Соременное состояние экономики россии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2012 в 15:52, курсовая работа

Краткое описание

Важно знать современное состояние экономики России. Этот вопрос является актуальным в настоящее время, так как не все мероприятия, проводимые нашим правительством, способствуют экономическому регулированию страны.

Целью работы является изложение возможных путей решения основных экономических проблем нашей страны и исследование экономической обстановки в настоящее время.

Изучение динамики экономического развития страны, происходящих при этом изменений в национальной экономике;

Влияние инфляции на экономическое состояние в стране;

Повышение уровня жизни населения и улучшение благосостояния общества;

Роль государства в регулировании экономики - основные задачи исследования.

Объектом исследования в работе является Россия, так как эта страна имеет сложную экономическую систему с неявной ролью участия в ней государства и других секторов.

Содержание

Введение 3



Глава 1. Основные понятия, определяющие экономику страны 5



1.1.Государственное регулирование экономики 5
1.2.Экономический рост: сущность и факторы 8

1.3. Инфляция, как предмет макроэкономических исследований 10

1.4.Безработица, как макроэкономический показатель 13



Глава 2. Современное состояние экономики России 15

2.1. ГРЭ и экономический рост в России 15

2.2 Инфляция в России. Антиинфляционная политика 21

2.3.Уровень безработицы в России 25



Глава3. Перспективы развития экономики России 27



3.1.Ключевые задачи и основные направления политики развития 27

российской экономики

3.2.Формирование макроэкономических условий устойчивого 29

экономического роста

Заключение 37

Список использованной литературы 39

Приложения 40

Вложенные файлы: 1 файл

РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ.doc

— 274.00 Кб (Скачать файл)

15

 

РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

                                       имени К.А.ТИМИРЯЗЕВА

 

                                              Калужский филиал

 

 

 

 

 

                      Кафедра экономики и статистики

 

 

 

 

                                          КУРСОВАЯ РАБОТА

      

     по теме: Современное состояние экономики России

 

 

 

 

                                                        Выполнил:

                                                        Студентка 25 группы

                                                        экономического факультета

                                                        Прохорова Е.В.

 

 

                                                        Проверил:

                                                        Доцент кафедры

                                                        экономики и статистики

                                                        Кузьминчук Н.А.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                        Калуга, 2007

                                       СОДЕЖАНИЕ

 

 

                                                                                                                               стр.

Введение                                                                                                                3

 

Глава 1. Основные понятия, определяющие экономику страны                      5

        

          1.1.Государственное регулирование экономики                                      5        

            1.2.Экономический рост: сущность и факторы                                       8

1.3. Инфляция, как предмет макроэкономических исследований        10

     1.4.Безработица, как макроэкономический показатель                         13

 

Глава 2. Современное состояние экономики России                                       15                               

          2.1. ГРЭ и экономический рост в России                                                 15

      2.2 Инфляция в России. Антиинфляционная политика                          21

      2.3.Уровень безработицы в России              25

 

Глава3. Перспективы развития экономики России                27

 

         3.1.Ключевые задачи и основные направления политики развития               27

                рос­сийской экономики

     3.2.Формирование макроэкономических условий устойчивого              29

          экономиче­ского роста

Заключение              37

Список использованной литературы              39

Приложения              40

 

                                                   ВВЕДЕНИЕ

 

Важно знать современное состояние экономики России. Этот вопрос является актуальным в настоящее время, так как не все мероприятия, проводимые нашим правительством, способствуют экономическому регулированию страны.

Целью работы является  изложение возможных путей решения основных экономических проблем нашей страны и исследование экономической обстановки в настоящее время.

Изучение динамики экономического развития страны, происходящих при этом изменений в национальной экономике;

Влияние инфляции на экономическое состояние в стране;

Повышение уровня жизни населения и улучшение благосостояния общества;

Роль государства в регулировании экономики - основные задачи исследования.

   Объектом исследования в работе является Россия, так как эта страна имеет сложную экономическую систему с неявной ролью участия в ней государства и других секторов.

    В качестве предмета исследования выступают такие основные проблемы России, которые являются основными показателями состояния страны и от решения которых зависит преодоление многих других социальных и экономических проблем. К таким проблемам относятся проблема экономического роста, инфляции, безработицы, а так же государственное регулирование экономики. Кроме того, эти проблемы тесно взаимосвязаны друг с другом и образуют общую проблему макроэкономической стабильности.

  При составлении работы были использованы такие источники информации, как статистические и нормативные сборники, учебники для изучения предмета в ВУЗах, а также журналы, изучающие данную тему.

  Особое внимание уделено рассмотрению вопросов ГРЭ, безработицы, экономического развития и инфляции. По причине ограниченности объема работы мало внимания уделено макроэкономическим показателям и экономическому равновесию страны.

   К методам исследования, применяемым в работе, относятся: метод научной абстракции, исторический метод, дедукция и индукция, синтез, анализ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА1. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ЭКОНОМИКУ

                                                        СТРАНЫ

 

 

                             1.1 Государственное регулирование экономики

  Государственное регулирование экономики (ГРЭ) в условиях рыночного

хозяйства представляет собой систему типовых мер законодательного,

исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых

правомочными государственными учреждениями и общественными

организациями в целях стабилизации и приспособления существующей

социально-экономической системы к изменяющимся условиям.

  В разные времена участие государства в экономических процессах в

различной мере было прямым или косвенным. В настоящем практически все

экономисты сходятся во мнении, что государство должно регулировать

экономику. В настоящее время регулирование становится более тонким,

квалифицированным, основанным на предвидении и точном прогнозировании,

планировании ситуации.

   Причины необходимости государственного регулирования экономики:

1.Невозможность успешного экономического развития без

определённости её территориального пространства.

Интересы предпринимателей, домохозяйств, любых субъектов экономических отношений реализуются в конечном итоге через потребление. А оно привязано к социальной среде, имеющей чёткую территориальную организацию. Её определённость гарантируется и обеспечивается именно государством.

2.Отладка международных связей народного хозяйства, защите положения её субъектов на мировом рынке.

Необходимость формирования и поддержания моральной, этической и психологической среды, являющейся носителем коренных целей, задач развития нации, долговременных интересов населения в целом. На определение их государством должен влиять менталитет общества, его фундаментальные духовно-социальные параметры. Оно должно обеспечивать уважение этих целей бизнесом, т.к. подавление или игнорирование их может привести как к отдельным социальным протестам, так и к неприятию экономической формации в целом большинством населения.

3.Необходимость создания баланса экономических интересов в стране. Недопустимо подчинение государства узким экономико-политическим интересам отдельной социальной группы.

4.Необходимость и однозначная полезность как бизнесу, так и домохозяйствам от динамичного развития инфраструктуры в самом широком смысле этого слова.

5.Необходимость как стабильности, преемственности, так и динамичного развития институциональной среды (нормативной базы, институтов права, систем информации, консалтинга, профессиональной экспертизы, не политизированного и высокообразованного аппарата управления и контроля и т.д.).

Главные цели государственного регулирования экономики:

1.экономическая стабильность

2.стимулирование экономического роста

3.достижение полной занятости

4. достижение экономической эффективности

5.справедливое распределение доходов, экономической свободы, экономической самообеспеченности, экономической безопасности, торгового баланса.

Существует так называемое «дерево» целей государственного регулирования экономики:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Цели государственного регулирования экономики направлены на его объекты. Объекты ГРЭ - это сферы, отрасли, регионы, а также ситуации, явления и условия социально-экономической жизни страны, где возникли или могут возникнуть трудности, проблемы, не разрешаемые автоматически или разрешаемые в отдаленном будущем, в то время как снятие этих проблем настоятельно необходимо для нормального функционирования экономики и поддержания социальной стабильности. Основные объекты ГРЭ: экономический цикл, секторальная, отраслевая и региональная структура хозяйства, занятость, денежное обращение, платежный баланс, цены, условия конкуренции, социальные отношения, социальное обеспечение, окружающая среда, внешнеэкономические связи.

