Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2012 в 23:18, курсовая работа
В условиях перехода к рыночной экономики себестоимость продукции, является важнейшим показателем производственно-хозяйственной деятельности предприятий. Исчисление этого показателя необходимо для:
1. оценки выполнения плана по данному показателю и его динамики;
2. определения рентабельности производства и отдельных видов продукции;
3. осуществления внутрипроизводственного хозрасчета;
4. выявления резервов снижения себестоимости продукции;
5. исчисления национального дохода в масштабах страны;
Содержание
Введение………………………………………………………………………3
Глава I. Теоретические аспекты калькулирования себестоимости продукции…………………………………………………………………….5
1.1 Нормативное регулирование учета затрат и калькулирования себестоимости………………………………………………………………..5
1.2 Понятие калькулирования, виды и его принципы…………………….9
1.3 Методы калькулирования, калькулирование полной и производственной себестоимости…………………………………………14
Глава II. Основные методы учета затрат и калькулирования в ООО «Эксперт Плюс» ……………………………………………………26
2.1 Технико-экономическая характеристика предприятия……………26
2.2 Аналитический учет затрат на производство продукции …………27
2.3 Синтетический учет затрат продукции промышленных производств………………………………………………………………30
Заключение……………………………………………………………….40
Тема Система учета затрат и калькулирования себестоимость продукции
Содержание
Введение………………………………………………………… |
| |||
Глава I. Теоретические аспекты калькулирования себестоимости продукции……………………………………………………… |
| |||
1.1 Нормативное регулирование учета затрат и калькулирования себестоимости…………………………………………… |
| |||
1.2 Понятие калькулирования, виды и его принципы…………………….9 |
| |||
1.3 Методы калькулирования, калькулирование полной и производственной себестоимости………………………………………… Глава II. Основные методы учета затрат и калькулирования в ООО «Эксперт Плюс» ……………………………………………………26 |
| |||
Заключение……………………………………………………
|
| |||
Список использованной литературы……………………………………42 |
| |||
|
| |||
|
|
Введение.
В условиях перехода к рыночной экономики себестоимость продукции, является важнейшим показателем производственно-хозяйственной деятельности предприятий. Исчисление этого показателя необходимо для:
1. оценки выполнения плана по данному показателю и его динамики;
2. определения рентабельности производства и отдельных видов продукции;
3. осуществления внутрипроизводственного хозрасчета;
4. выявления резервов снижения себестоимости продукции;
5. исчисления национального дохода в масштабах страны;
6. расчета экономической эффективности внедрения новой техники, технологии, организационно-технических мероприятий;
7. обоснования решений о производстве новых видов продукции и снятия с производства устаревших.
В отечественной практике учет затрат на производство и калькулирование себестоимости продукции являются составной частью общей единой системы бухгалтерского учета. Если раньше учету издержек особое внимание уделяли лишь на крупных предприятиях, то сейчас в условиях рыночной экономики, вследствие усиления конкуренции, усложнения производственных процессов это направление учета становится все более актуальным для малых и средних предприятий и организаций.
Все большее значение для предприятия приобретает решение таких задач как:
– информационное обеспечение процесса принятия решений;
– обеспечение базы для ценообразования;
– контроль экономической эффективности деятельности предприятия;
– получение данных о результатах деятельности;
– расчет стоимостной оценки для статей баланса и другие.
С этих позиций выбранная тема курсовой работы актуальна.
Цель работы:
- рассмотреть порядок формирования себестоимости и метод, позволяющий определить себестоимость продукции;
- изучить на примере ООО «Эксперт Плюс» методы определения себестоимости.
Глава I Теоретические основы учета затрат и калькулирования себестоимости продукции
1.1 Нормативное регулирование учета затрат и калькулирования себестоимости
Система нормативного регулирования бухгалтерского учета - это совокупность законодательных, нормативных правовых актов и других документов, относящихся к бухгалтерскому учету. Состоит из четырех уровней, на каждом из которых регулирование осуществляется наделенными соответствующими полномочиями организациями.
Первый уровень системы составляют законодательные акты, которые принимаются Государственной Думой, указы Президента Российской Федерации и постановления правительства, регламентирующие прямо или косвенно постановку бухгалтерского учета в организации.
Главным актом первого уровня системы, прямо регламентирующим постановку бухгалтерского учета, является Федеральный закон "О бухгалтерском учете", устанавливающий единые правовые и методологические основы организации и ведения бухгалтерского учета в Российской Федерации.
К данному уровню системы относится и Гражданский кодекс Российской Федерации, прямо и косвенно влияющий на организацию учета. В части первой Кодекса законодательно закреплены важнейшие нормы ведения учета в организациях, в том числе: наличие самостоятельного баланса у каждого юридического лица; обязательность утверждения годового бухгалтерского отчета; обязательные случаи составления аудиторского заключения; порядок регистрации, реорганизации и ликвидации юридического лица; раскрываются понятия чистых активов, дочерних и зависимых обществ. Во второй части Кодекса представлены основные сделки и отдельные виды обязательств; нормы, содержащиеся в ней, оказывают влияние на оправдательную и регистрирующую функции бухгалтерского учета (виды договоров, обязательные условия договоров и т.п.).
К первому уровню системы также относятся Федеральные законы от 14 июня 2007 г. N 88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации", от 29 декабря 2007 г. N 222-ФЗ "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства", от 26 декабря 2007 г. N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" и другие федеральные законы.
Второй уровень системы составляют российские стандарты - Положения по бухгалтерскому учету (ПБУ), устанавливающие принципы, базовые правила ведения бухгалтерского учета отдельных объектов и на отдельных его участках, возможные бухгалтерские приемы без раскрытия конкретного механизма применения их к определенному виду деятельности, порядок составления и представления бухгалтерской отчетности. На этом уровне регулирующим органом выступает только Министерство финансов Российской Федерации, и никакой другой орган из числа участвующих в разработке стандартов не может осуществлять регулирования с точки зрения конечного результата. При разработке ПБУ Министерство финансов ориентируется на международные стандарты финансовой отчетности (МСФО). На данный момент принято 15 ПБУ.
Третий уровень системы составляют методические рекомендации по ведению бухгалтерского учета, в том числе инструкции, указания и т.п. Разрабатывать их могут все, кто заинтересован в интерпретации и детализации положений нормативных правовых актов первого и второго уровней (Министерство финансов, некоторые другие министерства и ведомства, объединения организаций, крупные компании, а также профессиональные объединения бухгалтеров, в частности Институт профессиональных бухгалтеров России). Примеры таких документов: Методические указания по бухгалтерскому учету основных средств; Методические рекомендации по раскрытию информации о прибыли, приходящейся на одну акцию;
Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств;
Методические рекомендации по планированию, учету и калькулированию себестоимости продукции (работ, услуг) в отдельных отраслях;
Указания по отражению в бухгалтерском учете операций, связанных с осуществлением договора простого товарищества;
Указания по отражению в бухгалтерском учете операций, связанных с осуществлением договора доверительного управления имуществом и др.
