4 Таможенные органы
как агент валютного контроля
Исходя из места в
системе государственного регулирования
внешнеэкономической деятельности, которое таможенные органы занимают,
их функции как агентов валютного контроля
ограничиваются по преимуществу контролирующими
действиями в отношении валютных операций
резидентов и нерезидентов, связанных
с перемещением товаров и транспортных
средств через таможенную границу.
К этим операциям применяются
валютные ограничения, требующие:
1) получения резидентами
от нерезидентов в сроки, предусмотренные экспортными
контрактами, на свои банковские счета
в уполномоченных банках иностранной
валюты или валюты РФ, причитающейся за
переданные нерезидентам товары, выполненные
для них работы, оказанные им услуги, переданные
им информацию и результаты интеллектуальной
деятельности, в том числе исключительные
права на них;
2) возврата в РФ
денежных средств, уплаченных
нерезидентам в соответствии
с импортными контрактами, за
не ввезенные в Российскую
Федерацию (неполученные на территории Российской Федерации) товары,
невыполненные работы, неоказанные услуги,
непереданные информацию и результаты
интеллектуальной деятельности, в том
числе исключительные права на них.
Поэтому таможенные органы
направляют свои основные усилия на обеспечение действия данных ограничений.
Кроме того, в их компетенцию входит контроль
соблюдения эквивалентности и сроков
встречных поставок при исполнении внешнеторговых
бартерных сделок, за действием ограничений,
касающихся трансграничных операций,
а также контроль за соблюдением законности
валютных операций, сопровождающих внешнеторговые
сделки, порядка и сроков оформления паспортов
сделок.
В осуществлении валютного
контроля принимают участие все
уровни системы таможенных органов
РФ посредством выполнения определенных функций их специализированными
подразделениями.
На уровне Центрального
аппарата ФТС этим занимается Управление
торговых ограничений, экспортного
и валютного контроля. Оно обеспечивает
формирование и совершенствование
ведомственной составляющей нормативной базы валютного контроля,
представляет интересы ФТС в государственных
и иных органах при рассмотрении вопросов
валютного контроля, входящих в компетенцию
таможенной службы, осуществляет общее
методическое руководство и координацию
деятельности таможенных органов, связанной
с валютным контролем, контролирует выполнение
нижестоящими таможенными органами своих
функций, организует информационный обмен,
в том числе межведомственный.
Полномочия регионального
таможенного управления (РТУ) в сфере
валютного контроля определяются Общим положением
о региональном таможенном управлении,
утвержденным Приказом ФТС РФ от 12.01.2005
№ 7 (ред. от 19.03.2010) «Об утверждении Общего
положения о региональном таможенном
управлении и Общего положения о таможне».
Эти полномочия состоят в осуществлении:
- валютного контроля операций, связанных с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу ТС;
- контроля исполнения внешнеторговых бартерных сделок;
- контроля валютных операций, связанных с перемещением валютных ценностей, валюты РФ и внутренних ценных бумаг через таможенную границу ТС;
- координации и контроля деятельности подчиненных таможенных органов;
- взаимодействия с органами и другими агентами валютного контроля, в обеспечении взаимодействия с ними подчиненных таможенных органов.
В региональном таможенном
управлении функции валютного контроля
выполняется Подразделением валютного контроля службы
федеральных таможенных доходов регионального
таможенного управления. Основное содержание его деятельности
определяется Приказом ФТС России от 03.03.2011 № 478 (ред.