 

 

1.2.Экономический рост: сущность и факторы

 

Экономическое развитие представляет собой многофакторный процесс, отражающий как эволюцию хозяйственного меха­низма, так и смену на этой основе эко­номических систем. Вместе с тем это противоречивый и трудноизмеряемый процесс, который не может происходить прямолинейно, по восходящей линии. Само развитие проис­ходит неравномерно, включает периоды роста и спада, коли­чественные и качественные изменения в экономике, положи­тельные и отрицательные тенденции. Экономическое развитие должно рассматриваться за средне- и долгосрочные периоды времени.

В связи с трудностями измерения процесса экономического развития в макроэкономике чаще всего анализируют экономи­ческий рост, хотя это лишь один из критериев экономического развития. Экономический рост есть составляющая экономического развития. Свое выраже­ние он находит в увеличении реального ВВП как в абсолютном объеме, так и на душу населения.

На макроэкономическом уровне ведущими показателями ди­намики экономического роста являются:

     рост объема ВВП или НД;

     темпы роста ВВП и НД в расчете на душу населения;

     темпы роста промышленного производства в целом, по основным отраслям и на душу населения.

Темпы экономического роста – выраженное в процентах увеличение реального объема произведенной в стране продукции за определенный период времени.

Валовый внутренний продукт (ВВП) - это сумма оплаты труда (ОТ), чистой прибыли (ЧП), потребления основного капитала (ПК) и сальдо между косвенными налогами и субсидиями (СКН).

ВВП = ОТ + ПК + СКН + ЧП

Чистая прибыль включает смешанный доход малых предприятий без четко выраженного фонда оплаты труда. ОТ включает и социальные платежи.

Сальдо косвенных налогов и субсидий - это разница между уплаченными налогами и полученными субсидиями. Различают косвенные налоги: на производство, начисляемые в зависимости от видов производственной деятельности или от объема используемых производственных факторов многократного применения и налоги на продукты и импорт, начисляемые в зависимости от объемов производства и промежуточного потребления. Примеры налогов на производство: начисления на фонд оплаты труда, плата за природоиспользование. Примеры налогов на продукты и импорт: НДС, акцизы, таможенные пошлины. Аналогичная классификация существует и для субсидий. Сумма ОТ, ПК, ЧП и сальдо налогов (и субсидий) на производство называется валовой добавленной стоимостью (ВДС). ВВП широко применяется в макроэкономических исследованиях, поскольку все данные для его расчета могут быть получены из налоговой документации, что обуславливает их полноту и достоверность.

национальный доход (НД) - это совокупный доход всех субъектов экономики (производителей, потребителей) данной страны. Различают произведенный НД, полученный в результате внутриэкономической деятельности,  распределенный НД, в состав которого также включены доходы (или убытки, со знаком минус) от экспорта, импорта и прочих внешнеэкономических операций. Распределенный НД разделяется на фонд потребления (ФП), в который включается как личное, так и общественное потребление, фонд накопления (ФН), в котором учитывается накопление, как основных производственных фондов, так и оборотных средств; фонд возмещения (ФВ), в который, кроме прямых затрат по возмещению, также обычно включают страховые платежи.

Ограниченность ресурсов имеет большое влияние на экономический рост, к ним относятся: энергетическое ограничение, экологическое ограничение, ограничение трудовых ресурсов, старая организационная структура экономики. Экономический рост определяется рядом факторов.

 

К ним обычно относят:

     труд;

     землю;

     капитал;

     предпринимательскую способность;

     научно-технический прогресс.

Так, по внешне- и внутриэкономическим элементам можно выделить внешние и внутренние факторы (например, капитал делится на поступающий в страну извне и на мобилизуемый внутри страны, а последний можно разделить на используемый внутри страны и на вывозимый за ее пределы и т.д.).

 

 

1.3. Инфляция: понятие, причины, виды

 

Инфляция- переполнение каналов обращения денежной массой сверх потребностей товарооборота, что вызывает обесценение денежной единицы и соответственно рост товарных цен. 

Это сложное социальное явление, порождаемое диспропорциями воспроизводства в различных сферах рыночного хозяйства. Инфляция представляет собой одну из наиболее острых проблем современного развития экономики во многих странах мира.

Инфляция - это повышение общего уровня цен в стране, которое возникло в связи с длительным неравновесием на большинстве рынков в пользу спроса; инфляция - это повышение общего уровня цен на товары и факторы производства. Это не означает, что повышаются обязательно все цены. Даже в периоды довольно быстрого роста инфляции некоторые цены могут оставаться относительно стабильными, а другие падать.

Главные причины инфляционного роста цен:

1. Диспропорциональность или несбалансированность государственных доходов и расходов. Эта несбалансированность выражается в дефиците государственного бюджета.

2. Финансирование инвестиций. Особенно инфляционно опасными являются инвестиции в военной области. Непроизводительное потребление национального дохода на военные цели ведет не только к потере национального богатства, но и создает дополнительный платежеспособный спрос, что ведет к росту массы без соответствующего товарного покрытия.

3. Рост “открытости" экономики страны, втягивание ее в мировые хозяйственные связи, вызывает опасность "импортируемой" инфляции. Так к примеру, скачок цен на энергоносители в 1973 г. вызвал рост цен на импортируемую нефть и далее, по технологической цепочке - на другие товары.   

4. "Инфляционные ожидания". Они особенно опасны тем, что обеспечивают самоподдерживающийся характер инфляции. Так население, живущее в условиях постоянного ожидания повышения общего уровня цен, постоянно рассчитывает на дальнейший их рост. В таких условиях трудящиеся требуют все более высокой заработной платы.

По темпам роста цен инфляцию разделяют на три типа:

1. Умеренная (ползущая) – 10% в год.  Она сопровождает развитие экономики практически всех стран. Нарастающая инфляция изменяется, следуя за экономическим циклом. Она увеличивается во время подъема и уменьшается в период спада. Однако здесь выявлена интересная закономерность: спад снижает темпы инфляции на меньшую величину, чем увеличивает их следующий за ним подъем.

2. Галопирующая от 20% до 200% в год. Она представляется ростом цен сотнями процентов в год. Контракты составляются с учетом темпов инфляции. Люди стремятся защитить свои сбережения. Обычно процесс галопирующей инфляции возникает вследствие продолжающейся необдуманной денежно-кредитной политики. Это объясняется тем, что продолжающееся повышение цен перестает стимулировать производство к дальнейшему росту, т.к. цены на ресурсы уже успели подняться, повысив издержки.

3. Гиперинфляция- 50% в месяц. Представляет собой период времени, на протяжении которого нестабильность цен становится столь значимой, что начинает доминировать в повседневной жизни, приводя к дезорганизации производства и рынка, а также перераспределяя доходы и богатство в обществе. Гиперинфляцией считается такое положение, в условиях которого годовая норма инфляции превосходит уровень 1000%. Она может проявляться в различных формах: в катастрофически высоком росте цен, когда экономика базируется на рыночных принципах, или в подавленной своей форме, которая характеризуется страшным дефицитом товаров.

К негативным последствиям инфляционных процессов относятся:

     снижение реальных доходов населения (при неравномерном росте номинальных доходов);

     обесценение сбережений населения (повышение процентов на вклады, как правило, не компенсирует падение реальных размеров сбережений);

     потеря у производителей заинтересованности в создании вещественных товаров (увеличивается выпуск товаров низкого качества, сокращается производство относительно дешевых товаров);

     усиление диспропорций между производством промышленной и сельскохозяйственной продукции;

     ограничение продажи сельскохозяйственных продуктов в силу снижения заинтересованности, в ожидании повышения цен на продовольствие;

     ухудшение условий жизни преимущественно у представителей социальных групп с твердыми доходами (пенсионеров, служащих, студентов, чьи доходы формируются за счет госбюджета).