К важнейшим документам этого уровня относятся План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкция по его применению.
Четвертый уровень системы составляют так называемые рабочие документы организаций, в которых на основе общеустановленных правил и принципов они формируют свою учетную политику, свои подходы к раскрытию бухгалтерской информации в отчетах, представляемых заинтересованным пользователям.
Для формирования системы нормативного регулирования бухгалтерского учета, наиболее полно отвечающей задачам реформирования бухгалтерского учета в нашей стране, необходимы значительные усилия для наполнения ее третьего и четвертого уровней. Речь идет в первую очередь о разработке отраслевых методических рекомендаций по планированию, учету и калькулированию себестоимости продукции (работ, услуг) и указаний об особенностях состава затрат в определенной отрасли, подотрасли или виде деятельности. В настоящее время насчитывается около 30 таких методических рекомендаций и отраслевых указаний. Чтобы оценить масштабы предстоящей работы, приведем для сравнения одну цифру: в доперестроечной России действовали 144 инструкции по учету затрат и калькулированию себестоимости продукции (работ, услуг).
Общие правила формирования в бухгалтерском учете информации о расходах коммерческих организаций, являющихся юридическими лицами по законодательству РФ установлены в Положении по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99. приказ об утверждении настоящего положения был зарегистрирован в Минюсте РФ 31 мая 2007 года.[1]
Главным отличием данного законодательного акта является то, что в нем дано понятие себестоимости продукции, четко установлен состав производственных затрат и дана их классификация.
В связи с тем, что процесс формирования себестоимости в различных отраслях производства имеет свои особенности, поэтому были подготовлены отраслевые инструкции по вопросам планирования, учета и калькулирования себестоимости продукции, работ, услуг. В настоящее время действуют методические рекомендации и отраслевые инструкции по вопросам планирования, учету и калькулированию себестоимости продукции на предприятиях цементной, комбикормовой, химической и других отраслей. В указанных документах учтены особенности порядка включения расходов в себестоимость, которые обусловлены технологическим процессом конкретного производства.
В случаях несоответствия калькулирования себестоимости продукции между положением о составе затрат и отраслевыми методическими рекомендациями, за основу берутся законодательные акты более высокого уровня.
Наибольшее влияние на калькулирование и учет затрат на предприятии оказывает система внутреннего учета и отчетности. Законодательные акты трех первых уровней дают предприятиям право выбирать из различных методик учета затрат и калькулирования те, которые наиболее точно отвечают конкретным условиям хозяйствования и виду деятельности. Поэтому предприятие разрабатывает рабочий план счетов, формы регистров бухгалтерского учета, систему документооборота, формы внутренней бухгалтерской отчетности и первичной документации, методику учета отдельных хозяйственных операций и закрепляют эти моменты в учетной политике предприятия.
1.2 Понятие калькулирования, виды и его принципы
В русском языке слово «калькуляция» (лат. calculatio – вычисление) появилось во второй половине XIX века и означает исчисление себестоимости.
Появление калькуляции связано с зарождением мануфактурного производства. Формирование производительных сил общества, самого способа производства совершенствовали приемы и методы калькулирования. Наиболее стремительное развитие калькулирование как инструмент оценки рентабельности товаров, как способ преодоления конкуренции получило в условиях промышленного производства.
В современной экономической литературе калькулирование определяется, как система экономических расчетов себестоимости единицы отдельных видов продукции (работ, услуг). В процессе калькулирования соизмеряются затраты на производство с количеством выпущенной продукции и определяется себестоимость единицы продукции.
По видам продукции (работ, услуг) затраты группируют для исчисления их себестоимости. В процессе калькулирования себестоимости единицы продукции учитывают все издержки, связанные с выполнением одного заказа или производством единицы продукции какого-либо вида. Объекты калькуляции это отдельные изделия, группы изделий, полуфабрикаты, работа и услуги, себестоимость которых определяется. Аналитический учет затрат на производство ведется, как правило, по объектам калькуляции. Разрешается открывать аналитические счета не на каждый объект, а на их группу.
Определение себестоимости служит основой для установления цен, является базой для исчисления налогов на сбыт, а также для текущей оценки результатов деятельности предприятия.
Задача калькулирования – определить издержки, которые приходятся на единицу продукции (услуг), предназначенных для реализации, а также на
единицу продукции (услуг) для внутреннего потребления.
Функции в процессе калькулирования издержек:
– определение производственной или заводской себестоимости для оценки запасов готовой продукции или полуфабрикатов;
– определение величины себестоимости для установления и контроля цен;
– предоставления данных о себестоимости продукции для оценки результата деятельности предприятия и обеспечения процесса принятия решений руководством.
Конечным результатом калькулирования является составление калькуляций.
Все виды калькуляции отражают расходы на производство и реализацию единицы конкретного вида продукции в разрезе калькуляционных статей.
Калькулирование позволяет изучить себестоимость полученных в процессе производства конкретных продуктов.
Калькулирование себестоимости продукции (работ, услуг) условно можно подразделить на три этапа. На первом исчисляется себестоимость всей выпущенной продукции в целом, на втором – фактическая себестоимость по каждому виду продукции, на третьем – себестоимость единицы продукции, выполненной работы или оказанной услуги. В действительности процесс калькулирования является более сложным.
Калькулирование себестоимости продукции является объективно необходимым процессом при управлении производством.
Функционировавшие ранее калькуляционные системы преследовали одну цель – оценить запасы готовой продукции и полуфабрикатов собственного производства, что необходимо для внутрипроизводственных целей и для составления внешней отчетности, а также для определения прибыли. Тем не менее прежние системы калькулирования не содержали информации, пригодной для решения многих управленческих решений.
Современные системы калькуляции более сбалансированы. Содержащаяся в них информация позволяет не только решать традиционные задачи, но и прогнозировать экономические последствия таких ситуаций как:
а) целесообразность дальнейшего выпуска продукции;
б) установление оптимальной цены на продукцию;
в) оптимизация ассортимента выпускаемой продукции;
г) целесообразность обновления действующей технологии и станочного парка;
д) оценка качества работы управленческого персонала.
Современное калькулирование лежит в основе оценки выполнения принятого предприятием или центром ответственности плана. Оно необходимо для анализа причин отклонений от плановых заданий по себестоимости. Данные фактических калькуляций используются для последующего планирования себестоимости, для обоснования экономической эффективности внедрения новой техники, выбора современных технологических процессов, проведения мероприятий по повышению качества продукции, проверки проектов строительства и реконструкции предприятий. По результатам калькулирования можно принять решение о проведении ремонта самостоятельно или с использованием услуг сторонних организаций. Наконец, калькулирование является основой трансфертного ценообразования. Трансфертная (внутренняя) цена применяется при коммерческих операциях между подразделениями одного и того же предприятия.
