Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2014 в 23:45, контрольная работа
Судебно-бухгалтерская экспертиза по вопросам соблюдения налогового законодательства может проводиться в следующих случаях:
• при проведении экспертного исследования по поручению правоохранительных органов, когда на рассмотрение эксперта-аудитора поставлены вопросы, связанные с проверкой налогообложения операций организации;
• при проведении экспертизы по поручению налоговых органов, когда в процессе налоговой проверки привлекаются эксперты для получения специальных знаний в области бухучета.
Судебно-бухгалтерская экспертиза налогообложения операций организации
Судебно-бухгалтерская экспертиза по вопросам соблюдения налогового законодательства может проводиться в следующих случаях:
• при проведении экспертного исследования по поручению правоохранительных органов, когда на рассмотрение эксперта-аудитора поставлены вопросы, связанные с проверкой налогообложения операций организации;
• при проведении экспертизы по поручению налоговых органов, когда в процессе налоговой проверки привлекаются эксперты для получения специальных знаний в области бухучета.
Привлечение экспертов в процессе налоговой проверки регулируется нормами НК. В ст. 95 «Экспертиза» указано, что в необходимых случаях для участия в проведении конкретных действий по осуществлению налогового контроля, в том числе при проведении выездных налоговых проверок, может быть привлечен эксперт.
Экспертиза назначается в случае, если для разъяснения возникающих вопросов требуются специальные познания в науке, искусстве, технике или ремесле. Вопросы, поставленные перед экспертом, и его заключение не могут выходить за пределы специальных познаний эксперта. Привлечение лица в качестве эксперта осуществляется на договорной основе.
Экспертиза назначается постановлением должностного лица налогового органа, осуществляющего выездную налоговую проверку. В постановлении указываются основания для назначения экспертизы, фамилия эксперта или наименование организации, в которой должна быть произведена экспертиза, вопросы, поставленные перед экспертом, и материалы, предоставляемые в распоряжение эксперта.
Эксперт вправе знакомиться с материалами проверки, относящимися к предмету экспертизы, заявлять ходатайства о предоставлении ему дополнительных материалов. Он может отказаться от дачи заключения, если предоставленные ему материалы являются недостаточными или если он не обладает необходимыми знаниями для проведения экспертизы.
Должностное лицо налогового органа, которое вынесло постановление о назначении экспертизы, обязано ознакомить с этим постановлением проверяемое лицо и разъяснить его права, о чем составляется протокол. При назначении и производстве экспертизы проверяемое лицо имеет право: заявить отвод эксперту; просить о назначении эксперта из числа указанных им лиц; представить дополнительные вопросы для получения по ним заключения эксперта; присутствовать с разрешения должностного лица налогового органа при производстве экспертизы и давать объяснения эксперту; знакомиться с заключением эксперта.
Эксперт дает заключение в письменной форме от своего имени. В заключении излагаются проведенные им исследования, сделанные в результате их выводы и обоснованные ответы на поставленные вопросы. Если эксперт при производстве экспертизы установит имеющие значение для дела обстоятельства, по поводу которых ему не были поставлены вопросы, он вправе включить выводы об этих обстоятельствах в свое заключение. Заключение составляется в соответствии с общеустановленными правилами.
Заключение эксперта или его сообщение о невозможности дать заключение предъявляются проверяемому лицу, которое имеет право дать свои объяснения и заявить возражения, а также просить о постановке дополнительных вопросов эксперту и о назначении дополнительной или повторной экспертизы.
Дополнительная экспертиза назначается в случае недостаточной ясности или полноты заключения. Она поручается тому же или другому эксперту. Повторная экспертиза назначается в случае необоснованности заключения эксперта или сомнений в его правильности. Экспертиза поручается другому эксперту.
Методика проведения экспертного исследования соблюдения налогового законодательства не меняется в зависимости от того, какой орган назначил экономическую экспертизу. Однако создать универсальную методику налоговой экспертизы невозможно, так как каждый хозяйствующий субъект имеет свои особенности в исчислении и уплате налогов, что может привести к ошибкам и нарушениям, выявление которых и является задачей налоговой экспертизы.
Налоговую экспертизу можно определить как выполнение аудиторской организацией специального аудиторского задания по рассмотрению бухгалтерских и налоговых отчетов экономического субъекта с целью выражения мнения о степени достоверности и соответствия нормам, установленным законодательством, порядке формирования, отражения в учете и уплаты экономическим субъектом налогов и других платежей в бюджеты разных уровней и внебюджетные фонды.
Налоговая экспертиза как процесс состоит из нескольких этапов:
• предварительная оценка (экспертиза) существующей системы налогообложения экономического субъекта;
• проверка и подтверждение (неподтверждение) правильности исчисления и уплаты экономическим субъектом налогов и сборов в бюджет и внебюджетные фонды;
• оформление и представление результатов проведения налоговой экспертизы.
На каждом из этих этапов эксперты выполняют определенные проверочные действия. Так, на первом этапе необходимо:
• провести общий анализ элементов системы налогообложения экономического субъекта;
• определить основные факторы, влияющие на налоговые показатели;
• проверить правильность методики исчисления налоговых платежей;
• провести правовую и налоговую экспертизу существующей системы хозяйственных отношений;
• проанализировать организацию документооборота и изучить функции и полномочия служб, ответственных за исчисление и уплату налогов;
• осуществить предварительный расчет налоговых показателей экономического субъекта.
