Совершенствование институциональных механизмов обеспечения качества аудита: саморегулируемые организации аудиторов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2014 в 05:06, курсовая работа

Краткое описание

Данная тематика чрезвычайно актуальна, так как каждый аудитор должен осознавать, что его профессиональные действия, решения, мнения должны соответствовать этическому кодексу — в противном случае его профессионализм, честность и правдивость могут быть подвергнуты сомнению. Российский аудит, как профессиональная деятельность высокой квалификации, нуждается в утвержденном документе, в котором доступно были бы утверждены этические положения, стандарты в теории и практике поведения профессионального аудитора, таким документом стал профессиональный кодекс этики и поведения аудитора.

Содержание

Введение …………………………………………………………………...2
1.Этика поведения и история Кодекса профессиональной этики аудитора ………………………………………………………………………......4
1.1.Общие этические требования, предъявляемые к аудитору ресурс аудитора…………………………………………………………………………...4
1.2.Некоторые проблемы оценки качества аудита: поведенческий аспект ……………………………………………………………………………………..7
1.3.История разработки и принятия Кодексов профессиональной этики аудиторов………………………………………………………………………...12
2.Кодекс профессиональной этики аудиторов России: роль и место в системе регулирования аудиторской деятельности…………..........................17
2.1.Структура Кодекса профессиональной этики от 12.06.20013г…....17
2.2.Роль Кодекса и его место в системе регулирования аудиторской деятельности…………………………………………………………………….23
3.Совершенствование институциональных механизмов обеспечения качества аудита: саморегулируемые организации аудиторов……………….26
3.1.Федеральный закон 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» о Кодексе профессиональной этики аудиторов………………………………....26
3.2.Роль саморегулируемых организаций в совершенствовании качества аудита ………………………………………………………………....28
Заключение……………………………………………………………….33
Список используемой литературы………………

Вложенные файлы: 1 файл

кодекс этики аудитора.doc

— 177.50 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение …………………………………………………………………...2

1.Этика поведения и история  Кодекса профессиональной этики аудитора ………………………………………………………………………......4

1.1.Общие этические требования, предъявляемые к аудитору ресурс  аудитора…………………………………………………………………………...4

          1.2.Некоторые проблемы оценки качества аудита: поведенческий аспект ……………………………………………………………………………………..7

1.3.История разработки и принятия Кодексов профессиональной этики аудиторов………………………………………………………………………...12

2.Кодекс профессиональной этики аудиторов России: роль и  место в системе регулирования аудиторской деятельности…………..........................17

2.1.Структура Кодекса профессиональной этики от 12.06.20013г…....17

2.2.Роль Кодекса и  его место в системе регулирования аудиторской деятельности…………………………………………………………………….23

3.Совершенствование институциональных механизмов обеспечения качества аудита: саморегулируемые организации аудиторов……………….26

3.1.Федеральный закон 307-ФЗ «Об  аудиторской деятельности» о Кодексе профессиональной этики аудиторов………………………………....26

3.2.Роль саморегулируемых организаций  в совершенствовании   качества  аудита ………………………………………………………………....28

Заключение……………………………………………………………….33

          Список  используемой литературы………………………………............35

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Усиленный контроль и надзор — специфика аудиторской деятельности. Уже на этапе вступления в этот бизнес каждый должен отчетливо понимать свою общественно значимую задачу. Аудитор призван поднимать уровень учета, делать его прозрачным, доступным для собственников, общества и государства, выступать гарантом объективности оценки состояния аудируемой организации для инвесторов. Аудит помогает бороться с коррупцией, с незаконным присвоением имущества и легализацией доходов, нажитых преступным путем, давать акционерам предварительный сигнал о возможном банкротстве организации и т. д. Аудитор защищает интересы общества и вместе с тем принимает на себя определенные обязательства перед ним. В этом и заключаются основные публичные функции аудитора.

Для повышения уровня ведения аудиторской деятельности в России постоянно совершенствуется регулирующее законодательство, корректируется в зависимости от меняющихся условий, которые диктует мировое сообщество.

Поэтому целью данной работы является рассмотрение законодательных основ аудиторской деятельности, а так же подробное рассмотрение основных положений документа, регулирующего нормы профессионального поведения аудиторов в России,  а в частности – Профессиональный кодекс этики аудиторов.

