Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2012 в 14:25, доклад
Бюджетный федерализм — система государственного финансирования общественно-значимых услуг в стране с многоуровневой бюджетной системой, основанная на децентрализации бюджетно-налоговых прав и полномочий между участниками.
Понятие бюджетного федерализма впервые ввели американские ученые, понимая под ним автономное функционирование бюджетов отдельных уровней власти и бюджетные взаимоотношения, основанные на четко сформулированных нормах.
Бюджетный федерализм — система
государственного финансирования общественно-значимых
услуг в стране с многоуровневой
бюджетной системой, основанная на
децентрализации бюджетно-
Понятие бюджетного федерализма впервые ввели американские ученые, понимая под ним автономное функционирование бюджетов отдельных уровней власти и бюджетные взаимоотношения, основанные на четко сформулированных нормах.
Модели бюджетного федерализма
Американская (бюджетно-налоговый или конкурентный федерализм)
Германская (фискальный федерализм)
1. собственные налоги («один
налог — один бюджет»)
2. самостоятельность в расходах
2. совместное регулирование расходов
3. непринятие «мандатов»
3. «финансируемые мандаты»
4. слабое выравнивание
4. сильное выравнивание
5. свобода заимствований
5. ограничения заимствований
6. возможность «банкротства»
6. помощь кризисным регионам
Ключевые аспекты бюджетного федерализма
Содержание бюджетного федерализма определяется следующими аспектами:
законодательное разграничение расходных полномочий между всеми уровнями власти;
законодательное обеспечение всех уровней власти фискальными ресурсами в объеме, необходимом для, реализации возложенных на них полномочий;
сглаживание вертикальных и горизонтальных балансов в бюджетной системе для достижения определенных стандартов потребления общественных услуг на территории страны.
Реализация указанных выше аспектов бюджетного федерализма приводит к объективному формированию финансовых отношений между всеми уровнями бюджетной системы, т.е. к межбюджетным отношениям.
Рассмотрим содержание ключевых аспектов бюджетного федерализма.
1 аспект. Разграничение полномочий
в области расходов между
Соответствие между радиусом полезного действия (эффективности) оказываемых услуг и статусом органа власти, ответственным за ее финансирование.
Перераспределение полномочий и ответственности за финансирование общественной услуги должно осуществляться в пользу органа власти того уровня, которых обеспечит максимальную эффективность предоставления этой услуги в соответствии с потребностями ее получателей.
Обеспечение финансового
доступа населения к
Сочетание различных видов услуг, предоставляемых обществу одни и тем же органом власти.
Перераспределение расходных функций не должно вести к миграции населения из одного региона в другой
Адекватность бюджетных обязательств расходным полномочиям
Соразмерность бюджетных ассигнований бюджетным обязательствам
2 аспект. Распределение и
закрепление доходных
Налоговый потенциал какого-либо бюджетного уровня должен соответствовать объему его расходных полномочий.
Закрепление налоговых полномочий должно сводить к минимуму экономическое неравенство от налогообложения.
Налоги, имеющие перераспределительный характер и взимаемые по прогрессивным ставкам (налоги на доходы), должны закрепляться за центральным (вышестоящим) бюджетным уровнем.
Налоги, легко поддающиеся экспорту, не должны быть источником формирования децентрализованных бюджетов.
За децентрализованными
бюджетными уровнями необходимо закреплять
налоги, которые имеют немобильную
базу и не приводят к искажению
рыночного поведения
Налог, по которому налоговая база распределена неравномерно на территории государства, должен собираться центральным бюджетным уровнем.
Ответственность за сбор налогов должна возлагаться на тот бюджетный уровень, который обеспечит минимальные затраты по их администрированию и максимальную собираемость (соответствие затрат с эффективностью).
Условные обозначения: Ф — федеральный уровень, Р — региональный, М — местный, (Ф) — региональные или местные органы власти устанавливают ставку в пределах федеральных ограничений. Принцип, по которому доходы делятся между уровнями власти: 1 — по исключительной ставке (100% зачисление); 2 — налог с разделенной ставкой между бюджетами; 3 — налоги, распределяемые по нормативам отчислений (в %).
Инструменты разграничения налоговых полномочий между бюджетными уровнями:
Исключительные налоги — жесткое закрепление конкретных налогов за одним уровнем власти и разграничение полномочий по их взиманию (одни налог- один бюджет);
Налоги с разделенными
(параллельными) ставками — совместное
использование одной и той
же налогооблагаемой базы при параллельном
закреплении налоговых
Распределяемые налоги — долевое распределение налогов в бюджеты разных уровней по временным или постоянным нормативам от совместных налогов.
