Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2014 в 11:51, курсовая работа
Цель курсовой работы – исследовать теоретические и практические аспекты формирования бюджетного дефицита (профицита) и перспективы сокращения дефицита бюджета в условиях финансового кризиса.
Методы исследования – абстрактно-логический, экономико-статистический и графический метод.
Полученные результаты – в результате исследования изучены теоретические и практические аспекты формирования бюджетного дефицита и политики управления им.
Область применения – в практике работы Минфина РФ.
Введение
1. Теоретические основы образования профицита и дефицита бюджета
1.1 Понятие профицита и дефицита бюджета
1.2 Сокращение профицита бюджета и источники финансирования его дефицита
1.3 Бюджетный дефицит (профицит) как инструмент государственного регулирования экономики. Нормативно-законодательное регулирование дефицитов бюджетов
2. Анализ динамики профицита федерального бюджета РФ и перспективы снижения дефицита с учетом зарубежного опыта
2.1 Оценка профицита (дефицита) федерального бюджета
2.2 Прогноз дефицита федерального бюджета РФ на 2010-2012 гг. и источники его финансирования
2.3 Политика снижения дефицита бюджета в США
Заключение
Список использованных источников
Реферат
Курсовая работа содержит 39 страниц печатного текста, 1 таблицу, 1 рисунок, 30 использованных источников.
бюджетный дефицит, доходы и расходы бюджета, профицит бюджета, общее бюджетное сальдо, причины дефицита бюджета, финансирование, государственные и муниципальные займы, эмиссия новых денег, государственный долг, управление государственным долгом.
Объект исследования – бюджетный дефицит и профицит.
Цель курсовой работы – исследовать теоретические и практические аспекты формирования бюджетного дефицита (профицита) и перспективы сокращения дефицита бюджета в условиях финансового кризиса.
Методы исследования – абстрактно-логический, экономико-статистический и графический метод.
Полученные результаты – в результате исследования изучены теоретические и практические аспекты формирования бюджетного дефицита и политики управления им.
Область применения – в практике работы Минфина РФ.
Содержание
Введение
1. Теоретические основы
образования профицита и
1.1 Понятие профицита и дефицита бюджета
1.2 Сокращение профицита
бюджета и источники
1.3 Бюджетный дефицит (профицит)
как инструмент
2. Анализ динамики профицита федерального бюджета РФ и перспективы снижения дефицита с учетом зарубежного опыта
2.1 Оценка профицита (дефицита) федерального бюджета
2.2 Прогноз дефицита федерального бюджета РФ на 2010-2012 гг. и источники его финансирования
2.3 Политика снижения дефицита бюджета в США
Заключение
Список использованных источников
Введение
Определяющую роль в формировании и развитии экономически любого современного общества играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической политики. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является его финансовая система, главным звеном которой является государственный бюджет. Именно посредством финансовой системы государство образует централизованные и воздействует на формирование децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивая возможность выполнения возложенных на государственные органы функций. Однако данная система зачастую сталкивается с проблемами, выраженными в форме бюджетного дефицита или профицита. Поэтому одним из важнейших вопросов государственных финансов является проблема бюджетного дефицита (профицита).
Состояние общегосударственных финансов является одним из важнейших экономических показателей любой страны. Как только государство стало планировать свои доходы и расходы, появилась проблема их сбалансирования. Бюджетный дефицит характерен сегодня для большинства развитых стран. Дефицит (профицит) бюджета – это индикатор состояния экономики, поэтому данная проблема актуальна и ей уделяется традиционно большое внимание как со стороны специалистов-экономистов, так и всего населения страны в целом.
Цель курсовой работы – исследовать теоретические и практические аспекты формирования бюджетного дефицита (профицита) и перспективы сокращения дефицита бюджета в условиях финансового кризиса.
Задачи исследования:
раскрыть понятие профицита и дефицита бюджета;
показать возможности сокращения профицита бюджета и источники финансирования его дефицита;
выявить роль бюджетного дефицита (профицита) в государственном регулировании экономики, изложить аспекты нормативно-законодательное регулирования дефицитов бюджетов;
дать оценку профицита (дефицита) федерального бюджета;
изучить прогноз дефицита федерального бюджета РФ на 2010-2012 гг. и источники его финансирования;
изучить возможности использования политики снижения дефицита бюджета США в России.
Объект исследования – бюджетный дефицит и профицит.
Предмет исследования – управление дефицитом (профицитом) бюджета.
Информационной базой исследования являются нормативные акты, научная литература, периодические издания.
1. Теоретические основы
1.1 Понятие профицита и дефицита бюджета
Доходы и расходы органов государственной власти в принципе могут быть сбалансированы. Однако в реальной жизни этого, как правило, не бывает и имеет место дефицит или профицит. Дефицит или профицит денежных средств может иметь место, как в отношении государственного бюджета, так и в отношении внебюджетных фондов.