 

 

1.4.Безработица, как макроэкономический показатель

Достижение высокого уровня занятости является одной из ключевых целей макроэкономической политики.

Реальный объем производства при котором норма безработицы находится на естественном уровне, называют естественным уровнем реального объёма производства. Член Комитета Экономических Советников при президенте США   ДЖ. Ф. Кеннеди – Артур Оукен сформулировал следующее правило: при каждом увеличении реального объёма производства на 2% сверх своего естественного уровня, норма безработицы имеет тенденцию снижаться на 1%, а при снижении реального объёма производства на каждые 2% ниже своего естественного уровня проявляется тенденция роста уровня нормы безработицы на 1% - это соотношение известно как закон Оукена.

Формула вычисления безработицы:

L-E=U     где L-рабочая сила

                       E-число занятых

                       U-безработные

Сам показатель безработицы равен  (U/L)*100

Рабочая сила составляет определенную часть от трудоспособного населения, которое в свою очередь является частью всего населения страны.

Существует много неточностей при определении уровня безработицы. Это связанно с понятиями ”неработающий” и “неспособный найти работу”. В широком смысле, к «неработающим» относится работоспособное население, по каким либо причинам не имеющее работу на данный момент, но находящиеся в поиске. А ко второй группе относится неработоспособное население.

Существует три вида безработицы:

фрикционная - незанятость, возникающая из-за того, что работнику, уволенному со своего предприятия или покинувшему его по своей воле, требуется некоторое время для того, чтобы найти новое рабочее место;

     структурная - незанятость, возникающая в том случае, если число                   свободных мест для работников определенных специальностей оказывается куда меньше, чем число безработных людей с этими специальностями;

    циклическая - незанятость, возникающая в стране, переживающей общий   экономический спад.

Есть 2 пути решения проблемы безработицы: прямой и косвенный. Прямой путь - это возрождение отечественного производства, организация новых рабочих мест во всех сферах хозяйственной деятельности. Косвенный путь - это административное или законодательное регулирование занятости, что означает:

       обеспечение правовой защищенности наёмных работников;

       использование альтернативных форм занятости;

       развитие системы страхования от безработицы.

Общее число безработных обоих типов часто называют естественным уровнем безработицы. Этот термин можно определить как уровень безработицы соответствующий ситуации макроэкономического равновесия. Естественная норма безработицы лежит в интервале от 5,5 до 6,0%.

 

 

 

 

ГЛАВА2. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ЭКОНОМИКИ РОССИИ

 

2.1. ГРЭ и экономический рост в России

Статистические показатели экономики РФ показывают ее неравномерность развития.

После дефолта 1998 г. достигнутые среднегодовые темпы экономического роста составили 7,8%. При отсчете роста к предыдущему году с темпом 7,3% в рассматриваемом десятилетнем интервале они должны были составлять 8%. Так что экономический рост по нынешним меркам недостаточен. И он необъясни­мо замедлен для восполняющей недавние утраты экономики.

В анализируемом периоде высокие среднегодовые темпы роста в промыш­ленности имели только золотодобыча (9,6%), нефтедобыча (10%), производство труб (15,2%) и синтетических смол и пластмасс (9,6%). Первичная переработка нефти увеличивалась в среднем на 3%, производство стали - на 5,4, электроэнер­гии - на 2% в год.

В аграрном секторе вызывают тревогу состояние материально-технической базы, высокие долги сельскохозяйственных товаропроизводителей, ухудшение кормовой базы животноводства; сохранялся также неэквивалентный обмен произведенной сельскохозяйственной продукции на промышленные ресурсы, используемые в сельском хозяйстве. Следствие этих причин - относительно низкие темпы роста производства продукции сельского хозяйства и отсутствие базы для их роста.(прил.1)

Среднегодовой рост грузооборота транспорта (6,6%) и грузовых перевозок (3,6%) является подтверждением низких темпов роста экономики. Наиболее тревожным фактом является малый рост электроэнергетики (2% среднегодовых). С учетом потерь в изношенной сети доставки электроэнергии потребителям ее фактический расход еще меньше. Это еще одно свидетельство низких темпов роста всех других отраслей.

Среднегодовые темпы развития промышленности в натуральной оценке составили лишь 7,4%. Они определялись опережающим ростом производства в машиностроении - 8,4%, цветной металлургии (золото) - 8,2, пищевой и топливной промышленности (нефть) - 7,8%. Нельзя не отметить, что лидиру­ющие темпы развития машиностроения не согласуются с низким использова­нием в нем производственных мощностей (42,3%). В электроэнергетике рост всего 1,08%.

Структура экономического роста свидетельствует об отсутствии даже признаков реструктуризации экономики и оживления обрабатывающих отрас­лей. Доминирование конъюнктурной составляющей (мировой цены нефти), с одной стороны, обесценивает его как объективный показатель развития экономики, а с другой - ограничивает возможности текущего пользования его благами.

За истекшие пять лет после дефолта 1998 г. экономический рост несомне­нен, но он недостаточен для удвоения ВВП к 2010 г., а следовательно, и решения основных социально-экономических задач. Незначительное улучше­ние уровня жизни населения, в том числе работников бюджетной сферы и пенсионеров, планируемые меры усиления этого процесса не имеют под собой прочной экономической базы. И в 2004 г. экономический рост снизился до 7,1%, в 2006 г.- 5,9-6, а в 2007 г. - 5,8%. Это окончательно поставило под сомнение реальность выполнения намеченной задачи.(прил.2)

Причины низких темпов развития отраслей экономики и ухудшения каче­ственных показателей объясняет анализ показателей эффективности. Сводная (обобщающая) эффективность формируется движением трех базовых ее элементов: производительность труда (использование живого труда), фондоотдача или рентабельность активов (использование прошлого труда), рентабельность продукции (расход ресурсов производства всех видов).

В нашей стране показатель производительности труда после перехода к рыночным отношениям исключен из хозяйственного практики, статистичес­кой отчетности, программ развития всех уровней. Между тем в процессе живого труда реализовывается потенциал других компонентов производства,

поэтому управление им является "приводным ремнем" максимального исполь­зования всего комплекса ресурсов производства, обнаружения и реализации резервов и сведения до минимума потерь. К тому же уровень производитель­ности труда служит объективной мерой его оплаты. Нельзя потребить больше того, что произведешь.

Оплата труда, превышающая рост производительности, возможна лишь за счет использования прибыли. В этом случае уменьшаются накопления и инвестиционная активность предприятий, а в конечном итоге - перспективы дальнейшего повышения благосостояния работников.(прил.3)

В социальной сфере величина прожиточного минимума растет быстрее (в 2006 г. темп роста составил 113%), чем реальные располагаемые денежные доходы (108%) и реальная начисленная заработная плата (111%). Средний размер начисленных пенсий лишь в 2004 г. достиг прожиточного минимума и увеличился в 2005 г. на 2%, а в 2007 г. еще на 6%. Еще 18% населения (26 млн. человек) проживает с денежными доходами ниже прожиточного минимума, т. е. в условиях нищеты. Дефицит его доходов равен 8 млрд. долл. При этом, подчер­кивая социальную несправедливость, коэффициент дифференциации доходов, и без того превышающий компромиссное значение в 2 раза, продолжает расти (14,8 раза в 2006 г.)(прил.4)

Уровень жизни в обществе таков, какова производительность труда. В нашей стране она низкая и такой же уровень жизни. Показатель ВВП на душу населения свидетельствует о степени богатства страны и ее возможности обеспечить более высокий уровень жизни. Уровень его в России в сравнении с США (100%) состав­ляет 18%; в Польше - 27; Чехии - 40; Словакии - 33; Словении - 47; Венгрии - 34; Болгарии -19. В Германии, Великобритании, Франции, Италии, Дании, Швейца­рии этот показатель находится в диапазоне 68-83%.

