Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2013 в 21:17, доклад
В бухгалтерском учете термином «баланс» (bis - дважды и lanx - чаша весов, двучашие) пользуются:
говоря о равенстве итогов, когда равны итоги записей по дебету и кредиту счетов, итоги записей по аналитическим счетам и соответствующему синтетическому счету, итоги актива и пассива бухгалтерского баланса и др.;
Министерство образования Оренбургской области
Государственное Бюджетное Образовательное Учреждение
Среднего Профессионального Образования
Самостоятельная работа
По бухгалтерскому учету
На тему : « Формирование баланса в России и за рубежом»
Понятие баланса
В бухгалтерском
учете термином «баланс» (bis -
говоря о равенстве итогов, когда равны итоги записей по дебету и кредиту счетов, итоги записей по аналитическим счетам и соответствующему синтетическому счету, итоги актива и пассива бухгалтерского баланса и др.;
для обозначения наиболее важной формы бухгалтерской отчетности, показывающей состояние средств организации в денежной оценке на определенную дату.
Бухгалтерский баланс является основным источником информации для заинтересованных пользователей об имущественном и финансовом состоянии организации. Данные бухгалтерского баланса свидетельствуют о том, сумеет ли организация в ближайшее время выполнить взятые на себя обязательства перед инвесторами, кредиторами и другими лицами или ей угрожают финансовые трудности.
Бухгалтерский баланс представляет собой способ экономической группировки имущества организации по составу и размещению и источникам его образования в денежной оценке на определенную дату.
Таким образом, по внешнему виду бухгалтерский
баланс представлен в виде таблицы,
в левой части которой
Рис. 1. Упрощенная структура бухгалтерского баланса
В соответствии с Гражданским кодексом РФ (ст. 48) самостоятельный бухгалтерский баланс является одним из признаков юридического лица, следовательно, он выполняет экономико-правовую функцию.
Бухгалтерский баланс имеет заголовочную часть, где указываются: наименование отчета, отчетная дата, наименование организации и ее организационно-правовая форма, ИНН, вид деятельности, единица измерения, полный почтовый адрес, дата утверждения, дата отправки/принятия. Все реквизиты сопровождаются соответствующими кодами из утвержденных классификаторов.
Бухгалтерский баланс должен быть подписан
руководителем и главным
В зависимости от цели составления
бухгалтерские балансы
По времени составления
вступительные (составляют на момент возникновения организации. Баланс определяет сумму ценностей, с которыми организация начинает свою деятельность);
текущие (составляют периодически в течение всего времени существования организации);
санируемые (составляют в тех случаях, когда организация приближается к банкротству, с тем чтобы определить реальное состояние дел в организации);
ликвидационные (составляют при ликвидации организации);
разделительные (составляют в момент разделения крупной организации на несколько более мелких структурных единиц);
объединительные (составляют при объединении/слиянии нескольких организаций в одну).
По форме отображаемой информации балансы классифицируются как:
статические (составляют на основе моментальных показателей, рассчитанных на определенную дату);
динамические (составляют как на определенную дату, так и в движении — в виде интервальных показателей (оборотов за отчетный период), например, оборотно-сальдовый баланс, шахматный оборотный баланс).
Рис. 2. Классификация балансов
По источникам составления балансы подразделяются на:
инвентарные (составляются только на основе инвентаря/ описи средств);
книжные (составляется на основе гол ько данных текущего бухгалтерского учета/книжных записей, без предварительной проверки их путем инвентаризации):
генеральные (составляют на основе данных бухгалтерского учета, которые подтверждены данными инвентаризации).
По объему информации балансы подразделяются на:
единичные (отражают деятельность только одной организации);
сводные (составляют путем механического сложения сумм по статьям нескольких единичных балансов и подсчета общих итогов актива и пассива);
консолидированный баланс - объединение балансов организаций, юридически самостоятельных, но связанных экономическими отношениями. Он объединяет бухгалтерские балансы головной организации, ее зависимых и дочерних обществ.
По способу «очистки» могут быть:
балансы-брутто (включающие в себя регулирующие статьи — амортизация основных средств, амортизация нематериальных активов, резервы под обесценение вложений в ценные бумаги, торговая наценка);
балансы-нетто, из которых исключены регулирующие статьи, т.е. проведена «очистка».
По характеру деятельности балансы могут быть:
основной деятельности (
неосновной деятельности (ЖКХ. транспортное хозяйство и др.). По целям составления различают балансы:
пробные (составляют для проверки тождества баланса);
окончательные (являются официальными документами);
отчетные (составляют за отчетный период на основании данных бухгалтерского учета);
прогнозные (составляютс учетом прогнозирования и планирования деятельности организации на перспективу).
