Сущность, назначение счетов бухгалтерского учёта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2014 в 16:13, контрольная работа

Краткое описание

Непрерывное текущее наблюдение и контроль за хозяйственными операциями и за изменениями в составе имущества, источниками его формирования осуществляются с помощью системы счетов бухгалтерского учета.
Счета бухгалтерского учета - это способ текущего учета, контроля и группировки экономически однородными видами хозяйственных средств, их источников и операций.

Содержание

Сущность, назначение и структура счетов бухгалтерского учета......................3
Задача 1.....................................................................................................................9
Задача 2...................................................................................................................10
Список использованной литературы...................................................................11

Вложенные файлы: 1 файл

Сущность, назначение и структура счетов бухгалтерского учета+2задачи.doc

— 79.50 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Сущность, назначение и структура счетов бухгалтерского учета......................3

Задача 1.....................................................................................................................9

Задача 2...................................................................................................................10

Список использованной литературы...................................................................11

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сущность, назначение и структура счетов бухгалтерского учета

 

Непрерывное текущее  наблюдение и контроль за хозяйственными операциями и за изменениями в  составе имущества, источниками  его формирования осуществляются с  помощью системы счетов бухгалтерского учета.

Счета бухгалтерского учета - это способ текущего учета, контроля и группировки экономически однородными видами хозяйственных средств, их источников и операций. Для учета остатка и движения определенного вида хозяйственных средств используют отдельный счет. В бухгалтерском учете каждый счет предназначен для отражения и контроля конкретного объекта учета: хозяйственного средства, источника средств, происходящего процесса. На каждом счете на основании первичных документов накапливаются и систематизируются текущие данные по однородным хозяйственным операциям.

Счет имеет форму  двусторонней таблицы с указанием  «Дебет» и «Кредит», отсюда:

– дебитор – должник или заемщик;

– кредитор – заимодатель, лицо, давшее деньги или другие ценности другому лицу.

По дебету счета отражают поступление средств, по кредиту – их расходование.

По мере осуществления хозяйственных операций их регистрируют по дебету или кредиту счета. Итог сумм операций по дебету счета называют дебетовым оборотом, а итог сумм операций по кредиту счета - кредитовым оборотом. Конечный остаток средств на счете называют конечным сальдо или остаток на конец периода.

Условно все счета бухгалтерского учета делятся на активные и пассивные. Счета, предназначенные для учета активов предприятия, называют активными. Счета, отражающие учет источников формирования активов, называют пассивными.

Назначение  и строение активных счетов. Все счета для учета хозяйственных средств являются активными. Эти счета не могут иметь кредитового сальдо (т.е. отрицательного остатка по счету).

Основные правила  для активных счетов: 

  • Остаток по активному счету (сальдо начальное) всегда дебетовый и либо больше, либо равен нулю;  
  • Дебетовый оборот (т.е. оборот по дебету) для активных счетов означает поступление (приход) средств;  
  • Кредитовый оборот (т.е. оборот по кредиту) для активного счета означает выбытие (расход) средств;  
  • Сальдо конечное у активного счета всегда дебетовое и либо больше, либо равно нулю.

Сальдо конечное (Ск) для активного счета вычисляют по формуле: 

Ск = Сн +Од – Ок,

где Сн – сальдо начальное, 

Од – оборот по дебету, 

Ок – оборот по кредиту.

Назначение  и строение пассивных счетов. Все счета для учета источников средств являются пассивными счетами. Эти счета являются зеркальным отображением активных счетов.

Основные правила  для пассивных счетов: 

  • Остаток по пассивному счету (сальдо начальное всегда кредитовый и либо больше, либо равен нулю;  
  • Кредитовый оборот (т.е. оборот по кредиту) для пассивного счета означает увеличение источников средств (капитала, обязательств);  
  • Дебетовый оборот (т.е. оборот по дебету) для пассивного счета означает их уменьшение (сокращение капитала, возврат долгов, т.е. погашение обязательств);  
  • Сальдо конечное у пассивного счета всегда кредитовое и либо больше, либо равно нулю.