Условиями этого являются высокая производительность труда и большая
доля занятого населения. Смысл второго условия в том, что большая занятость
населения уменьшает долю неработающих. Так, Великобритания,
находясь на 4-м месте по производительности труда, опередила по показателю
ВВП на душу населения, определяющему уровень жизни, Францию и Италию
с низкой долей занятого населения (41 и 38%).    

Естественный вывод, который следует из полученных в исследовании результатов: выход на траекторию эффективного экономического и социаль­ного развития народного хозяйства возможен только при ускоренном осущес­твлении его инновационной реконструкции за счет внешних по отношению к ней источников. Поскольку финансовая система (банки, пенсионный и инвес­тиционные фонды, страховые компании) пока не развита, речь может идти только о непосредственном участии государства в реализации целевой установ­ки на инновационную реконструкцию отраслей экономики в сжатые сроки.

Переход на оптимальную траекторию социально-экономического разви­тия страны должен определяться долгосрочной (15 лет) стратегией. Правитель­ство ограничивается среднесрочными (на несколько лет) программами. Реальное управление сводится к годовому планированию, являющемуся основой разработки и принятия бюджета на очередной год.

Бюджет на 2007 г. в долларовом эквиваленте - 176,4 млрд. долл., т. е. на 59% больше, чем в 2005 г. Однако если в нынешнем году ожидается рост ВВП на 5,9-6%, то в будущем - только 5,8%. С другой стороны, цены за баррель нефти перевалили уже за 60 долл. (в бюдже­те - 40 долл.). Это означает дальнейшее увеличение части экономического роста, образуемой сверхдоходами от продажи нефти. В условиях ожидаемого в '"этом году снижения общего экономического роста с 7,1 до 6% составляющая реального развития отраслей (вторая часть экономического роста) может оказаться отрицательной величиной, означающей спад производства. Бюджет растет на 59%, а рост ВВП замедляется. Причина такого "роста" в свете изложенного нами очевидна - нарастающий кризис производительных сил. Даже важные дела требуют очередности решения, а очередность определяется стратегией, которой нет. Экономика разрушается под давлением абсолютно изношенных основ­ных фондов и деградировавшей в связи с этим материально-технической базой. Для ее восстановления требуются огромные средства, и они имеются в наличии.

(Извлечения из Послания Федеральному Собранию Российской Федерации от 26 мая 2004 г.)

В.В. Путин отметил, "что за четыре последних года мы перешагнули непростой, но очень важный рубеж. И впервые за долгий период Россия стала политически и экономически стабильной страной. Страной независимой - и в финансовом отношении, и в международных делах. Что само по себе неплохо.

В прошлом году темпы роста нашей экономики составили 7, 3 процента. А в первые четыре месяца этого года - 8 процентов.

Необходима взвешенная макроэкономическая политика. Нужно продолжать то, что у нас сложилось в экономике в последние годы. Политика - последовательного снижения инфляции - до 3 % в год. И создания в течение ближайших двух лет необходимых условий для обеспечения полной конвертируемости рубля. Мы знаем о принятых в этой сфере законах. Знаем, что и правительство, и Центральный банк такую задачу ставят. Но создают для себя более комфортные условия - где-то к 2007 году. Можно, вполне можно сегодня намного быстрее.

Мы также должны создать эффективную систему использования природных ресурсов. Нам нужны прозрачные, некоррупционные условия доступа к ним, например - с помощью аукционов. Надо перейти от административных разрешений к полноценным договорам - с четким определением прав и ответственности как государства, так и предпринимателей. Обеспечить предсказуемость и стабильность таких отношений.

В нефтяном секторе речь идет о диверсификации поставок нашей нефти. Такие планы хорошо известны. Это - расширение пропускной способности Балтийской трубопроводной системы, введение в действие нефтепроводов Западная Сибирь - Баренцево море, определение маршрутов с месторождений Восточной Сибири, обход проливов Босфор и Дарданеллы, интеграция нефтепроводов "Дружба" и "Адрия".

Между тем уже не первый год правительство не может определиться по приоритетам. И вопрос, прямо скажем, перезрел. Обращаю внимание, что ориентиром для принятия необходимых решений должна быть реализация общегосударственных задач, а не интересы отдельных компаний.

Что касается газотранспортной системы, то здесь надо прежде всего развивать газораспределительную сеть внутри нашей страны, включая расширение системы на восток России. В части экспорта важнейшим является строительство Северо-Европейского газопровода. Он позволит диверсифицировать экспортные потоки, напрямую связав сети России и страны Балтийского региона с общеевропейской газовой сетью.

Для России также важна модернизация дорог - не только соединяющих основные экономические центры страны, но и имеющих транзитное значение. Опорную сеть дорог надо последовательно ориентировать на интеграцию в общеевропейскую дорожную сеть и - через Транссибирский коридор - связать ее с дорожной сетью Дальневосточного региона. Другой проект - это строительство и реконструкция автомагистралей в коридоре "Север-Юг". Кое-что здесь уже делается. Нужно продолжать эту работу.

Такие проекты позволят обеспечить межрегиональные и транзитные потоки на основных направлениях международных перевозок. И что немаловажно - развивать территории, прилегающие к соответствующим магистралям.

И последнее. Мы давно говорим о платных дорогах. Полагаю, нам надо начать реализацию таких проектов по основным магистралям - разумеется, наряду с существующими бесплатными. Уже в самое ближайшее время правительство должно определить их перечень.

Нашим приоритетом остается работа по углублению интеграции на пространстве Содружества Независимых Государств. В том числе - в рамках Единого экономического пространства, Евразийского экономического сообщества. Это, без преувеличения, одно из условий региональной и международной стабильности.

Убежден, Содружество должно результативно работать на граждан наших государств. Работать - через обеспечение максимальной открытости экономик. Через устранение барьеров на пути взаимной торговли и информационных потоков, деловой и общественной инициативы, прямых человеческих контактов.

Мы заинтересованы в дальнейшей интеграции российской экономики в мировое хозяйство, включая присоединение на выгодных для нас условиях к ВТО. Усиление конкуренции на мировых рынках побуждает развитые страны наращивать поддержку своим производителям и экспортерам. МИДу России и правительству в целом нужно изыскивать более эффективные способы для увеличения российского экспорта, для надежной защиты интересов российских компаний за рубежом.

Такой подход особенно важен сейчас - когда Россия и ЕС уже непосредственно граничат друг с другом. Нужно, чтобы расширение Евросоюза сближало нас не только географически, но и экономически, и духовно. Убежден, в этом - залог успеха не только российского, но и всего европейского бизнеса. В этом - и новые рынки, и новые инвестиции. В целом - новые возможности для будущего Большой Европы.

Мы будем дальше развивать политический и экономический диалог с США и такими крупнейшими партнерами, как Китай, Индия, Япония, будем работать с другими странами. Существенным резервом развития торгово-экономических, культурных и гуманитарных связей является также приграничное и межрегиональное сотрудничество".(9)

 

 

2.2 Инфляция в России. Антиинфляционная политика

 

Рассматривая причины инфляции, экономисты проводят различие между двумя ее видами - "инфляцией покупателей" (инфляцией спроса) и "инфляцией продавцов" (инфляцией издержек). В сущности, это две, как правило, взаимосвязанные, но неравнозначные причины инфляции: одна лежит со стороны спроса (избытка денежных средств у покупателей), другая - со стороны предложения (роста производственных издержек).

