Финансовая отчетность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2014 в 19:13, доклад

Краткое описание

Аудит отчетности экономического субъекта.
Основные законодательные и нормативные документы, регулирующие объект проверки.

Вложенные файлы: 1 файл

Аудит отчетности экономического субъекта.doc

— 56.00 Кб (Скачать файл)

Аудит отчетности экономического субъекта. Основные законодательные и нормативные документы, регулирующие объект проверки

 

К основным законодательным и нормативным документам, на основании которых составляется отчетность, относятся:

 

1.  Гражданский  кодекс РФ.

 

2.  Налоговый  кодекс РФ.

 

3.  Закон  РФ № 129-ФЗ от 21 ноября 1996 г. «О  бухгалтерском учете» (с последующими  изменениями и дополнениями).

 

4.   Положение  о ведении бухгалтерского учета  и отчетности в РФ (утв. Приказом  МФ РФ № 34н от 26 июля 1998 г.).

 

5.  Положение  по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская  отчетность организации» ПБУ 4/99 (утв. Приказом МФ РФ № 43н от 6 июля 1999 г.).

 

6.  Указания  о порядке составления и представления  бухгалтерской отчетности (утв. Приказом  МФ РФ № 4 от 13 января 2000 г.).

 

7.  Методические  рекомендации о порядке формирования  показаний бухгалтерской отчетности  организации (утв. Приказом МФ РФ  № 60н от 28 июня 2000 г.).

 

Этими документами должны руководствоваться бухгалтерские службы экономических субъектов при составлении бухгалтерской (финансовой) отчетности.

 

Проверка отчетности — это в первую очередь проверка соответствия составленных форм отчетности экономического субъекта, приложений к ним и пояснительной записки, а также всех необходимых расчетов, деклараций, справок и т.д. законодательным и нормативным документам. Тем более, что согласно закону «Об аудиторской деятельности» в РФ основная цель аудита состоит в подтверждении достоверности отчетности, а также ее соответствия по составу и формам действующему законодательству.

 

В этой связи можно выделить следующие направления проверки на соответствие:

 

•   Федеральному закону «О бухгалтерском учете»;

 

•   ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации»;

 

•   Налоговому кодексу РФ, ч. 1.

 

Проверка отчетности на соответствие Федеральному закону РФ «О бухгалтерском учете». В соответствии с Федеральным законом РФ № 129-ФЗ от 21 ноября 1996 г. «О бухгалтерском учете» (в последующей редакции) аудитору необходимо учитывать следующие положения при проверке правильности составления отчетности:

 

•   главный бухгалтер обеспечивает соответствие осуществляемых хозяйственных операций законодательству Российской Федерации, контроль за движением имущества и выполнением обязательств. Требования главного бухгалтера по документальному оформлению хозяйственных операций и представлению в бухгалтерию необходимых документов и сведений обязательны для всех работников организации. Без подписи главного бухгалтера денежные и расчетные документы, финансовые и кредитные обязательства считаются недействительными и не должны приниматься к исполнению;

 

•   в случае разногласий между руководителем организации и главным бухгалтером по осуществлению отдельных хозяйственных операций документы по ним могут быть приняты к исполнению с письменного распоряжения руководителя организации, который несет всю полноту ответственности за последствия таких операций;

 

•   для контроля и упорядочения обработки данных о хозяйственных операциях на основе первичных учетных документов составляются сводные учетные документы;

 

•   первичные и сводные учетные документы могут составляться на бумажных и машинных носителях информации;

 

•   все организации обязаны составлять на основе данных синтетического и аналитического учета бухгалтерскую отчетность;

 

•   бухгалтерская отчетность организаций, за исключением бюджетных, состоит из —

 

—     бухгалтерского баланса;

 

—     отчета о прибылях и убытках;

 

—     приложений к ним, предусмотренных нормативными актами;

 

—     аудиторского заключения, подтверждающего достоверность бухгалтерской отчетности организации, если она в соответствии с федеральными законами подлежит обязательному аудиту;

 

пояснительной записки;

 

•   месячная и квартальная отчетности являются промежуточными и составляются нарастающим итогом с начала отчетного года;

