все аспекты бухгалтерского учета и отчетности, последовательное следование их предписаниям и полное, без всяких отступлений, применение обеспечивает необходимую прозрачность финансовой отчетности для всех потенциальных пользователей. Каждый стандарт, наряду с вопросами классификации и оценки, содержит полный перечень информации, подлежащей раскрытию в финансовой отчетности. Полное раскрытие информации — залог прозрачности представляемой отчетности, без которой невозможно достичь необходимого доверия между операторами любого рынка.
Надежность
и прозрачность информации определяется
высоким качеством стандартов учета
и отчетности, готовностью тех, кто
составляет отчетность, неукоснительно
следовать установленным
Комитет по международным стандартам финансовой отчетности организован в 1973 году в результате соглашения между профессиональными ассоциациями и объединениями бухгалтеров и аудиторов Австралии, Великобритании, Германии, Голландии, Ирландии, Канады, Мексики, Соединенных Штатов Америки, Франции и Японии.
КМСФО работает в Лондоне и зарегистрирован организацией частного сектора. С 1983 года членами КМСФО стали все объединения профессиональных бухгалтеров и аудиторов, входящие в Международную федерацию бухгалтеров.
Целью КМСФО является разработка и публикация в интересах общества стандартов бухгалтерского учета, которые должны обязательно применяться при составлении и представлении финансовой отчетности, содействия в их повсеместном применении и соблюдении. Комитет постоянно работает над совершенствованием и гармонизацией норм и процедур бухгалтерского учета, связанных с представлением публичной финансовой отчетности.
КМСФО принадлежат авторские права на международные стандарты, предварительные проекты и другие публикации Комитета. Утвержденным текстом МСФО считается их публикация Комитетом на английском языке. Официальные переводы МСФО имеются на испанском, немецком, польском и русском языках, неофициально они переведены более чем на 30 языков.
Доходы КМСФО состоят из средств от продажи публикаций, а также финансовой поддержки профессиональных объединений, являющихся его членами, других компаний и организаций.
Порядок работы КМСФО. Деятельность Комитета направляет и осуществляет Правление, которое назначается Международной федерацией бухгалтеров. В состав Правления включаются также до четырех представителей от международных организаций, заинтересованных пользователей финансовой отчетности.
Каждый член Правления может направлять двух представителей и одного советника для участия в заседаниях. Правление утверждает новые стандарты и их уточненные редакции. Представители Правления, организации, входящие в МСФО, и другие заинтересованные юридические и физические лица могут направлять предложения по новым темам, заслуживающим внимания КМСФО.
В
1981 году Правление КМСФО учредило
международную Консультативную
группу, в которую вошли представители
международных организаций
В
1995 году был учрежден Консультативный
совет из выдающихся деятелей, занимающих
высокое положение в
Для разработки каждого конкретного Стандарта Правление учреждает подготовительный комитет, возглавляемый одним из членов Правления из представителей не менее трех стран, а также других организаций. Подготовительный комитет изучает практику учета на национальном и региональном уровнях, определяет круг спорных вопросов по теме, получает и анализирует замечания. После обсуждения и одобрения Правлением разрабатывает и представляет «Предварительный проект», который публикуется для комментариев от всех заинтересованных сторон. На основании анализа и обобщения полученных комментариев готовится проект МСФО, утверждаемый к публикации при поддержке трех четвертей членов Правления.
Постоянный комитет по интерпретациям (ПКИ) сформирован Правлением КМСФО в 1997 году для рассмотрения спорных вопросов бухгалтерского учета, самостоятельное решение которых составителями финансовой отчетности может привести к неприемлемой практике учета и отступлениям от МСФО. При разработке интерпретаций ПКИ консультируется с аналогичными национальными комитетами, которые создаются организациями - членами КМСФО.
В ПКИ входят 12 человек из разных стран с правом голоса, представители профессиональных бухгалтеров (аудиторов), составителей и пользователей финансовой отчетности. Представители IOSCO и Европейской комиссии имеют статус наблюдателей (без права голоса). Для координации деятельности ПКИ с Правлением КМСФО на заседаниях комитета присутствуют два члена Правления.
ПКИ рассматривает назревшие вопросы, которые не находят удовлетворительного разрешения в рамках действующих МСФО, и появившиеся проблемы, не принятые во внимание при подготовке и утверждении отдельных МСФО.
ПКИ принимает решения консенсусом (при общем согласии). Если против интерпретации голосуют не более трех членов ПКИ, документ направляется широким кругам общественности для комментариев, после рассмотрения и обобщения замечаний ПКИ просит Правление утвердить данную интерпретацию для официальной публикации. Для этого необходимо получить поддержку не менее трех четвертей членов ПКИ и Правления КМСФО.
