Совместная отчетность: сущность и особенности составления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2014 в 13:44, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы работы обусловлена необходимостью разработки единых подходов и методов консолидации отчетности отечественных предприятий. Целью работы является практическое исследование процесса составления консолидированной отчетности и разработка рекомендаций по усовершенствованию такого процесса. Для достижения цели необходимо:
1) проанализировать сущность, принципы и методики составления сводной отчетности;
2) оценить работу объекта исследования

Содержание

Введение 3
1 Совместная отчетность: сущность и особенности составления 4
1.1 Сущность и назначение консолидированной отчетности 4
1.2 Критерии составления консолидированной отчетности 9
1.3 Принципы составления сводного (консолидированного) отчета 11
2 Практическое рассмотрение составление сводной отчетности на примере ОАО «Компания ГРАСП» 15
2.1 Краткая характеристика предприятия 15
2.2 Порядок составления консолидированной отчетности ОАО «Компания ГРАСП». Сводный баланс 20
2.3 Сводный отчет о финансовых результатах ОАО «Компания ГРАСП» 25
3 Рекомендации и пути совершенствования процесса составления сводной отчетности ОАО «Компания ГРАСП» 27
3.1 Рекомендации по организации процесса составления сводной отчетности 27
3.2 Рекомендации по использованию методик составления консолидированной отчетности 29
Заключение 31
Список использованных источников 33
Приложение А – Выписка из учетной политики 36
Приложение Б – Баланс 38

Вложенные файлы: 1 файл

2135-1.Особенности бухгалтерской отчетности на совместном предприятии по Владивостоку.doc

— 649.50 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

 

Введение

В условиях рыночных отношений  хозяйствования возрастает роль корпоративной отчетности особого вида - сводной финансовой отчетности. Методика консолидации достаточно сложная, однако, одновременно она должна быть логичной и оправданной, поскольку вытекает из экономической сущности бизнеса и роли отчетности как информационной базы для принятия решений. Это приводит к необходимости четкого нормативного регулирования условий составления сводной отчетности. Теория и практика составления консолидированной отчетности в разных странах существенно отличаются по причинам неодинаковой степени распространения консолидированной финансовой отчетности, различных подходов к пониманию категории «группа компаний» с точки зрения консолидации, неодинаковых объемы информации, публикуемых компаниями, различные методы консолидации.

Актуальность темы работы обусловлена необходимостью разработки единых подходов и методов консолидации отчетности отечественных предприятий. Целью работы является практическое исследование процесса составления консолидированной отчетности и разработка рекомендаций по усовершенствованию такого процесса. Для достижения цели необходимо:

1) проанализировать сущность, принципы и методики составления сводной отчетности;

2) оценить работу объекта исследования;

3) рассмотреть процесс и методику составления финансовой отчетности на предприятии;

4) разработать рекомендации по совершенствованию такого процесса.

Объектом исследования работы является  ОАО «Компания ГРАСП». Предмет исследования: процесс составления консолидированной отчетности предприятия. Информационная база представленная финансовыми отчета предприятия, методологическая база – МСФО, постановлениями РФ.

 

1 Совместная отчетность: сущность и особенности составления

1.1 Сущность и назначение консолидированной отчетности

Впервые консолидированная  отчетность появилась в США в начале XX века, когда характерной особенностью экономического развития того периода стали слияния, приобретения одних предприятий другими и формирование в результате таких процессов экономических гигантов.

В 1901 году американской компанией Дж. П. Моргана «United States Steel Company» было подготовлено и представлено консолидированный бухгалтерский отчет [25, c. 84].

Однако, несмотря на выше указанный фактор, представление  консолидированной отчетности стало реальным лишь с принятием национальных стандартов бухгалтерского учета, в частности стандарта «Консолидированная финансовая отчетность».

К этому моменту группы предприятий, связанных между собой  системой участия, составляли сводную  отчетность по традиционной методике с использованием элементов консолидации.

Консолидированная бухгалтерская  отчетность – это упорядоченная  система показателей, которая отражает финансовое состояние групп взаимосвязанных предприятий на конкретную отчетную дату, а также финансовые результаты по отчетному периоду.

Другими словами, консолидированная, или сводная, бухгалтерская отчетность составляется не по одной организации, а по целой группе юридически и экономически связанных организаций, из которых каждая – это самостоятельное юридическое лицо.

Консолидированные отчеты – это способ группирования и отражения общих данных по группе предприятий. Но исходя из того, что единой методики составления таких отчетов нет, достаточно часто информация между разными группами предприятий не может быть использована для общего анализа.

