Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2012 в 11:19, контрольная работа
В современном мире бюджет – это не только и не столько экономическая основа для осуществления традиционных функций государства (поддержание обороноспособности, безопасности, правопорядка), сколько важнейший инструмент государственного регулирования экономики.
Федеральное казначейство и его роль в исполнении бюджета
В современном мире бюджет – это не только и не столько экономическая основа для осуществления традиционных функций государства (поддержание обороноспособности, безопасности, правопорядка), сколько важнейший инструмент государственного регулирования экономики.
В странах с рыночной экономикой,
где отсутствует тотальное
Качество бюджетного планирования
и эффективность кассового
Основы казначейского
1Исполнение федерального
Во-первых, чтобы осуществить исполнение бюджета, необходимо его принять законодательно, поэтому сначала бюджет государства на финансовый год утверждается Государственной думой РФ и принимается в виде закона. Федеральный бюджет имеет две основные составляющие:
1. доходная часть – формируется
на основе плана поступления
налогов, платежей и
2. расходная часть – формируется,
Непосредственно само исполнение бюджета
начинается после его утверждения
законодательными (представительными)
органами власти. Эта стадия бюджетного
процесса имеет своей целью выполнение
доходной и расходной частей бюджетов:
федерального, территориальных, местных
(органов местного самоуправления).
Согласно статье 245 Бюджетного кодекса
РФ (БК), «Исполнение доходов
-перечисление и зачисление
-распределение в соответствии
с утвержденным федеральным
-возврат излишне уплаченных сумм доходов;
-учет доходов федерального
Важнейшие задачи исполнения бюджета
– обеспечение полного и
При исполнении бюджета важное место
принадлежит также правильному
и экономически обоснованному распределению
всех видов платежей и ассигнований
утвержденного бюджета, осуществляемому
по бюджетной росписи доходов
и расходов, который представляет
собой основной оперативный план
распределения доходов и
Основной принцип исполнения бюджета – принцип единства кассы. Он предусматривает зачисление всех поступающих доходов и средств заимствования на единый бюджетный счет и осуществление всех предусмотренных расходов и платежей с единого бюджетного счета. Кассовое исполнение бюджета осуществляется учреждениями банков, в которых открыты счета соответствующего бюджета. Бюджеты всех уровней бюджетной системы РФ исполняются на основе принципа единства кассы. (Статья 216 БК: Принцип единства кассы).
Органом, осуществляющим управление
исполнением бюджета выступает
созданное в составе
Появление новой структуры связано с развитием рыночных отношений, сопровождавшихся образованием разрозненной массы коммерческих банков. Ликвидация Центральным Банком России Управления по исполнению государственного бюджета привела к недопополнению доходов бюджета, к ослаблению контроля за целевым и рациональным использованием государственных средств. ЦБР, сосредоточив свои усилия на вопросах денежно-кредитного обращения, значительно снизил приоритетность вопросов исполнения бюджета. Был серьезно ослаблен банковский учет бюджетных средств, а коммерческие банки на местах устранились от контроля за использованием бюджетных средств, будучи заинтересованы в его отсутствии.
Таким образом действующий механизм
использования федеральных
В сложившейся обстановке встал вопрос о создании централизованной системы органов Федерального казначейства, подчиненного Министерству финансов.
