Учет расчетов с поставщиками и подрядчиками

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2013 в 17:34, курсовая работа

Краткое описание

Бухгалтерский учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организации и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций. Учет расчетов с поставщиками и подрядчиками является важным элементом в системе бухгалтерского учета и ее актуальность не вызывает сомнений.
Общая методология учета расчетов с поставщиками и подрядчиками связана с обязательствами, вытекающими в основном из договоров поставки и подряда и, в сущности, объясняется старым правилом Э. Дегранжа: «Тот, кто получает, дебетуется, тот, кто выдает, кредитуется».

Вложенные файлы: 1 файл

РАСЧЕТТЫ.docx

— 35.65 Кб (Скачать файл)

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время большое  внимание уделяется расчётам с поставщиками и подрядчиками. Это обусловлено  тем, что постоянно совершающийся  кругооборот хозяйственных средств  вызывает непрерывное возобновление  многообразных расчётов. Одним из наиболее распространённых видов расчётов как раз и являются расчёты с поставщиками и подрядчиками за сырьё, материалы, товары и прочие материальные ценности.

      Бухгалтерский учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организации и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций. Учет расчетов с поставщиками и подрядчиками является важным элементом в системе бухгалтерского учета и ее актуальность не вызывает сомнений.

Общая методология учета  расчетов с поставщиками и подрядчиками связана с обязательствами, вытекающими  в основном из договоров поставки и подряда и, в сущности, объясняется  старым правилом Э. Дегранжа: «Тот, кто  получает, дебетуется, тот, кто выдает, кредитуется».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1

 Учет расчетов с поставщиками и подрядчиками

1.  1   Общие положения по учёту расчётов с поставщиками и подрядчиками

Расчеты с поставщиками и  подрядчиками относятся к одному из видов расчетов в зависимости  от субъектов участников отношений, возникающих в процессе финансово-хозяйственной  деятельности

Учет расчетов с поставщиками и подрядчиками направлен на сбор и обобщение информации о расчетах за полученные покупателем товарно-материальные ценности, принятые заказчиком выполненные  работы и потребленные услуги, расчетные  документы по которым акцептованы  и подлежат оплате через кредитную организацию.

Поставщиками и подрядчиками являются организации, поставляющие товарно-материальные ценности (сырье и другие материалы, товары), оказывающие услуги (транспортные перевозки, обеспечение связи, коммунальные и прочие услуги), выполняющие работы (монтаж оборудования, погрузочно-разгрузочные работы и др.).

Объектами расчетных операций с поставщиками и подрядчиками являются товары и услуги. В соответствии с Законом Республики Беларусь от 13 июля 2012 г. № 419-З:

Товары - вещи, за исключением денежных средств, ценных бумаг, валютных ценностей, иное имущество (в том числе имущественные права), а также исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности;

Услуги - деятельность, результаты которой не имеют материального выражения, реализуются и потребляются в процессе осуществления этой деятельности;

 

 

 

1.2. Счет 60

Счет 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» предназначен для  обобщения информации о расчетах с поставщиками, подрядчиками, исполнителями  за приобретенное имущество, выполненные  работы, оказанные услуги и др., а  также о расчетах с использованием аккредитивов.

Счет 60 применяется и для  обобщения информации о расчетах с субподрядчиками в организациях, осуществляющих при выполнении договоров  строительного подряда, договоров  подряда на выполнение проектных  и изыскательских работ функции  генерального подрядчика.

Аналитический учет по счету 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»  ведется по каждому поставщику, подрядчику, исполнителю (п. 47 Инструкции о порядке применения типового плана счетов бухгалтерского учета, утвержденной постановлением Минфина РБ от 29.06.2011 № 50 (далее – Инструкция № 50).

 

1.3 Типовые бухгалтерские  записи по счету 60 «Расчеты  с поставщиками и подрядчиками»

Содержание хозяйственной операции    Дебет ; Кредит :

