Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 21:20, курсовая работа
Одним из важных инструментов управления предприятием в условиях рыночной экономики является бюджетное планирование (бюджетирование). Технология бюджетирования предусматривает сопоставление плановых значений показателей деятельности на текущий момент с фактическими для принятия управленческих решений. Этот элемент является новым для российских предприятий, и в данном случае будем говорить о бюджетном управлении.
Введение
1. Бюджетирование на предприятии: сущность цели и особенности
1.1 Сущность и функции бюджетирования
1.2 Виды бюджетов и их цели
1.3 Особенности бюджетирования на предприятиях различного размера
2. Система бюджетирования как элемент системы управления на предприятии
2.1 Бюджетирование в системе планов предприятия
2.2 Бюджетирование в цикле управления предприятием
2.3 Бюджетирование и стратегическое управление предприятием
3. Использование системы бюджетирования в ООО "Наваррос"
3.1 Экономическая характеристика деятельности предприятия
3.2 Оценка системы бюджетирования предприятия
3.3 Методические подходы к совершенствованию системы бюджетирования на предприятиях малого бизнеса
Заключение
Список использованной литературы
Введение
1. Бюджетирование на предприятии:
1.1 Сущность и функции бюджетирования
1.2 Виды бюджетов и их цели
1.3 Особенности бюджетирования
на предприятиях различного
2. Система бюджетирования
как элемент системы
2.1 Бюджетирование в системе планов предприятия
2.2 Бюджетирование в цикле управления предприятием
2.3 Бюджетирование и
3. Использование системы
бюджетирования в ООО "
3.1 Экономическая характеристика деятельности предприятия
3.2 Оценка системы бюджетирования предприятия
3.3 Методические подходы
к совершенствованию системы
бюджетирования на
Заключение
Список использованной литературы
Введение
В современной экономике России одной из важнейших является народнохозяйственная проблема выявления резервов экономического развития предприятия и формирования его внутренних инвестиционных ресурсов.
Одним из важных инструментов управления предприятием в условиях рыночной экономики является бюджетное планирование (бюджетирование). Технология бюджетирования предусматривает сопоставление плановых значений показателей деятельности на текущий момент с фактическими для принятия управленческих решений. Этот элемент является новым для российских предприятий, и в данном случае будем говорить о бюджетном управлении.
Бюджетирование
Современные тенденции в области управления определяют, что построение системы бюджетирования должно основываться на глубоком изучении рынка, понимании клиентуры и контрагентов предприятия, вовлечении в процесс бюджетирования и управления предприятием большого количества руководителей и специалистов разного уровня ответственности, что подтверждает актуальность выбранной темы курсовой работы.
Целью курсовой работы является следование системы бюджетирования как элемент системы управления предприятием.
Для достижения поставленной цели были выявлены следующие задачи:
• раскрыть функции и сущность системы бюджетирования;
• выявить закономерность формирования системы бюджетирования в системе планов предприятия;
• определить подходы к
оценке эффективности системы
Объектом исследования курсовой работы является процесс бюджетирования который осуществляют предприятия в процессе осуществления хозяйственной деятельности.
Предметом исследования выступает системы бюджетирования предприятия.
1. Бюджетирование на предприятии:
1.1 Сущность и функции бюджетирования
Бюджетирование представляет,
процесс составления финансовых
планов и смет, а с другой - управленческая
технология, предназначенная для
выработки и повышения
Бюджетирование - включает процесс
планирования, контроля, анализа и
корректировки финансово-
В условиях рынка именно бюджетирование становится основой планирования - важнейшей функции управления. Вся система внутрифирменного планирования должна строиться на основе бюджетирования, т. е. все затраты и результаты должны иметь строго финансовое выражение.
Сущность бюджетирования заключается, прежде всего, в том, что бюджетирование представляет собой механизм, посредством которого происходит управление текущими (краткосрочными) целями предприятия, а реализация процесса бюджетирования есть повседневная деятельность предприятия.
Таким образом, бюджетирование
в системе планов предприятия
занимает ключевое место, так как
отвечает за реализацию стратегии, эффективность
текущей производственно-
С научной же точки зрения бюджетирование представляет собой более сложное, более многогранное понятие: с одной стороны, оно действительно идентифицируется с процессом разработки и осуществления (организации выполнения) внутрифирменных оперативных планов ресурсного обеспечения; с другой стороны - это и метод планирования; с третьей стороны - это и управленческая технология, предназначенная для выработки оперативных решений, обеспечения их финансовой обоснованности.
При рассмотрении бюджетирования
как процесса важно выбрать объекты
бюджетирования. Это могут быть и
компания в целом, и центры ответственности,
и отдельные хозяйственные
Бюджетирование не без
оснований рассматривают как
основу финансовой дисциплины в компаниях.