Сальдо конечное (Ск) для пассивного счета вычисляют по формуле: 

Ск = Сн + Об к – Об д,

где Сн – сальдо начальное, 

Об к – оборот по кредиту, 

Об д – оборот по дебету.

Назначение  и строение активно-пассивных счетов. Кроме активных и пассивных счетов в практике бухгалтерского учета используются и активно-пассивные счета, которые бывают двух видов: 

  • С односторонним сальдо (дебетовым или кредитовым);  
  • С двусторонним сальдо (дебетовым и кредитовым одновременно).

В качестве примера  счета первого вида можно привести счет «Прибыли и убытки», в котором прибыль показывается по кредиту счета, а убыток – по дебету. Этот счет в различные периоды бывает либо активным (когда получен убыток и возникает дебетовое сальдо), либо пассивным (когда получена прибыль и появляется кредитовое сальдо, но никогда не бывает одновременно и активным и пассивным. В соответствии с этим либо в пассиве баланса (IV раздел) показывается прибыль, либо в активе баланса (III раздел) показывается убыток.

Перечень активных, пассивных  и активно-пассивных счетов дан  в Плане счетов и инструкции по его применению. План счетов представляет собой схему регистрации и группировки средств, источников хозяйственных операций в бухгалтерском учете. На территории РФ с 1992 г. все организации (кроме банков) применяют план счетов, который утвержден Минфином СССР и подтвержден Минфином РФ. План счетов содержит наименование счетов, код или номер счета, номер и наименование субсчета. Все счета сгруппированы в 9 разделов. Полный план счетов насчитывает почти 80 счетов 1-го порядка и более 70 субсчетов. Существуют, кроме того, забалансовые счета.

Субсчет – это счет 2-го порядка, который открывают в развитие счета основного или счета 1-го порядка, он объединяет информацию отдельных групп аналитических счетов, но сами субсчета объединяются синтетическим счетом. Таким образом, субсчет – промежуточное учетное звено между синтетическими и аналитическими счетами.

Счета синтетического и аналитического учета, их назначение и взаимосвязь. Для руководства хозяйственной деятельности и контроля за происходящими в организации процессами нужны счета, на которых информация представлена с разной степенью детализации. Исходя из объема детализации информации счета бухгалтерского учета делят на две основные группы: синтетические счета; аналитические счета.

На синтетических счетах представлена обобщенная (укрупненная) информация об объектах бухгалтерского учета. Например, счет «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами».

На аналитических счетах отражается детальная (подробная) информация. Например, к синтетическому счету «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» могут быть открыты аналитические счета по каждому дебитору и кредитору. Все аналитические счета организации открывают самостоятельно в зависимости от специфики своей деятельности.

Отражение хозяйственных операций и процессов на синтетических счетах принято называть синтетическим учетом, а на аналитических – аналитическим учетом.

Синтетический учет всегда ведется в стоимостном (денежном) выражении, в то время  как в аналитическом учете  допускаются и другие показатели (чаще всего натуральные). Связь между синтетическим счетом, его субсчетами и аналитическими счетами можно проследить на примере счета «Материалы». В дополнение к этому синтетическому счету открывают следующие субсчета:

  1. Сырье и материалы;
  2. Покупные полуфабрикаты и комплектующие изделия, конструкции и детали;
  3. Топливо;
  4. Тара и тарные материалы;
  5. Запасные части;
  6. Прочие материалы;
  7. Материалы, переданные в переработку на сторону;
  8. Строительные материалы.

В свою очередь, в дополнение к каждому субсчету открывают аналитические счета на каждый вид материала.

В практике бухгалтерского учета принято использовать три уровня счетов:

Счета I порядка  – синтетические счета;

Счета II порядка  – субсчета;

Счета III порядка  – аналитические счета.

Между счетами  всех уровней существует неразрывная связь, которую можно выразить принципом соблюдения трех равенств.

Сущность использования  в бухгалтерского учете двойной записи состоит в том, что каждая учитываемая хозяйственная операция отражается в одинаковой сумме, проходящей одновременно по дебету и по кредиту разных счетов. Таким образом, происходят равновеликие изменения соответственно в двух различных статьях баланса, при этом равенство итогов актива и пассива баланса не нарушается.