    • Отражение возврата поставщику материалов 60 ; 10 ;
    • Отражен возврат материальных ценностей поставщику при использовании счета 15 60 ; 15;
    • Отражена сумма отклонений по материальным ценностям, возвращенным поставщикам при использовании счета 15 60; 16;
    • Отражено списание суммы НДС при возврате товарно-материальных ценностей и внеоборотных активов поставщику 60;18;
    • Отражено проведение оплаты поставщикам или подрядчикам наличными денежными средствами из кассы организации 60;50;
    • Отражено проведение оплаты (предоплаты), погашения обязательств перед поставщиками или подрядчикам путем перечисления денежных средств с расчетного счета организации 60;51;
    • Отражено проведение оплаты, предоплаты, погашения обязательств перед поставщиками или подрядчикам путем перечисления денежных средств с валютного счета организации 60;52;
    • Отражено проведение оплаты, предоплаты, погашение обязательств перед поставщиками или подрядчикам путем перечисления денежных средств со специальных счетов организацииь 60;55;
    • Отражен зачет аванса, выданного поставщикам или подрядчикам при получении от них товарно-материальных ценностей, выполненных работ (оказанных услуг) 60;60;
    • Прекращение обязательств путем зачета встречных однородных требований 60;62;
    • Погашение задолженности поставщикам или подрядчикам за счет полученных краткосрочных кредитов и займов 60;66;
    • Погашение задолженности поставщикам или подрядчикам за счет полученных долгосрочных кредитов и займов 60;67 ;
    • Прекращение обязательств путем зачета встречных однородных требований 60;76;
    • Отражена перемена лиц в обязательстве (при переводе долга, уступке требования) 60;76 ;
    • Погашение филиалами и другими обособленными подразделениями, выделенными на отдельный баланс, задолженности перед поставщиками и подрядчиками 60;79
    • Выручка от реализации при неденежной форме расчетов 60;90
    • Отражена курсовая разница, возникающая при переоценке кредиторской задолженности перед поставщиком 60;91-1
    • Оприходовано оборудование к установке, поступившее от поставщика 07;60
    • Отражена стоимость приобретенного имущества, выполненных работ и оказанных услуг 08, 10, 20, 25, 26, 44, 41 ; 60
    • Приобретены животные для выращивания и откорма 11;60
    • Оприходованы материальные ценности, поступившие от поставщика, при использовании счета 15 15;60
    • На суммы отклонений по материальным ценностям, поступившим от поставщика, при использовании счета 15 16;60
    • На сумму НДС по приобретенным товарно-материальным ценностям (работам, услугам)   18;60
    • Отражены выполненные работы (оказанные услуги) для исправления брака 28;60
    • Отражены выполненные работы (оказанные услуги) для нужд обслуживающих производств и хозяйств 29;60
    • Поступили в кассу организации наличные денежные средства от поставщиков или подрядчиков 50;60
    • Поступили на расчетный счет организации денежные средства от поставщиков или подрядчиков 51;60
    • Поступили на валютный счет организации денежные средства от поставщиков или подрядчиков   52;60
    • Отражение поступления на специальный счет организации денежных средств от поставщиков или подрядчиков 55;60
    • Выполнены строительные работы субподрядными организациями 62;60
    • Отражение претензии поставщикам или подрядчикам в связи с недостачей сверх норм естественной убыли, выявленной при приемке ценностей, несоответствием цен, арифметическими ошибками в счетах, нарушением условий договоров и пр. 76;60
    • Отражение принятия к оплате счетов поставщиков и подрядчиков за поставленные ими материальные ценности и выполненные работы (услуги) для филиалов и других обособленных подразделений, выделенных на отдельный баланс (в головной организации) 79;60
    • Отражение расходов, связанных с продажей, выбытием и прочим списанием основных средств, производственных запасов, нематериальных активов, валютных ценностей, ценных бумаг, финансовых вложений и иных активов в составе прочих расходов 91;60
    • Отражение недостачи в пределах норм естественной убыли (величин, предусмотренных в договоре), выявленной при приемке ценностей, поступивших от поставщиков  94;60
    • Отражение выполненных работ (оказанных услуг) за счет средств ранее образованного резерва предстоящих расходов  96;60
    • Отражение выполненных работ (оказанных услуг) за счет средств ранее образованного резерва предстоящих расходов, которые относятся к расходам будущих периодов  97;60

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2

Анализ расчетов с поставщиками и подрядчиками

В процессе предпринимательской  деятельности организации вступают во взаимоотношения с разными  лицами, следствием которых может  стать возникновение долговых обязательств. Последнее свидетельствует о  вовлечении в оборот заемных ресурсов привлечение коммерческих кредитов.

Чтобы выжить в конкурентной борьбе  и укрепить свои рыночные позиции  каждое предприятие должно осуществлять постоянный поиск резервов повышения эффективности своей  деятельности. Этому предшествует экономический  анализ, который содействует экономному использованию ресурсов, выявлению и внедрению передового опыта, научной организации труда, новой техники и технологии производства, предупреждению излишних затрат. В результате этого укрепляется экономика предприятия, повышается эффективность его деятельности.

В процессе анализа необходимо определить состав, структуру и динамику дебиторской и кредиторской задолженности по поставщикам и заказчикам. Выявить суммы нереальные для взыскания или такие, по которым истекли сроки исковой давности. Если же они имеются, то какие меры необходимо принять для их взыскания. Особенно важно определить задачи анализа.

Основными задачами анализа  являются:

-  проведение анализа  состава и структуры по расчетам  с поставщиками и  заказчиками;

-  произведение расчета  показателей, характеризующих   состояние дебиторской задолженности;

- расчет показателей оборачиваемости  дебиторской и кредиторской задолженности,  а так же оценка оборачиваемости  и установление факторов ускорения  (замедления) оборачиваемости;

-   расчет и оценка  платежеспособности и  ликвидности   предприятия.