Таким образом, производственный учет и калькулирование является основными элементами системы управления не только себестоимостью продукции, но и производством в целом.[2]
Калькулирование может осуществляться как в рамках учетной системы, так и по требованию.
Калькулирование на любом предприятии, независимо от его вида деятельности, размера и формы собственности, организуется в соответствии с определенными принципами.
Общие правила формирования, классификации, оценки и признания расходов по обычным видам деятельности установлены Положением по бухгалтерскому учету «Расходы организации».[3] Необходимо отметить, что в обычной учетной практике расходы можно представить как совокупность затрат, включенных в полную себестоимость проданной продукции, товаров (работ, услуг).
Объекты учета затрат – это места возникновения этих затрат: организация в целом, производство, технологические процессы, цеха, участки и т.п. На выбор объектов учета затрат существенно влияют особенности технологических процессов, технические параметры изготовляемой продукции, тип производства, организационная структура организации и его производственных подразделений.
Объект калькулирования – вид продукции, однако в многопрофильных производствах, вырабатывающих определенные модели и модификации, где производство может развиваться только на базе унификации деталей и узлов, объектом калькуляции становится однородная группа изделий.
Объекты калькуляции имеют прямую экономическую связь с калькуляционными единицами, которые, по существу, являются единицей измерения калькуляционного объекта и отличаются от последнего тем, что отражают потребительские свойства продукта труда. В качестве калькуляционных единиц используются:
– натуральные единицы – штуки, метры, киловат-часы и др.;
– условно-натуральные единицы (обезличенные, укрупненные);
– единицы работ – одна тонна перевезенного груза;
– единицы времени – машино-час, машино-день и т.п.; и т.д.
Из всего комплекса калькуляционных единиц для калькулирования себестоимости продукции используется один измеритель, который рассматривается как основной.
Выбор метода распределения косвенных расходов чрезвычайно важен для правильного расчета себестоимости единицы продукции (работ, услуг). Он производится предприятием самостоятельно, записывается в учетной политике и является неизменным в течение всего финансового года.
Разграничение затрат по периодам так же не маловажно, при этом необходимо руководствоваться принципом исчисления. Его сущность состоит в том, что операции отражаются в бухгалтерском учете в момент их совершения и не увязываются с денежными потоками. Доходы и расходы, полученные (понесенные) в отчетном периоде, считаются расходами и доходами этого периода независимо от фактического времени поступления (или выплаты) денежных средств. Доходы и расходы, не относящиеся к отчетному периоду, не признаются доходами (расходами) отчетного периода, даже если деньги по ним поступили или перечислены в данном периоде.
Раздельный учет по текущим затратам на производство продукции и капитальным вложениям нашел свое отражение в федеральном законе «О бухгалтерском учете».[4]
Выбор метода учета затрат и калькулирования понимают совокупность способов аналитического учета затрат на производство по калькуляционным объектам и приемов исчисления калькуляционных единиц. По объектам учета затрат выделяются попроцессный, попередельный и позаказный методы. С точки зрения полноты учитываемых издержек возможно калькулирование полной и неполной себестоимости.[5]
1.3 Методы калькулирования, калькулирование полной и производственной себестоимости
В последние годы вследствие усиления конкуренции, усложнения производственных процессов, необходимости приспосабливаться к постоянно меняющимся реалиям рынка все более актуальным для предприятий становится получение информации для эффективного управления ими. Так как финансовый учет практически не затрагивает внутрипроизводственные процессы, возрастает потребность в управленческой информации, основу которой составляют данные, получаемые в процессе учета, оценки и контроля затрат и выручки, связанных с процессом производства и реализации продукции.
В этой связи большое значение приобретает выбор того или иного метода учета затрат и калькулирования себестоимости продукции.
ПОПРОЦЕССНЫЙ МЕТОД
Попроцессный метод чаще всего применяется в добывающих отраслях промышленности (угольной, горнорудной, газовой, нефтяной и др.) и энергетике. В настоящее время наиболее полно попроцессный метод можно охарактеризовать так: он применяется на предприятиях с массовым характером производства одного или нескольких видов продукции, кратким периодом технологического процесса и отсутствием в большинстве случаев незавершенного производства. Важный признак, который наиболее четко указывает на различие попроцессного и попередельного методов – отсутствие в попроцессном методе полуфабрикатов завершенного производства.[6]
Сущность попроцессного метода состоит в том, что прямые и косвенные затраты учитывают по статьям калькуляции на весь выпуск продукции. В связи с этим среднюю себестоимость единицы продукции (работ, услуг) определяют делением суммы всех производственных затрат за месяц (в целом по итогу и каждой статье) на количество готовой продукции за этот же период. На первом этапе осуществляется документирование и учет затрат по элементам, затем затраты распределяются по процессам. Дальше, определяют общую величину затрат на месяц, далее распределяют затраты в зависимости от характера производства видов продукции. На завершающем этапе определяют себестоимость месячного выпуска по изделиям. Однако при применении попроцессного метода для контроля за себестоимостью продукции непременным условием является наличие норм расхода материальных, трудовых и финансовых ресурсов, нормативов использования средств производства, организации учета отклонений фактических расходов от этих норм и нормативов.
ПОПЕРЕДЕЛЬНЫЙ МЕТОД
Попередельное калькулирование используется в отраслях промышленности с серийным и поточным производством, когда одинаковые изделия проходят в определенной последовательности через все этапы производства. Как правило, это производства, где применяются физико-химические и химические методы переработки сырья и процесс получения продуктов состоит из нескольких последовательных технологических стадий. В этих случаях объектом калькулирования становится продукт каждого законченного передела, включая и такие переделы, в которых одновременно получают несколько продуктов.
Сущность попередельного метода состоит в том, что прямые затраты отражают в текущем учете не по видам продукции, а по переделам производства. Передел – часть технологического процесса (совокупность технологических операций), заканчивающаяся получением готового полуфабриката, который может быть отправлен в следующий передел или реализован на сторону. В результате на выходе из последнего передела имеем не полуфабрикат, а готовый продукт. Особенностями попередельного метода учета, отличающими его от позаказного метода, являются:
а) обобщение затрат по переделам, безотносительно к отдельным заказам, что позволяет калькулировать себестоимость продукции каждого передела;
б) списание затрат за календарный период, а не за время изготовления заказа;
в) организация аналитического учета к синтетическому счету «Основное производство» для каждого передела;
г) простота и дешевизна, отсутствует необходимость распределять косвенные расходы между отдельными заказами.
ПОЗАКАЗНЫЙ МЕТОД
Позаказный метод учета себестоимости используется при изготовлении уникального либо выполняемого по специальному заказу изделия. В промышленности он применяется, как правило, на предприятиях с единичным типом организации производства. Наиболее типичны заводы тяжелого машиностроения. Сферой применения позаказного метода также являются и мелкосерийные промышленные предприятия, предприятия с физико-химическими процессами.