от 05.04.2013) «Об утверждении типовых положений
о подразделениях валютного контроля
таможенных органов» и состоит в:
- проведении анализа и систематизации информации по сделкам, не подпадающим под действие автоматизированных технологий контроля, относящегося к компетенции Подразделения, реализуемых с использованием паспортов сделок, а также осуществлении контроля за правомерностью и обоснованностью перемещения товаров по указанным сделкам в регионе деятельности РТУ;
- организации проведения проверок соблюдения резидентами и нерезидентами актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования при исполнении обязательств по внешнеэкономическим сделкам, предусматривающим перемещение товаров через таможенную границу Таможенного союза, а также ввоза товаров в Российскую Федерацию и их вывоз из Российской Федерации, вне зависимости от места и времени совершения таможенных операций, даты выпуска (условного выпуска) товаров либо в отсутствие выпуска (условного выпуска) товаров, а также сроков осуществления таможенного контроля, возбуждения дел об административных правонарушениях в соответствии с КоАП России, осуществления производства по делам об административных правонарушениях в порядке, предусмотренном КоАП России, а также приеме сообщений о преступлениях, оформление протоколов принятия устного заявления о преступлении и составление рапортов об обнаружении признаков преступления;
- анализе результатов проверок соблюдения участниками ВЭД валютного законодательства и законодательства Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности в части осуществления внешнеторговых бартерных сделок и таможенных проверок, проведенных другими структурными подразделениями РТУ, в ходе которых рассмотрены вопросы соблюдения участниками ВЭД валютного законодательства и законодательства Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности в части осуществления внешнеторговых бартерных сделок;
- анализе деятельности подчиненных таможенных органов, направленный на предупреждение, выявление и пресечение нарушений валютного законодательства и законодательства Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности в части осуществления внешнеторговых бартерных сделок;
- осуществление взаимодействия с органами и агентами валютного контроля, учреждениями Банка России, правоохранительными, налоговыми и иными государственными органами по вопросам контроля, относящегося к компетенции Подразделения, обеспечение взаимодействия с ними подчиненных таможенных органов;
- разработке проектов профилей риска, методическом руководстве деятельностью подразделений подчиненных таможенных органов по вопросам анализа данных (сведений) для выявления рисков, их идентификации и оценки по направлениям деятельности Подразделения;
- анализе и контроле деятельности подчиненных таможенных органов, осуществляемой на основе системы управления рисками, в части контроля, относящегося к компетенции Подразделения, на основе показателей и согласно порядку, определяемому ФТС России;
- рассмотрении в пределах своей компетенции обращений физических и юридических лиц по вопросам контроля, относящегося к компетенции Подразделения;
- организации в пределах своей компетенции взаимодействия между подчиненными таможенными органами в решении поставленных перед ними задач, а также Подразделения с другими структурными подразделениями РТУ;
- подготовке заключений соответствующим структурным подразделениям РТУ по жалобам, запросам и заявлениям организаций и граждан, предметом рассмотрения которых являются вопросы, относящиеся к компетенции Подразделения.
- участие в проверках подчиненных таможенных органов по вопросам, относящимся к компетенции подразделений валютного контроля и др.
Значительный объем
работы по осуществлению валютного
контроля приходится на таможню. Эта
работа выполняется отделами валютного
контроля. При этом данные подразделения
выполняют в пределах своей компетенции
широкий круг функций, которые также определены Приказом
ФТС России от 03.03.2011 № 478 (ред. от 05.04.2013)
«Об утверждении типовых положений о подразделениях
валютного контроля таможенных органов» Вот их основной перечень:
- принятие
решений по вопросам контроля, относящегося
к компетенции Подразделения, возникающим
в ходе совершения таможенных процедур
и осуществления таможенного контроля;
- проведение
контроля за соблюдением структурными
подразделениями таможни, подчиненными
таможенными постами порядка осуществления
валютного контроля;
- организация
и проведение проверок соблюдения резидентами
и нерезидентами актов валютного законодательства
Российской Федерации и актов органов
валютного регулирования при исполнении
обязательств по внешнеэкономическим
сделкам, предусматривающим перемещение
товаров через таможенную границу Таможенного
союза, а также ввоз товаров в Российскую
Федерацию и их вывоз из Российской Федерации,
вне зависимости от места и времени совершения
таможенных операций, даты выпуска (условного
выпуска) товаров либо в отсутствие выпуска (условного выпуска),
