Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2013 в 23:39, реферат
К сырью относятся продукты сельского хозяйства, поступающие в переработку, и добывающей промышленности. Материалы – продукты, предварительно прошедшие определенную обработку, они разделяются на основные и вспомогательные. Основные материалы – это физическая основа изготовляемой продукции, продукт переработки обрабатывающей промышленности, сюда же относятся полуфабрикаты, т.е. продукция других организаций, входящая в технологический процесс обработки данной организации.
Теоретические аспекты вопроса.
УЧЕТ МАТЕРИАЛЬНО-
Введение
При организации хозяйственной деятельности очень важен учет материально-производственных запасов, правила его формирования установлены ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов». В качестве МПЗ учитываются оборотные активы: активы, используемые в качестве сырья, материалов и т.п. при производстве продукции, предназначенной для продажи (выполнения работ, оказания услуг); активы, предназначенные для продажи; активы, используемые для управленческих нужд организации.
К сырью относятся продукты сельского хозяйства, поступающие в переработку, и добывающей промышленности. Материалы – продукты, предварительно прошедшие определенную обработку, они разделяются на основные и вспомогательные. Основные материалы – это физическая основа изготовляемой продукции, продукт переработки обрабатывающей промышленности, сюда же относятся полуфабрикаты, т.е. продукция других организаций, входящая в технологический процесс обработки данной организации. Вспомогательные материалы не являются основой вновь изготовленного продукта: потребляются средствами труда (смазочные материалы и т.д.), придают продукции особые качества (лак, краски и т.д.), необходимы для поддержания помещения в чистоте, все для канцелярских целей.
Получается, что вспомогательные и основные материалы отличаются в цели их использования.
Покупные полуфабрикаты,
комплектующие изделия, конструкции
и детали, которые необходимы для
выпускаемой продукции и
Топливо – это предназначенные для выработки энергии, отопления зданий, эксплуатации транспортных средств, технических нужд материалы.
Тара – предназначенные для упаковки продукции средства труда, включающие тарные материалы для изготовления и ремонта тары.
Запасные части –
Материалы, переданные в переработку на сторону, - их стоимость в дальнейшем включается в себестоимость произведенной из них продукции.
Строительные материалы – материалы для строительных и монтажных работ. Инвентарь и хозяйственные принадлежности – средства труда, включающиеся в состав средств в обороте (инвентарь, инструменты и т.п.).
Специальная оснастка и специальная одежда на складе – находящиеся на складах организации или иных местах хранения средства труда, включенные в состав средств в обороте и направленные на использование в специфических процессах деятельности (специальные инструмент, приспособления и т.д.).
Специальная оснастка и специальная одежда в эксплуатации – специальные инструмент, приспособления, оборудование, одежда, что находятся в производстве продукции, выполнении работ, оказании услуг, т.е. в эксплуатации.
На каждую группу материалов открывается отдельный субсчет. Выделение специальной оснастки и специальной одежды на складе и в эксплуатации отдельно объясняется спецификой погашения стоимости таких активов. Классификация материалов по техническим свойствам подразделяет МПЗ в группы, основываясь на их технических свойствах и признаках. Направлена на построение систематизированного перечня материалов, каждому виду товаров присваивается номенклатурный номер.
1.1. Способы оценки МПЗ
Поступившие материалы оцениваются по фактической себестоимости приобретения, исходя из фактической стоимости материалов, уплаченной поставщику по договору, и сумм транспортно-заготовительных издержек. В подобные издержки входят:
- суммы, уплачиваемые организациям за информационные и консультационные услуги, касающиеся приобретения МПЗ;
- таможенные пошлины и прочие платежи;
- невозмещаемые налоги, связанные с оплатой единицы производственных запасов;
- вознаграждения организациям-посредникам;
- издержки на транспорт;
- издержки на
заготовку и доставку
- издержки на приведение МПЗ до состояния, пригодного для использования в запланированных целях;
- сопутствующие приобретению МПЗ затраты.
Фактическая себестоимость определяется организацией из фактических затрат на производство данной продукции. При отпуске материалов в производство их оценка происходит по фактической себестоимости. Небольшой объем материалов предполагает учет по фактической себестоимости. При большой и разрозненной номенклатуре материалов учет по фактической себестоимости слишком трудоемок, поэтому часто используют следующие методы оценки: по себестоимости каждой единицы; по средней себестоимости; по себестоимости первых по времени закупок (метод ФИФО); по себестоимости последних по времени закупок (метод ЛИФО).
Учет средней себестоимости
основывается на учетных ценах, в
качестве которых покупная цена и
нормативная себестоимость
При учете по нормативной себестоимости: Ф = П + О (Ф - фактическая себестоимость отпущенных материалов, П – стоимость отпущенных материалов по нормативной себестоимости, О – отклонения фактической себестоимости материалов от нормативной).