Заседания Правления КМСФО открыты для посетителей. Информация о них заранее публикуется обычно на странице КМСФО в Интернете.
Реорганизация КМСФО. Предложения по новой структуре КМСФО готовились несколько лет Рабочей группой по стратегии. В соответствии с рекомендациями данной группы изменяется Устав КМСФО, он преобразуется в независимую организацию, управляемую Доверенными лицами.
Установлено, что Доверенные лица назначают членов Правления КМСФО, ПКИ и Консультативного совета по стандартам. Доверенные лица осуществляют контроль за деятельностью КМСФО, привлекают финансовые ресурсы, утверждают бюджет, вносят изменения в Устав КМСФО.
Доверенные
лица - 19 человек - должны представлять
различные регионы и
Правление КМСФО состоит из 14 человек и несет исключительную ответственность за разработку стандартов бухгалтерского учета. Для публикации МСФО, предварительного проекта, окончательного варианта интерпретации ПКИ необходимо получить одобрение не менее 8 членов Правления.
Правление КМСФО формируется на профессиональной основе, по признакам соответствующей квалификации. Не менее 5 членов Правления должны иметь опыт работы практикующих аудиторов, не менее 3 - составителей финансовой отчетности, 3 - пользователей финансовой отчетности. Один член Правления должен иметь опыт преподавательской работы.
Консультативный совет по стандартам формируется по региональному признаку с учетом профессионального опыта для консультаций членов Правления и Доверенных лиц.
В реорганизованном виде КМСФО работает с 2001 года.
Итоги и планы работы КМСФО. Принятием МСФО-40 «Инвестиционная собственность» завершилась главная часть работы по созданию системы «основных стандартов бухгалтерского учета», предусмотренных соглашением КМСФО с IOSCO, которое было заключено в 1995 году. Но Правление КМСФО решило продолжать работу над проблемами учета финансовых инструментов, что особенно важно для информационного обеспечения финансовых рынков. Приоритет в работе над проблемами учета финансовых инструментов не приостанавливает не менее важную работу по другим направлениям.
В начале XXI века КМСФО работает над новыми Стандартами: «Сельское хозяйство» (уже утвержден), «Добывающие отрасли», «Страхование», «Дисконтирование», «Активы пенсионного плана», «Налоговые последствия дивидендов». Предполагается внести изменения в стандарты по раскрытию информации банками и аналогичными финансовыми институтами, составлению отчета о финансовых результатах, объединению компаний.
Начаты работы по рассмотрению возможностей использования Интернета для представления финансовой отчетной информации инвесторам и другим пользователям.
Подготовительный комитет начал работу по определению потребностей стран с развивающейся рыночной экономикой. Правление рассмотрит вопрос о необходимости разработки одного или нескольких стандартов для отражения особенностей финансовой отчетности данных стран.
Сейчас трудно определить, кто был изобретателем бухгалтерского учета. Можно лишь утверждать, что система двойной записи начала проявляться в XIII-XIV вв. в некоторых городах Северной Италии. Первое свидетельство полной системы двойной бухгалтерии, датированное 1340 г., обнаружено в муниципальных записях Генуи. Считается, что первая систематизация учета была проведена францисканским монахом Лукой Пачоли, который большую часть своей жизни преподавал в университетах Перуджи, Флоренции, Болоньи.
Книга, которую он написал, называлась «Summa de Arithmetica, Geometrica, Pro-portioni et Proportionalita». Она появилась в свет в Венеции в 1494 г., всего лишь два года спустя после того, как Колумб ступил на землю Америки. «Summa» была посвящена главным образом математике, но включала раздел о двойной бухгалтерии, который назывался «Particularis de Computis et Scripturis» и стал первой публикацией на эту тему. Книга раскрывает смысл учетных записей, а ее толкования уместны и актуальны и по сей день, хотя были сделаны 500 лет назад.
Дебет, кредит, проводки, регистры, счета, баланс, отчет о прибылях и убытках – истоки всех этих терминов восходят к эпохе Возрождения. Бухгалтерский учет, следовательно, может претендовать на столь же благородное происхождение, что и большинство гуманитарных наук. Современные бухгалтеры могут гордиться своим наследством, частью которого является богатый словарь. Термины «дебет», «дебиторы», «дебетование» происходят от латинской основы debere, т.е. «должен». Термин «кредит» происходит от того же корня, что и creed, означающее «нечто, чему некто верит». Например, христианское утверждение о вере известно как Вероучение Апостолов (Apostles' Creed). Этот термин также обозначает людей, дающих взаймы, – кредиторов, которые полагаются на веру должника.