Область применения позаказного метода не ограничивается промышленным производством. Он успешно используется в строительстве, научно- исследовательских институтах, учреждениях здравоохранения, сфере услуг.
Сущность данного метода заключается в следующем: все прямые затраты учитывается в разрезе установленных статей калькуляции по отдельным производственным заказам. Остальные затраты учитываются по местам их возникновения и включаются в себестоимость отдельных заказов с соответствии с установленной базой (ставкой) распределения. Объектом учета затрат и объектом калькулирования является отдельный производственный заказ, фактическая себестоимость которого определяется после его изготовления. При этом под заказом понимается заявка клиента на определенное количество специально созданных или изготовленных изделий.
Независимо от множества объектов учета затраты можно исследовать двумя методами – фактическим и методом учета нормативных затрат. Оба метода направлены на выявление и отражение в конечном счете фактической себестоимости продукции, но первый – путем непосредственного учета затрат, а второй – через отклонения от норм.
Метод учета фактических затрат и калькулирование фактической себестоимости.
Учет фактических затрат – метод последовательного накопления данных о фактически произведенных издержках без отражения в учете данных о величине их по действующим нормам. Этот метод, как правило, является традиционным и наиболее распространенным на отечественных предприятиях. Учет фактических затрат на производство строится на таких принципах, как полное и документально оформленное отражение первичных затрат на производство в системе счетов бухгалтерского учета.
Применение этого метода позволяет в конечном счете определить фактическую себестоимость.
Недостатки метода: исключение возможности оперативного контроля за использованием ресурсов, выявления и устранения причин перерасхода и недостатков в организации производства, нарушений технологических процессов, изыскания и мобилизации внутрипроизводственных резервов. Все это предопределяет ограниченность использования данного варианта учета для принятия управленческих решений, осуществления оперативного внутрихозяйственного бухгалтерского контроля.
Нормативный метод учета затрат и калькулирования себестоимости продукции.
Нормативный метод учета предполагает предварительное определение
нормативных затрат по операциям, процессам, объектам с выявлением в ходе производства отклонений от нормативных затрат. Этот метод характеризуется тем, что на предприятии по каждому виду изделия составляется предварительная нормативная калькуляция.
Основные принципы нормативного метода учета:
1. Предварительное составление нормативной калькуляции себестоимости по каждому изделию на основе действующих на предприятии норм и смет.
2. Ведение в течение месяца учета изменений действующих норм.
3. Учет фактических затрат в течение месяца с подразделением их на расходы по нормам и отклонения от норм.
4. Установление и анализ причин, а также условий появления отклонений от норм по местам их возникновения.
5. Определение фактической себестоимости выпущенной продукции как суммы нормативной себестоимости, отклонений от норм и изменений норм.[7]
Калькулирование полной и производственной себестоимости
Учет прямых затрат в составе себестоимости продукции (работ, услуг).
Как указывалось выше, затраты предприятия, связанные с производством и реализацией продукции, условно делят на две большие группы – прямые и косвенные.
К прямым затратам относят прямые материальные затраты и прямые затраты на оплату труда. Называются они прямыми потому, что могут быть прямо отнесены на носитель затрат. Для отнесения косвенных расходов на продукт требуются специальные приемы.
Затраты основных материалов являются первым элементом прямых издержек (вспомогательные материалы учитываются в составе косвенных расходов).
Фактическая себестоимость материалов определяется исходя из затрат на их приобретение, включая проценты за пользование заемными средствами, комиссионное вознаграждение посреднику, расходы на транспортировку и доставку и т.д. На предприятиях текущий учет материалов ведут по учетным ценам, по среднепокупным ценам, по плановой (нормативной) себестоимости и др. Отклонения фактической себестоимости материалов от средней покупной цены или от плановой (нормативной) себестоимости учитываются на отдельных счетах по группам материалов.
Нормативными документами по бухгалтерскому учету разрешено определять фактическую себестоимость материалов, списываемых на носитель затрат, одним из следующих способов:
– по средней себестоимости;
– по себестоимости каждой единицы;
– по себестоимости первых по времени закупок (ФИФО);
Выбранный метод для оценки израсходованных материалов предприятие должно зафиксировать в своей учетной политике.
Большое значение в организации учета использования материалов имеет оформление первичных документов на отпуск их в производство. Наиболее распространенными являются лимитные и лимитно-заборные карты. В них указываются: вид операции, номер склада, цех-получатель, шифр затрат, номенклатурный номер и наименование отпускаемых материалов, единица измерения и лимит месячного расхода материалов, который исчисляют в соответствии с производственным планом на месяц и действующими нормами расхода.
Для оформления замены материалов при отпуске их сверх утвержденного лимита, документы оформляются специальным образом, например, с полосой по диагонали, с тем, чтобы отметить факт отступления от норм.
Лимит отпуска материалов может меняться. При этом возможно различное оформление: на одних предприятиях при уточнении лимита выписывается новая лимитная карта, на других – отдается распоряжение об изменении лимита.
Отпуск материалов в производство, потребляемых эпизодически, оформляется требованиями.
Однако отпуск материалов в производство еще не означает их фактического потребления. Под фактическим расходом материалов понимается их действительное потребление в производстве на изготовление продукции (выполнение работ, оказание услуг), на цеховые и общезаводские расходы.
Списание материалов на счета затрат осуществляется на основании документа о расходе. На каждом предприятии определяется круг должностных лиц, ответственных за использование материалов в производстве и оформление соответствующей документации.
Расход материалов, подвергающихся раскрою, оформляется раскройными листами (или картами).
Общий фактический расход материала за отчетный период определяется по формуле:
Рф = Онп + П – В-Окп, где:
Рф – фактический расход материалов за отчетный период, руб.;
Онп – остаток материала на начало отчетного периода, руб.;
П – документально подтвержденное поступление материала в течение отчетного периода, руб.;
В-внутреннее перемещение материала в течение отчетного периода (возврат на склад, передача в другие цеха и т.д.);
Окп – остаток материала на конец отчетного периода, определенный по данным инвентаризации, руб.
Фактический расход материалов на каждое изделие определяется путем их распределения пропорционально нормативному расходу.
Результатом документального оформления расхода движения основных материалов и выполненных расчетов становится проводка:
Дебет счета 20 «Основное производство» Кредит счета 10 «Материалы»
Или
Дебет счета 20 «Основное производство» Кредит счета 10 «Материалы»
Дебет счета 20 «Основное производство» Кредит счета 16 «Отклонения
в стоимости материалов»
Вторым элементом прямых расходов является заработная плата основных производственных рабочих с соответствующими начислениями на нее.
Для расчета заработной платы работников, находящихся на повременной системе оплаты труда используются данные табелей учета рабочего времени.
