Сущность и предмет управленческого учета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2013 в 09:59, курсовая работа

Краткое описание

Бухгалтерский учет поделился на две составляющих: бухгалтерский финансовый учет и бухгалтерский управленческий учет. Термин «управленческий учет» является аналогом англо-саксонского словосочетания «management accounting». Управленческий учет нельзя рассматривать как бухгалтерский учет в узком смысле этого слова. Управленческий учет представляет систему управления организацией, состоящую из различных подсистем и методов управления, объединенных достижением единой цели.
Управленческий учет – система учета, планирования, контроля, анализа данных о затратах и результатах хозяйственной деятельности, необходимая для принятия управленческих решений с целью оптимизации финансовых результатов деятельности организации.

Вложенные файлы: 1 файл

Глава 1.docx

— 45.80 Кб (Скачать файл)

Глава 1. СУЩНОСТЬ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО УЧЕТА

1.1 Сущность и предмет управленческого учета

  В условиях рыночной экономики организация самостоятельно решает как текущие вопросы, так и определяет стратегию своего развития. Эффективные управленческие решения можно принимать только на основе полной и достоверной информации. В процессе повседневной жизни возникает необходимость в значительном количестве информации, важной для организации, независимо от того поддается эта информация количественной оценке или нет.

  Чтобы рационально управлять информации исторического (прошлого) характера уже недостаточно, поэтому в систему учета вводятся планирование, нормирование затрат, определение цен на продукцию, создание системы контроля за соблюдением установленных норм.

  Бухгалтерский учет поделился на две составляющих: бухгалтерский финансовый учет и бухгалтерский управленческий учет. Термин «управленческий учет» является аналогом англо-саксонского словосочетания «management accounting». Управленческий учет нельзя рассматривать как бухгалтерский учет в узком смысле этого слова. Управленческий учет представляет систему управления организацией, состоящую из различных подсистем и методов управления, объединенных достижением единой цели. Цели управления всегда реализуются в ожидаемых результатах хозяйствования. С помощью данных управленческого учета необходимо эти результаты предвидеть и обеспечить их выполнение. Поэтому управленческий учет по своему содержанию и назначению ориентирован на будущее и является учетом для плана, прогноза, принятия решений.

  Основой управленческого учета является учет производственных затрат и калькулирование себестоимости продукции (работ, услуг). В различных ситуациях при принятии управленческих решений необходима различная информация о затратах (себестоимости). Поэтому одним из основных принципов управленческого учета является принцип: «различная себестоимость – для различных целей».

  Можно дать следующее определение управленческого учета: управленческий учет – система учета, планирования, контроля, анализа данных о затратах и результатах хозяйственной деятельности, необходимая для принятия управленческих решений с целью оптимизации финансовых результатов деятельности организации.

  Предметом управленческого учета являются затраты и результаты деятельности организации, ее структурных подразделений, называемых центрами ответственности.

  Управленческий учет использует методы различных дисциплин: бухгалтерского финансового учета, статистики, экономического анализа, контроля, стратегического и оперативного планирования, микроэкономики, эконометрики, математики и др.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2 Функции управленческого учета

  Функции, выполняемые управленческим учетом, зависят от функций управления.

1) Планирование – центральный элемент управления. Руководство организации устанавливает цели на перспективу и определяет приоритетность решаемых задач для их достижения. Цели и задачи организации  закрепляются в бизнес-плане. В оперативном планировании они разбиваются на части по всей структуре управления организацией, соответственно распределяется и ответственность. Каждый менеджер отвечает за достижение цели, вносит вклад в решение общих задач организации, а система управленческого учета обеспечивает необходимую информацию для планирования и нормирования, для контроля выполнения плана.

  Управленческий учет персонифицирован по всей структуре. Поскольку каждый менеджер руководит частью организации, то на своем уровне он принимает творческое участие в составлении планов, бюджетов, смет. В процессе планирования обеспечивается координация усилий всех менеджеров предприятия для достижения общей цели.