Метод ФИФО предполагает использование материальных ресурсов в течение отчетного периода в последовательности их закупки: ресурсы, поступающие в производство первыми, оцениваются по себестоимости первых по времени закупок с учетом стоимости ценностей, числящихся на начало месяца. Материальные ресурсы, находящиеся в запасе на конец отчетного периода, учитываются по фактической себестоимости последних по времени закупок.
Метод ЛИФО основан на том, что первые поступающие в производство ресурсы должны быть оценены по себестоимости последних в последовательности по времени закупок. Материальные ресурсы на складе на конец отчетного периода оцениваются по фактической себестоимости ранних по времени закупок, а себестоимость проданной продукции включает стоимость поздних по времени закупок.
Метод ФИФО в условиях инфляции и непрерывного роста цен занижает себестоимость продукции и завышает себестоимость остатка материалов на конец месяца. Метод ЛИФО завышает себестоимость производства, занижает себестоимость остатка материалов на конец месяца. На сегодняшний день наиболее приемлемым считается оценка материалов по средней себестоимости их приобретения за отчетный месяц.
1.2. Документальное оформление движения производственных запасов
Этапы движения: поступление, выдача в производство, возврат из производства, продажа излишних материалов. Группы учетных операций в учете МПЗ: учет поступления, учет отпуска материалов в производство и возврат из него, учет продажи. Поставка материалов осуществляется на основе договора с поставщиками. После отгрузки покупателю выписывается счет-фактура, сертификаты на качество, документы об отгрузке. Однострочный или многострочный приходный ордер выписывается на принятые материальные ценности, их подписывают заведующий складом и экспедитор. Однострочный на один вид материала, многострочный – все материалы вне зависимости от количества.
При несоответствии качества
и количества прибывших материалов
на склад с данными счета
Лимитно-заборные карты и требования наиболее распространенные первичные документы по отпуску материалов в производство. При использовании данного вида карт сверхлимитный отпуск материалов и замена одного материала другим оформляется сигнальными требованиями.
Отпуск материалов периодической
потребности оформляется
По приходным и расходным документам реестры составляются отдельно. Сальдовая книга открывается на год по каждому материально ответственному лицу, она передается в бухгалтерию, где затем расценивают остатки по учетным ценам. Ведомость движения материалов ведется на основании документов по приходу и расходу материалов только в денежном выражении. Количественно-сортовой учет позволяет контролировать правильность записей, получать сведения об остатках материалов и увязывать складской учет с учетом в бухгалтерии.
Документы по приходу и расходу материалов проверяются по существу и на правильность оформления. Учет движения материалов ведется в стоимостном выражении по местам хранения, номенклатурным номерам, субсчетам или синтетическим счетам. Итоги подсчитываются по реестрам, записываются в специальные накопительные ведомости, которые ведутся отдельно по каждому складу, приходу и расходу в разрезе субсчетов по номенклатурным номерам. В конце каждого вечера составляется оборотная ведомость движения материалов, их итоговые показатели записываются в регистры бухгалтерского учета.
1.3. Учет приобретения производственных запасов и расчетов с поставщиками
Предусмотрены четыре счета для учета производственных запасов: 10 «Материалы», 14 «Резервы под снижение стоимости материальных ценностей», 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей», 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей». Два варианта ведения учета материалов: применяя и не применяя 15 и 16 счета.
При первом варианте на всю сумму акцептованных счетов кредитуется счет 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» и дебетуется счет 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей». На сумму НДС, уплаченную поставщику, дебетуется счет 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям». Стоимость недостач при приемке материалов на складе относится на дебет счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», субсчет «Расчеты по претензиям».
В конце месяца
поступившие материалы
15 счет «Заготовление и приобретение материальных ценностей» может иметь дебетовое сальдо, отражающее стоимость материалов, оставшихся в пути на конец месяца.
Второй вариант:
стоимость приобретаемых
Поступившие материалы оцениваются по стоимости поступивших ценностей, определенной по ценам и условиям договоров. Счет 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» в синтетическом учете кредитуется согласно расчетным документам поставщика.
Производственные запасы организации, находящиеся в пути, отражаются в учете в оценке в соответствие с договором. При нарушении условий договора поставки поставщиком покупатель может отказаться от оплаты счета за материалы, записей на балансовых счетах никаких нет. По дебету забалансового счета 002 «Товарно-материальные ценности, принятые на хранение» отражаются материалы, принятые организацией на ответственное хранение до распоряжения поставщика о дальнейшем их использовании.
Расчеты по производственным запасам могут быть в виде авансов или предварительной оплаты, что отражается на счете 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками». При составлении бухгалтерской отчетности обязательства организации отражаются в развернутом виде, поэтому к 60 счету предусматривается субсчет «Расчеты по поставленным товарно-материальным ценностям, работам, услугам» и субсчет «Авансы и предоплаты».
Информация о работе Учет материально-производственных запасов