Главной задачей казначейства является
организация, осуществление и контроль
за исполнением федерального бюджета
и контроль за исполнение вне бюджетных
фондов. Ему вменяется в обязанность
прогнозирование объемов
1.2. Задачи и функции органов федерального казначейства:
Органам казначейства отводится в деле исполнения бюджетов первостепенная роль, а их главнейшими функциями и задачами являются:
1) учет налогов и платежей, поступивших
в доход федерального бюджета
на счета казначейства в
2) распределение в установленном
порядке и размерах доходов
между бюджетами различного
3) возврат и зачет между
4) учет льгот и отсрочек, предоставленных
налогоплательщикам органами
5) взаимные расчеты между
6) доведение лимитов и
7) обеспечение целевого и
8) управление доходами и
Первая и главная задача, которую обязано было решить казначейство, - это поставить под четкий контроль каждодневное прохождение федеральных счетов на уровне субъектов Федерации, на уровне районов и городов, а также на местном уровне. Ситуация, сложившаяся с конца 1991 года и усугубившаяся в 1992 году, характеризовалась тем, что ЦБР не смог сохранить за собой функцию обслуживания всех бюджетных счетов, как это было раньше в Госбанке СССР. По объективным причинам он не смог это сделать, занимаясь вопросами регулирования целого сектора коммерческих банков. Деньги у очень крупных бюджетополучателей остались в коммерческих банках, которые не могли обеспечить и не могли дать гарантии сохранности средств. Средства пропадали на пути движения из Центра вниз; задерживались на счетах в банках. Банки, в одних случаях умышленно, в других, - по объективным причинам, не доводили средства до бюджетополучателей. Этот процесс в бюджетном хозяйстве страны был локализован, а потом и полностью изжит, когда деньги, проходя только через счета федерального казначейства, стали поступать в учреждения федеральной бюджетной сферы на соответствующей территории субъекта Федерации, района или города. На решение этой на первый взгляд простой проблемы ушло очень много времени, поскольку правовые основы исполнения бюджета прежде не предусматривали никаких подобных институтов, действий и инструментов.
Вторая задача, которая более
важна, - это создание методологической
основы работы федерального казначейства.
Главная задача состоит не только
в том, чтобы обеспечить контроль
за прохождением средств сверху вниз,
а также наладить жесточайший
предварительный и текущий
1.3. Права и обязанности органов Федерального казначейства:
Основным документом, регулирующим права и обязанности органов Федерального казначейства, является Бюджетный кодекс РФ от 31 июня 1998 года № 145-ФЗ, вступивший в действие с 1 января 2000 года.
Казначейское исполнение бюджетов
признано в Бюджетном кодексе
единственно допустимым способом без
каких-либо условий, которые будут
предшествовать массовому внедрению
его в практику. На органы казначейства
повсеместно возлагаются
1.4. Организационная структура
Органы федерального казначейства представляют собой единую централизованную систему, созданную по территориальному принципу и входящую в состав министерства финансов РФ. Структура территориальных органов казначейства является трехуровневой:
1 уровень – Главное управление
Федерального казначейства (ГУФК), возглавляется
начальником в ранге
2 уровень – Управление
3 уровень – Отделения
Все органы федерального казначейства – юридические лица, относятся к органам исполнительной власти и руководствуются в своей деятельности законодательными и нормативными документами, утвержденными Президентом, Правительством, Министерством финансов РФ или по согласованию с ним.
2.1. Лицевые счета органов
Исполнение федерального бюджета
осуществляется органами казначейства
на счетах, открытых для учета доходов
и средств в Центральном банке
РФ и его учреждениях (главных
управлениях или расчетно-
Между банком и органом федерального
казначейства заключается договор
на обслуживание счета. Банки несут
ответственность за своевременное
и правильное зачисление и списание
средств на основании расчетно-денежных
документов по счетам казначейства в
пределах остатка средств на них.
Банки не отвечают по обязательствам
органов казначейства, а также
не могут осуществлять списание средств
со счетов в бесспорном порядке без
акцепта казначейства. Количество счетов,
открываемых органом
В настоящее время у
№ 40101 – «Налоги, распределяемые органами федерального казначейства»;
№ 40102 – «Доходы федерального бюджета»;
№ 40103 – «Доходы федерального бюджета, перечисляемые на финансирование расходов»;
№ 40105 - «Средства федерального бюджета».
2.2. Порядок исполнения
Источники поступления налогов, платежей и других видов неналоговых поступлений в бюджеты всех уровней, в том числе и федеральный, - отчисления юридических и физических лиц, которые выступают налогоплательщиками.
Информация о работе Федеральное казначейство и его роль в исполнении бюджета