Как свидетельствует опыт, остановить инфляцию с помощью одних организационных мер весьма трудно, если не сказать невозможно. Для этого необходима структурная реформа, направленная на преодоление возникших в экономике диспропорций.

После развала Советского Союза в годы реформ наша страна потеряла почти половину своего экономического потенциала. За последние несколько лет мы вернули около 40% утраченного. Но мы не смогли догнать даже "самих себя" образца 89-го года.

Хотя в последние несколько лет в России наблюдаются довольно высокие (одни из самых высоких в Европе) темпы экономического роста, но их явно не достаточно, так как по величине ВВП мы находимся на 21 - 22 месте в мире, а по ВВП на душу населения - на 120 месте. По темпам роста нас обгоняют Китай, Бразилия, Индия, Мексика, Индонезия, Южная Корея и некоторые другие страны. Под вопросом находится поставленная президентом задача удвоения ВВП к 2010 году. Итак, проблема экономического роста реально стоит сегодня в России.(прил.5)

Антиинфляционная политика.

Правительство каждой страны, находящейся в кризисе, должно проводить антиинфляционную политику. Методы борьбы с инфляцией могут быть прямые и  косвенные.

 

Прямые методы регулирования покупательной способности денежной единицы, то есть борьбы с инфляцией, включают в себя:

1.           Прямое и непосредственное регулирование государством кредитов и тем самым - денежной массы;

2.           Государственное регулирование цен;

3.           Государственное (по соглашению с профсоюзами) регулирование заработной платы;

4.           Государственное регулирование внешней торговли, ввоза и вывоза капитала и валютного курса.

Косвенные методы:

1. Регулирование общей массы денег через  управление ими центральным банком;

2. Регулирование ссудного и учетного процесса коммерческих банков через управление ими центральным банком;

3. Обязательные резервы коммерческих банков, операции центрального банка на открытом рынке ценных бумаг.

Сбивать темпы инфляции - значит сокращать разницу между денежной и товарной массой в хозяйстве. Для этого подходят все те методы, которые ведут экономику к равновесию. К первоочередным мерам относятся следующие:

1.Обеспечение страны в достатке продовольствием. Это первейшее условие любых реформаторских усилий. Для налаживания продовольственного дела в стране следует оказать государственную финансовую помощь сельскохозяйственным предприятиям всех видов собственности и провести мягкую реформу колхозов и совхозов.

а) установление порядка выдачи кредитов сельскозяйственным предприятиям под векселя с погашением их за счет будущего урожая;

б) установление государственных закупочных цен, а также цен на потребляемые в сельскохозяйственном производстве ресурсы на уровне, обеспечивающем рентабельную работу товаропроизводителей и создания системы контрактной торговли  промышленными товарами в обмен на сельскохозяйственную продукцию.

2. Воссоздание разрушенного инвестиционного поля народного хозяйства, без чего функционирование экономики становится невозможным. В этих целях надо прежде всего восстановить на банковских счетах предприятий путем индексирования утраченные из-за резкого роста цен и обесценивания рубля суммы амортизации и собственных оборотных денежных средств.

3. Налаживание снабженческо-сбытовых связей между предприятиями. Хозяйственные связи предприятий в рыночном режиме наиболее эффективны в основном через систему крупных оптовых купцов-синдикатов. Эти структуры могут функционировать в рамках отдельных регионов, в общероссийском и межгосударственном масштабе.

4. Взамен налога на добавленную стоимость, стимулирующего в современных условиях хозяйствования в России рост инфляции и крайне трудно поддающегося контролю налоговых инспекций, определить основным платежом в бюджет налог на прибыль, дифференцировав его ставки в зависимости от роста рентабельности и роста объемов производства, что будет нацеливать производителей на рост массы, а не только нормы прибыли.

5. На время кризиса необходимо централизовать банковскую систему России, имея в виду обязательное исполнение коммерческими и инвестиционными банками директив центрального банка по приоритетности и льготности кредитования регионов, отраслей, предприятий, соблюдения нормативных сроков документооборота.

6. Для стабилизации потребительского рынка целесообразно:

а) создать систему стимулирования развития мелкого бизнеса в сфере производства и услуг. Ввести государственные кредиты на аренду производственных помещений и лизинговый кредит на аренду оборудования (с возможностью последовательного выкупа), а также ввести обязательное страхование малых предприятий на первые 3-5 лет деятельности, когда риск разорения особенно значителен;

б) создать условия для повсеместного распространения параллельно с существующей системой торговли потребительских кооперативов на предприятиях, в учреждениях и по месту жительства для закупки и реализации продовольственных и промышленных товаров членам кооператива (по наличному и безналичному расчету) по бесприбыльным розничным ценам. Такого рода кооперативное движение широко развито во многих индустриальных странах. Без него немыслимо представить их экономику. Потребкооперация будет способствовать нормализации цен и вне кооперативного сектора.

7. В течение кризисного периода следует также проводить рациональную государственную политику защиты внутреннего рынка и строгого контроля частной экспортной деятельности. Все экспортные операции должны осуществляться через немногие крупные фирмы и синдикаты, контролируемые государством и выполняющие экспортные операции на комиссионных налогах.

 

 

 

 

 

 

2.3.Уровень безработицы в России

К безработным по российскому законодательству относятся лица 16 лет и старше, которые в рассматриваемый период не имели работы, занимались поиском работы и были готовы приступить к работе.

На начало 2005 года в России средний уровень безработицы выходил за рамки порогового значения (10%), которое считается допустимым в международной практике при нормальном развитии экономики.
Особенностью формирования рынка труда в России является гипертрофированное развитие скрытой безработицы, в состав которой включаются лица, формально занятые в народном хозяйстве, но которые могут быть высвобождены.

Безработица в России носит ярко выраженный региональный характер. Это социальное явление в наибольшей мере затронуло менее развитые аграрные районы и регионы с наиболее высокой долей ВПК. Первая группа (Ингушетия, Дагестан, Калмыкия и др.) представлена недостаточно развитыми аграрными регионами, в которых высокая скрытая безработица имелась и в советский период. В то же время эти регионы имеют развитое подсобное хозяйство, традиции "отхожих промыслов", что смягчает проблему безработицы. Ко второй группе относятся регионы с преобладанием ВПК (Псковская, Ярославская, Владимирская области, Удмуртия, Мордовия и др.), а также текстильной промышленности (Ивановская область).

Как сообщается в докладе Федеральной службы госстатистики, в конце мая 2004 года 5,8 млн человек, или 8,1% экономически активного населения России, классифицировались как безработные.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА3. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ РОССИИ

 

 

3.1.Ключевые задачи и основные направления политики развития рос­сийской экономики

 

В сложившихся условиях выход на траекторию устойчи­вого роста экономики и благосостояния общества возможен только на основе концентрации имеющихся ресурсов на прорывных направлениях формирова­ния нового технологического уклада, декриминализации рыночной среды и обеспечения добросовестной конкуренции, многократного повышения иннова­ционной и инвестиционной активности, улучшения качества государственного регулирования, подъема трудовой, творческой и предпринимательской энергии людей.

Объем образующихся и накопленных в экономике сбережений достаточен, чтобы обеспечить двукратное увеличение капитальных вложений, необходи­мое для выхода на режим простого воспроизводства основного капитала в ре­альном секторе экономики.