Виды балансов
Помимо классического
Баланс доходов и расходов предприятия — финансово- экономический документ, самостоятельно разрабатываемый предприятием на год или квартал с целью обеспечить сбалансированность и согласованность движения материальных и финансовых ресурсов, производственное и социальное развитие предприятия, наиболее полно удовлетворить интересы коллектива. Баланс доходов и расходов характеризует финансовые взаимоотношения предприятия с кредиторами; содержит расчет доходов, расходов, платежей в бюджет, распределения чистой прибыли, формирования фондов и резервов предприятия;
Баланс брутто — бухгалтерский баланс, который включает в себя регулирующие статьи. Баланс-брутто используется для научных исследований и совершенствования информационных функций баланса;
Баланс нетто — бухгалтерский баланс без регулирующих статей. Баланс-нетто позволяет определить реальную стоимость имущества предприятия;
Вступительный баланс — первый баланс, который составляется в начале деятельности предприятия. В активе такого баланса отражается состав имущества предприятия, полученного при его организации, а в пассиве — источники его возникновения. Обычно перед составлением вступительного баланса проводится инвентаризация и оценка имеющегося имущества;
Заключительный баланс — отчетный документ о производственно-финансовой деятельности предприятия за определенный период времени. Заключительный баланс составляется на основе проверенных бухгалтерских записей;
Консолидированный баланс — сводная бухгалтерская отчетность о деятельности и финансовых результатах материнского и дочерних обществ в целом. Из консолидированного баланса исключается взаимный оборот дочерних компаний;
Ликвидационный баланс — бухгалтерский отчетный баланс, характеризующий имущественное состояние предприятия на дату прекращения его существования как юридического лица. Ликвидационный баланс показывает величину и источники средств, а также состояние расчетов предприятия после окончания ликвидационного периода;
Оборотный баланс — бухгалтерский баланс, который содержит данные о движении имущества (дебетовые и кредитовые обороты) за отчетный период, а также остатки средств и источников образования имущества на начало и конец периода. Оборотный баланс используется в качестве промежуточного рабочего документа при составлении вступительного, заключительного и ликвидационного балансов;
Предварительный баланс — бухгалтерский баланс, составляемый заранее на конец отчетного периода с учетом ожидаемых изменений в составе имущества предприятия. При этом используются фактические и ожидаемые данные о хозяйственных операциях;
Пробный баланс — проверка правильности учета средств компании путем ежемесячного балансирования активов и пассивов;
Промежуточный баланс — баланс, подготавливаемый до завершения финансового года;
Промежуточный ликвидационный баланс (в Российской Федерации) — баланс, содержащий состав имущества ликвидируемого юридического лица; перечень предъявленных кредиторами требований и результаты их рассмотрения. Промежуточный ликвидационный баланс составляется ликвидационной комиссией;
Разделительный баланс — документ, по которому при разделении юридического лица его права и обязанности переходят к вновь возникшим юридическим лицам. Разделительный баланс должен содержать положения о правопреемстве по всем обязательствам реорганизованного юридического лица в отношении всех его кредиторов и должников, включая и обязательства, оспариваемые сторонами;
Сальдовый баланс — бухгалтерский баланс, который характеризует имущество хозяйствующего субъекта и источники образования имущества по состоянию на определенную дату в денежной оценке. Сальдовый баланс составляется путем подсчета остатков по счетам;
Сводно-консолидированный
Сводный баланс — бухгалтерский баланс, который составляется путем объединения отдельных заключительных балансов. Сводные балансы используются министерствами, ведомствами и концернами.
Требования к балансу
К бухгалтерскому балансу предъявляются следующие требования:
правдивость (верность);
реальность;
единство;
преемственность;
ясность.
По сведениям, содержащимся в отчетах:
внутреннюю отчетность — включает информацию о работе на каком-либо одном участке деятельности организации (сегменте); составление внутренней отчетности обусловлено потребностями самой организации;
внешнюю отчетность — характеризует хозяйственную деятельность организации в целом и служит средством для информирования заинтересованных лиц о характере хозяйственной деятельности, доходности и имущественном положении того или иного хозяйствующего субъекта.
Правдивый баланс — это баланс,
составленный на основании записей,
сделанных по всем документам, отразившим
факты хозяйственной жизни
Реальность — соответствие оценок его статей объективной действительности. Правдивость и реальность — неоднозначные понятия. Баланс может быть правдивым, но не реальным. Например, на балансе числится долг за физическим лицом 5000 руб. по выявленной у него недостаче ценностей. В этом отношении баланс правдив, но если данное лицо неплатежеспособно, то в этой части баланс не реален. Предположим, на балансе числится объект основных средств по остаточной стоимости 4 млн. руб., а реальная стоимость 8 млн. руб. Баланс правдив, но не реален.
Что представляет собой оценка, соответствующая
действительности? Существует три теории
балансовых оценок: объективная, субъективная,
книжная. Теория объективных оценок
основана на принципе продажных цен,
которые могли бы быть установлены
при продаже имущества на момент
составления баланса. Теория субъективных
оценок основана на том, что стоимость
средств зависит от индивидуальных
условий, в которых находится
организация. Один и тот же предмет
может иметь разную стоимость
у разных организаций и даже в
одной и той же организации
в различные периоды ее работы.
Теория книжных оценок базируется на
той оценке, по которой хозяйственные
средства числятся в учете (в книгах).
Ни одна теория не дает однозначного решения
вопроса об оценке, т.е. получается реальность
относительная и поэтому
Реальность в большей степени зависит от ликвидности средств организации. Под ликвидностью в данном случае понимается способность средств пройти кругооборот и в конечном итоге принять денежную форму.
Единство — построение баланса на единых принципах учета и оценки. Это означает применение во всех структурных подразделениях организации единой номенклатуры счетов бухгалтерского уче-с та, одинаковое содержание счетов, их корреспонденции и т.д.
Преемственность означает, что каждый последующий баланс должен вытекать из баланса предыдущего. Например, заключительный баланс прошлого года должен быть начальным балансом отчетного года. Преемственность заключается также в единообразии методов оценок и оставления баланса.
Информация о работе Формирование баланса в России и за рубежом