Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2014 в 11:59, реферат
Краткое описание
Бюджетный процесс - регламентируемая законодательством Российской Федерации деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и иных участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, утверждению и исполнению бюджетов, контролю за их исполнением, осуществлению бюджетного учета, составлению, внешней проверке, рассмотрению и утверждению бюджетной отчетности .
Содержание
Введение 3 1. Общие положения организации бюджетного процесса 4 1.1. Принципы бюджетного процесса 4 1.2. Участники бюджетного процесса 4 1.3. Полномочия участников бюджетного процесса 5 1.4. Компетенция органов власти 6 2. Стадии бюджетного процесса 7 2.1. Составление проектов бюджетов 7 2.2. Исполнение бюджета 11 2.3. Контроль за исполнением бюджетов 12 Заключение 14 Список использованной литературы 16
Бюджет – форма образования
и расходования денежных средств, предназначенных
для финансового обеспечения задач и функций
государства и местного самоуправления1.
Федеральный бюджет РФ — основной
финансовый план государства, утверждаемым
Федеральным Собранием РФ в форме закона.
Государственный бюджет концентрирует
основную часть бюджетных ресурсов страны.
Он выражает экономические отношения,
опосредующие процесс образования и использования
централизованного фонда денежных средств
государства.
Через государственный бюджет
мобилизуются финансовые ресурсы, которые
в дальнейшем перераспределяются и используются
для целей государственного регулирования
социально-экономического развития Российской
Федерации реализации финансово-бюджетной
политики страны.
В Российской Федерации под
бюджетом государства понимается бюджет
России (федеральный бюджет) и бюджеты
субъектов РФ. На уровне образований местного
самоуправления (районов, городов, районов
в городах, сел, поселков) создаются местные
бюджеты.
Бюджет государства играет
значительную роль в политической и хозяйственной
жизни страны. Он должен обеспечивать
необходимым финансированием социально
– экономическое развитие страны, ее обороноспособность
и другие потребности.
Бюджетный процесс - регламентируемая
законодательством Российской Федерации
деятельность органов государственной
власти, органов местного самоуправления
и иных участников бюджетного процесса
по составлению и рассмотрению проектов
бюджетов, утверждению и исполнению бюджетов,
контролю за их исполнением, осуществлению
бюджетного учета, составлению, внешней
проверке, рассмотрению и утверждению
бюджетной отчетности2.
1. Общие
положения организации бюджетного
процесса
Бюджетный процесс — это регламентируемая
законодательством деятельность органов
государственной власти, органов местного
самоуправления и участников бюджетного
процесса по следующим этапам:
1) составление и рассмотрение
проектов бюджетов;
2) утверждение и исполнение
бюджетов;
3) контроль за исполнением
бюджетов.
1.1. Принципы бюджетного
процесса
В основе организации бюджетного процесса
лежат определенные принципы, соблюдение
которых дает возможность правильно и
в сроки, установленные законодательством,
составить, утвердить и исполнить бюджет.
Основными принципами организации
бюджетного процесса являются:
единство и полнота охвата всех
доходов и расходов бюджета;
реальность планируемых бюджетных
доходов;
гласность и публичность разработки
проектов и утверждения бюджетов;
соблюдение бюджетной классификации
(при организации бюджетного процесса
следует руководствоваться единой бюджетной
классификацией на всех уровнях бюджетной
системы);
периодичность бюджетов;
отражение в бюджете на очередной
финансовый год социально-экономической
политики, изложенной в Бюджетном послании
Президента РФ.
Бюджетный процесс в Российской
Федерации строится в соответствии с законодательством
Российской Федерации — БК РФ, а также
законами республик в составе России.
1.2. Участники бюджетного
процесса
Согласно ст. 152 БК РФ, участниками
бюджетного процесса являются:
Президент Российской Федерации;
высшее должностное лицо субъекта
Российской Федерации, глава муниципального
образования;
законодательные (представительные)
органы государственной власти и представительные
органы местного самоуправления;
исполнительные органы государственной
власти (исполнительно-распорядительные
органы муниципальных образований);
ЦБ РФ;
органы государственного (муниципального)
финансового контроля;
органы управления государственными
внебюджетными фондами;
главные распорядители (распорядители)
бюджетных средств;
главные администраторы (администраторы)
доходов бюджета;
главные администраторы (администраторы)
источников финансирования дефицита бюджета;
получатели бюджетных средств.
1.3. Полномочия участников
бюджетного процесса
В систему органов, обладающих
бюджетными полномочиями, входят финансовые
органы, органы денежно-кредитного регулирования,
органы государственного и муниципального
финансового контроля.
Бюджетные полномочия – права и обязанности органов
государственной власти и местного самоуправления
в отношении принятия правовых актов в
области бюджетных отношений, а также
осуществления бюджетного процесса на
всех его стадиях.
Органы законодательной власти рассматривают
и утверждают соответствующие бюджеты
и отчеты об их исполнении, осуществляют
последующий контроль за исполнением
соответствующих бюджетов, формируют
и определяют правовой статус органов,
осуществляющих контроль за исполнением
соответствующих бюджетов, осуществляют
другие полномочия в соответствии с БК
и иными правовыми актами бюджетного законодательства
РФ3.