Взаимная связь  между счетами, отражающими данную хозяйственную операцию, называется корреспонденцией счетов. Счета, между которыми возникает эта связь, называются корреспондирующими счетами.

Запись на счетах бухгалтерского учета производят на основании первичных документов, поэтому все принятые бухгалтерией документы подвергаются специальной бухгалтерской обработке – контировке, под которой понимается указание на первичном документе связанных с данной операцией корреспондирующих счетов. Текст, указывающий наименование дебетуемого и кредитуемого счетов, а также сумму отражаемой хозяйственной операции, называется бухгалтерской проводкой (либо бухгалтерской статьей, счетной формулой, бухгалтерской записью).

Для облегчения ведения бухгалтерского учета каждому счету присваивается определенный номер (код, шифр). Для синтетических счетов этот номер определяется Планом счетов, а для субсчетов обычно указываются номер синтетического счета, в который они входят, и, после точки, номер счета в группе.

Различают простые бухгалтерские проводки, в которых корреспондируется с несколькими счетами. Например, для отражения хозяйственной операции поступления денег в сумме 1 500 руб. за реализованную продукцию в кассу организации достаточно простой проводки: Д 50 «Касса» 1 500 руб. К 46 «Реализация продукции».

Для отражения  операции поступления на расчетный счет организации денег от одного и того же покупателя за проданные ему основные средства (например, компьютер) в сумме 4,5 млн. руб. и нематериальные активы (например, программное обеспечение) в сумме 0,4 млн. руб. необходимо выполнить две простые проводки

Д 51 «Расчетный счет» 4 500 000 руб. К 47 «Реализация и прочее выбытие основных средств»

Д 51 «Расчетный счет» 400 000 руб. К 48 «Реализация прочих активов»

Значение  двойной записи состоит в том, что она обеспечивает:

  • Взаимосвязанное отражение фактов хозяйственной деятельности организации;
  • Дополнительный контроль, так как требует обязательной сбалансированности (равенства) итогов записи на счетах.

 

 

Задача 1

 

Необходимо  составить бухгалтерские поводки  по учету операции с денежными  средствами:

- получены от  покупателей наличные в кассу  в сумме 51000 руб.;

- получены денежные  средства от покупателей  за  готовую продукцию на расчетный  счет – 247000 руб.;

- оплачено с  расчетного счета за материалы  поставщикам – 349000 руб.;

- выданы наличные подотчетным лицам из кассы – 1200 руб.;

- сданы из  кассы наличные на расчетный  счет – 28000 руб. 

 

Решение:

1. Д50  К62 – 51000 руб.

2. Д51  К62 – 247000 руб.

3. Д60  К51 – 349000 руб.

4. Д71  К50 – 1200 руб.

5. Д51  К50 – 28000 руб.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Задача  2

 

Составить бухгалтерские  поводки по учету приобретения объекта  основных средств.

1. Предъявлен счет поставщика за приобретенный станок на сумму 560000руб, в том числе НДС 18%.

2. Начислена заработная плата рабочим за погрузочно-разгрузочные работы и установку 3000 руб., начислены страховые взносы (34%).

3. Объект введен в эксплуатацию.

4. Счет поставщика оплачен с расчетного счета.

 

Решение:

1. Д08  К60 – 452000 руб.

    Д18  К60 – 108000 руб.

2. Д23  К70 – 51000 руб.

    Д69  К23 – 1020 руб.

3. Д01 К08

4. Д60  К51

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

  1. Бакаев А.С., Катаев А.Н., Островский О.М., Шнайдерман Т.А. План и корреспонденция счетов бухгалтерского учета. Типовые проводки. - М.: ФБК-ПРЕФФ, 2010.
  2. Кондраков Н.П. Бухгалтерский учет: Учебное пособие. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2001. – 635 с.
  3. Подлипалина Е.Н. Бухучет расчетов по страховым взносам // Актуальная бухгалтерия. – 2010. - № 03.

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Сущность, назначение счетов бухгалтерского учёта