Выполнение процедур на этом этапе позволяет рассмотреть такие существенные факторы, как специфика основных хозяйственных операций экономического субъекта и существующие объекты налогообложения, соответствие применяемого организацией порядка налогообложения нормам законодательства, оценить уровень налоговых обязательств и потенциальных налоговых нарушений.
На следующем, основном, этапе проверки эксперт определяет, какие именно налоги и платежи будут подвергнуты проверке. При этом следует руководствоваться заданием, полученным от правоохранительных органов, вопросами, поставленными перед экспертом, и материалами дела. Если эксперт не имеет конкретного задания по проверке определенных видов операций или налогов, экспертизе должна быть подвергнута вся система налогообложения.
Учитывая судебную и аудиторскую практику, проблемы у организации скорее всего возникнут с НДС, так как организация продает товары, реализует продукцию (работы, услуги) с налогом на прибыль (учет доходов и расходов в целях налогообложения может быть не организован должным образом), с акцизами (если организация реализует подакцизную продукцию), с налогом на доходы физических лиц и т.д.
Таким образом, проверку исчисления и уплаты налогов можно проводить в тематическом разрезе по видам налогов или хозяйственных операций. При этом экспертиза носит сплошной характер при установлении периода исследования. В организациях со сложной и объемной системой налоговых обязательств, имеющих обособленные подразделения, дочерние компании, применяющих разные режимы налогообложения (общий режим у головной организации и единый налог на вмененный доход у обособленного подразделения), налоговая экспертиза также должна проводиться сплошным методом.
Особенности экспертного исследования налогооблагаемых операций организации связаны с тем фактом, что исследование может осуществляться при несоответствии записей, отраженных в бухучете, фактическим операциям и показателям. Проведение экспертного исследования системы налогообложения должно отвечать следующим требованиям:
• определение объектов налогообложения на основе достаточных исходных данных;
• определение объектов налогообложения в соответствии с нормами налогового законодательства;
• определяется наличие отклонений, которые имеют место при исчислении суммы налогов, согласно экспертному исследованию с фактической суммы налогов, исчисленными и уплаченными организацией.
Определение объектов налогообложения на основе достоверных исходных данных означает, что налоги должны исчисляться исходя из фактических показателей продажи, прибыли, доходов, расходов и затрат организации. Определение объектов налогообложения с учетом норм налогового законодательства означает, что фактические показатели деятельности организации должны быть приведены в соответствие с установленным налоговым законодательством, порядком определения налогооблагаемой базы, льготами и ставками налога, которые действовали в исследуемый период. При этом делаются ссылки на статьи и положения налогового законодательства.
При проведении второго этапа работ осуществляется проверка налоговой отчетности, представленной экономическим субъектом по установленным формам, правильности исчисления налогов, сроков уплаты и т.д. При этом способы и методы проверки каждого налога имеют свои особенности. Так, при проверке правильности исчисления налога на прибыль обращается внимание прежде всего на документальное подтверждение и экономическую обоснованность затрат. В ходе налоговой экспертизы проводится проверка правильности формирования налоговой базы и заполнения налоговых деклараций организации. Под налоговым учетом понимается весь учет, в том числе бухгалтерский, который содержит данные, влияющие на формирование налоговых обязательств организации. В настоящее время практически все налоги, за исключением налога на прибыль, единого налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, НДС и некоторых других, исчисляются по данным бухучета.
Эксперты, проводящие проверку, проводят экспертизу бухгалтерского и налогового учета за весь период, подлежащий проверке.
Экспертиза включает проведение анализа первичных документов, получение разъяснений от руководства о показателях и методиках, положенных в основу налогового расчета. В ходе проверки эксперты-аудиторы могут взаимодействовать с бухгалтерской и юридической службами организации, а также непосредственно с руководством (если это возможно исходя из обстоятельств дела).
Эксперты должны понимать, чем и каким образом на самом деле занимается проверяемая организация. Дело в том, что практически любая организация заключает сделки, в которых существо отношений не соответствует их юридическому оформлению.
Наиболее распространенный пример — обналичивание денежных средств. В целях документального оформления такой сделки организация может заключить фиктивные договоры подряда или списать деньги на расходы без документального оформления операций. Проведение этих операций при недостаточно грамотном юридическом оформлении может привести к весьма серьезным последствиям. Эксперт не должен оставлять без внимания все проблемные и рисковые (с точки зрения налогообложения) сделки проверяемой организации.
На третьем, заключительном, этапе подводятся итоги проведенной экспертизы. Результаты аудиторской проверки оформляются заключением эксперта.
В заключении о результатах выполнения специального аудиторского задания по проведению экспертизы следует выразить мнение
о степени полноты и правильности исчисления, отражения и перечисления экономическим субъектом платежей в бюджет и внебюджетные фонды, а также о правильности применения экономическим субъектом налоговых льгот.
Эксперт несет ответственность за правильность и полноту отражения данных в заключении о выявленных им искажениях и правонарушениях налогового законодательства в соответствии с нормами уголовного права. Неправомерные действия налогоплательщиков могут привести к трем видам ответственности: 1) налоговой на налогоплательщика; 2) административной, налагаемой на должностных лиц; 3) уголовной, налагаемой на должностных лиц.
Список использованной литературы
1. Учебник «СУДЕБНО-БУХГАЛТЕРСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА» (Под редакцией заслуженного деятеля науки РФ, доктора юридических наук, профессора Е.Р. Российской, кандидата юридических наук, доктора экономических наук Н.Д. Эриашвили).
Информация о работе Судебно-бухгалтерская экспертиза налогообложения операций организации