 

•   организации, за исключением бюджетных, обязаны представлять квартальную бухгалтерскую отчетность в течение 30 дней по окончании квартала, а годовую — в течение 90 дней по окончании года, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Представляемая годовая бухгалтерская отчетность должна быть утверждена в порядке, установленном учредительными документами организации;

 

•   днем представления организацией бухгалтерской отчетности считается дата отправки почтового отправления с описью вложения или дата ее отправки по телекоммуникационным каналам связи, либо дата фактической передачи по принадлежности;

 

•   открытые акционерные общества обязаны публиковать годовую бухгалтерскую отчетность не позднее 1 июня года, следующего за отчетным;

 

•   организации обязаны хранить первичные учетные документы, регистры бухгалтерского учета и бухгалтерскую отчетность в течение сроков, устанавливаемых в соответствии с правилами организации государственного архивного дела, но не менее пяти лет. Ответственность за организацию хранения учетных документов, регистров бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности несет руководитель организации.

 

Проверка отчетности на соответствие Положению по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99). Согласно Приказу МФ РФ № 43н от 6 июля 1999 г. «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99)» при проверке правильности составления отчетности аудитор должен учитывать, что:

 

•   Положение устанавливает состав, содержание и методические основы формирования бухгалтерской отчетности экономических субъектов и не применяется при формировании отчетности для внутренних целей, отчетности, составляемой для статистического наблюдения, представления банку и т.д., если в правилах подготовки такой отчетности не предусматривается использование Положения;

 

•   настоящее Положение применяется Министерством финансов Российской Федерации при установлении —

 

—    типовых форм бухгалтерской отчетности и инструкции о порядке составления отчетности;

 

—    упрощенного порядка формирования бухгалтерской отчетности для субъектов малого предпринимательства и не­коммерческих организаций;

 

—     особенностей формирования сводной бухгалтерской отчетности;

 

—    особенностей формирования бухгалтерской отчетности в случаях реорганизации или ликвидации организации;

 

—     особенностей формирования бухгалтерской отчетности страховыми организациями, негосударственными пенсионными фондами, профессиональными участниками рынка ценных бумаг и иными организациями сферы финансового посредничества;

 

—     порядка публикации бухгалтерской отчетности;

 

•   при формировании бухгалтерской отчетности организацией должна быть обеспечена нейтральность содержащейся в ней информации, т.е. исключено одностороннее удовлетворение интересов одних групп пользователей бухгалтерской отчетности в ущерб другим. Информация не является нейтральной, если посредством отбора или формы представления она влияет на решения и оценки пользователей с целью достижения предопределенных результатов или последствий;

 

•   бухгалтерская отчетность организации должна включать показатели деятельности всех филиалов, представительств и иных подразделений (включая выделенные на отдельные балансы);

 

•   организация при составлении бухгалтерского баланса, отчета о прибылях и убытках и пояснений к ним должна придерживаться принятых содержания и формы последовательно от одного отчетного периода к другому. Изменение принятых содержания и формы бухгалтерского баланса, отчета о прибылях и убытках и пояснений к ним допускается в исключительных случаях, например, при изменении вида деятельности. Организация должна обеспечить подтверждение обоснованности каждого такого изменения. Существенное изменение должно быть раскрыто в пояснениях к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках вместе с указанием причин, вызвавших это изменение;

 

•   пояснения к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках должны раскрывать следующие дополнительные данные —

 

—     наличие на начало и конец отчетного периода и движение в течение отчетного периода отдельных видов нематериальных активов;

 

—     наличие на начало и конец отчетного периода и движение в течение отчетного периода отдельных видов основных средств;

 

—     наличие на начало и конец отчетного периода и движение в течение отчетного периода арендованных основных средств;

 

—     наличие на начало и конец отчетного периода и движение в течение отчетного периода отдельных видов финансовых вложений;

 

-     наличие на начало и конец  отчетного периода отдельных  видов дебиторской задолженности;

 

-     изменения в капитале (уставном, резервном, добавочном и др.) организации;

 