Данная тематика чрезвычайно актуальна, так как каждый аудитор должен осознавать, что его профессиональные действия, решения, мнения должны соответствовать этическому кодексу — в противном случае его профессионализм, честность и правдивость могут быть подвергнуты сомнению. Российский аудит, как профессиональная деятельность высокой квалификации, нуждается в утвержденном документе, в котором доступно были бы утверждены этические положения, стандарты в теории и практике поведения профессионального аудитора, таким документом стал профессиональный кодекс этики и поведения аудитора.

Новые стандарты предъявляют более жесткие требования к проведению аудиторской проверки и выдаче заключений, что придает аудиторскому заключению большую объективность и достоверность. Появление новых требований объясняется еще и тем, что российские стандарты аудиторской деятельности постепенно приближаются к международной системе.

Что же касается утверждения модели профессионального поведения аудитора, то на настоящий момент аудиторы России имеют возможность использования третьей версии Кодекса этики, что говорит о том, что деятельность по регулированию нормативных документов не стоит на месте, она совершенствуется и развивается вместе с аудитом как видом профессиональной деятельности.

Была проведена огромная работа для разработки данного документа, в котором подробно изложены профессиональные аспекты поведения аудитора для соответствия его своему званию, а также способы достойного выхода из трудных ситуаций.

Разбирая, отдельные элементы системы нормативно-правого регулирования аудиторской деятельности, в данной работе будет, рассмотрено основное содержание нововведений закона 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности», которое было направлено на упрочение стабильности рынка аудиторских услуг и повышение его качества, что, безусловно, положительно повлияло на развитие экономики государства. Попробуем  определить роль саморегулируемых организаций  в системе качества аудита, а так же показать сущность профессии аудитора и раскрыть причины, которые не позволяют устранить влияние иррациональных факторов или предубеждений при соблюдении действующего кодекса профессиональной этики, который  и является предметом исследования данной работы.   

 

 

  

1. ЭТИКА ПОВЕДНИЯ И ИСТОРИЯ КОДЕКСА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ЭТИКИ АУДИТОРА

1.1. Общие этические требования, предъявляемые к аудитору –  ресурс аудитора 

 

Этика поведения – свод неписанных правил. Но большая часть профессиональных сообществ отдаёт предпочтение прописным истинам. Международные и российские объединения аудиторов, бухгалтеров, специалистов фондового рынка, как правило, имеют профессиональные этические кодексы. Для разработки профессиональной этики используются положения общей этики. Этика — область философии, которая занимается регулярным изучением проблем человеческого выбора, представлений о хорошем и плохом, которыми человек руководствуется, и смысла, который, в конечном счете, имеет. Оказание аудиторских услуг на самом высоком профессиональном уровне невозможно без соблюдения профессиональной этики, под которой следует понимать систему норм нравственного поведения человека, определенной профессии, общественной или профессиональной группы.

Для того чтобы более детально подойти к вопросу о профессиональной этике и поведении аудитора, надо разобраться в том, кто же такой аудитор в современной интерпретации, и какими специфическими особенностями должны обладать современные  специалисты?

В настоящее время в России уделяется большое внимание государственной кадровой политике. Центральное место в ней занимает обеспечение кадрами системы государственного финансового контроля. Деятельность специалистов в этой сфере, одними из которых являются аудиторы, считается интеллектуальной, ответственной, компетентной и высокопрофессиональной.

На сегодняшний день, аудитор - это физическое лицо, которое обладает квалификационным аттестатом и входит в одну из саморегулируемых организаций аудиторов. Проведение аудиторских проверок и оказание иных аудиторских услуг на высоком уровне требует от такого специалиста ряда профессиональных качеств. Во-первых, это профессиональная компетентность, которая заключается в наличии огромного объема знаний в области бухгалтерского учета, гражданского права и прочих смежных отраслей юриспруденции, в постоянном изучении часто меняющейся законодательной базы. Во-вторых, добросовестное отношение к своей работе, которое обеспечивает гарантию того, что все услуги, оказываемые аудиторами, будут выполняться в соответствии с требованиями общепринятых стандартов.

Можно сказать, что в этой профессии профессиональные качества совпадают с личностными качествами. Профессиональный аудитор должен быть внимательным, усидчивым и проявлять должную тщательность при осуществлении своих обязанностей. Также он должен быть аккуратным, так как обязан обеспечить сохранность документов, получаемых в ходе проверки. Особенно хотелось бы отметить такие качества, как независимость, беспристрастность и честность. Именно эти качества, поддерживают высокую репутацию профессии и приверженность аудитора профессиональному долгу.