Источниками информации могут  быть данные первичного и аналитического учета, которые расшифровывают и  детализируют отдельные статьи баланса. В бухгалтерских аналитических  регистрах по расчетам с поставщиками и подрядчиками, определяется задолженность  по срокам ее образования для выявления  просроченной  задолженности, которая  отрицательно влияет на состав дебиторской  и кредиторской задолженности  и  соответственно на финансовое состояние  предприятия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 3

Аудит расчетов с  поставщиками и подрядчиками

Основными задачами контроля расчетов с поставщиками и подрядчиками являются следующие:

— проверка достоверности  и законности учетных данных о  состоянии этих расчетов;

— проверка соблюдения расчетно-платежной  дисциплины и ее влияние на финансовое состояние организации;

— установление реальности задолженности.

Источниками информации при  проверке данных хозяйственных операций являются: договоры поставки продукции (работ, услуг), счета-фактуры, товарно-транспортные накладные, акты сверки расчетов, протоколы  о зачете взаимных требований, акты инвентаризации расчетов, векселя, копии  платежных документов, книга покупок, регистры синтетического и аналитического учета по счету 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» Главная книга, бухгалтерская (финансовая) отчетность организации.

Программа проверки расчетов с поставщиками и подрядчиками включает следующие вопросы:

— проверка соответствия учетных  и отчетных данных по расчетам с  поставщиками, т. е. подтверждение сальдо расчетов с поставщиками и подрядчиками;

— проверка соблюдения действующего законодательства при осуществлении  государственных закупок;

— оценка правильности оформления заключенных хозяйственных договоров;

— проверка своевременности  поставок товарно-материальных ценностей;

— проверка полноты и  правильности оприходования полученных материальных ценностей;

— проверка своевременности  и правильности оплаты кредиторской задолженности;

— проверка правильности выделения  и возмещения «входного» НДС, налогообложения  по расчетам с поставщиками с использованием векселей, взаимозачета и других форм расчета;

— проверка материалов инвентаризации расчетов, обоснованности предъявляемых  и уплаченных штрафных санкций за нарушение условий хозяйственных  договоров;

— проверка правильности корреспонденции  счетов по расчетам с поставщиками.

Подтвердив достоверность  сальдо расчетов с поставщиками и  подрядчиками, ревизор (аудитор) прежде всего изучает договора поставки продукции и другие хозяйственные  договора на оказанные организации  услуги, выполненные работы и устанавливает  их соответствие требованиям норм Гражданского кодекса Республики Беларусь.

К числу важнейших требований при осуществлении сделок на поставку товаров (работ, услуг) помимо соблюдения формы договора относятся также  полнота и своевременность исполнения сторонами обязательств вне зависимости  от срока договора. Сделки, осуществляемые сторонами умышленно без соблюдения установленной ГК РБ формы, не в полном объеме или несвоевременно, считаются  ничтожными (недействительными).

Таким образом, проверяющий  должен установить наличие договоров  поставки по проведенным сделкам, правильность их оформления, дату возникновения  и причину образования просроченной задолженности.

Особое внимание уделяется  проверке своевременности поставок соответствующего количества и качества материальных

ценностей, а также использования  проверяемой организацией своих  прав в случаях нарушения условий  договоров поставки.

При проверке расчетов с  поставщиками и подрядчиками ревизору (аудитору) необходимо оценить качество первичной информации, поступающей в систему бухгалтерского учета. Это связано с тем, что практически все документы данного раздела поступают в организацию извне, а в соответствии с требованиями действующего законодательства Республики Беларусь к организациям применяются меры экономического воздействия за принятие к учету операций по ненадлежаще оформленным первичным документам.

Далее необходимо получить доказательства, что расчеты с  поставщиками и подрядчиками за полученные материальные ценности (работы, услуги) отражены в полном объеме, в соответствующем  периоде, правильно оценены и  отражены в учетных регистрах.

Для этого ревизор (аудитор) проверяет непосредственно расчетные  операции с каждым поставщиком (или  выборочно) по данным учетных регистров (журналов-ордеров, ведомостей, машинограмм) по счету 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» и расчетно-платежных  документов. Выясняется дата проведения и характер операций, правильность применения цен, наценок по поступившим  ценностям, полнота их оприходования, обоснованность выделения «входного» НДС.

Сопоставляя данные первичных  документов с данными договора, заказа, счета-фактуры, проверяющий получает подтверждение о полноте, своевременности  и правильности оприходования полученных материальных ценностей (работ, услуг).

Обоснованность расчетов с подрядчиками за выполняемые работы должна подтверждаться кроме заключенных  договоров наличием проектно-сметной  документации, актов сдачи-приемки  выполненных работ, счетов-фактур по НДС.

Реальность числящейся кредиторской или дебиторской задолженности  по счету 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», точность произведенных  расчетов, качество проектов и смет, отсутствие приписок объемов выполненных  СМР могут быть проверены при  помощи приемов документального контроля, а так же путем контрольного обмера выполненных работ (по заключению эксперта).

При проверке расчетов с  подрядчиками устанавливают:

Информация о работе Учет расчетов с поставщиками и подрядчиками