2) Организация внутреннего управления. Каждый менеджер в соответствии со своей частью плана знает о том, что от него ожидают. Вместе со своим руководителем он определяет график и последовательность решения поставленных задач, следит за их выполнением. Организация выполнения плановых задач основана на самоконтроле и отчете перед непосредственным руководителем. Управленческий учет обеспечивает обмен информацией между различными звеньями управления, который позволяет контролировать последовательность выполнения задач, уточнять график выполнения, принимать необходимые организационные, оперативные меры.

3) Учет и контроль обеспечивают функцию обратной связи в системе управления организацией. Учет является системообразующим элементом управленческого учета.

  Управленческий учет отражает фактическую информацию о выполнении планов, бюджетов и смет. Как правило, это постоянно повторяющийся учет однородных массовых операций. Его ведут на счетах бухгалтерского учета. Однако многие данные в системе управленческого учета не носят массового характера, они индивидуальны и их фиксируют оперативно без отражения на счетах.

  Для принятия большинства решений данные внутреннего контроля необходимо дополнять информацией из внешних источников (например, данными об исследовании рынка, о технологических системах: данными, характеризующими персонал и т.д.), поэтому управленческий учет отличается от финансового учета разнообразием источников информации и методов ее обработки.

4) Стимулирование. Эта функция управления теснейшим образом связана с системой управленческого учета. Именно стимулирование приводит в действие систему и постоянно поддерживает в ней необходимое равновесие. Управленческий учет меняет схему компенсации за труд менеджеров всех уровней. Он позволяет устанавливать оплату труда, премирование в зависимости от успехов каждого менеджера. Управленческий учет содержит полноценную информацию для оценки работы менеджеров и ее справедливой оплаты.

5) Самооценка и оценка менеджеров и персонала возможна на основе информации управленческого учета и строится на сравнении результатов с поставленными задачами, на точном знании того, что нужно сделать и что сделано. Каждый менеджер сам может сопоставить свои результаты с достижениями других.

  Наличие информации о результатах работы отдельных менеджеров позволяет организовывать их подготовку, переподготовку, повышение квалификации. Обучать менеджеров нужно исходя из объективной информации о результатах, характеризующих сильные и слабые стороны каждого менеджера. Причем обучать менеджеров необходимо профессионально, так, чтобы результаты их работы были выше и только тех, кто действительно способен повысить свою квалификацию и сделать управление лучше.

6) Координация и обмен  информацией. Управленческий учет как информационная система используется в качестве координирующего механизма в работе менеджеров всех уровней, содействует координации через планирование всех задач сверху донизу и обмену информацией между звеньями системы управления. При выполнении общих задач руководители подразделений вынуждены согласовывать свои действия друг с другом. В системе управленческого учета существует три формы обмена информацией:

информация о задачах  поставленных менеджерам и информация от менеджеров вышестоящему руководителю о выполнении задач;

периодическое составление  отчетных сводок и обзоров, характеризующих  общее состояние выполнения планов;

неформальное обсуждение состояния дел и хода выполнения поставленных задач.

  Специалист по управленческому учету выполняет следующие обязанности:

координирует цели и планы  подразделений и организации  в целом;

содействует руководству  в достижении поставленных целей;

организует работу по созданию и ведению системы управленческого  учета;

осуществляет бесперебойное  планирование и контроль экономических  результатов деятельности организации; обеспечивает прозрачность в отношении затрат и результатов по организации в целом, а также по отдельным подразделениям и видам продукции; создает методическую и инструментальную базу по управлению рентабельностью и ликвидностью организации; разрабатывает материалы для принятия управленческих решений и представляет их руководству организации; консультирует руководителей по вопросам выбора наиболее эффективных вариантов действий, оказывает помощь в управлении затратами и результатами.

  Особая роль предполагает наделение специалистов по управленческому учету определенными специфическими правами:

доступом ко всей информации, в т. ч. конфиденциального характера;

правом подготовки своего особого мнения с аналитически обоснованными  оговорками; правом отсрочки принятия решения с целью профессиональной его подготовки и т.д.

