Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2014 в 11:02, реферат
Реформа системы бухгалтерского учета подвержена влиянию объективных факторов и обстоятельств, характерных для переходного периода развития экономики страны. Существенным объективным фактором, влияющим на процесс реформирования бухгалтерского учета, является его административный характер: высокая степень государственной регламентации бухгалтерского учета, а также выполнение функции обеспечения постоянно меняющихся фискальных интересов государства.
13)Система нормативного
регулирования бухгалтерского
Система нормативного регулирования бухгалтерского учета
Реформа системы бухгалтерского учета подвержена влиянию объективных факторов и обстоятельств, характерных для переходного периода развития экономики страны. Существенным объективным фактором, влияющим на процесс реформирования бухгалтерского учета, является его административный характер: высокая степень государственной регламентации бухгалтерского учета, а также выполнение функции обеспечения постоянно меняющихся фискальных интересов государства.
Одна из основных задач процесса реформирования – создание системы нормативного регулирования бухгалтерского учета и отчетности, соответствующей требованиям пользователей финансовой информации в рыночной экономике и представляющей собой результат взаимодействия институтов рыночной экономики по разработке и установлению правил ведения бухгалтерского учета и составления отчетности.
Кроме того, система нормативного регулирования переходной экономики должна представлять собой некий компромисс между системой регулирования, адекватной уже сложившимся, цивилизованным рыночным отношениям, для которых характерен высокий уровень профессионализма бухгалтерского и финансового персонала, способного к принятию решений в нестандартных ситуациях, постоянно меняющихся хозяйственных условиях исходя из основополагающих принципов, сформулированных законодательством, берущего на себя ответственность за принятые решения, и системой регулирования, суть которой заключалась в жесткой тотальной регламентации и наличии подробного инструктивного материала.
Таким образом, система нормативного регулирования бухгалтерского учета – это самонастраивающаяся система, принципы построения которой позволяли бы ей, во-первых, органично совершенствоваться с развитием экономических отношений в стране, во-вторых, обеспечивать интересы и потребности в достоверной финансовой информации различных групп пользователей.
Вопросы методологии и организации бухгалтерского учета в Российской Федерации регламентируются Министерством Финансов Российской Федерации.
В России сложилась система нормативного регулирования бух. учета к 1998 году, которая включает 4 уровня.
I уровень – законодательный.
Он представлен документами, составляющими законодательные акты и, прежде всего, это закон о бух. учете. Он принят 21 ноября 1996 года, его номер 129 ФЗ. К этому закону были приняты изменения и дополнения в 1998 году с учетом программы реформирования бух.учета. В законе сформулированы основные положения, требования к ведению бух.учета, вопросы организации бухгалтерской отчетности и прочее.
Гражданский кодекс, налоговый, закон об акционерных обществах и т.д.
II уровень – нормативный.
Он представлен положениями по бух.учету (стандарты). Разработаны Минфином РФ. Сейчас их 14. Первый был принят в 1994 году, но затем отменили ПБУ 1/98 «Учетная политика».
Положения включают приемы, порядок составления и ведения учета имущества и источников его формирования.
Например, для учета основных средств была разработана ПБУ 6/97 «Учет основных средств». Сейчас оно отменено и действует ПБУ 6/01 «Учет основных средств».
Для учета товарно-материальных ценностей – ПБУ 5/01, учет нематериальных ценностей – ПБУ 14/2000.
III уровень – методичный.
Он представлен инструкциями, методическими указаниями, разъяснениями (как вести учет? – на этот вопрос здесь мы получим ответ).
Например, методические указания по учету основных средств; инструкция о налоге на добавленную стоимость, инструкция по взиманию подоходного налога.
IV уровень.
Рабочие документы организаций, исходя из выше названых документов, формируется учетная политика каждого предприятия.
Разработка нормативных актов четвертого уровня входит в компетенцию руководства организации. Основное условие – содержание рабочих документов не должно противоречить нормативным актам более высокого уровня.
Кроме того в п.3 раздела 1 “Общие положения” Положения о бухгалтерском учете и отчетности в Российской Федерации говорится: “Организация, осуществляя постановку бухгалтерского учета:
Учетная политика организации
формируется главным
При этом утверждаются:
рабочий план счетов бухгалтерского учета,
содержащий синтетические и аналитические
счета, необходимые для ведения бухгалтерского
учета в соответствии с требованиями своевременности
и полноты учета и отчетности;
формы первичных учетных документов, регистров
бухгалтерского учета, а также документов
для внутренней бухгалтерской отчетности;
порядок проведения инвентаризации активов
и обязательств организации; способы оценки
активов и обязательств;
правила документооборота и технология
обработки учетной информации; порядок
контроля за хозяйственными операциями;
другие решения, необходимые для организации
бухгалтерского учета.
При формировании учетной
политики предполагается, что:
активы и обязательства организации существуют
обособленно от активов и обязательств
собственников этой организации и активов
и обязательств других организаций (допущение
имущественной обособленности);
организация будет продолжать свою деятельность
в обозримом будущем и у нее отсутствуют
намерения и необходимость ликвидации
или существенного сокращения деятельности
и, следовательно, обязательства будут
погашаться в установленном порядке (допущение
непрерывности деятельности);
принятая организацией учетная политика
применяется последовательно от одного
отчетного года к другому (допущение последовательности
применения учетной политики);
факты хозяйственной деятельности организации
относятся к тому отчетному периоду, в
котором они имели место, независимо от
фактического времени поступления или
выплаты денежных средств, связанных с
этими фактами (допущение временной определенности
фактов хозяйственной деятельности).