Так, в 2004 г. валовые национальные сбережения составили 32,5% ВВП, в то время как фактический объем валовых накоплений - 21,6%, в 2005 г. - 35,1 и 21,2% соответственно. Около четверти налоговых доходов федерального бюджета накапливается в стабилизационном фонде, величина которого к концу этого года достигнет 13% ВВП. Из этого следует, что потенциал сбережений реализуется в инвестициях менее чем наполовину. К этому следует добавить средства в наличной валюте, находящиеся на руках граждан, величина которых оценивается в 50 млрд. долл. Кроме того, из-за вывоза капитала экономика ежегодно теряет еще более 50 млрд. долл. потенциальных инвестиций. Нереа­лизованным остается потенциал ремонетизации российской экономики, кото­рый оценивается в 155-310 млрд. долл.

Макроэкономическая политика должна обеспечивать благоприятные усло­вия для решения перечисленных задач, гарантируя эффективность производст­венной деятельности, хороший инвестиционный и инновационный климат, поддержание благоприятных ценовых пропорций и других параметров хозяй­ственного механизма. Сочетанием мер макроэкономической, структурной и институциональной политики должна быть решена задача преодоления инве­стиционного кризиса, предполагающая трехкратное повышение объема инве­стиций в развитие производства. На микроуровне необходимо восстановить связь между созидательной общественно полезной деятельностью и доходами хозяйствующих субъектов, создать условия, стимулирующие конструктивную мотивацию предпринимательской деятельности на повышение эффективности производства, внедрение прогрессивных нововведений и освоение современ­ных технологий, трансформацию доходов и сбережений в инвестиции.

Прогнозирование и планирование развития экономики.

Политика развития должна определять содержание бюджетной, внешнеторговой, промышленной и других составляющих экономической политики государства, которые необхо­димо увязывать посредством прогнозирования, программирования и индика­тивного планирования развития экономики страны.

Прогнозирование, программирование и индикативное планирование соци­ально-экономического развития страны должны составляться на год, пяти- и двадцатилетний прогнозный период. В условиях современного НТП субъекты хозяйственной деятельности, органы государственного управления и общество в целом нуждаются в научно обоснованном предвидении будущих тенденций научно-технического и социально-экономического развития. Необходимо из­менение технологии прогнозирования социально-экономического развития. Экстраполяция прошлых тенденций не должна доминировать при формирова­нии планов будущего развития.

Задача заключается в переломе сложившихся тенденций, преодолении де­прессии и инициировании экономического роста. Прогноз должен определять­ся сочетанием имеющихся возможностей и желаемых результатов. Для этого он должен учитывать закономерности современного экономического развития, начинаться с формулирования четких целей социально-экономического разви­тия на заданную перспективу и инвентаризации имеющихся ресурсов, которые могут быть задействованы путем создания соответствующих макроэкономиче­ских условий и мер.(10)

 

 

3.2.Формирование макроэкономических условий устойчивого экономиче­ского роста

 

Перевод начавшегося оживления экономики в режим устойчивого экономического роста предполагает формирование соответствующих макро­экономических условий, обеспечивающих выгодность расширения производ­ственной деятельности и инвестиций в развитие производства. Эти условия включают нормализацию системы денежного обращения и формирование ме­ханизмов кредитования производственной деятельности, снижение процентных ставок и налогообложения производственной и инвестиционной деятельности, исправление ценовых диспропорций, защиту внутреннего рынка от недобросо­вестной конкуренции со стороны импортеров.

Нормализация денежного обращения, активизация денежно-кредитной политики. В целях оздоровления финансового положения производственных предприятий и создания условий для роста инвестиционной активности долж­ны быть предприняты следующие меры по устранению узких мест и повыше­нию эффективности системы государственного регулирования денежного об­ращения государственного регулирования. Эти меры должны опре­делять содержание индикативных планов социально-экономического развития страны.

Во-первых, должны быть устранены основные причины демонетизации экономики. Для этого целесообразно отказаться от необоснованной политики количественного регулирования денежной массы и перейти к регулированию ставки рефинансирования с ее последовательным снижением до уровня, не превышающего норму рентабельности внутренне ориентированных секторов экономики. Уровень денежного предложения следует привести в соответствие со спросом на кредитные ресурсы со стороны производственной сферы. Для этого вместо эмиссии денег под прирост валютных резервов необходимо пе­рейти к рефинансированию коммерческих банков под залог векселей платеже­способных производственных предприятий. Это потребует от Центрального банка организации мониторинга платежеспособности крупных предприятий и обеспечения прозрачности его эмиссионной политики. В свою очередь, доступ к кредитным ресурсам Центрального банка потребует от предприятий повыше­ния эффективности своей деятельности, будет способствовать их модерниза­ции в соответствии с требованиями повышения конкурентоспособности. При такой организации политики денежного предложения обеспечивается главная функция денежной эмиссии - кредитование экономического роста. Снижая ставку рефинансирования, Центральный банк стимулирует рост экономической активности; повышая ее — ужесточает требования к экономической эффектив­ности. Это дает возможность проведения гибкой денежно-кредитной политики в соответствии с целями и приоритетами экономической политики государства.

Во-вторых, необходимо приступить к формированию механизмов долго­срочного кредитования инвестиций в развитие и модернизацию предприятий, осваивающих перспективные технологии, а также выполняющих социальные функции; преобразовав для этого стабилизационный фонд в бюджет развития и создав полноценные институты развития с механизмами их централизованного рефинансирования.

В-третьих, надо прекратить использование гарантированных государством высокодоходных спекулятивных инструментов, отвлекающих денежные ресур­сы из производственной сферы, включая эмиссию Центральным банком обли­гаций и открытие им депозитных счетов коммерческим банкам. Переориента­ция политики денежного предложения на рефинансирование производственной деятельности снимает проблему стерилизации «избыточной» денежной массы, соответствующим регулированием процентных ставок обеспечивается ее свя­зывание в кредитовании роста объемов и повышении эффективности производ­ства и предложение товаров и услуг.

В-четвертых, следует принять меры по защите отечественной банковской системы от поглощения зарубежными конкурентами, ограничив присутствие последних на российском рынке разумными пределами.

В-пятых, должны быть предприняты необходимые действия по улучшению структуры денежной массы, резкому сокращению ее наличной составляющей. Для этого следует осуществить комплекс мер по электронизации платежей и расчетов, внедрению соответствующих информационных технологий в торгов­ле и финансовых услугах, обеспечение надежной правовой защиты сделок, со­вершаемых в электронной форме.

В результате осуществления предлагаемых мер политика денежного пред­ложения станет соответствовать обоснованному спросу на деньги, обеспечивая эффективное использование имеющегося в стране научно-производственного потенциала и рост экономики. Сочетание целевого контроля над эмиссией де­нег и механизмов рефинансирования кредитных институтов под спрос на день­ги со стороны производственной сферы обеспечат удержание низкой инфляции и низких процентных ставок, нормализацию платежного оборота, оздоровление финансового положения производственных предприятий и подъем инвестици­онной активности.

Формирование российской инвестиционной системы. При нынешнем со­стоянии финансовой системы в качестве ведущего механизма обеспечения подъема инвестиционной активности целесообразно использовать систему го­сударственных банков развития. Другие механизмы, прежде всего частные банки и фондовый рынок, могут работать как дополняющие первый. В даль­нейшем, по мере роста производства и инвестиций, накопления сбережений, развития рыночной инфраструктуры, их значение будет возрастать. Но с уче­том неразвитости коммерческих банков и фондового рынка в ближайшие 5-10 лет сами по себе они не смогут обеспечить решение задачи трехкратного по­вышения инвестиционной активности.