В условиях сдельной формы оплаты труда могут применяться различные системы учета выработки рабочих-сдельщиков. Например, система пооперационного учета выработки. Она предусматривает приемку, подсчет и фиксировании информации о выработке рабочего (бригады) в первичных документах контролером ОТК и мастером после выполнения каждой операции.
В условиях мелкосерийного и индивидуального производства основным первичным документом по учету выработки является наряд на сдельную работу. В нем отражают задание, его выполнение, разряд работы, отработанное время, расценку и сумму заработка.
В серийном производстве первичными документами являются маршрутные листы или карты. В них фиксируется запуск в производство и обработку партии заготовок в соответствии с установленным технологическим процессом. При передаче партии деталей из цеха в цех вместе с ними передается и маршрутный лист.
Выработка рабочих определяется как остаток деталей или заготовок на начало смены, увеличенной на количество деталей, переданных на рабочее место за смену, минус остаток неотработанных или несобранных деталей на конец смены. Рассчитанная таким образом выработка каждого рабочего оформляется рапортами или ведомостями учета выработки.
После умножения сдельной расценки на фактически достигнутую выработку получают размер начисленной заработной платы рабочего сдельщика.
Подобным образом выполненные расчеты позволяют сделать в бухгалтерском учете следующую проводку:
Дебет счета 20 «Основное производство»
Кредит счета 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда»
Дебет счета 20 «Основное производство»
Кредит счета 69/1 «Расчеты по социальному страхованию»
Кредит счета 69/2 «Расчеты по пенсионному обеспечению»
Кредит счета 69/3 «Расчеты по обязательному медицинскому обеспечению».[8]
Учет косвенных расходов в составе себестоимости продукции (работ, услуг).
В данном вопросе рассматриваются общепроизводственные и общехозяйственные (управленческие) расходы, их состав и участие в калькулировании себестоимости продукции.
Затраты на содержание, организацию и управление производством формируются на двух уровнях:
– производственных подразделений (цехов, хозяйств);
– организации (администрации, функциональных служб, подразделений и отделов).
Затраты на содержание, организацию и управление цехами и другими производственными подразделениями основного, вспомогательного и обслуживающего производств включаются в состав общепроизводственных затрат. Их учет ведется на собирательно-распределительном счете 25 «Общепроизводственные расходы». Объединение названных расходов в единую группу связано с тем, что они имеют ряд общих характеристик.
Состав затрат, приведенных выше, в течение отчетного периода собирается по дебету счета «Общепроизводственные расходы» с кредита счетов:
02, 05, 10, 16, 19, 21, 23, 29, 60, 69, 70, 71, 76, 79, 94, 96, 97.
В конце отчетного периода учтенная сумма общепроизводственных расходов относится по назначению в соответствии с принятой методикой их распределения.
Процесс распределения общепроизводственных затрат состоит из трех элементов:
1) Выбор объекта, на который относятся затраты.
2) Выбираются и собираются затраты, которые следует отнести на объекты.
3) Выбирается база распределения, которая соотносит затраты с носителем затрат.
Методы распределения выбираются произвольно, по решению бухгалтера-аналитика. В качестве базы распределения должен выбираться тот показатель, который наиболее соответствует косвенным расходам каждого производственного подразделения. База для распределения затрат обычно сохраняется неизменной в течение длительного времени, поскольку она представляет собой элемент учетной политики предприятия. Иногда, когда ее несоответствие становится очевидным, возможно ее изменение.
На практике для распределения производственных накладных расходов между носителями затрат применяются следующие базы:
– время работы производственных рабочих (человеко-часы);
– заработная плата производственных рабочих;
– время работы оборудования (машино-часы);
– прямые затраты;
– стоимость основных материалов;
– объем произведенной продукции в натуральном или стоимостном выражении;
– распределение пропорционально сметным (нормативным) ставкам.
Важнейшим принципом выбора способа распределения накладных расходов является максимальное приближение результатов распределения к фактическому расходу на данный вид продукции.
При выборе базы распределения следует руководствоваться содержанием отраслевых методических рекомендаций по учету, планированию и калькулированию себестоимости продукции (работ, услуг).
Общехозяйственные расходы связаны с общим обслуживанием и организацией производства и управлением организацией в целом.
Аналитический учет общехозяйственных расходов строится по группам этих расходов, а внутри группы – по статьям, что позволяет предприятию контролировать исполнение сметы общехозяйственных расходов.
Типовой номенклатурой предусмотрено выделение следующих статей общехозяйственных расходов промышленного предприятия:
1) Расходы на управление предприятием:
– заработная плата аппарата управления;
– командировки и перемещения;
– представительские расходы;
– содержание пожарной, военизированной и сторожевой охраны;
– прочие.
2) Общехозяйственные расходы:
– содержание прочего общезаводского персонала;
– амортизация основных средств;
– содержание и ремонт зданий, сооружений и инвентаря общезаводского назначения;
– производство испытаний, опытов, исследований;
– охрана труда;
– подготовка труда;
– прочие общезаводские расходы.
3) Налоги, сборы, отчисления.
4) Непроизводительные расходы:
– потери от простоев;
– недостачи и потери от порчи ценностей на складе.
В течение отчетного периода в дебет счета «Общехозяйственные расходы» с кредита счетов 02, 05, 10, 16, 19, 21, 23, 29, 60, 69, 70, 71, 76, 79, 94, 96, 97 списываются фактические затраты. В конце отчетного периода счет закрывается, то есть затраты относятся по назначению.[9]
Глава II Основные методы учета затрат и калькулирования в ООО «Эксперт Плюс»
2.1 Технико-экономическая характеристика предприятия
Общество с ограниченной ответственностью промышленно-коммерческая фирма «Эксперт Плюс» была зарегистрирована 1 марта 2003 года. Правовое положение фирмы определяется Гражданским кодексом РФ. ООО «Эксперт Плюс» является юридическим лицом по действующему законодательству РФ, имеет самостоятельный баланс, печать, содержащую его полное наименование на русском языке и указание на его местонахождение; расчетные и валютные банковские счета, а также собственную эмблему, зарегистрированный в установленном порядке товарный знак. Общество приобрело право юридического лица с момента его регистрации в государственных органах.
ООО «Эксперт Плюс» создано в целях получения прибыли, развития и расширения инфраструктуры рынка города и области.
Деятельностью данного предприятия является:
реализация купленной продукции;
комплекс работ капитальный ремонт;
торгово-закупочная деятельность;
услуги населению;
транспортно-экспедиторские услуги.
Уставный капитал предприятия составляет 10 000 тысяч рублей.
Согласно штатному расписанию на предприятии занято:
генеральный директор;
главный бухгалтер;
заведующий производством;
специалист по оформлению интерьера;
коммерческих агентов;
старший продавец и 2 продавца в отделе реализации в розницу;
1 заведующий складами и 4 кладовщика;
водитель для транспортировки грузов;
25 человек рабочих.