Органы исполнительной власти обеспечивают
составление проекта бюджета, вносят его
с необходимыми документами и материалами
на утверждение законодательных (представительных)
органов, разрабатывают и утверждают методики
распределения и (или) порядки предоставления
межбюджетных трансфертов, обеспечивают
исполнение бюджета и составление бюджетной
отчетности, представляют отчет об исполнении
бюджета на утверждение законодательных
(представительных) органов, обеспечивают
управление государственным (муниципальным)
долгом, осуществляют иные полномочия,
определенные БК4.
ЦБ РФ разрабатывает основные направления
денежно-кредитной политики, обслуживает
счета бюджетов, выполняет функции генерального
агента по государственным ценным бумагам5.
Федеральное казначейство осуществляет
бюджетные полномочия по кассовому обслуживанию
исполнения бюджетов бюджетной системы
Российской Федерации в соответствии
с БК РФ6.
Счетная палата РФ, Федеральная
служба финансово-бюджетного надзора вправе
проводить проверки бюджетов субъектов
Российской Федерации и местных бюджетов
– получателей межбюджетных трансфертов
из федерального бюджета7.
Органы государственного контроля контролируют
исполнение бюджетов и государственных
внебюджетных фондов, проводят экспертизы
проектов бюджетов и целевых программ.
Главный распорядитель бюджетных
средств распределяет бюджетные средства
по получателям и распорядителям; утверждает
сметы доходов и расходов; составляет;
контролирует целевое использование бюджетных
средств, их возврат; представляет сводный
отчет об исполнении бюджета; выступает
в суде от имени казны РФ.
Бюджетная роспись – документ
о поквартальном распределении доходов
и расходов и источников финансирования
дефицита бюджетов, устанавливающий распределение
бюджетных ассигнований между получателями
бюджетных средств.
Распорядитель бюджетных средств распределяет
средства по подведомственным получателям,
составляет бюджетную роспись, утверждает
сметы доходов и расходов бюджетных учреждений,
контролирует использование бюджетных
средств.
Главный администратор доходов
бюджета представляет сведения, необходимые
для: 1)составления проекта бюджета; 2) составления
и ведения кассового плана, а также формирует
и представляет бюджетную отчетность
главного администратора доходов бюджета.
Администратор доходов бюджета осуществляет
начисление, учет и контроль за правильностью
исчисления, полнотой и своевременностью
осуществления платежей в бюджет, пеней
и штрафов по ним, а также взыскание задолженности
по этим платежам; принимает решение о
возврате излишне уплаченных (взысканных)
платежей в бюджет, пеней и штрафов, и процентов
за несвоевременное осуществление такого
возврата, а также о зачете платежей в
бюджеты РФ и представляет уведомление
в орган Федерального казначейства.
Главный администратор источников
финансирования дефицита бюджета осуществляет
планирование (прогнозирование) поступлений
и выплат по источникам финансирования
дефицита бюджета, обеспечивает адресность
и целевой характер использования выделенных
в его распоряжение ассигнований, предназначенных
для погашения источников финансирования
дефицита бюджета, а также распределяет
эти ассигнования по подведомственным
администраторам источников финансирования
дефицита бюджета.
Администратор источников финансирования
дефицита бюджета осуществляет контроль
за полнотой и своевременностью поступления
в бюджет источников финансирования дефицита
бюджета; обеспечивает поступления в бюджет
и выплаты из бюджета по источникам финансирования
дефицита бюджета; формирует и представляет
бюджетную отчетность; осуществляет отдельные
бюджетные полномочия главного администратора
источников финансирования дефицита бюджета,
в ведении которого находится.
1.4. Компетенция
органов власти
БК РФ разграничивает компетенцию органов
государственной власти и органов местного
самоуправления в области управления
государственными и муниципальными финансами.
К компетенции органов государственной
власти субъектов РФ относятся8:
составление и рассмотрение
проектов бюджета, утверждение и исполнение
бюджета, осуществление контроля за исполнением
бюджета, составление и утверждение отчетов
об исполнении бюджета, составление отчетов
об исполнении консолидированного бюджета;
установление и исполнение
расходных обязательств;
установление нормативов отчислений
в местные бюджеты от федеральных или
региональных налогов и сборов;
установление порядка и условий
предоставления межбюджетных трансфертов из бюджета;
осуществление государственных
заимствований и управление государственным
долгом;
детализация объектов бюджетной
классификации Российской Федерации;
временное осуществление отдельных
бюджетных полномочий органов местного
самоуправления.
В субъектах Федерации и муниципальных
образованиях принимаются собственные
законы (решения) о бюджетном процессе.
В этих нормативных актах утверждаются
полномочия представительных и исполнительных
органов в бюджетном процессе. К компетенции
местных органов власти относятся9:
установление порядка составления
и рассмотрения проекта бюджета, утверждения
и исполнения бюджета, осуществления контроля за его исполнением
и утверждения отчета об исполнении бюджета;
установление и исполнение
расходных обязательств муниципального образования;
определение порядка предоставления
межбюджетных трансфертов из местных
бюджетов, предоставление межбюджетных
трансфертов из местных бюджетов;
осуществление муниципальных
заимствований и управление муниципальным
долгом;
детализация объектов бюджетной
классификации в части соответствия к
местному бюджету;