Аудитором может быть только тот специалист, который имеет высшее экономическое или юридическое образование, а также достаточный практический опыт работы в качестве аудитора или бухгалтера, экономиста, ревизора. Этот специалист должен глубоко и всесторонне разбираться в различных вопросах, связанных с деятельностью проверяемого предприятия, обладать достаточно широким кругозором в области экономики и финансов. Аудиторы защищают интересы бухгалтеров, которые за текущими делами не успевают отследить все законодательные изменения и тем более воплотить их в учете. Поэтому такой специалист должен быть, прежде всего, подсказчиком, советчиком, от которого руководители ждут рекомендаций, как лучше спланировать и организовать дело. Аудитор должен выступать в роли не строгого ревизора, а заботливого педагога, который вовремя подскажет, поможет, с тем, чтобы не допустить необоснованных финансовых потерь в виде штрафов, пени, несвоевременных платежей.

Конечно, в профессии аудитора особую роль играют этические принципы, среди которых важное место занимают объективность и независимость. Например, аудитор должен отказаться от такой проверки предприятия, при которой нарушатся эти принципы, - так бывает в случае, если руководство предприятия находится в тесных родственных связях с аудитором. При этом величина гонорара не должна влиять на принимаемое решение. Аудитор должен заботиться в первую очередь о качестве предоставляемых услуг, а во вторую - о размере своего гонорара. Другой пример соблюдения этических принципов - когда любая (коммерческая, служебная) информация, ставшая доступной аудитору, не может разглашаться без специального на то разрешения компании.

Другим важным требованием является компетентность. Принимая обязательство оказать определенные профессиональные услуги, аудитор должен быть уверен в своей компетентности в данной области, обладать необходимым объемом знаний и навыков, с тем, чтобы добросовестно и профессионально выполнить обязательства, гарантировать клиенту аудиторские услуги, основанные на современных методиках с использованием всех, в том числе новейших, нормативных актов.      Специалист в области аудита должен соблюдать конфиденциальность информации (он несет ответственность за сохранение конфиденциальной информации своими помощниками и всем персоналом фирмы) и налогового законодательства. При оказании профессиональных услуг в области налогообложения аудитор руководствуется интересами клиента. При этом он обязан соблюдать налоговое законодательство и не должен способствовать фальсификациям с целью уклонения клиента от уплаты налогов и обмана налоговой службы. Среди других требований: доброжелательное отношение к другим аудиторам, лояльность по отношению к аудиторской фирме, соответствующее отношение к средствам массовой информации, соблюдение положений о несовместимости действий аудитора.

Что касается этических норм поведения аудитора иностранном государстве, то они остаются неизменными. Например, для обеспечения качества профессиональных услуг, оказываемых в другом государстве, аудитор обязан знать и применять в своей работе международные аудиторские стандарты и стандарты, действующие в этом государстве.

Среди главных личностных качеств аудитора можно назвать обязательность, сосредоточенность, ответственность, исполнительность, аккуратность, эмоционально-волевую устойчивость, вежливость, коммуникабельность, настойчивость, усидчивость, терпение, требовательность к себе и другим, честность, умение хранить коммерческую тайну и ряд других.

 

     1.2.Некоторые проблемы оценки качества аудита: поведенческий аспект

 

     Традиционность экономической  модели предполагает, что аудитор, принимающий решение, действует  рационально, т.е. осведомлен обо  всех имеющихся альтернативах, формирует  ожидания относительно любых  неизвестных величин, имеет ясные  предпочтения и выбирает свои действия осознанно после некоторого процесса оптимизации.

     Однако нобелевский  лауреат Дж.Канеман совместно  с А.Тверски показал, что люди  неспособны к полному анализу  в сложных ситуациях, когда будущие  последствия принятия решений  являются неопределенными. Вместо этого они демонстрируют поведение, при котором останавливают свой поиск лучших альтернатив, найдя вариант, удовлетворяющий их уровень притязаний. Они также не обладают знанием совокупности статистических методов и приемов, необходимых для рационального выбора.

     При осуществлении  профессиональной деятельности  аудитор должен руководствоваться  общими этическими принципами, изложенными  в Кодексе этики профессиональных  аудиторов.

     Аудитор должен постоянно  стремиться поддерживать свою  деловую     репутацию, поскольку она дает ему возможность устанавливать повышенную цену на свои профессиональные услуги. В действительности же многочисленные исследования в области поведенческих аспектов  создают мрачную картину в отношении способности аудиторов действовать согласно требованиям рациональности. Так, например, исследователи утверждают, что аудиторская деятельность является особенно плодотворной почвой для корыстных предубеждений.