Средняя заработная плата на предприятии составляет 17000 рублей.
Основной вид деятельности – оптово-розничная торговля. Закуп сырья и материалов осуществляется на основании прямых договоров с производителями России.
2.2 Аналитический учет затрат на производство продукции
Применение нормативного метода учет затрат на производство и калькулирования себестоимости продукции требует разработки нормативных калькуляций. На основе норм основных затрат, действующих на начало месяца, квартальных смет расходов по обслуживанию производства и управления. На предприятиях, отличающихся относительной стабильностью технологических процессов, нормы затрат изменяются редко, поэтому плановая себестоимость мало чем отличается от нормативной себестоимости. На этих предприятиях вместо нормативных можно использовать плановые калькуляции.[10]
Таблица 1. Показатели структуры и динамики основных средств за 2010 и 2011 г.
Группы ОС | 2010 г. | 2011 г. | АО, тыс. руб. | ТР, % | ||
тыс. руб. | % | тыс. руб. | % | |||
1. Производственные | 110033 | 72 | 121700 | 81 | +11667 | 110,6 |
1.1. здания | 63819 | 58 | 65718 | 54 | +1899 | 103 |
1.2 машины и оборудования | 40492 | 36,8 | 50140 | 41,2 | +9648 | 124 |
1.3 прочие | 5722 | 5,2 | 5842 | 4,8 | +120 | 102,1 |
2. Непроизводственные ОС | 42791 | 28 | 28547 | 19 | -14244 | 66,7 |
Итого | 152824 | 100 | 150247 | 100 | -2577 | 98,3 |
Отклонение фактических затрат от установленных норм по отдельным расходам определяют методом документирования или инвентарным методом.
Текущий учет затрат по нормам и отклонений от них ведут, как правило, только по прямым расходам (сырье и материалы, заработная плата). Отклонения по косвенным расходам распределяют по видам продукции по истечении месяца. Аналитический учет затрат на производство продукции осуществляют в карточных или особого рода оборотных ведомостях, составляемых по отдельным видам или группам продукции.
Применение нормативного метода учета затрат на производство и калькулирование себестоимости продукции на промышленном предприятии подразумевает соблюдение определенной последовательности бухгалтерских действий.
– На основе действующих норм и смет расходов составляется предварительная калькуляция по изделиям.
– В течение определенного периода нормативная себестоимость корректируется с учетом изменений.
– Возникшие в течение месяца изменения и отклонения от норм учитываются отдельно.
– Определяются причины отклонений от нормативной себестоимости.
– На основе фактических расходов определяется фактическая себестоимость продукции.
Деталь «болт», деталь «гвоздь» и пять деталей «шуруп». По данным нормативных карт, затраты по вышеперечисленным деталям составляют: «A» – 45 руб., «B» – 67 руб., «C» – 23 руб.
Всего равно: 45+67+5*23=227.
Нормативная себестоимость изделия «Болты»=13000, выпуск – 1000 шт., финансовые результаты мая месяца включают перерасход в сумме 24000, экономию – 31800, незавершенное производство на начало июня – 367 шт. с нормативной себестоимостью в 13500.
a) индекс экономии = 31800/13000000*100%=0,24%
b) индекс перерасхода = 24000/13000000*100%=0,18%
c) индекс изменений = 185000/13000000*100%=1,41%
5.Фактическая себестоимость одной единицы изделия «болт» составляет: 13000+(13000*0,18) – (13000*0,24)+(13000*1,41)=
2.3 Синтетический учет затрат продукции промышленных производств
Для обеспечения учёта всех затрат в рамках приведенной выше классификации, распределения их между хозяйственными процессами, производствами, видами продукции создана система синтетических счетов бухгалтерского учёта, которые закреплены в Плане счетов бухгалтерского учёта. Каждое предприятие, исходя из специфики своей хозяйственной деятельности, выбирает ту или иную совокупность счетов для учёта затрат на производство.
Рассмотрим основные синтетические счета для учёта затрат на ООО «Эксперт Плюс».
Наиболее значимыми счетами на предприятии для учёта затрат являются счет 20 «Основное производство» и счет 26 «Общехозяйственные расходы».
Счет 20 «Основное производство» открывается на предприятии для формирования информации о затратах по производству, являющемуся основным для данного предприятия. Цель данного учёта – получение информации о плановых и фактических затратах, по незавершенному производству на начало и конец отчетного периода; расходах на брак и прочих затрат, влияющих на формирование фактической себестоимости продукции. Поэтому на этом счете отражаются все прямые расходы предприятия, связанные с выпуском продукции.
Прямые расходы, связанные непосредственно с выпуском продукции, выполнением работ и оказанием услуг, списываются на счет 20 «Основное производство» с кредита счетов учёта производственных запасов, расчётов с персоналом по оплате труда и амортизации основных средств, занятых в сфере производства.
По кредиту счета 20 «Основное производство» отражаются суммы фактической себестоимости завершенной производством продукции. Эти суммы списываются со счета 20 «Основное производство» в дебет счета 43 «Готовая продукция».
Полученный остаток по счету 20 «Основное производство» на конец месяца показывает стоимость незавершенного производства предприятия.
– возвращены неиспользованные материалы из производства на склад – «глюкоза-моногидрат» 0,4 кг.
Д-т 10 К-т 20 – 35000 р.
– передача готовой продукции из производства на склад – «Препарат» 692 шт.
Д-т 43 К-т 20 – 273890 р.
В свою очередь, в конце отчетного периода, списывается себестоимость реализованной продукции с кредита счета 43 «Готовая продукция» в дебет счета 90–2 «Себестоимость продаж» исходя из учетной цены (цены прямых затрат) и количества реализованной продукции.
На счете 26 «Общехозяйственные расходы» учитываются затраты, непосредственно не связанные с производственным процессом (административно-
– начислена амортизация за январь 2011 года на основные средства, занятые в сфере управления – кассовый аппарат
Д-т 26 К-т 02 -25000 р
– начислена амортизация за январь 2011 года на нематериальные активы – лицензия на розничную торговлю
Д-т 26 К-т 05 – 143000 р.
– переданы материалы на текущий ремонт основных средств
Д-т 26 К-т 10 -50 000 р.
– списаны канцелярские принадлежности
Д-т 26 К-т 71 – 4500 р.
– списана аренда, уплаченная за офис в январе 2011 года –
Д-т 26 К-т 76–1 – 85000 р.
Так же, исходя из учетной политики ООО «Эксперт Плюс» на 2011 год, по окончании отчетного периода списываются расходы, связанные с производством и реализацией с кредита счёта 26 «Общехозяйственные расходы» в дебет счета 90–8 «Управленческие расходы». Сальдо на конец отчетного периода счет 26 не имеет, т. к. он собирательно-распределительный и работает как активный.
Система «директ-костинг» – модификация системы калькулирования себестоимости по переменным издержкам.