-    количество акций, выпущенных акционерным  обществом и полностью оплаченных; количество акций, выпущенных, но  не оплаченных или оплаченных  частично; номинальная стоимость  акций, находящихся в собственности  акционерного об­щества, ее дочерних  и зависимых обществ;

 

-     состав резервов предстоящих  расходов и платежей, оценочных  резервов, наличие их на начало  и конец отчетного периода, движение  средств каждого резерва в  течение отчетного

 

периода;

 

-     наличие на начало и конец  отчетного периода отдельных

 

видов кредиторской задолженности;

 

-     объемы продаж продукции, товаров, работ, услуг по видам (отраслям) деятельности и географическим  рынкам сбыта (деятельности);

 

-     состав затрат на производство (издержки обращения);

 

-    состав внереализационных доходов и расходов;

 

-    чрезвычайные  факты  хозяйственной  деятельности  и  их

 

последствия;

 

-    любые выданные и полученные  обеспечения обязательств

 

и платежей организации;

 

-    события после отчетной даты  и условные факты хозяйственной деятельности;

 

-     прекращенные операции;

 

-     сведения об аффилированных лицах;

 

-     государственная помощь;

 

-    прибыль, приходящаяся на одну  акцию;

 

•   пояснения к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках раскрывают информацию в виде отдельных отчетных форм (отчет о движении денежных средств, отчет об изменениях капитала и др.) и в виде пояснительной записки. Статья бухгалтерского баланса и отчета о прибылях и убытках, к которой даются пояснения, должна иметь указание на такое раскрытие;

 

•   в бухгалтерской отчетности не допускается зачет между статьями активов и пассивов, статьями прибылей и убытков, кроме случаев, когда такой зачет предусмотрен соответствующими положениями по бухгалтерскому учету;

 

•   бухгалтерский баланс должен включать числовые показатели в нетто-оценке, т.е. за вычетом регулирующих величин, которые должны раскрываться в пояснениях к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках;

 

•   правила оценки отдельных статей бухгалтерской отчетности устанавливаются соответствующими положениями по бухгалтерскому учету;

 

•   статьи бухгалтерской отчетности, составляемой за отчетный год, должны подтверждаться результатами инвентаризации активов и обязательств.

 

Проверка налоговых деклараций на соответствие Налоговому кодексу РФ (ч. 1). В соответствии с ч. 1 Налогового кодекса РФ аудитору при проверке правильности составления отчетности необходимо учитывать следующее:

 

•   каждый налогоплательщик обязан представлять налоговую декларацию по каждому налогу, подлежащему уплате этим налогоплательщиком, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах, в налоговый орган по месту учета налогоплательщика на бланке установленной формы;

 

•   налоговая декларация представляет собой письменное заявление налогоплательщика о полученных доходах и произведенных расходах, источниках доходов, налоговых льготах и исчисленной сумме налога и (или) другие данные, связанные с исчислением и уплатой налога;

 

•   формы налоговых деклараций, не утвержденные законодательством о налогах и сборах, разрабатываются и утверждаются Министерством по налогам И сборам Российской Федерации ;

 

•   налоговая декларация представляется с указанием единого по всем налогам идентификационного номера налогоплательщика;

 

•   налоговые органы не вправе требовать от налогоплательщика включения в налоговую декларацию сведений, не связанных с исчислением и уплатой налогов;

 

•   налоговая декларация представляется в установленные законодательством о налогах и сборах сроки;

 

•   инструкции по заполнению налоговых деклараций по федеральным, региональным и местным налогам издаются Министерством по налогам и сборам Российской Федерации по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах;

 

•   перечисленные правила распространяются также на порядок декларирования данных, связанных с исчислением и уплатой налогов и сборов, поступающих в государственные внебюджетные фонды. При этом органы государственных внебюджетных фондов, осуществляющие контроль за уплатой налогов и сборов, поступающих в такие фонды, разрабатывают формы и порядок заполнения налоговых деклараций;

 

• при обнаружении в налоговой декларации неотражения или неполноты отражения сведений, а равно ошибок, приводящих к занижению суммы налога, подлежащей уплате, налогоплательщик обязан внести необходимые дополнения и изменения в налоговую декларацию.

Информация о работе Финансовая отчетность