Содержание |
|
Введение |
3 стр. |
1. Организация системы
внутреннего контроля на предприятии |
5 стр. |
1.1 Понятие и элементы системы внутреннего
контроля |
5 стр. |
1.2 Цель, задачи и принципы системы внутреннего контроля |
8 стр. |
2. Организация системы
внутреннего контроля на предприятии |
12 стр. |
2.1 Создание службы
внутреннего контроля (аудита) |
12 стр. |
2.2 Рассмотрение работы
СВК (внутреннего аудита) |
19 стр. |
Заключение |
22 стр. |
Список использованной
литературы |
23 стр. |
|
|
|
|
Введение
Появление предприятий различных организационно-правовых
форм и множества собственников выдвинуло
на первый план проблему получения достоверной
информации о деятельности предприятия
и его партнеров, а также необходимость
организации действенной защиты их имущественных
интересов. В этих условиях аудит становится
одной из функций управления.
Специализированность
аудиторской деятельности наиболее
полно проявляется в содержании
внутреннего аудита, который по своей
сути не может игнорировать особенности
обслуживаемого предприятия, его производственное направление,
организационно-правовую форму деятельности,
технологию выпуска продукции и услуг,
организационную структуру предприятия,
направления и формы хозяйственных связей
с партнерами, факторы финансовой стабильности
и др. Вместе с тем большинство предприятий
по установленным Правительством РФ критериям
обязано ежегодно проходить проверки
внешнего аудита с целью подтверждения
достоверности своей отчетности, т.е. обеспечить
соответствие параметров своей деятельности
требованиям законодательства. Эту задачу
эффективнее всего может решить внутренний
аудит предприятия, прежде всего обеспечением
готовности к проверкам внешнего аудита
и повышением эффективности внутреннего
контроля в управлении предприятием с
целью уменьшения вероятности ошибок
и нарушений.
Основные задачи внешнего
и внутреннего аудита взаимосвязаны.
Внешний аудит путем проведения
обязательной аудиторской проверки:
регулирует отношения между собственниками
предприятия и его администрацией;
подтверждает соответствие параметров деятельности предприятия
требованиям российского законодательства.
Внутренний аудит позволяет руководству
удостовериться, что деятельность предприятия
находится в соответствии с принятой политикой
развития, директивно-нормативными документами
предприятия, требованиями законодательства.
Он также обеспечивает и обратную связь
с различными сферами деятельности и подразделениями.
С возникновением рыночной
конкуренции перед российскими
коммерческими организациями встает
задача структурной перестройки системы корпоративного управления
в целях обеспечения конкурентоспособности,
эффективного функционирования и развития
организации в перманентно меняющихся
условиях хозяйствования. Одним из главных
элементов системы управления организацией
является система внутреннего контроля
(СВК). В настоящее время внутренний контроль
в российских организациях приобретает
характер основы, присутствующей на всех
уровнях управления, и обеспечивает оптимальный
ход процесса управления на всех других
его стадиях. В более широком смысле в
конкурентной среде рыночных отношений
эффективная СВК является одним из главных
условий успешной деятельности коммерческой
организации.
Цель моего реферата – рассказать о системе
внутреннего контроля.
Исходя из поставленной
цели, можно выделить следующие задачи:
1.Раскрыть понятие и элементы системы
внутреннего контроля;
2. Рассказать о целях, задачах и принципах системы внутреннего контроля
3. Рассказать о создании службы внутреннего контроля (аудита)
4. Рассмотреть работу СВК (внутреннего
аудита)
1. Организация системы
внутреннего контроля на предприятии
1.1 Понятие и элементы системы внутреннего
контроля
Для интерпретации понятия
СВК следует исходить из того, что
функционирование любой системы
предполагает наличие входа и
выхода системы; механизма-устройства, приводящего
систему в действие; работы механизма,
переводящей вход системы в ее выход; условий
работы механизма. Это и есть основные
элементы функционирующей системы. Входом
СВК является информационное обеспечение
контрольной деятельности, которое представляет
собой совокупность реализованных решений
по объему, размещению и формам организации
информации, необходимой для осуществления
контроля. Оно включает оперативную, плановую,
учетную, отчетную, нормативно-справочную
информацию, классификаторы технико-экономической
информации, системы документации.
Выходом СВК или продуктом
ее функционирования является информация
о степени управляемости объекта
контроля, т.е. информационная прозрачность
данного объекта для возможности
принятия эффективных управленческих решений.
Под механизмом внутреннего
контроля следует понимать совокупность
взаимосвязанных центров ответственности
и технику контроля. Необходимо подчеркнуть,
что вышеописанная входная и
выходная информация составляет основу взаимодействия различных центров ответственности.