Вопрос консолидации занимают должное место в системе  международных стандартов финансовой отчетности (МСФО) [3, c. 208]. Рассмотрим основные стандарты, имеющие отношение к консолидации финансовой отчетности в таблице  1.1

Таблица 1.1 – Международные стандарты по проблемам консолидированной отчетности

Наименование 

Основные проблемы

МСФО 27 «Консолидированная и отдельная финансовая отчетность « (заменил МСФО 27 «Консолидированная финансовая отчетность и учет инвестиций в дочерние предприятия «)

определено понятие группы, контроля внутри группы, а также критерии, согласно которым компании могут считаться материнскими и дочерними. Описаны основные принципы и порядок консолидации, раскрытие информации в консолидированной отчетности и требования к отдельной финансовой отчетности материнской компании

МСФО 3 «Объединение бизнеса» (заменил МСФО 22 «Объединение компаний»)

отражены требования к раскрытию финансовой информации о полной консолидации, включая как общие требования, так и специфические требования для приобретения и слияния

МСФО 28 «Учет инвестиций в ассоциированные компании»

раскрыто совместной деятельности предприятия (когда две и более стороны осуществляют экономическую деятельность, подлежащую совместному контролю) и рассмотрены инвестиции в ассоциированные компании (предприятия, не являющиеся ни дочерними, ни общими, но на деятельность которых инвестор осуществляет существенное влияние). Соответственно данные объединения также составляют консолидированную отчетность

МСФО 12 «Налог на прибыль»

 

 

отражены механизм уплаты налогов материнской компанией и ее дочерними предприятиями


 

Консолидированная бухгалтерская  отчетность группы предприятий объединяет бухгалтерскую отчетность главного предприятия или организации и всех ее дочерних предприятий, а кроме этого включает в себя все данные о зависимых обществах. При этом главная организация выступает по отношению к дочерним в роли основного общества (или товарищества), по отношению к зависимым же – как некое преобладающее (или участвующее) общество. Но и дочернее и зависимое общество являются юридическими лицами. Хозяйственное общество является дочерним [12, c. 128], в том случае, когда другое (основное, по отношению к нему) хозяйственное  товарищество или общество в силу его преобладающего участия в уставном капитале, или по заключенному между ними договором может принимать решения такого общества.

Зависимым признается хозяйственное  общество, согласно п.1 ст.106 ГК РФ, в  том случае, если другое (преобладающее) общество имеет в наличии больше, чем 20% его уставного капитала.

Устанавливается порядок  предоставления сводной отчетности Методическими рекомендациями, которые утверждены по приказу МФ РФ от 30.12.96 №112 (с 01.01.2013 г. – Приказом МФ РФ от 14.09.2012 № 126 Н).

Эти рекомендации разработаны в полном соответствии с п.91 действующего «Положения о ведении бухгалтерского учета и отчетности», в котором сказано о том, что при наличии у какой-то организации дочерних и зависимых обществ, кроме собственного бухгалтерского отчета должна составляться также консолидированная бухгалтерская отчетность, которая включает показатели отчетов всех таких обществ, в порядке, установленном Министерством Финансов РФ.

Поэтому можно обобщить, что бухгалтерская отчетность дочернего  общества будет включена в сводную бухгалтерскую отчетность в том случае, если головная организация:

  1. имеет более 50% голосующих акций АО, либо более 50% уставного капитала ООО;
  2. определяет решения, которые принимаются дочерним обществом,         согласно договору, заключенному между головной организацией и этим         обществом;
  3. имеет какие-то иные способы определения всех решений, которые принимаются дочерним обществом.

Данные о зависимом  обществе, в свою очередь, будут включены в сводную отчетность в том случае, если головная организация имеет больше, чем 20% голосующих акций АО, либо больше 20% уставного капитала ООО.

Сводная (или консолидированная) отчетность не составляется в том  случае, если:

  1. предполагается только временный контроль, поскольку дочернее предприятие приобреталось с целью продажи скорой перепродажи;
  2. дочернее предприятие ведет работу в строгих ограничениях, которые снижают возможность передачи его фондов к материнской компании;
  3. головная организация неспособна определять решения, которые принимаются дочерним обществом;
  4. дочернее предприятие является незначительным для всей группы;
  5. даже несколько совместно взятых дочерних предприятий не будут занимать важного места в группе;
  6. деятельность у дочернего предприятия значительно отличается от деятельности остальных предприятий группы (это нарушит концепцию достоверной оценки);
  7. очень высока стоимость (или значительна временная задержка)  представления документов и другой информации, которые необходимых для консолидации.