В
то время как сложившиеся в
различных странах мира традиции
и законодательные нормы
За
последние 25 лет роль транснациональных
компаний (ТНК) претерпела серьезные
изменения. Сейчас они занимают доминирующее
положение на большинстве сегментов
рынка, оказывая влияние на страны,
правительства и людей. Многообразие
учетных практик создает
Создание
международных рынков капитала также
привело к необходимости
Тенденция к глобализации рынков капитала делает необходимым создание единой системы финансового учета. Осознание этой необходимости является важным шагом вперед по направлению к созданию международных стандартов учета и аудита. В противном случае дальнейшее развитие международных рынков капитала ставится под вопрос, поскольку разнообразие систем учета затрудняет выбор эффективного объекта для инвестирования.
Принято сопоставлять национальные правила учета с теми, что действуют в США (US GAAP). Но из этой привычки не следует делать вывод, что правила учета в США лучше во всех или хоть в каком-то отношении. Это, в частности, подтверждается скандалом с американской компанией Enron, в котором наглядно проявилось несовершенство американских стандартов консолидации отчетности. Кроме того, американские стандарты отчетности представляют собой свод правил и практических инструкций, в то время как Международные стандарты финансовой отчетности (МСФО) построены на основе Концепции (Принципов), что позволяет достаточно гибко применять их в различных спорных ситуациях, опираясь на профессиональное суждение бухгалтера. Таким образом, доминирование американских стандартов финансовой отчетности связано, прежде всего, с явным господством американского рынка капиталов, который составляет более половины общемирового рынка.
Пока МСФО не будут одобрены американской Комиссией по ценным бумагам и биржам (Security Exchange Commission, SEC), использующие их компании будут иметь ограниченный доступ на американский рынок капитала. В то же время, для того чтобы акции компании могли котироваться на конкурирующих с американскими фондовых рынках (в Лондоне, Гонконге и Токио), достаточно, чтобы предоставляемый инвесторам финансовый отчет был подготовлен в соответствии с МСФО.
В
большинстве развивающихся
Применение
международных стандартов отчетности
может предоставить предприятию
не только мощные средства улучшения
производства, но и значительные конкурентные
преимущества, такие как: отражение
результатов деятельности предприятия
в более простой и реалистичной
форме; возможность сравнения
Так как развитие международных стандартов происходило в условиях рыночной экономики, то необходимо отметить большую полезность финансовой отчетности МСФО для пользователей, связанных с управлением и инвестициями.
Таким образом, МСФО представляют собой систему стандартов учета и отчетности, которая обеспечивает достоверной информацией не только внешнего пользователя – инвестора, но и органы управления предприятием.
Финансовые
отчеты – важный инструмент информирования
и контроля, предназначенный для
решения проблем больших
Системы управления корпорациями сильно различаются в разных странах. Эти различия отражают несовпадение правовых систем, роли рынков капитала, роли правительства на рынках капитала и других рынках, а также традиции и культуры. Система учета, которая вполне разумна в одних условиях, необязательно будет хороша в других. Крупные банки, например, являются важными акционерами для больших компаний в Германии, имеют своих представителей в советах директоров и доступ к данным внутреннего учета. Менеджеры германских компаний получают поощрение непосредственно от представителей таких акционеров, а не в соответствии с курсом акций на рынке. В такой ситуации не удивительно, что финансовые отчеты менее информативны, чем в странах, где инвесторы не представлены в совете директоров.
Возьмем другой пример. В Японии очень распространены группы фирм, владеющих значительными пакетами акций друг друга, а, кроме того, связанных между собой как поставщики и потребители. Взаимосвязь этих фирм не вполне аналогична структуре материнской компании, контролирующей свои филиалы. В Японии принято, что эти фирмы крайне редко производят консолидированные отчеты, в то время как в Великобритании, США, Австралии, Новой Зеландии, где обычны отношения «материнская компания–филиал», такие отчеты являются нормой.
Еще
один уровень сложности добавляется
из-за того, что в каждой стране регулируется
выбор правил бухгалтерского учета.
Правила учета и процедуры
управления корпорациями отражают стадии
экономических и политических процессов,
а не просто результат адаптации к рынку.
Более того, никто еще не сформулировал
экономические обоснования для регулирования
правил учета. Финансовые отчеты готовили
и использовали задолго до того, как возникло
регулирование бухгалтерского учета.
Даже если не принимать в расчет расходы
на регулирование, еще никто не доказал,
что оно улучшило качество отчетов. Поскольку
трудно определить, какие экономические
проблемы должно было разрешить регулирование
учета и отчетности, нелегко понять, почему
оно принимает разные формы в различных
странах.
Информация о работе Предпосылки возникновения МСФО. Применение МСФО в России