Формально установленные
процедуры внутреннего контроля
должны включать:
а) формальное определение и документальное закрепление порядка
деятельности и взаимоотношений определенного
круга работников организации по поводу
планирования, организации, регулирования,
контроля, учета и анализа в процессе реализации
конкретных финансовых и хозяйственных
операций, а также оценки наличия и состояния
ресурсов организации;
б) определение круга
первичных документов или других носителей информации, где отражаются
данные, свидетельствующие об исполнении
соответствующими работниками своих функций
и реализации этапов соответствующих
финансовых или хозяйственных операций;
определение порядка движения документов
от момента их возникновения до архивирования;
в) определение "точек
контроля" для оценки различных
аспектов реализации конкретных финансовых
(хозяйственных) операций и оценки состояния
(наличия) ресурсов (потенциалов) организации;
установление контролируемых параметров
объектов контроля; установление "критических"
точек контроля, где риск возникновения
ошибок, искажений и других нежелательных
явлений особенно велик;
г) выбор типов и
методов проведения контроля.
Для наиболее точного
обозначения условий работы механизма
внутреннего контроля введем термин "атмосфера
внутреннего контроля".
Атмосферу внутреннего
контроля определяют:
- - управленческая философия и стиль работы руководителей организации - отношение управляющих к коммерческим рискам, адекватное понимание ими роли внутреннего контроля в управлении организацией, конкретные действия в плане организации СВК и ее совершенствования, склонность к авторитарному стилю в управлении и т. д.;
- оргстатус отдела внутреннего аудита, т.е. положение в оргструктуре этого важного координационного центра ответственности;
- принятый организацией курс действий (ее ориентиры), цели и стратегии;
- виды и масштаб деятельности организации;
- соответствие оргструктуры размерам и степени сложности организации;
- регламентация взаимоотношений между звеньями организации, сотрудниками, наличие кодекса поведения;
- определение и документальное закрепление процедур контроля;
- определение и документальное закрепление полномочий и ответственности сотрудников;
- изучение руководителями соответствующего уровня выявленных в результате контроля отклонений, а также своевременность принятия ими решений по данным отклонениям;
- налаженность системы коммуникаций и системы информационного обеспечения управления;
- адекватность системы документации и документооборота организации ее размерам и структуре;
- рациональность кадровой политики (механизмов управления персоналом);
- конфликтность в коллективах;
- мотивация трудовой деятельности, профессиональная подготовка, интеллектуальный уровень, наклонности, личностные качества, этические принципы, а также физические, психические, половые и возрастные характеристики работников организации;
- соблюдение действующего законодательства и работа с внешними органами контроля.
В каждой организации
на состояние атмосферы внутреннего
контроля могут оказывать влияние также и другие факторы.
Таким образом, внутренний
контроль организации должен рассматриваться
как система, состоящая из элементов входа, элементов
выхода и совокупности следующих взаимосвязанных
звеньев: атмосферы контроля, центров
ответственности, техники контроля, процедур
контроля, системы бухгалтерского учета.
Следует отметить, что
СВК является основой функционирования
управленческой информационной системы, т.е.
системы обработки и интеграции разнообразной
внутренней и внешней информации, необходимой
для принятия решений на всех уровнях
управления.
1.2 Цель, задачи и принципы системы внутреннего контроля
В широком смысле под
целью функционирования СВК следует
понимать сохранение и эффективное
использование разнообразных ресурсов
и потенциалов коммерческой организации, обеспечение
ее эффективного функционирования, а также
устойчивости и максимального развития
в условиях многоплановой конкуренции.
Достижение общей цели
СВК обеспечивается взаимодействием
различных ее элементов для достижения следующих показателей, по которым
можно судить об эффективности управления
и развития организации:
- соответствие деятельности организации принятому курсу действий и стратегии;
- устойчивость организации с финансово-экономической, рыночной и правовой точек зрения;
- упорядоченность и эффективность текущей финансово-хозяйственной деятельности;
- должный уровень полноты и точности первичных документов и качества первичной информации для успешного руководства и принятия эффективных управленческих решений;
- показатели эффективности системы бухгалтерского учета - наличие, полнота, арифметическая точность, разноска по счетам, формальная разрешенность, временная определенность, представление и раскрытие данных в отчетности;
- рост производительности труда, снижение издержек производства и обращения, улучшение финансово-экономических результатов деятельности;
- рациональное и экономное использование всех видов ресурсов;
- соблюдение должностными лицами и иными работниками организации установленных администрацией требований, правил и процедур - положений о подразделениях, должностных инструкций, правил поведения, планов документации и документооборота, планов организации труда, приказа об учетной политике, иных приказов и распоряжений;
- соблюдение требований федеральных законов и подзаконных актов, изданных органами власти Российской Федерации и ее субъектов, а также полномочными органами местного самоуправления.