Одним из альтернативных подходу к калькулирования является подход, когда по носителям затрат планируется и учитывается неполная, ограниченная себестоимость. Эта себестоимость может включать в себя только прямые затраты. Она может калькулироваться на основе только расходов непосредственно связанных с производством продукции, даже если они косвенные. Сущность системы учета неполной себестоимости заключается в том, что некоторые издержки не включаются в калькуляцию, а возмещаются общей суммой из выручки.
Одной из модификаций данной системы является система «директ-костинг».
На первых этапах применения в себестоимость включались лишь прямые расходы, а косвенные расходы списывались на финансовые результаты. Отсюда и название системы – директ-костинг.
Со временем по методу «директ-костинг» себестоимость стала рассчитываться не только в части прямых переменных расходов, но и в части переменных косвенных затрат.
Принципиальное отличие системы «директ-костинг» от калькуляции полной себестоимости состоит в отношении к постоянным общепроизводственным расходам. Калькуляция себестоимости по переменным издержкам – это такой метод учета затрат, при котором постоянные общепроизводственные расходы исключаются из издержек производства.[11]
Фирма ООО «Эксперт Плюс» производит продукцию «А» и «Б»
Прямые затраты «А» – 100 тыс. руб., в т.ч. заработная плата – 50 тыс. руб.
«Б» – 200 тыс. руб., в т.ч. заработная плата – 100 тыс. руб.
Дебетовый оборот за отчетный период по сч. 25 – 90 тыс. руб., по сч. 26 – 120 тыс. руб. Для упрощения расчетов предположим, что общепроизводственные расходы состоят только из переменной части. Половина произведенных производственных затрат материализовалась в готовой продукции, а вторая часть осталась в виде незавершенного производства, причем произведено 10 ед. готовой продукции «А» и 15 ед. продукции Б. Вся произведенная продукция реализована. Выручка от реализации 400 тыс. руб.
Учет затрат по методу «директ-костинг» следующий: к счету 20 открываются два субсчета – для калькулирования каждого вида продукции – 20 – «А» и 20 – «Б». Прямые затраты относятся непосредственно на носители затрат: 100 тыс. руб. – на продукцию «А» и 200 тыс. руб. – на продукцию «Б». Затраты собираемые на счете 25, распределяются между продуктами «А» и «Б» пропорционально прямой заработной плате, т.е. в пропорции 1:2. Общепроизводственные расходы в сумме 30 тыс. руб. отнесены на продукцию «А», 60 тыс. руб. – на продукцию «Б».
Общехозяйственные расходы как периодические прямо списываются на себестоимость в сумме – 120 тыс. руб.
Себестоимость единицы продукции составит исходя из того, что на производство готовой продукции затрачено 130 тыс. руб. и половина из них – 65 тыс. руб. – себестоимость готовой продукции, а произведено всего 10 единиц – 6,5 тыс. руб. (65000:10). В незавершенном производстве останется продукции «А» на сумму 65 тыс. руб.
Аналогично проведя расчеты по изделию «Б» получим себестоимость единицы продукции «Б» – 130:15=8,7 тыс. руб. Незавершенное производство по изделию «Б» оценивается в 130 тыс. руб.
Себестоимость всей готовой продукции – 195 тыс. руб. (65000+130000) Это переменная себестоимость. На счете 46 сформировался первый финансовый показатель – маржинальный доход; он равен 400000–195000=205000. После того как спишутся общехозяйственные расходы, на счете 46 образуется второй показатель – прибыль, т.е. разница между маржинальным доходом и постоянными издержками. Прибыль равна 205000–120000=85000.
Готовой продукции на складе нет, запасы будут представлены лишь незавершенным производством, общий размер которого составит: 65000+130000=195000 руб.
Учет по полной себестоимости будет отличаться тем, что в калькулировании будут учитываться все расходы, включая и постоянные. Между продуктами А и Б помимо общепроизводственных будут распределяться и общехозяйственные расходы. База распределения – прямая заработная плата, пропорция распределения 1:2. Тогда на продукцию А относится 40 тыс. руб. общехозяйственных расходов, на продукцию Б – 80 тыс. руб. Дебетовый оборот по сч. 20-А с учетом прямых и общепроизводственных расходов составит 170 тыс. руб.; из них половина – стоимость готовой продукции, а половина останется в незавершенном производстве. Следовательно 10 единиц готовой продукции А оценивается в 85 тыс. руб., т.е. себестоимость единицы – 8,5 тыс. руб. По продукции Б получим себестоимость единицы, путем проведения аналогичных расчетов – 11,3 тыс. руб.
Себестоимость всей готовой продукции – 255 тыс. руб. (85000+170000). Операционная прибыль составит: 400000–255000=145000 руб.
Себестоимость запасов незавершенного производства составит 255 тыс. руб. (А-85 тыс. руб., Б-170 тыс. руб.) (таблица 1)
Оценка себестоимости, прибыли и запасов при учете переменных (метод «директ-костинг») и полных затрат, тыс. руб.
Таблица 1.
Показатели | Учет переменных затрат | Учет полных затрат |
Себестоимость единицы продукции: А Б Оценка запасов Прибыль | 6,5 8,7 195,0 85,0 | 8,5 11,3 255,0 145,0 |
Система «стандарт-кост» как продолжение нормативного метода учета затрат.
Системы «стандарт-кост» заключается в том, что учет вносится то, что должно произойти, а не то, что произошло, учитывается не сущее, а должное, и обособленно отражаются возникшие отклонения. Основная задача, которую ставит перед собой данная система, – учет потерь и отклонений в прибыли предприятия.
Метод «стандарт-кост» заключается в разработке стандартов, предварительном составлении стандартных калькуляций, управленческом учете фактических издержек и отклонений от стандартов, систематизированных как совокупность. Принципиальным моментом применения является также то, что в его рамках не проводится полное распределение всех накладных издержек на себестоимость произведенной продукции. Стандарт представляет собой твердую норму расхода ресурсов для изготовления калькуляционной единицы.
В рамках «стандарт-кост» нормативные затраты на производство единицы продукции состоят из следующих элементов:
– нормативная цена единицы материалов;
– нормативное количество материала;
– норматив времени на единицу продукции;
– нормативная ставка оплаты труда;
– нормативный коэффициент переменных общепроизводственных расходов;
– нормативная величина постоянных общепроизводственных расходов.
Метод «стандарт-кост» предполагает определение фактической себестоимости на основе оценки издержек, установленных стандартами, а не на основе учета фактических издержек. Его основная цель заключается в определении отклонений по элементам стандартных издержек, проведении анализа причин их возникновения с целью использования инструментов управленческого учета для их минимизации и корректировки применяемых стандартов.
В начале анализируются причины возникновения отклонений по нормативным издержкам, затем причины, приведшие к возникновению отклонений фактических трудозатрат и накладных издержек от их стандартных значений.