3 аспект. Выравнивание
Различают вертикальную и горизонтальную сбалансированность бюджетной системы.
Горизонтальная
В соответствии с Бюджетным
кодексом Российской Федерации в
целях обеспечения
Структура межбюджетных трансфертов из Федерального бюджета в 2010 г. представлена в таблице 2.
Федеральные налоги поступают на счета федерального казначейства и лишь затем делятся по установленным в федеральном законодательстве пропорциям между уровнями бюджетной системы.
Система бюджетного федерализма в РФ
Становление современной системы межбюджетных отношений, соответствующей федеративному государственному устройству России, началось в 1991 г. В основу финансовой политики, проводимой в Российской Федерации, заложены принципы бюджетного федерализма. Основу формирования системы бюджетного федерализма в России определяет Конституция. В соответствии с Конституцией бюджеты всех уровней (федеральный, субъектов Федерации и местные) провозглашаются как самостоятельные финансовые институты, действие которых базируется на разграничении налогов и бюджетных расходов по уровням бюджетной системы. Конституция Российской Федерации также выделяет совместные бюджетные и налоговые полномочия Федерации и ее субъектов, устанавливает их взаимосвязь и взаимозависимость.
Бюджетно-налоговая система
федеративного государства
Бюджетный федерализм представляет
собой систему налогово-
Основной принцип указанных
отношений — сочетание
Особенностью российского
бюджетного федерализма является наличие
значительного разрыва в уровне
бюджетной обеспеченности субъектов
Федерации. Центральные органы, осуществляя
функции макроэкономического
Программа и проблемы развития бюджетного федерализма в РФ
Программа развития бюджетного
федерализма в РФ на период до 2005
г. принята Правительством РФ 15 августа
2001 г. Она исходит из того, что
сложившаяся к настоящему времени
в России система межбюджетных отношений
не отвечает основополагающим принципам
бюджетного федерализма и не соответствует
стратегии развития страны. Сохраняется
крайне высокая централизация
Цель Программы развития бюджетного федерализма — формирование системы бюджетного устройства, позволяющей регионам проводить самостоятельную налоговую и бюджетную политику в рамках их законодательно установленных полномочий.
Эта система бюджетного устройства должна обеспечивать:
создание для региональных и местных органов власти стимулов к эффективному сбору налоговых платежей;
бюджетную ответственность — управление финансами в интересах граждан;
выравнивание доступа граждан, вне зависимости от места их проживания, к основным социальным гарантиям;
обеспечение единства налогово-бюджетной системы.
Бюджетное законодательство Российской Федерации в настоящее время не содержит четкого разграничения расходных полномочий и ответственности между органами власти разных уровней. Многие виды расходов отнесены к совместному финансированию.
Региональные и местные органы власти не в состоянии обеспечить бездефицитность своих бюджетов. В этих условиях они проводят политику выборочного или частичного исполнения своих финансовых обязательств. Обеспечение реальных полномочий региональных и местных органов власти является основной целью реформирования межбюджетных отношений. Для ее достижения Программа предусматривает:
разграничение расходных полномочий между уровнями бюджетной системы;
достижение самостоятельности региональных и местных органов власти в управлении расходами своих бюджетов;
сокращение нефинансируемых федеральных мандатов.
Значительная часть доходов территориальных бюджетов формируется за счет отчислений от федеральных налогов. Это связано с тем, что налогооблагаемая база региональных и местных налогов недостаточна для финансирования необходимых расходов.
Распределения налоговых поступлений между бюджетами различных уровней должно приводить к выравниванию финансовой обеспеченности регионов и сокращать дотационность региональных бюджетов. Но отсутствие связи между объемом предоставляемых бюджетных услуг и сбором местных налогов снижает эффективность использования финансовых ресурсов. Поэтому в ходе реализации Программы должно быть обеспечено повышение роли собственных доходов региональных и местных бюджетов.
Для этого следует:
расширить налоговые полномочия региональных и местных властей;
закрепить отчисления от федеральных налогов за региональными и местными бюджетами на долгосрочной основе;
сократить масштабы распределения налоговых поступлений между уровнями бюджетной системы;
обеспечить уплату налогов, поступающих в региональные и местные бюджеты по месту фактической деятельности предприятий, ликвидировать внутренние офшорные зоны, так называемые СЭЗ (свободные экономические зоны).
Оказание финансовой помощи бюджетам других уровней должно быть социально и экономически обоснованным. Конечная цель такой помощи — выравнивание бюджетной обеспеченности регионов. Необходимо, чтобы она соответствовала следующим критериям:
разделение финансовой помощи на текущую и инвестиционную, а также выравнивающую и стимулирующую;