При этом в качестве неизбежного
постулата создания подобной системы
выдвигается необходимость
Безусловно, центры ответственности
позволяют повысить ответственность
руководителей за финансовые результаты,
достигнутые данными
Бюджетирование как
Бюджетирование как
технологию бюджетирования,
представляющую собой последовательность
разработки бюджетов, порядок консолидации
бюджетов разного уровня и функционального
назначения, виды и формы бюджетов,
состав целевых показателей
• организацию бюджетирования, в которую входит создание (наличие) финансовой структуры (центров ответственности либо организационно оформленных бизнесов фирмы), бюджетного регламента, определяющего распределение функций аппарата управления по бюджетированию, систему внутренних положений, должностных инструкций;
• автоматизацию расчетных
операций, включающую в себя постановку
управленческого учета на основе
интегрированной обработки
Отсутствие хотя бы одного
из указанных элементов (условий) может
свести всю работу по бюджетированию
к нулю с точки зрения ее практической
значимости, так как затраты на
разработку системы бюджетирования
могут оказаться выше потенциальных
преимуществ от системы бюджетирования.
Следует иметь в виду, что лишь
в единичных российских компаниях
налажен полноценный
1.2 Виды бюджетов и их цели
Бюджетирование создает
предпосылки для роста
Бюджетирование как процесс включает в себя определенные этапы. В качестве основных этапов выделяют:
• формулирование задач;
• расчет имеющихся ресурсов;
• переговоры между заинтересованными лицами по цифрам бюджета;
• координация и проверка компонент;
• окончательное утверждение;
• распространение утвержденного бюджета.[5]
При постановке бюджетирования
одной из первоочередных проблем, требующих
решения, является определение состава
(формата) бюджетов, прежде всего их
статей. Особенно важно это для
операционных бюджетов, так как законодательно
регламентируемых форм внутрифирменного
бюджетирования не существует, и каждая
фирма самостоятельно принимает
решения как по составу форм бюджета,
так и по составу планируемых
показателей. Другими словами, состав
операционных бюджетов является прерогативой
разработчиков системы
Тем не менее в теории и практике выработан определенный набор операционных бюджетов. К нему можно отнести бюджеты:
• продаж;
• производственный бюджет (производственная программа);
• материальных затрат (товарно-материальных ценностей);
• прямых затрат труда;
• общепроизводственных расходов;
• цеховой себестоимости;
• коммерческих расходов;
• управленческих расходов;
• общехозяйственных расходов.
Именно при разработке
операционных бюджетов задается уровень
точности прогнозных расчетов и степень
детализации планируемых
Бюджет продаж. В нем приводится прогноз сбыта по видам продукции и по компании в целом-с разбивкой на планируемые периоды (год с разбивкой по кварталам; квартал с разбивкой по месяцам; месяц с разбивкой по декадам, неделям).
Бюджет продаж составляется
в натуральных и в стоимостных
показателях и служит основой
для формирования остальных бюджетов.
Объемы продаж каждого вида продукции
могут показываться в привязке к
различным условиям реализации: регион,
сезон, тип покупателей (оптовые, розничные)
и т.п. Чем продолжительнее период
бюджетирования, тем ниже точность
прогноза объема продаж. Самым подвижным
фактором здесь являются будущие
цены реализации. Поэтому в бюджете
целесообразно указывать
Производственный бюджет представляет собой план выпуска продукции с учетом запасов готовой продукции на начало и конец бюджетного периода в физических единицах измерения по отдельным видам продукции и по фирме в целом. Планирование объемов производства осуществляется в соответствии с бюджетом продаж. При разработке данного бюджета внешние факторы играют меньшую роль и поддаются более точному прогнозу на год и даже более длительные периоды.
Бюджет материальных затрат
содержит сведения о расходах сырья,
материалов, покупных изделий, комплектующих
в расчете на единицу готовой
продукции и их потребности на
планируемый объем производства
по видам производимой продукции
и фирмы в целом. Расчет осуществляется
в физических и стоимостных единицах.
В бюджете может приводиться
и расчет объема закупок планируемых
материалов с учетом ожидаемого потребления
и запасов на складе. При формировании
данного бюджета многое зависит
от обоснованности норм и нормативов,
действующих на предприятии, а также
от складской политики и политики
работы с поставщиками. Другими словами,
достоверность (точность) прогнозов
здесь может варьироваться
Бюджет прямых затрат труда
содержит сведения о трудоемкости изготовления
каждого производимого вида продукции
и по фирме в целом. Потребность
в затратах труда рассчитывается
в человеко-часах и в
Бюджет общепроизводственных
(цеховых) расходов содержит, как правило,
сведения о расходах на оплату труда
административно-
В бюджете цеховой себестоимости продукции затраты на материалы, заработную плату сводятся воедино, рассчитывается доля общепроизводственных расходов, относимых на цеховую себестоимость. В бюджете важно выделение переменных и постоянных затрат по каждому виду продукции. Следует иметь в виду, что структура бюджета цеховой себестоимости зависит от метода управленческого учета себестоимости ("Директ-Костинг", "Стандарт-Костинг", нормативный учет и т.п.). В бюджет коммерческих расходов включаются текущие расходы, связанные со сбытом продукции, в том числе транспортные расходы, комиссионные вознаграждения, а также расходы, связанные с маркетинговой деятельностью. Указанные расходы рекомендуется разделять на постоянные и переменные для более обоснованного расчета полной себестоимости и прибыли.
Информация о работе Система бюджетирования на предприятии ООО "Наваррос"