Методику расчета и анализа отклонений в рамках применения метода «стандарт-кост» на конкретном.
ООО «Эксперт Плюс» выпускающий вид продукции, имеются следующие данные.
Бюджет издержек на производство продукции в соответствии со стандартами | Отчет об исполнении бюджета | ||
Статья издержек | Величина показателя | Статья издержек | Величина показателя |
Объем продаж, ед. | 10 | Объем продаж, ед. | 8 |
Цена единицы продукции | 300 | Цена единицы продукции | 320 |
Основные материалы – всего, в том числе: материал А (50 кг.*2 руб.) материал Б (40 кг.*5 руб.) | 100 200 | Основные материалы – всего, в том числе: материал А (44 кг.*2,5 руб.) материал Б (45 кг*4 руб.) | 290 110 180 |
Оплата труда основных производственных рабочих (100 ч*5 руб.) | 500 | Оплата труда основных производственных рабочих (95 ч*6 руб.) | 570 |
Накладные издержки- всего, в том числе: переменная часть постоянная часть | 1500 400 1100 | Накладные издержки- всего, в том числе: переменная часть постоянная часть | 1300 300 1000 |
Всего издержек | 2300 | Всего издержек | 2160 |
Себестоимость ед. продукции | 230 | Себестоимость ед. продукции | 270 |
Отклонения возникли по всем видам издержек. При использовании материальных ресурсов было допущено отклонение по их цене и количеству потребления в процессе производства продукции. Т.к. в рамках метода «стандарт-кост» стандартная стоимость на материальные ресурсы зависит от двух факторов: стандартного расхода материалов и стандартной цены, анализ и расчет выявленных отклонений необходимо производить с учетом этих факторов.
Аналогичным образом, используя специальные формулы, при использовании метода «стандарт-кост» рассчитываются отклонения по всем статьям издержек. В результате получают либо перерасход либо экономию и проводят анализ результатов, делая определенные выводы.
Показанный в выше приведенном примере по факторный анализ отклонений, проводимый в рамках метода калькулирования себестоимости «стандарт-кост», подтверждается его эффективность в качестве инструмента оперативного контроля и планирования издержек организации, позволяющего своевременно устранять причины неблагоприятных отклонений.
Заключение
В курсовой работе была изложена информация о современных, применяемых в отечественной практике методах, видах учета затрат и калькулирования себестоимости.
Успех развития любого предприятия не зависимо от сферы деятельности и формы собственности зависит от рационального управления издержками: контроля за их расходом, анализ перерасхода по сравнению с предыдущими периодами, сметами или прогнозами, а также выявление возможных резервов экономии. Анализ издержек помогает выяснить их эффективность, установить не будут ли они чрезмерными, проверить качественные показатели работы, правильно установить цены, регулировать и контролировать расходы, планировать уровень рентабельности и прибыли.
Учет затрат на предприятии ведется определенным методом, который предприятие выбирает самостоятельно учитывая особенности своей деятельности и закрепляется в учетной политике.
Существуют различные методы учета затрат и калькулирования. В работе описаны современные методы, которые в настоящее время используют в отечественной практике. Сделан вывод по каждому методу о его недостатках и преимуществах. Описано практическое применение, рассмотренное на конкретном производстве ООО «Эксперт Плюс». От выбора определенного метода учета затрат зависит размер себестоимости, так как она различно рассчитывается по каждому методу.
Можно сделать вывод из описанной в работе информации о том, что наиболее рациональными, применимыми к современным условиям хозяйствования являются: метод учета затрат «стандарт-кост» и «директ-костинг». Так как именно эти методы позволяют решить задачу предотвращения неоправданных затрат. Учет затрат при использовании данных методов сосредотачивается не на конечном продукте производства, а непосредственно на производственном процессе.
Список использованной литературы
1. Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 30 июня 2003 г.
2. Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» ПБУ 1/98.
3. Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ от 29 июля 2003 г
4. Положение по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99.
5. Бычкова С.М. Новый подход к калькуляции себестоимости: опыт развитых стран. - 2008 г.
6. Безруких П.С. Учет затрат и калькуляция себестоимости в промышленности.- 2007 г.
7. Васин Ф.П. О методах учета затрат по производству. – 2008 г.
8. Кондраков Н.П. Бухгалтерский учет: Учебное пособие. 2009 г.
9. Луговой В.А. Организация учета затрат на производство – 2007г.
10. Николаева С.А. Особенности учета затрат в условиях рынка. – 2007г.
11. Памей В.Ф. Основы калькулирования. – 2006 г
12. Стуков С.А. Современные методы калькулирования себестоимости.– 2009 г.
13. Широбоков В.Г., Калимбет В.В., Волкова И.Н., Воробьев С.В. Бухгалтерский учет в условиях автоматизированной обработки информации.– 2008 г.
14. Ярмоленко В.П. Учет производственных потерь. – 2009 г.
39
[1] (в ред. Приказов Минфина РФ от 30.12.1999 N 107н,
от 30.03.2001 N 27н, от 18.09.2006 N 116н, от 27.11.2006 N 156н,
от 25.10.2010 N 132н, от 08.11.2010 N 144н)
[2] Васин Ф.П. О методах учета затрат по производству – 2008 г
[3] ПБУ 10/99
(в ред. Приказов Минфина РФ от 30.12.1999 N 107н,
от 30.03.2001 N 27н, от 18.09.2006 N 116н, от 27.11.2006 N 156н,
от 25.10.2010 N 132н, от 08.11.2010 N 144н)
[4] (в ред. Федеральных законов от 23.07.1998 N 123-ФЗ,
от 28.03.2002 N 32-ФЗ, от 31.12.2002 N 187-ФЗ,
от 31.12.2002 N 191-ФЗ, от 10.01.2003 N 8-ФЗ,
Таможенного кодекса РФ от 28.05.2003 N 61-ФЗ,
Федеральных законов от 30.06.2003 N 86-ФЗ,
от 03.11.2006 N 183-ФЗ, от 23.11.2009 N 261-ФЗ,
от 08.05.2010 N 83-ФЗ, от 27.07.2010 N 209-ФЗ,
от 28.09.2010 N 243-ФЗ, от 28.11.2011 N 339-ФЗ
[5] Стуков С.А. Современные методы калькулирования себестоимости.– 2009 г.
[6] Стуков С.А. Современные методы калькулирования себестоимости.– 2009 г.
[7] Луговой В.А. Организация учета затрат на производство – 2007г.
[8] Безруких П.С. Учет затрат и калькуляция себестоимости в промышленности. 2007 г.
[9] Бычкова С.М. Новый подход к калькуляции себестоимости: опыт развитых стран. – 2008 г
[10] Васин Ф.П. О методах учета затрат по производству – 2008г
[11] Николаева С.А. Особенности учета затрат в условиях рынка. – 2007г.
Информация о работе Система учета затрат и калькулирования себестоимость продукции