а также сроков осуществления таможенного
контроля, возбуждение дел об административных
правонарушениях в соответствии с КоАП
России, осуществление производства по
делам об административных правонарушениях
в порядке, предусмотренном КоАП России, а также прием
сообщений о преступлениях, оформление
протоколов принятия устного заявления
о преступлении и составление рапортов
об обнаружении признаков преступления;
- осуществление
мероприятий по реализации системы управления
рисками в рамках изданных профилей риска
по вопросам контроля, относящегося к
компетенции Подразделения, а также организация
работы по анализу данных (сведений) для
выявления рисков, их идентификации и
оценки по направлениям деятельности
Подразделения;
- формирование
и анализ электронных баз данных, обеспечивающих
деятельность Подразделения по осуществлению
контроля, относящегося к компетенции
Подразделения, и учету его результатов;
- учет,
обобщение и анализ данных о перемещении
через таможенную границу Таможенного
союза физическими и юридическими лицами
валюты Российской Федерации, иностранной
валюты, внутренних и внешних ценных бумаг
в документарной форме;
- анализ
результатов проверок соблюдения участниками
ВЭД валютного законодательства и законодательства
Российской Федерации о государственном регулировании
внешнеторговой деятельности в части
осуществления внешнеторговых бартерных
сделок и таможенных проверок участников
ВЭД, проведенных другими структурными
подразделениями таможни, в ходе которых
рассмотрены вопросы соблюдения валютного законодательства
и законодательства Российской Федерации
о государственном регулировании внешнеторговой
деятельности в части осуществления внешнеторговых
бартерных сделок;
- учет
и систематизация карточек с образцами
оттисков печатей уполномоченных банков, используемых
для целей валютного контроля, а также
доведение их до подчиненных таможенных
постов;
- проведение
анализа и систематизация информации
по сделкам, не подпадающим под действие
автоматизированных технологий валютного
контроля, реализуемых с использованием паспортов
сделок, а также осуществление контроля
за правомерностью и обоснованностью
перемещения товаров по указанным сделкам
в регионе деятельности таможни;
- анализ
деятельности структурных подразделений
таможни, подчиненных таможенных постов, направленной на предупреждение,
выявление и пресечение нарушений валютного
законодательства и законодательства
Российской Федерации о государственном
регулировании внешнеторговой деятельности
в части осуществления внешнеторговых
бартерных сделок;
- подготовка
и представление в РТУ в соответствии
с установленным порядком требуемых статистических
и отчетных данных о деятельности таможни
по осуществлению контроля, относящегося
к компетенции Подразделения;
- рассмотрение
в пределах своей компетенции обращений физических и юридических
лиц по вопросам, относящимся к компетенции
Подразделения; подготовка по запросу
правового подразделения таможни письменных
заключений по жалобам и обращениям организаций
и граждан;
- выявление
и анализ причин и условий, способствующих нарушению должностными
лицами таможни и подчиненных таможенных
постов требований валютного законодательства,
законодательства Российской Федерации
о государственном регулировании внешнеторговой
деятельности в части осуществления внешнеторговых
бартерных сделок, а также требований
нормативных правовых актов Российской
Федерации по вопросам валютного контроля,
разработка мероприятий и внесение предложений
о принятии мер, направленных на устранение
таких причин и условий и др.
Итак, являясь агентом валютного контроля, таможенные
органы осуществляют деятельность в данном
качестве на системной основе, посредством
четкого распределения компетенции по
различным уровням своей организации,
обеспечивая тем самым выполнение в полной
мере функции, установленной Законом о
валютном регулировании и валютном контроле.
Вопросы
для самоконтроля
- Как связаны между собой валютные ограничения и валютный контроль?
- В чем состоит содержание валютного контроля?
- Что представляет собой нормативно-правовая основа валютного контроля?
- Как организована нормативно-правовая основа валютного контроля?
- Какие федеральные законы входят в состав нормативно-правовой основы валютного контроля?
- Что представляет собой информационная основа валютного контроля?
- Какие документы содержат информацию, необходимую для осуществления валютного контроля?
- В чем состоят особенности субъектной стороны валютного контроля?
- Кто осуществляет валютный контроль в России?
- Кто является органом валютного контроля?
- Кто является агентом валютного контроля?
- Чем отличаются права органов валютного контроля от прав его агентов?
- Как организована деятельность таможенных органов как агента валютного контроля?
- Какие задачи решаются на уровне ФТС при осуществлении валютного контроля?
- Какие функции при осуществлении валютного контроля выполняются РТУ?
- Какие функции при осуществлении валютного контроля выполняются таможней?