Принципы системы внутреннего
контроля. Критерием эффективности СВК служит
соблюдение принципов внутреннего контроля
организации.
- Принцип ответственности: каждый субъект, работающий в организации, должен нести экономическую, административную и дисциплинарную ответственность за ненадлежащее выполнение контрольных функций. Ответственность должна быть формально установлена за выполнение каждой контрольной функции, ясно очерченной и формально закрепленной за конкретным субъектом.
- Принцип сбалансированности: этот принцип неразрывно связан с предыдущим. Сбалансированность означает, что субъекту нельзя предписывать контрольные функции, не обеспеченные средствами для их выполнения. Точно так же не должно быть средств, не связанных той или иной функцией. Иными словами, при определении обязанностей субъекта контроля должен быть предписан соответствующий объем прав и возможностей и наоборот.
- Принцип подконтрольности каждого субъекта внутреннего контроля, работающего в организации: в должностных инструкциях необходимо предусматривать следующее условие: выполнение контрольных функций каждого субъекта должно быть подконтрольно на предмет качества другому субъекту внутреннего контроля без какого бы то ни было дублирования. Очевидно, что в надлежащем исполнении контрольных функций такими субъектами внутреннего контроля, как президент, вице-президент, главный исполнительный директор, главный аудитор, председатель ревизионной комиссии, заинтересованы прежде всего владельцы организации. Поэтому деятельность перечисленных субъектов должна контролироваться собственниками организации посредством услуг независимых экспертов различного профиля, в том числе внешних аудиторов.
- Принцип своевременного сообщения об отклонениях: информация об отклонениях должна быть представлена лицам, уполномоченным принимать решения по соответствующим отклонениям, в максимально короткие сроки. Если сообщение запаздывает, то нежелательные последствия отклонений усугубляются, кроме того, объект переходит уже в другое состояние, что лишает смысла сам проведенный контроль.
- Принцип интеграции: любой элемент управления не может существовать обособленно. Контроль необходимо рассматривать в корреляции с другими элементами в едином контуре процесса управления. Иными словами, при решении задач, связанных с контролем, должны создаваться надлежащие условия для тесного взаимодействия работников различных функциональных направлений.
- Принцип компетентности, добросовестности и честности субъектов внутреннего контроля: если персонал организации, в служебные функции которого входит осуществление контроля, не обладает этими характеристиками, то даже идеально организованная СВК не сможет быть эффективной.
- Принцип соответствия: степень сложности СВК должна соответствовать степени сложности подконтрольной системы. Необходимо, чтобы звенья СВК могли быстро реагировать на изменения соответствующих звеньев системы объектов внутреннего контроля организации.
- Принцип непрерывности развития и совершенствования: со временем даже самые прогрессивные методы управления устаревают. СВК должна быть построена таким образом, чтобы можно было гибко ее "настраивать" на решение новых задач, возникающих в результате изменения внутренних и внешних условий функционирования организации, и обеспечить возможность ее расширения и модернизации.
- Принцип приоритетности: абсолютный контроль над обычными незначительными операциями не имеет смысла и будет только отвлекать силы от более важных задач. Но если высшее руководство считает, что какие-либо области деятельности организации имеют стратегическое значение, то в каждой такой области обязательно должен быть налажен контроль.
- Принцип комплексности: объекты различного типа должны быть охвачены адекватным контролем, нельзя добиться общей эффективности, сосредоточив контроль только над относительно узким кругом объектов.
- Принцип согласованности пропускных способностей различных звеньев СВК: в различных сопряженных звеньях СВК должно обеспечиваться согласование передачи данных.
- Принцип регламента: эффективность функционирования СВК прямо связана с тем, насколько подчинена регламенту контрольная деятельность в организации.
- Принцип разделения обязанностей: функции между сотрудниками распределяются таким образом, чтобы за одним человеком не были закреплены одновременно следующие функции: санкционирование операций с определенными активами, регистрация данных операций, обеспечение сохранности данных активов, осуществление их инвентаризации. Во избежание злоупотреблений эти функции должны быть распределены между несколькими лицами.
- Принцип взаимодействия и координации: контроль необходимо осуществлять на основе четкого взаимодействия всех подразделений и служб организации.
- Совокупность указанных принципов является основанием эффективности СВК, т.е. функционирование СВК при соблюдении данных принципов эффективно независимо от организационно-правовой формы, размера, видов и масштаба деятельности организации.