Во всех этих случаях  стоимостная оценка степени участия  головной организации в зависимой организации будет отражаться в консолидированной отчетности в том порядке, который установлен для отражения финансовых вложений. Подлежит раскрытию каждый такой случай и в пояснениях к сводной отчетности, с обязательным указанием:

  1. полного наименования зависимого общества;
  2. места его государственной регистрации (или места постоянного проведения хозяйственной деятельности);
  3. величины уставного капитала, с указанием доли участия в нем главной организации;
  4. доли всех голосующих акций, принадлежащих головной организации,  если она отлична от доли участия;
  5. финансовых показателей дочернего общества.

Дочернее общество, которое  само выступает в роли головной организации к своим собственным дочерним обществам, может и не составлять консолидированную бухгалтерскую отчетность (за исключением тех случаев, когда ведет хозяйственную деятельность вне Российской Федерации), если:

  1. 100% от голосующих акций или от уставного капитала принадлежат организации, не требующей составления консолидированной бухгалтерской отчетности;
  2. более 90% голосующих акций (или уставного капитала) относятся к другой головной организации, а остальные акционеры не требуют составления консолидированной бухгалтерской отчетности.

Главная организация  может и не составлять сводную бухгалтерскую отчетность, в том случае, если у нее имеются только зависимые общества. Каждый конкретный такой случай нужно раскрывать в пояснениях к бухгалтерской отчетности главной организации.

В законодательстве РФ понятия  сводной и консолидированной  отчетности считаются синонимами, несмотря на то, что сводная отчетность составляется по одному юридическому лицу на основании имеющихся отчетных данных всех его подразделений и филиалов, являющихся балансовыми, но не являющихся отдельными юридическими лицами даже при наличии зависимых и дочерних обществ. Кроме этого, составление консолидированной годовой бухгалтерской отчетности делается путем суммирования по строчкам соответствующих данных, которые отражены в формах годовой бухгалтерской отчетности отдельных организаций.

Консолидированная бухгалтерская  отчетность имеет цель – показать инвесторам конкретные финансовые результаты хозяйственной деятельности группы связанных предприятий, которые юридически самостоятельны, но фактически являются одним хозяйственным организмом. Главная потребность в составлении консолидированных отчетов – это возможность элиминирования отдельных показателей тех предприятий, которые входят в группу, для исключения повторного их счета в итоговом отчете всей группы.

Так что сводная отчетность составляется по одному собственнику (либо для статистического обобщения данных), а консолидированная –  по нескольких собственниках совместно контролируемого ими имущества. Согласно нормативным документам Министерства финансов РФ образования, имеющие дочерние организации, составляют и представляют в общеустановленном порядке помимо собственного бухгалтерского отчета также консолидированную отчетность, включающую показатели отчетов своих дочерних организаций, находящихся как на территории РФ, так и за рубежом.

1.2 Критерии составления консолидированной отчетности

 

Составление консолидированной  отчетности является обязательным для  хозяйственных субъектов, имеющих  дочерние предприятия. Критерии необходимости представления консолидированной финансовой отчетности материнским предприятием группы являются:

  1. наличие контроля над дочерним предприятием;
  2. экономическая совместимость. Предполагается, что деятельность дочернего предприятия связана либо сходна с деятельностью головной компании. Так, например, предприятие-изготовитель и банк не удовлетворяющих требованиям совместимости, а потому их отчеты не подлежат консолидации.

В зарубежных странах  дочернее предприятие - это то, акциями  которого владеет главное предприятие (не обязательно контрольный пакет).

Чтобы сгладить разногласия с требованиями по консолидации отчетности стран-участниц ЕС, 7-й Директиве ЕС был принят ряд блоков условиях, когда

возникает необходимость  представления консолидированной  отчетности:

  1. право большинства голосов;
  2. контроль над Советом директоров;
  3. контроль на основе контракта;
  4. контроль де-факто по назначению Совета директоров;
  5. процент участия с доминирующим влиянием или объединенное управление;
  6. горизонтальные группы;
  7. право большинства голосов.

Рассмотрим каждое из выше перечисленных условий более подробно. И так, условие права большинства голосов состоит в том, что материнское предприятие составляет консолидированный отчет с дочерней компанией, если оно обладает большинством прав голоса ее акционеров или членов. Это положение базируется на полномочиях одного акционерного общества контролировать право голоса другого. Таким образом, этот порядок акцентирует внимание на тех акциях, которые могут иметь право голоса.

Информация о работе Совместная отчетность: сущность и особенности составления