Профицит государственного бюджета – превышение суммы доходов и полученных официальных трансфертов, определяемых в соответствии с установленными принципами формирования финансов органов власти и классификации доходов и расходов над расходами и чистым кредитованием.
Дефицит государственного бюджета – превышение расходов и чистого кредитования над суммой доходов и полученных официальных трансфертов, определяемых в соответствии с установленными принципами формирования финансов органов власти и классификации доходов и расходов.
Такой концептуальный подход к понятию профицита и дефицита позволяет определить, в какой мере сектор государственного управления покрывает свои расходы и выдаваемые в целях проведения государственной политики кредиты за счет доходов, официальных трансфертов и сумм получаемых от погашения ранее выданных им займов без увеличения своих долговых обязательств и без уменьшения объема ликвидных средств. Исходя из этого принципа, профицит равен доходам и официальным трансфертам минус расходы на товары, услуги, трансферты и минус чистое кредитование; а дефицит – расходам на товары, услуги и трансферты плюс чистое кредитование минус доходы и минус официальные трансферты. Превышение доходов над расходами (профицит) принято показывать с положительным знаком, а дефицит – с отрицательным [8, c. 166]. Дефицит покрывается за счет финансирования, величина которого равна дефициту, но имеет противоположной знак [25, c. 166].
Эквивалентом понятия «дефицит/профицит» является общее сальдо (общее бюджетное сальдо).
Наличие дефицита или профицита сопряжено с признанием необязательного сбалансирования поступлений и платежей и возможности использования государственных финансов для регулирования экономического развития путем изменения государственных доходов и расходов. Величина дефицита и профицита и их отношение к ВВП являются основными итоговыми финансовыми показателями сектора государственного управления. Наличие дефицита нередко является симптомом неблагополучного состояния государственных финансов.
В ряде случаев возникает необходимость в альтернативных методах определения дефицита. В зависимости от поставленных целей могут использоваться различные подходы.
1. Определение дефицита с учетом
сумм начисленных, но неоплаченных
обязательств. Поступления и платежи
органов государственного и
Аналогичные расчеты могут производиться также в случаях переноса значительной части платежных обязательств на следующий год. Такой перенос означает рост предстоящего спроса на денежные средства и ведет к росту текущей задолженности. Возникает необходимость диализа данных о тех этапах получения доходов и осуществления расходов, для которых не оформлены платежные поручения по расходованию и формированию ресурсов для выплат в следующем году.
2. Определение дефицита в целях
оценки воздействия операций
сектора государственного
3. Определение дефицита в целях
оценки воздействия органов
Внешний дефицит (профицит) может быть определен путем вычитания из общего объема поступлений общего объема платежей применительно к разграничению доходов, расходов, кредитования, заимствования, остатков денежных средств, трансфертов на связанные с операциями с резидентами и нерезидентами следующим образом. Доходы определяются как сумма поступлений из-за границы и полученных официальных трансфертов. К поступлениям из-за границы относятся полученные от нерезидентов налоги, лицензионные платежи, дивиденды, проценты, взносы, штрафы, поступления от некоммерческих и побочных продаж товаров и услуг, от продажи капитальных активов, трансферты из негосударственных источников. Общий объем платежей включает выплаты процентов другим странам, текущие трансферты, переданные за границу, капитальные трансферты, переданные за границу, внешнее кредитование за вычетом погашения, прочие внешние расходы. Разность между внешними доходами и расходами образует внешний дефицит, нуждающийся во внешнем финансировании, или профицит [17, c. 56].
Дефицит бюджетов возникает в силу превышения расходов над доходами. Основными причинами дефицита бюджетов являются войны и спады производства.
Войны требуют использования ресурсов на вооружение и содержание армии. При этом напряжение возникает не только в период военных действий, но и в результате расходов на военные нужды в мирное время. Финансирование этих расходов осуществляется за счет увеличения налогов, денежной эмиссии и выпуска государственных долговых обязательств. Каждый из этих источников имеет свои ограничители. Увеличение налоговых ставок ограничивает стимулы к труду и развитию производства. Эмиссия новых денег ведет к инфляции. Выпуск долговых обязательств связан с возможностями размещения займов. Однако остается фактом, что продажа государственных облигаций является существенным источником покрытия дефицита бюджета.
Другим важным фактором, порождающим дефицит, являются спады, стагнация и периоды депрессии производства. В годы, когда ВВП и национальный доход сокращаются, автоматически сокращаются также налоговые поступления. В то же время расходы сохраняют тенденцию оставаться на прежнем уровне. В итоге возникает или увеличивается разрыв между расходами и доходами, растет дефицит [17, c. 56].
Рост дефицита может быть связан с неоправданным, не учитывающим финансовых возможностей ростом расходов и их неэффективностью (в частности, на содержание управленческого персонала, дотация убыточным отраслям и др.). Нерациональная налоговая политика, превышение нормальной налоговой нагрузки также могут вести к негативному результату вследствие порождения тенденции к ограничению и сокращению хозяйственной деятельности.