Учетная политика организации
должна обеспечивать:
полноту отражения в бухгалтерском учете
всех фактов хозяйственной деятельности
(требование полноты);
своевременное отражение фактов хозяйственной
деятельности в бухгалтерском учете и
бухгалтерской отчетности (требование
своевременности);
большую готовность к признанию в бухгалтерском
учете расходов и обязательств, чем возможных
доходов и активов, не допуская создания
скрытых резервов (требование осмотрительности);
отражение в бухгалтерском учете фактов
хозяйственной деятельности исходя не
столько из их правовой формы, сколько
из их экономического содержания и условий
хозяйствования (требование приоритета
содержания перед формой);
тождество данных аналитического учета
оборотам и остаткам по счетам синтетического
учета на последний календарный день каждого
месяца (требование непротиворечивости);
рациональное ведение бухгалтерского
учета, исходя из условий хозяйствования
и величины организации (требование рациональности).
При формировании учетной
политики организации по конкретному
вопросу организации и ведения
бухгалтерского учета осуществляется
выбор одного способа из нескольких,
допускаемых законодательством
Российской Федерации и (или) нормативными
правовыми актами по бухгалтерскому
учету. Если по конкретному вопросу
в нормативных правовых актах
не установлены способы ведения
бухгалтерского учета, то при формировании
учетной политики осуществляется разработка
организацией соответствующего способа,
исходя из настоящего и иных положений
по бухгалтерскому учету, а также
Международных стандартов финансовой
отчетности. При этом иные положения
по бухгалтерскому учету применяются
для разработки соответствующего способа
в части аналогичных или
Принятая организацией учетная
политика подлежит оформлению соответствующей
организационно-
Способы ведения бухгалтерского
учета, избранные организацией при
формировании учетной политики, применяются
с первого января года, следующего
за годом утверждения
При этом они применяются всеми филиалами,
представительствами и иными подразделениями
организации (включая выделенные на отдельный
баланс), независимо от их места нахождения.
Вновь созданная организация, организация,
возникшая в результате реорганизации,
оформляет избранную учетную политику
в соответствии с настоящим Положением
не позднее 90 дней со дня государственной
регистрации юридического лица. Принятая
вновь созданной организацией учетная
политика считается применяемой со дня
государственной регистрации юридического
лица.
Изменение учетной политики
Изменение учетной политики
организации может
изменения законодательства Российской
Федерации и (или) нормативных правовых
актов по бухгалтерскому учету;
разработки организацией новых способов
ведения бухгалтерского учета.
Применение нового способа ведения бухгалтерского
учета предполагает более достоверное
представление фактов хозяйственной деятельности
в бухгалтерском учете и отчетности организации
или меньшую трудоемкость учетного процесса
без снижения степени достоверности информации;
существенного изменения условий хозяйствования.
Существенное изменение условий хозяйствования
организации может быть связано с реорганизацией,
изменением видов деятельности и т.п.
Не считается изменением учетной политики
утверждение способа ведения бухгалтерского
учета фактов хозяйственной деятельности,
которые отличны по существу от фактов,
имевших место ранее, или возникли впервые
в деятельности организации.
Изменение учетной политики должно быть обоснованным и оформляться в порядке, предусмотренном пунктом 8 настоящего Положения.
Изменение учетной политики производится с начала отчетного года, если иное не обуславливается причиной такого изменения.
Последствия изменения учетной
политики, оказавшие или способные
оказать существенное влияние на
финансовое положение организации,
финансовые результаты ее деятельности
и (или) движение денежных средств, оцениваются
в денежном выражении. Оценка в денежном
выражении последствий
Последствия изменения учетной
политики, вызванного изменением законодательства
Российской Федерации и (или) нормативных
правовых актов по бухгалтерскому учету,
отражаются в бухгалтерском учете
и отчетности в порядке, установленном
соответствующим
Последствия изменения учетной
политики, вызванного причинами, отличными
от указанных в пункте 14 настоящего
Положения, и оказавшие или способные
оказать существенное влияние на
финансовое положение организации,
финансовые результаты ее деятельности
и (или) движение денежных средств, отражаются
в бухгалтерской отчетности ретроспективно,
за исключением случаев, когда оценка
в денежном выражении таких последствий
в отношении периодов, предшествовавших
отчетному, не может быть произведена
с достаточной надежностью.
При ретроспективном отражении последствий
изменения учетной политики исходят из
предположения, что измененный способ
ведения бухгалтерского учета применялся
с момента возникновения фактов хозяйственной
деятельности данного вида.
Ретроспективное отражение последствий
изменения учетной политики заключается
в корректировке входящего остатка по
статье "Нераспределенная прибыль (непокрытый
убыток)" за самый ранний представленный
в бухгалтерской отчетности период, а
также значений связанных статей бухгалтерской
отчетности, раскрываемых за каждый представленный
в бухгалтерской отчетности период, как
если бы новая учетная политика применялась
с момента возникновения фактов хозяйственной
деятельности данного вида.
В случаях, когда оценка в денежном выражении
последствий изменения учетной политики
в отношении периодов, предшествовавших
отчетному, не может быть произведена
с достаточной надежностью, измененный
способ ведения бухгалтерского учета
применяется в отношении соответствующих
фактов хозяйственной деятельности, свершившихся
после введения измененного способа (перспективно).