Государственная банковская система должна компенсировать отсутствие эффективно работающего рыночного механизма внутри- и межотраслевого перелива капитала. Для этого ей необходимо сочетать способность концентри­ровать инвестиции на перспективных направлениях развития экономики и функции поддержания необходимого уровня инвестиционной активности для обеспечения воспроизводства социально значимых отраслей и секторов хозяй­ства. Достигается это сочетание соответствующей конструкцией системы госу­дарственных институтов развития, состоящей из Российского банка развития, реализующего задачу привлечения инвестиций в освоение перспективных на­правлений и специализированных банков развития, обеспечивающих поддер­жание необходимого уровня инвестиционной активности в соответствующих секторах экономики. В частности, такие банки необходимы для кредитования экспорта товаров с высокой добавленной стоимостью; привлечения инвестиций в развитие сельского хозяйства; кредитования малого бизнеса и жилищного строительства. Каждая из этих сфер обладает определенной спецификой, за­трудняющей привлечение кредитов на рыночных условиях.

Формально некоторые из этих банков - Российский банк развития, Рос-эксимбанк, Россельхозбанк — созданы, но ни один из них как институт развития так и не заработал. Для этого они должны быть встроены в соответствующую систему организации финансовых потоков. Такая система должна включать механизмы рефинансирования банков развития, процедуры выбора приоритет­ных направлений экономического роста, обеспечивающих реализацию техно­логии денежного предложения и контроль над эффективностью использования предоставляемых кредитов.

Сложившаяся структура распределения сбережений позволяет реализовать оба известных из международного опыта механизма финансирования институ­тов развития: как основанного на сбережениях, так и использующего механиз­мы рефинансирования Центрального банка. Формирование первого из них пре­дусматривает привлечение кредитных ресурсов Сберегательного банка на де­позиты в банки развития и их размещение в инвестиционных проектах, реали­зующих приоритетные направления развития экономики. Создание второго механизма - кредитование банков развития через централизованные процеду­ры денежного предложения — не означает восстановления административной технологии распределения капитальных вложений. Централизованная проце­дура регулирования кредитной эмиссии или размещения организованных под контролем государства сбережений ограничивается установлением пропорций распределения общих инвестиционных ресурсов государственной финансовой системы между банками развития в соответствии с приоритетами экономиче­ского роста и целями поддержания инвестиционной активности. Принятие же собственно инвестиционных решений обеспечивается банками развития само­стоятельно с соблюдением всех рыночных критериев окупаемости и надежно­сти соответствующих инвестиционных проектов.

Необходима активизация инвестиционной составляющей бюджетной поли­тики, включающая: восстановление бюджета развития и института государст­венных гарантий для привлечения кредитов на финансирование приоритетных инвестиционных проектов, возложение функций его исполнения на банк разви­тия; формирование государственной инвестиционной программы исходя из приоритетных направлений структурной перестройки экономики, проведение инвентаризации исполнения обязательств инвесторов, приобретших акции приватизированных предприятий на условиях инвестиционных конкурсов с признанием недействительными сделок, по которым обязательства не выпол­нены; прекращение практики выдачи государственных гарантий под финанси­рование иностранных связанных кредитов при наличии аналогичной продук­ции отечественного производства и их предоставление только при условии на­полнения соответствующих инвестиционных проектов закупками отечествен­ного оборудования.

Повышение эффективности налогово-бюджетной системы. Нынешнее состояние налогово-бюджетной системы характеризуется избыточным налого­обложением труда, двукратным недофинансированием социальной сферы, нау­ки, а также большим и устойчивым профицитом федерального бюджета. При этом усиливается и без того чрезмерная дифференциация бюджетных расходов на душу населения в разных регионах страны, большинство из которых не име­ет необходимых средств на обеспечение социальных гарантий. Преодоление этих диспропорций предполагает снижение налогового бремени на трудовую и производственную деятельность, более широкое использование неналоговых источников дохода, прежде всего платежей за использование природных ре­сурсов, а также восстановление принципа сбалансированности доходов и рас­ходов бюджета с формированием последних на основе программно-целевого подхода.

Необходимо также обеспечить кардинальное улучшение условий инвести­ционной активности, включая освобождение от налогообложения части при­были, направляемой на цели развития производства и освоения новой техники, научных исследований и разработок, пополнение оборотных средств предпри­ятий и формирование резервов. В целях стимулирования оживления производ­ства следует предоставлять налоговые кредиты предприятиям, расширяющим производство и наращивающим инвестиции, а также вводить методики уско­ренной амортизации.

Особое значение имеет восстановление амортизации как механизма вос­производства основных фондов. Для этого целесообразно проводить регуляр­ную переоценку основных средств по рыночной стоимости, начисления амор­тизации с первичной, но не с остаточной стоимости, а также обеспечивать це­ленаправленное использование амортизационных отчислений.

Одновременно с рационализацией системы налогообложения и расширени­ем доходной базы государственного бюджета нужны меры по повышению эф­фективности системы государственных расходов. Бюджетная политика должна строиться на основе программно-целевого подхода при соблюдении законода­тельно установленных нормативов финансирования социальной сферы, обра­зования, науки и культуры. Для этого надо восстановить недавно отмененные нормативы расходов государственного бюджета на науку (2% ВВП), а также нормативы финансирования образования и здравоохранения, установив их на уровне 8 и 6% ВВП. Объем государственных ассигнований на поддержку ин­новационной активности должен быть увеличен с учетом банков развития до 5% ВВП.

В сфере ценообразования для ликвидации накопившихся ценовых диспро­порций необходимо устранение завышения цен на продукцию монополизиро­ванных отраслей экономики. Формы государственного контроля над ценообра­зованием должны определяться условиями конкуренции: от прямого регулиро­вания тарифов на услуги естественных монополий до мониторинга цен на про­дукцию, производимую и поставляемую на рынок. При этом государство не должно подменять рыночное ценообразование бюрократическим диктатом.

Обеспечение механизмов добросовестной рыночной конкуренции требует упорядочения процедур ценообразования, введения их правового регулирова­ния в целях предотвращения дискриминации потребителей, обеспечения рас­ширенного воспроизводства товаров и услуг. Должны быть установлены чет­кие правовые рамки и процедуры регулирования цен на федеральном и регио­нальном уровнях, которые обеспечили бы прозрачность ценообразования. Для этого необходимо принятие федерального закона о ценообразовании и ценовой политике, регламентирующего функции и методы государственного регулиро­вания цен, а также ответственность хозяйствующих субъектов за соблюдение дисциплины цен.

Учет национальных интересов во внешнеэкономической деятельности. В регулировании внешнеэкономической деятельности важнейшими задачами являются: повышение конкурентоспособности отечественных товаров и услуг, защита внутреннего рынка от недобросовестной конкуренции из-за рубежа, создание благоприятных условий для расширения внутреннего производства, ограничение вывоза капитала за рубеж и предотвращение наступления спекулятивного капитала с целью дестабилизации рубля, а также расширение сферы использования последнего в международных расчетах.

Для решения этих задач в сфере регулирования внешней торговли должны быть предприняты следующие меры: введена защита внутреннего рынка от недобросовестной конкуренции из-за рубежа посредством антидемпинговых и компенсационных пошлин, а также нетарифных мер, предусмотренных рос­сийским законодательством и правилами ВТО; проведена корректировка им­портного тарифа на готовые изделия с учетом возможностей импортозамещения; проведено снижение импортного тарифа на сырьевые товары, комплек­тующие изделия, не производимые в России, но важные для повышения конку­рентоспособности отечественных товаропроизводителей; прекращена практика предоставления правительством льгот по уплате импортных пошлин, в том числе с ввозимых летательных аппаратов, других видов производимой в Рос­сии техники, а также для отдельных предприятий и проектов; организовано стимулирование экспорта товаров с высокой добавленной стоимостью, в том числе за счет резкого расширения практики предоставления государственных гарантий под экспортные кредиты; ужесточен контроль над качеством импор­тируемых товаров, устранена практика делегирования функций государствен­ного контроля качества иностранным организациям, недопущение каких-либо льгот импортерам в данной области; установлены ограничения на импорт ус­луг, затрагивающих интересы отечественных товаропроизводителей; обеспече­ние полноценного функционирования Таможенного союза и Зоны свободной торговли, созданных с государствами Содружества.(11)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                      ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Многие годы Россия во главу своего развития ставила институциональное переустройство, связанное с переходом к новому способу производства: от советской к рыночной экономике. До настоящего времени ни о чем ином, как о расчетах по внешним и внутренним долгам государства, думать не приходи­лось. Но теперь свободный капитал (более 130 млрд. долл.), достаточный для начала масштабного продвижения по пути инновационного обновления всей материально-технической базы экономики, имеется. Следовательно, появи­лись предпосылки для решения социально-экономических проблем и созда­ния базы для их решения в будущем.