  Поскольку специалист по управленческому учету имеет широкий спектр обязанностей и специальные права, при назначении на данную должность ему предъявляются достаточно высокие требования по теоретической подготовке и практическим навыкам в области управленческого учета.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3 Методы принятия управленческих решений

  Методы разработки управленческих решений включают в себя способы и приемы выполнения операций, необходимых в разработке управленческих   решений. К ним относятся способы анализа, обработки информации, выбора вариантов действий и пр.

  Организация разработки управленческого решения предполагает упорядочение деятельности отдельных подразделений и отдельных работников в процессе  разработки решения. Организация осуществляется посредством регламентов, нормативов, организационных  требований, инструкций, ответственности.

  Выделяют следующие группы методов:  

  • Интуитивно-волевые.
  • Методы математического анализа.
  • Эвристические.
  • Методы экономического обоснования решений.

  Интуитивно-волевые (логические) – методы  используются в условиях определенности. Руководитель использует свои знания, опыт, интуицию, психологические и организаторские способности. Решения оформляются в виде письменного или устного распоряжения.

  Математический анализ – используется в сложных, но хорошо структурированных ситуациях, когда вся исходная информация изложена в количественной форме и имеется возможность провести необходимые расчеты (материальных балансов, затрат по технологическим процессам, показателей экономической эффективности и др.).

  К основным методам математического анализа, применяемым при принятии управленческих решений относятся: метод сравнения, балансовый метод, функционально-стоимостной анализ (ФСА), факторный анализ (с применением ЭВМ)

  Метод сравнения позволяет оценить работу, установить причины отклонений, выявить резервы. Основные виды сравнений:

а) отчетные показатели с плановыми;

б) плановые и отчетные показатели с соответствующими показателями предшествующего  периода;

в) показатели работы за день, смену;

г) показатели технического уровня и  качества продукции с показателями других предприятий, конкурентов.

  Балансовый метод применяется при анализе обеспеченности ресурсами и использования ресурсов.

  Функционально-стоимостной анализ (ФСА) – объектом анализа может быть любая система и её элементы, по которым можно количественно выразить полезный эффект функционирования по назначению (изделия, процессы, структуры, ресурсы).

Факторный анализ (с применением  ЭВМ)

  Эвристические, поисковые (совещание, семинар, деловая беседа, «мозговой штурм» и др.) – применяются в ситуациях, характеризующихся новизной, высокой степенью неопределенности и риска, недостаточной полнотой и достоверностью информации. Большую роль играет правильный подбор группы для выработки такого решения.

  Правила реализации метода совещания:

- начинаться точно в установленное  время;

- соблюдать повестку дня и  установленный регламент;

- результаты оформлять в виде  протокола, в котором указываются  исполнители и сроки;

- заранее знакомить с обсуждаемыми  вопросами; 

- приглашать действительно необходимых  людей;

- проводить в атмосфере непринужденности  и откровенности. 

  При «мозговом штурме» или «мозговой атаке» создаются две группы – генерации идей и оценки идей, работающие раздельно.

  Каждый участник группы генерации предлагает любую идею, способствующую разрешению обсуждаемой проблемы. Они записываются без обсуждения и без указания автора идеи. Отобрав наиболее перспективные идеи, группа оценки передает их обратно в группу генерации для дальнейшей проработки. Подобный процесс повторяется несколько раз, пока не будет найдено лучшее решение.

  Наиболее популярным из экспертных методов является метод Дельфи. Специально подобранные специалисты, предлагают варианты решения проблемы, которые передаются экспертам. Они выбирают  наиболее перспективные, и так повторяется несколько раз, до решения проблемы. Эвристические методы используются обычно при решении глобальных проблем.

  Эффективным методом принятия решений в управлении являются деловые игры и их упрощенная разновидность – анализ конкретных управленческих ситуаций. Они позволяют не только принимать решения, носящие стратегический и тактический характер, но и обучать работников.

  Методы экономического обоснования решений сводятся к расчетам их экономической эффективности. Выбор базы для сравнения определяется содержанием решения. Это может быть:

– сравнительная экономическая  эффективность – для организационно-технических  решений, значимых для данного предприятия. Рассчитывается годовой экономический  эффект, срок окупаемости капитальных  затрат, приведенные затраты по сравниваемым вариантам;

Информация о работе Сущность и предмет управленческого учета