Все предубеждения целесообразно классифицировать  по причинам, лежащим в их основе:

  • Неоднозначность. Данное предубеждение процветает везде, где есть вероятность толкования информации различными способами.
  • Привязанность. Аудиторы имеют сильные побудительные мотивы быть благосклонными к своим клиентам и, таким образом, готовы одобрять их отчетность. А как только люди свои собственные интересы начинают приравнивать к интересам другой стороны, они стремятся истолковывать любые данные в ее пользу. Таким образом, привязанность порождает предубеждение.
  • Подтверждение. Аудиторская проверка, в конечном счете, подтверждает или отклоняет данные бухгалтерского учета клиента. Другими словами, аудитор оценивает суждения, которые уже были сделаны кем-то в фирме-клиенте. Исследования показывают, что корыстные предубеждения становятся еще более сильными, когда люди подтверждают предвзятые суждения других при условии, что эти суждения сообразуются с их личными предубеждениями, по сравнению с теми случаями, когда они формируют первоначальные суждения самостоятельно.
  • Дружеские отношения. Люди обычно менее склонны наносить вред своим знакомым, чем посторонним лицам, особенно если эти знакомые состоят с ними в продолжительных деловых отношениях и приносят им прибыль. Например, увеличение числа предоставляемых клиенту сопутствующих услуг увеличивает денежный поток от клиента к аудитору, а, следовательно, и его экономическую зависимость от клиента.
  • Фактор времени. Люди обычно более чувствительны к немедленным последствиям, чем к отсроченным, особенно когда отсроченные результаты являются неопределенными. Поэтому издержки выражения положительного мнения в случае, когда необходимо было дать отрицательное, в виде возможной судебной тяжбы и защиты репутации аудиторской фирмы часто рассматриваются как весьма отдаленные и неопределенные.
  • Масштаб. Людям свойственно скрывать или оправдывать свои незначительные оплошности или недочеты.
  • Эффект якоря. Этот эффект может оказывать отрицательное влияние на эффективность аудита, если аудиторы недостаточно корректируют методику проведения проверки предыдущих лет при существенном изменении структуры рисков клиента. Так, например, аудиторы часто отводят большее количество часов на проверку, когда уровень риска увеличивается, но не сокращают эти часы, когда риск уменьшается.
  • Последовательность. Традиционная теория рационального поведения считает, что если два лица, принимающих решение, обладают одной и той же информацией, они должны прийти к одинаковому заключению независимо от последовательности, в которой были представлены различные части этой информации. «Поведенческие аспекты» напротив, утверждают, что информация обрабатывается последовательно, используя прошлые убеждения, на основе которых производятся корректировки в свете нового доказательства. При этом на заключительное суждение главным образом влияет информация, полученная в конце. Эффект последовательности имеет особенно важное значение для аудита, поскольку аудиторы часто получают информацию последовательно в ходе проверки. Вынесение суждений, которые зависят главным образом от последовательности получения информации, создает серьезную угрозу эффективности аудита.
  • Игнорирование статистических данных. Еще одно предубеждение, связано с логической ошибкой, имеющей место при использовании неуместной информации в отношении вероятности будущего события, особенно при наличии опытных статистических данных. Однако, имея эти данные, аудитор игнорирует их, полагаясь на субъективное суждение. Аналогичное игнорирование со стороны аудитора может происходить в отношении суждений бухгалтеров фирмы о вероятности возврата дебиторской задолженности, срока полезного использования основных средств.
  • Переоценка (недооценка). Предубеждение, связанное возможностью аудитора переоценивать свои способности при проведении рутинных аудиторских заданий и недооценивать свои возможности при проведении непредсказуемых и сложных заданий, например по аудиту интеллектуальных активов.
  • Приемлемость. Люди используют логику приемлемости, когда они подотчетны кому-либо, чье мнение известно и кто заинтересован в сохранении этого мнения. Эффект приемлемости заключается в том, что обработка информации становится подсознательно направленной на подтверждение мнения значимой персоны. Это приводит к поиску доказательств, поддерживающих это мнение, тогда как     доказательства, противоречащие этому мнению, оцениваются более критически и имеют меньший вес при формировании заключения.

Информация о работе Совершенствование институциональных механизмов обеспечения качества аудита: саморегулируемые организации аудиторов