Однако нынешняя экономическая политика основывается на дальнейшей либерализации экономических отношений. Благоприятная экономическая среда по сути такой политики должна стимулировать силы рынка к ускоренному экономическому росту. Такой подход не дает ответа на вопросы: в каком году будет достигнуто удвоение ВВП, что будет представлять собой какая-либо отрасль в перспективе, что произойдет раньше: реабилитация материально-технической базы или развал экономики? Проводимая политика развития экономики практи­чески полностью исключает участие государства в этом процессе.

Инфляционный процесс в России усиливает падение цен на мировом рынке на топливо и цветные металлы, составляющие важную статью нашего экспорта, а также неблагоприятная конъюнктура на зерновом рынке в условиях значительного импорта зерновых. В настоящее время правительство разрабатывает активный план по борьбе с инфляцией.

Для решения проблемы безработицы необходимо создание гибких и нетрадиционных форм занятости, предусматривающих возможность выбора оптимального режима работы самими работниками. Важное значение имеет создание действенной системы защиты наёмных работников через механизм социального партнёрства. Система социального партнерства на федеральном уровне призвана обеспечить ведение переговоров по определению минимальной заработной платы, а в ряде случаев - выработку критериев для повышения заработной платы на уровне отрасли или предприятия в рамках общегосударственной политики доходов и занятости.

Итак, в условиях финансовой неустойчивости предприятий, слабости финансовой системы, гипе­ртрофированного развития добывающей промышленности и крайней отсталости обрабатывающих отраслей необходимо:

1. Существенно усилить роль государствен­ного регулирования в той мере, которая допустима и при необходимости применяется в других странах с рыночной экономикой;

2. Усилить бюджетное (прямого) регулирования. Бюджетные ресурсы могут и должны целенаправленно сбалансировать развитие отраслей и секторов эконо­мики, ускорить темпы экономического и социального развития страны;

   3. Усилить государственную инвестиционную политику, а также управление собственностью;

  4. Усилить активность антиинфляционной политики.

  5. Удвоить показатель реального ВВП как в абсолютном объеме, так и на душу населения;

  6. Повысить общий уровень жизни населения, в частности увеличить занятость.

  7. Нормализовать денежное обращение, денежно-кредитную политику;

  8. Повысить эффективность налогово-бюджетной системы;

  9. Вести учет национальных интересов во внешнеэкономической деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

Книги одного, двух, трех и более авторов:

1. Борисов Е. Ф. Экономическая теория: Учебник.-М.: Юристъ, 1997г.-235с.

2. Клейнер Г.Б. Риски и стратегии. - М.: Перспектива, 2003. -322с.

3. Липсиц И. В. Экономика: Учебник для общеобразовательных учреждений. В т     2-х книгах. Книга 2. - 8-е издание - М.: Вита-Пресс, 2004. - 352 с.

4. Носова С.С. Экономическая теория: Учебник для вузов. – М.:Изд. Группа

НОРМА-ИНФРА-М, 1999.-137.

5. Основы экономики: Учебник для студентов образовательных учреждений     среднего профессионального образования. - М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2003. - 272 с.

6. Сажина М.А., Чибриков Г.Г.,  «Основы экономической теории», Москва, Экономика, 1995г.-76.

7. Экономика: Учебник/ Под ред. А.С.Булатова. -М.:Изд-во БЕК, 1995.-465с.

Экономическая теория: Учебник для студ. Высш.уч.зав.\под.ред. В.Д.

8. Камаева.- 5-е изд., перераб. и доп.-М.: гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 1999. – 367с.

 

Статьи из периодической литературы:

 

9. Извлечения из Послания Федеральному Собранию Российской Федерации

\\ внешнеэкономический бюллетень.-2004.-16 августа-№007-с.4,5.

10. П. А. Игнатовский, Р. А. Белоусов. Формирование макроэкономических

     условий устойчивого экономиче­ского роста\\Вопросы экономики.-2006, 24 января-

    №01351-с48-64.

11. С. С. Губанов, В. И. Кушлин. Модель развития экономики.\\Экономист-

    2005, 17 марта- №0746 –с 89-203.

                                                                                                        

                                                                                                           Приложение1

 

 

Продукция сельского хозяйства

 

  год

  

1

 

2

 

3

 

4

 

5

 

6

 

7

 

8

 

9

 

10

 

11

 

12

 

 

В % к кварталу

 

 

Предыдущего

 

года

 

2003

 

 

 

 

105

 

 

 

103

 

 

 

97

 

 

 

107

 

2005

 

 

 

101

 

 

 

98

 

 

 

99

 

 

 

107

 

2007

 

 

 

98

 

 

 

98

 

 

 

99

 

 

 

102

 

В % к месяцу

 

 

Предыдущего

 

года

 

2003

 

103

 

105

 

106

 

104

 

103

 

101

 

104

 

96

 

95

 

110

 

110

 

99

 

2005

 

101

 

101

 

100

 

100

 

99

 

97

 

93

 

91

 

110

 

113

 

104

 

100

 

2007

 

98

 

98

 

98

 

98

 

98

 

98

 

110

 

107

 

94

 

97

 

98

 

99

 

 

Источник: Россия в цифрах. 2005: Крат. Стат. сб. / Федеральная служба государственной статис­тики. М. 2005.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                                     Приложение2

 

 

 

 

 

 

ВВП в 2004 году (сезонно очищенный, в % к предыдущему месяцу)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                              Приложение3

 

 

 

Номинальная начисленная среднемесячная заработная плата на 1 работающего

 

 

 

год

  

2

 

4

 

6

 

8

 

10

 

12

 

 

В руб.к

 

 

Предыдущего

 

месяцу

 

2003

 

3760

 

4110

 

4397

 

4321

 

4646

 

5138

 

2004

 

4696

 

5100

 

5615

 

5556

 

5864

 

7344

 

2005

 

5932

 

6448

 

6982

 

6918

 

7126

 

7568

 

В % к кварталу

 

 

Предыдущего

 

года

 

2003

 

 

 

138

 

138

 

 

 

134

 

 

129

 

2004

 

 

 

125

 

124

 

 

 

123

 

 

128

 

2005

 

 

 

127

 

 

125

 

 

 

125

 

123

Источник: Статистическое приложение 2006: Крат. Стат. сб. М. 2006.

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                                Приложение4

 

 

Величина прожиточного минимума в среднем на душу населения в месяц, руб.

 

 

  год

  

1

 

2

 

3

 

4

 

5

 

6

 

7

 

8

 

9

 

10

 

11

 

12

 

2003

 

 

 

 

1719

 

 

 

1804

 

 

 

1817

 

 

 

1893

 

2005

 

 

 

2047

 

 

 

2137

 

 

 

2121

 

 

 

2143

 

2007

 

 

 

2293

 

 

 

2363

 

 

 

2397

 

 

 

2421

Источник: МАКРОЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ РОССИИ (по данным ЦБ РФ) 2005: Крат. Стат. сб. М. 2005.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                              Приложение5

 


 

 

Информация о работе Соременное состояние экономики россии